Четверг, 08.12.2016, 03:05
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Культура. Общество. Психология

ЗВУЧАЩАЯ МОЗАИКА ЖАНРОВ И СТИЛЕЙ

ЗВУЧАЩАЯ МОЗАИКА ЖАНРОВ И СТИЛЕЙ
 

Юбилейный концерт - это не творческий отчет за «пятилетку», а музыкальная панорама лучшего из творчества многих поколений великих композиторов. Программа юбилейного концерта подтвердила «интертекстуальность» (разнообразие жанров, идейно-художественных направлений, систем выразительных средств, техник композиций), репрезентирующую три пласта музыкальной культуры - хоровая музыка, сочинения для оркестра русских народных инструментов и симфонические жанры.

 


 

Сводный хор (студенты консерватории и ее выпускники = камерный хор филармонии) исполнил два фрагмента из «Литургии Иоанна Златоуста»: «Отче наш», «Господи спаси благочестивыя... Трисвятое» Константина Шведова, сохранившего «ретроспективный» подход к жанру молитвы «без радикального обновленчества», тонкость постижения первоисточника - подлинность текста, древнерусский стиль. Однако, богослужебная песенная традиция инструктирована композитором двумя ветвями исторической памяти - светской и фольклорной.
 

В творчестве Александра Рындина - музыковеда по «образованию», композитора по «потребности души» и профессиональной деятельности - немало сочинений для хора. Среди них: «Три духовных песнопения» для смешанного хора, «Всенощное бдение», «Духовный концерт» для женского хора и сопрано, «Два духовных песнопения» для мужского хора, «Benedictus» для смешанного хора, органа, солирующей скрипки и контральто, а также светские opus’bi - «Три задушевных лирических хора» на стихи Б.Свердлова, «Три хора на стихи А.Пушкина»... На юбилейном концерте прозвучала хоровая миниатюра «Пускай увенчанный любовью красоты» из пушкинского цикла. Сохранив романтические тенденции (лирическая форма высказывания, искренний «излив» чувств), композитор демонстрирует «смешанность жанровых и стилистических признаков» (ГГригорьева) - качество современного художественного мышления.

Отмечу, что и в музыке, и с исполнительской интерпретации - много «нравственной чистоты». Живописность, красочность палитры (совокупность выразительных средств) является главным достоинством хоровой партитуры. Стремление хора к художественной убедительности исполняемой музыки определило фразировку, манеру звукоизвлечения, средства выявления звукового пространства.

Фольклорное направление реализовалось в русской народной песне «Ох уж ты, Порушка - Параня» (обработка В.Гончарова). Хор использовал целый арсенал актерских приемов (цветные шали на плечах женского состава хора, выразительная мимика, жесты, хлопки) для создания яркого сценического образа. Высокий уровень исполнения, обеспечивающий полноценное звучания сложных хоровых партитур, адекватное восприятие поэтического содержания, проникновение и передачу художественного образа - заслуга дирижера хорового коллектива лауреата Международного конкурса духовной музыки Татьяны Рекичинской, уровень эрудиции которой позволяет привлекать знания из разных областей музыкознания и искусства для интерпретации исполняемых произведений.

Оркестр русских народных инструментов также реализовал свои исполнительские ресурсы в разнообразной по стилистике программе. В нее вошли: Фантазия на тему русской народной песни «Липа вековая» Павла Куликова (впервые была исполнена студенческим оркестром консерватории в 1970 году, дирижировал Владимир Попов); вальс «Дикая охота короля Страха» белорусского композитора Владимира Солтана; интермедия из испанской сарсуэлы «Свадьба Луиса Алонсо» Херонимо Хименеза-и-Беллидо. Художественный руководитель и дирижер Елена Серединцева продолжает традиции замечательных творческих личностей - ушедших из жизни дирижеров студенческого и филармонического оркестров русских народных инструментов народного артиста России, профессора Н.Н. Калинина, заслуженного деятеля РФ, профессора В.М. Махова, что подтверждается убежденностью интерпретаций исполняемых сочинений.

Симфонический оркестр консерватории (художественный руководитель и дирижер заслуженный деятель Удмуртской республики Игорь Сметанин) начал свое выступление с музыки неугасающей энергии и оптимизма - зажигательной «Румынской рапсодии» №1 (Adur) скрипача, композитора, пианиста, дирижера, педагога, музыкального деятеля Дж.Энес- ку. В своем творчестве композитор широко использовал румынский фольклор, что нашло отражение в «Румынской поэме», «Румынской фантазии», двух «Румынских рапсодиях». Исполнение сложного с точки зрения артикуляции, колористических приемов звукоизвлечения, ритма, темпа, богатства эмоциональных оттенков сочинения было восторженно воспринято слушателями. Отдельная благодарность выпускнице консерватории концертмейстеру симфонического оркестра, отвечающей за качество звучания струнных инструментов, Елене Иноченко.

Попурри «Ночь в консерватории» на основе цитирования эффектных разностилевых и разножанровых фрагментов оперной и кантатно-ораториальной музыки (аранжировка выпускника консерватории Романа Лещенко) исполнил сводный хоровой коллектив театра оперы и балета, филармонии, студентов и выпускников консерватории (дирижер Игорь Сметанин и Татьяна Рекичинская). Эта мастерски скомпонованная монтажная композиция полностью соответствует комплексу способностей и творческим наклонностям ее автора. Темпераментный, полный энергии энтузиаст эстрадно-джазовой музыки, для которого она была духовной потребностью. Ликующее славословие «Аллилуйя», обрамляющее музыкальную «мешанину» (одно из значений термина «попурри»), подобно зеркалу отразило облик беспредельно жизнелюбивого человека, трагическая смерть которого потрясла музыкальную общественность города...
Каждое произведение, исполняемое творческими коллективами студентов и выпускников консерватории, заключала в себе послание к слушателю - «с любовью .».

Оглушительно торжественно прозвучала финальное «Многая лета» из музыки к кинофильму «Иван Грозный» Сергея Прокофьева. Переполненный зал бурно реагировал на это пожелание громом аплодисментов и криками «Браво!»

А.Свиридова
Кандидат искусствоведения, профессор кафедры теории и истории музыки АГК, заслуженный работник высшей школы РФ

Вестник Астраханской государственной академии "Камертон" вып. 14

 

Категория: Культура. Общество. Психология | Добавил: x5443 (21.10.2015)
Просмотров: 212 | Теги: концерт, консерватория, музыка | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016