Понедельник, 22.01.2018, 01:04
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

Значение занятий физкультурой и спортом в высших и средних профессиональных заведениях

А.А.Преловский

Значение занятий физкультурой и спортом в высших и средних профессиональных заведениях

Аннотация. В статье рассмотрены актуальные вопросы реализации молодежной политики России в процессе занятий физкультурой и спортом в высших и средних профессиональных учебных заведениях. Сделан вывод о том, что гармоничное развитие обучающего дает ему конкурентное преимущество в современном мире.

Ключевые слова: молодежная политика, спорт, физкультура, развитие, здоровый образ жизни.

 

Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Конституция как документ программный называет социальное государство как ориентир, идеал к которому необходимо стремиться. Построение социального государства прежде всего связано с реализацией социальных прав и свобод, в том числе права на охрану здоровья. Таким образом, актуальность темы настоящего исследования обусловлена необходимостью реализации права на охрану здоровья, в том числе у обучающихся высших и средних профессиональных учебных заведений, поскольку они являются «наиболее активной частью общества, от жизненного успеха которых зависит и успех российского государства» [1, 1833].

Целью исследования является выявление роли занятий физкультурой и спортом в высших и средних профессиональных учебных заведениях в целях донесения до обучающихся идеи о необходимости гармоничного развития человека.

В настоящее время перед российским государством и российским обществом отчетливо обозначилась «проблема поддержания в молодежи активной жизненной позиции, навыков социальной адаптации, умения организовать свою жизнь с целью обеспечить себе возможность развить свои таланты» [2, 230]. Изменяющийся, все более убыстряющийся в своем развитии мир ставит перед молодежью все более сложные задачи, которые сложно выполнить без умения организовать свой день, разнообразить его не только умственной работой, но и работой физической. Подобный вектор развития современной молодежи «позволил бы не только обеспечить гармоничное развитие отдельного человека, но и общества в целом, поскольку каждый член общества вносил бы свое представлении о правильном образе жизни в общественное сознание» [3, 25].

Данные задачи могут быть реализованы индивидуумами самостоятельно, однако для усиления тренда на здоровый образ жизни государство и общественные организации могут посодействовать в укреплении этой идеи.

С одной стороны, велика роль государства в выстраивании идеологии необходимости ведения здорового образа жизни. Так, реализуются программы по молодежной политике. Следует отметить, что в основном все программы по молодежной политике разрабатываются на федеральном уровне и с помощью различных организационных структур претворяются в жизнь на региональном уровне. Если в 2001 году молодежная политика только набирала свои силы, то по истечении 15 лет можно сказать, что проведена огромная работа по привлечению общественности к проблемам молодежи, создано множество спортивных организаций, направленных на пропаганду здорового образа жизни, активно развиваются политические организации в нашем регионе, молодежь начинает вникать и проявлять интерес к политике, начал свою работу молодежный парламент. Молодежь привлекается к различным проектам в различных социальных сферах. Особенностью молодежной политики в Иркутской области является то, что в начале рассматриваемого периода наблюдался всплеск вновь образованных организаций, но в дальнейшем часть организаций прекратили свою деятельность, однако с 2006 года был зафиксирован новый рост молодежных организаций, многие из которых стремятся попасть в перечень молодежных организаций Иркутской области для получения субсидий. Многие из указанных организаций ориентируют свою работу в том числе на укрепление идеи «в здоровом теле здоровый дух».

Как представляется, государство не может, да и не должно быть единственным идеологом и организатором мероприятий по внедрению в молодежную среду идеи о необходимости ведения здорового образа жизни. В этом процессе большую роль играют не далекие от индивидуума идеи, а «живой» пример, наличие наставников, которые могут привлечь молодых людей в сферу спортивной жизни, заинтересовать их развивать свои умения и навыки в данной сфере. Представляется, что важную роль в этом процессе играют не только спортивные секции, но и работа с обучающимися на занятиях по физкультуре и спорту.

Если в школе занятия физкультурой призваны обеспечить гармоничный рост человеческого тела, то в более старшем возрасте физкультура становится идеологией, которую человек исповедует всю оставшуюся жизнь уже с пониманием того, что в современном мире гиподинамия становится причиной множества заболеваний, отсутствие физической нагрузки пагубно сказывается на поддержании высокого уровня мозговой активности. Таким образом, высшие учебные заведения, средние профессиональные учреждения становятся важным звеном в системе представлений о важности физкультуры и спорта.

В учебных планах высших учебных заведений и средних профессиональных образовательных учреждений отводятся часы на занятие физкультурой. Представляется, что данное время должно быть использовано рационально: с одной стороны, на данных занятиях необходимо развивать физическую выносливость, гибкость и силу, однако более важным является возможность показать обучающимся, что физкультура это необходимая часть жизни любого человека. На занятиях по физкультуре стоит обозначить наличие различных направлений спорта, чтобы каждый обучающийся смог выбрать вид нагрузки по своим изначальным данным и интересам.

Представляется, что поскольку в настоящее время реализуется тренд не на групповое взаимодействие, а индивидуальное развитие, использование на занятия по физкультуре только коллективных игр - волейбол, баскетбол, не являются оптимальным, ведь подобные игры возможны только на специально оборудованных площадках при участии большого количества людей. Вместе с тем, занятия фитнесом, йогой, боксом, занятия в тренажерном зале не требуют таких условий, поэтому и такие виды физической активности должны быть представлены на занятиях с обучающимися.

Позитивным следует признать проведение различных студенческих соревнований, связанных с физической культурой и спортом. Большинство студентов, если не занимались спортом ранее, не могут активно участвовать в соревнованиях профессионального уровня, однако на универсиадах, студенческих соревнованиях среди непрофессионалов способны реализовать себя.

Кроме того, в вузах может вестись активная работа со студентами ранее занимавшихся спортом, но в дальнейшем утратившим интерес к нему. Например, в Байкальской государственное университете в рамках дополнительных занятий ведется подготовка студентов для выступления на соревнованиях по универсальному бою - сочетание нескольких этапов соревнований дает возможность студентам усилить свои умения и навыки по неизвестным им видам физической нагрузки, при этом отлично проявить себя в уже известных дисциплинах.

На основании вышеизложенного, можно сделать следующие выводы.

Развитие физической культуры и спорта являются возможность не только повысить уровень физической подготовки, но и адаптироваться к реалиям современного динамичного мира. Занятия физкультурой и спортом в высших учебных заведениях или средних профессиональных учреждениях должны способствовать формированию у обучающихся понимания важности занятия физкультурой в любой возрасте. Нагрузки должны быть на занятиях разноплановые: как групповые, так и индивидуальные, что позволит выпускникам выбрать более интересный и доступный способ поддержания своей физической формы и после окончания образовательного учреждения.

Литература:

1. Устинов А.Н. Проблемы модернизации высшего юридического образования в России на современном этапе / А.Н. Устинов //Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: материалы Всероссийской научно-методической конференции (с международным участием); Оренбург, гос. ун-т. - Оренбург: ОГУ, 2016. - С. 1833-1839.
2. Устинов А.Н. Проблемы применения компетентстного подхода при подготовке юристов: концептуальный аспект/ А.Н. Устинов// Система менеджмента качества: опыт и перспективы. - 2016. - Вып. 5. - С. 230-233.
3. Якимова Е. М. Совершенствование законодательства в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина: обзор предложений по изменению законодательства / Е. М. Якимова, В. В. Чуксина, Л. С. Гетьман, И. Г. Смирнова// Совершенствование законодательства в сфере защиты прав человека и гражданина: проблемы и перспективы» (часть 1) / отв. ред. Е.М. Якимова. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2013. - С. 2-30.

Современные проблемы физической культуры, спорта и молодежи: материалы III региональной научной конференции молодых ученых, 28 февраля 2017 года / под ред. А.Ф. Сыроватской. - Чурапча: ЧГИФКиС, 2017. - 363 с.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (20.12.2017)
Просмотров: 29 | Теги: спорт, физкультура, молодежная политика | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь