Пятница, 20.09.2019, 21:43
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ЗНАЧЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ К ГИПОДИНАМИИ В ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА (В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СВЯЗИ)

Пономарёв А.С., Биркун Н.И.

ЗНАЧЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ К ГИПОДИНАМИИ В ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА (В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СВЯЗИ)

В статье подчеркивается значение устойчивости к гиподинамии в военно- профессиональной деятельности будущего специалиста (в области обеспечения связи). Являясь специальным физическим качеством, устойчивость к гиподинамии представляется как дополнительная способность, характерная специалисту в рассматриваемой области. Обозреваемые в статье положения предполагают стимулирование занятий физической подготовкой, а также направленную коррекцию методики выполнения упражнений для обеспечения формирования и совершенствования устойчивости организма будущего специалиста (в области обеспечения связи) к гиподинамии.

Ключевые слова: процесс обучения в военном вузе; специальные физические качества; устойчивость к гиподинамии; будущий специалист (в области обеспечения связи); военный вуз.

 

Введение. Бесперебойное насыщение будущего специалиста набором важных для его профессиональной деятельности качеств, умений, навыков и знаний - одна из приоритетных задач, выполняемых военным вузом. Важным фактором в осуществлении этого процесса является использование новых методов формирования способностей, получаемых обучающимся.

Это актуально и для физических качеств и навыков, которые служат гарантией стабильности выполнения обязанностей будущего специалиста (в области обеспечения связи) в любых возможных условиях несения военной службы. Преобладающий в рассматриваемой нами специальности статический характер служебно-профессиональной деятельности сопряжен с длительным нахождением в малоподвижном положении. Это обусловлено работой, которая занимает значительное время специалиста (в области обеспечения связи) за специальной аппаратурой. Следовательно, подготовка такого специалиста к длительному выполнению подобной деятельности без снижения эффективности ее выполнения, вследствие утомления организма от длительного нахождения в малоподвижном состоянии, является одной из важных задач, решаемых в ходе обучения в военном вузе.

Основные положения. Как показывает исследование Н.Н. Головина [1], связь - основа управления войсками и ее потеря является одной из основных причин паники и поражения в бою. Вследствие этого профессиональная деятельность будущего специалиста (в области обеспечения связи) сопряжена с высокой ответственностью, и цена ошибки может быть катастрофической. В связи с этим, требуется четкая и отработанная автоматизация выполнения требуемых операций, а также четкая оценка выполняемых действий, имеющих строгие временные ограничения. Это объясняется деятельностью специалиста (в области обеспечения связи), которая направлена на передачу и прием сигналов боевого управления, приказов, распоряжений, сообщений, имеющих высокую степень срочности, установление требуемых направлений связи и образование в короткие промежутки времени необходимых каналов связи.

Физическая готовность будущего специалиста (в области обеспечения связи) к подобным нагрузкам играет одну из ключевых ролей в процессе выполнения им своих служебно-боевых обязанностей. С точки зрения физической активности работа, сопряженная с длительным осуществлением взаимодействия со сложной технической аппаратурой, предусматривает длительное малоподвижное состояние тела военнослужащего. При этом выполняется сложная умственная деятельность в сочетании с нервно- психологической нагрузкой, что предусматривает возможность появления симптомов гиподинамии [2].

Гиподинамия (гипокинезия) - это нарушение функций организма при ограничении двигательной активности, снижение силы сокращения мышц. Недостаточность движения приводит к комплексу функциональных и органических изменений и болезненных симптомов, отмечаемых почти во всех органах и системах. Это включает в себя рассогласование взаимодействий отдельных систем между собой и организма в целом с внешней средой, нарушается энергетический и пластический обмен, затрагивающий мышечную систему [3]. Это приводит к снижению работоспособности, быстрой утомляемости, головокружениям, снижению концентрации внимания и повышенной психоэмоциональной возбудимости.

Перечисленные симптомы оказывают негативное влияние на качество выполнения служебных обязанностей военнослужащего в психоэмоциональном, физическом отношении, а также в отношении его здоровья. Наибольший интерес вызывает влияние гиподинамии на внимание и сосредоточенность человека, а также его стрессоустойчивость.

Опираясь на сказанное, можно с уверенностью говорить о важности устойчивости будущих специалистов (в области обеспечения связи) к гиподинамии, что предусматривает использование определенных методов воздействия на уровень сформиро- ванности данного качества.

Исследования, проведенные в области профилактики и восстановления от последствий гиподинамии, выделяют физические упражнения как основной способ формирования устойчивости к длительному нахождению в малоподвижном состоянии [4; 5].

Данное заключение справедливо также и согласно исследованиям, которые рассматривают устойчивость к гиподинамии как статическую выносливость [6; 7], которая представляет собой способность организма человека преодолевать утомление в работе статического характера, то есть длительного удержания положения тела в одном положении. Данная способность оказывает положительное влияние на качество производительности труда, который подразумевает работу за столом (персональным компьютером или специальной аппаратурой).

Характерными для формирования статической выносливости двигательными действиями являются изометрические упражнения, суть которых заключается в затрачивании максимальных усилий на противодействие сопротивлению того или иного объекта в течение определенного времени [8]. Данные упражнения могут выполняться как с собственным весом занимающегося, так и с использованием различных снарядов или тренажеров. Следовательно, использование упражнений данного вида позволит обеспечить сформированность у будущего специалиста (в области обеспечения связи) статической выносливости и, как следствие, устойчивости к гиподинамии.

Также актуальными в ходе решения рассматриваемой нами проблемы являются исследования, которые проводились в области влияния изометрических упражнений на результативность учебно-профессиональной деятельности. На основе данных работ нами был выделен ряд упражнений, которые возможно использовать как для формирования устойчивости к гиподинамии, так и в качестве средств оценки сформированности данного качеств:

1. Упражнение № 11 из НФП-2009 «Угол в упоре на брусьях».

2. Удержание туловища в положении «упор-лежа» («Планка»).

3. Удержание положения «вис на перекладине».

Три выделенных упражнения дают возможность получения оценочной характеристики способности удерживать с усилием определенное положение тела конкретное количество времени. Каждое из упражнений имеет ярко выраженный акцент на конкретную группу мышц. «Угол в упоре на брусьях» предполагает максимальное усилие в районах групп мышц груди, рук в районе трицепса, передних мышц плеча, нижней части брюшного пресса и передней поверхности бедра. «Планка» акцентирует усилие на задней поверхности бедра, ягодичных мышцах, предплечьях, верхней части брюшных мышц. «Вис на перекладине» оказывает воздействие на мышцы спины, бицепсы рук и задние пучки плечевых мышц.

Таким образом, можно утверждать, что данные упражнения характеризуют сформированность устойчивости основных групп мышц с точки зрения статической выносливости и способствуют обеспечению качественной работы тех систем организма, которые подвержены негативному воздействию гиподинамии в течение длительного пребывания в статическом положении. В первую очередь это касается мышц, отвечающих за удержание вертикального положения тела человека и важность их бесперебойной и эффективной работы на протяжении длительного времени, с сохранением всех необходимых для профессиональной деятельности функции.

Данное заключение основано на исследовании Н.Н. Безноско, который работал над сохранением положения тела в заданиях разной степени трудности и рациональности, а также способах управления мышечной активностью в данных условиях [9]. Эта работа подтверждает тот факт, что удержание положения тела в затрудненных позициях характеризует не только способность человека выполнить поставленную задачу по удержанию данного положения в течение определенного времени, но и показывает насколько человек готов удерживать более простые, естественные положения (стоя около приборной панели, сидя за персональным компьютером и т.д.) в течение длительного времени, не испытывая дискомфорта, снижения концентрации внимания и других проблем, влияющих на качество выполняемой деятельности.

В ходе проведения научно-исследовательской работы, посвященной формированию профессионально-значимых физических качеств у курсантов младших годов обучения средствами организации самостоятельной подготовки, было выявлено:

• Положительное влияние физических упражнений, имеющих специальную профессиональную направленность на формирование устойчивости курсантов к гиподинамии.

• Улучшение показателей учебно-профессиональной производительности курсантов (с высоким уровнем сформированности устойчивости к гиподинамии), фиксированной после выполнения тяжелой физической тренировки, а также в конце учебного дня [10].

Заключение. Таким образом, сопоставив все рассмотренные нами исследования и сделанные заключения, мы пришли к выводу, что будущие специалисты (в области обеспечения связи) как в процессе обучения в военном вузе, так и после его окончания в ходе выполнения служебных обязанностей испытывают определенную нагрузку, сопряженную с гиподинамией. Это подвергает их риску возникновения факторов, напрямую воздействующих на качество выполнения поставленных перед ними задач, таких как утомление, снижение концентрации внимание, понижение психоэмоциональной устойчивости и др.

Характерные физические упражнения в сочетании с соответствующей методикой способны формировать у будущих специалистов (в области обеспечения связи) устойчивость к гиподинамии, тем самым повышая уровень подготовленности выпускников военного вуза, рассматриваемой нами специализации, к выполнению служебных обязанностей. Это выделяет устойчивость к гиподинамии в ряд приоритетных направлений, которыми важно руководствоваться в процессе составления программы реализации процесса физической подготовки в военном вузе, готовящем будущих специалистов (в области обеспечения связи). Кроме того дает возможность совершенствования имеющегося арсенала используемых физических упражнений за счет внедрения новых методик и подходов к характеру физической нагрузки, получаемой обучающимися в процессе занятий.

 

Литература

1. Головин Н.Н. Исследование боя. Исследование деятельности и свойств человека как бойца. - СПб.: Экономическая Типолитография, 1907. - 192 с.
2. Бикулова Л.Э. Гиподинамия и ее последствия // Ученые записки Казанского филиала «Российского государственного института правосудия». - 2016. - Т. 12. - С. 385-393.
3. Кардозу В.М., Фернендеш Д.М., Бакытжанова А.Е. Гиподинамия - болезнь цивилизации // Бюллетень медицинских интернет-конференций. - 2014. - Т. 4, № 5. - С. 704.
4. Козлова О.А. Профилактика гиподинамии // Лечебная физкультура и спортивная медицина. - 2006. - № 10. - С. 37-39.
5. Еремка Е.В., Балакирева Е.А., Терещенко И.В., Баланова С.Г., Шокотко Т.В. Роль физической культуры в сохранении и укреплении здоровья человека // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. - 2007. - № 4 . - С. 19-24.
6. Важенин Ю.А. Содержание и построение физической подготовки курсантов- летчиков при освоении новых типов самолетов: дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2007. - 163 с.
7. Сидоренко А.С. Развитие статической выносливости мышц в деятельности инженера-настройщика высокоточного оборудования // Физическая культура и спорт в системе образования России: инновации и перспективы развития: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - СПб.: Золотое сечение, 2013. - С. 103-107.
8. Андреев А.М. Методика применения изометрических упражнений для профилактики травматизма у баскетболистов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2007. - № 12 (34). - С. 5-10.
9. Безноско Н.Н. Способы управления мышечной активностью при сохранении положения тела в заданиях разной степени трудности и рациональности: дис. . канд. пед. наук. - М., 2001. - 119 с.
10. Пономарёв А.С., Образцов П.И. Отчет о научно-исследовательской работе «Формирование профессионально-значимых физических качеств у курсантов младших годов обучения средствами организации самостоятельной физической тренировки». Шифр «БУРАН-12». - Орел: Академия ФСО России, 2017. - 206 с.

Источник: Научно-методический журнал "Физическое воспитание и спортивная тренировка" № 2 (24) - 2018


Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (28.08.2019)
Просмотров: 23 | Теги: гиподинамиz | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь