Вторник, 23.10.2018, 10:08
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ЗНАЧЕНИЕ УПРАЖНЕНИЯ «ЖИМ ШТАНГИ ЛЁЖА» В КОРРЕКЦИИ ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ У ДЕВУШЕК-СТУДЕНТОК

А.В.Козлов

ЗНАЧЕНИЕ УПРАЖНЕНИЯ «ЖИМ ШТАНГИ ЛЁЖА» В КОРРЕКЦИИ ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ У ДЕВУШЕК-СТУДЕНТОК

В статье рассмотрены вопросы коррекции телосложения девушек-студенток, занимающихся в тренажерном зале университета. Проведено исследование по изучению мотивов посещения тренажёрного зала девушками, технологии составления тренировочных программ, применения различных упражнений в программах тренировочных занятий для коррекции телосложения. Обосновано значение упражнения «жим штанги лёжа» в коррекции телосложения девушек-студенток.

Ключевые слова: студенческая молодежь; коррекция телосложения; мотив; тренировочная программа; жим штанги лёжа.

 

Введение. Соблюдение принципов здорового образа жизни предполагает отказ человека от пагубных привычек, сбалансированное и рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены, режим труда и отдыха, выполнение необходимого в соответствии с возрастом объема двигательной активности [2].

В настоящее время современный человек восполняет дефицит двигательной активности посредством включения в разнообразные виды физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности. В этой связи очень высока популярность среди девушек силовых видов спорта, таких как силовой фитнес, атлетическая гимнастика, боди-фитнес, бодибилдинг, различные виды и направленности силовой подготовки с целью воспитания силовых качеств или коррекции телосложения [3].

По данным контроля учебной работы в 2014-15 учебном году в тренажёрном заде ФОК РУДН занималось более 600 девушек, в 2015-16 учебном году - более 800 девушек, в 2016-17 учебном году занимается около 900 девушек.

Силовые виды спорта не только укрепляют физическое здоровье, но и помогают удовлетворить потребность в двигательной активности, скорректировать телосложение девушки, избавить от физических недостатков (лишний вес, неправильная осанка и др.), дают возможность преодолеть стресс, депрессию, негативные эмоции. Вместе с тем, занятия девушек в тренажёрном зале требуют особого внимания, грамотного планирования физической нагрузки, обоснованного подбора физических упражнений. Многие же физические упражнения в большинстве случаев недооцениваются девушками, что снижает эффективность силовых видов спорта в воспитании силовых качеств и коррекции телосложения.

Методика исследования. В работе были использованы следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы; опрос в виде анкетирования; педагогический эксперимент. Исследование проходило в тренажёрных залах физкультурно-оздоровительного комплекса ФГАОУ ВО «РУДН», г. Москва. В опытной работе приняли участие 50 студенток РУДН, которые были разделены на 2 равные по физической подготовленности группы (опытная и контрольная). Все девушки во внеурочное время на протяжении семестра (четыре месяца) три раза в неделю занимались в тренажёрном зале.

Результаты и их обсуждение. В результате исследования мы выявили основные мотивы посещения тренажерного зала у девушек (в анкете можно было выбрать 2 и более ответа; диаграмма 1):

• более 30% студенток ходят в тренажёрный зал, чтобы только получить зачёт по дисциплине «Физическая культура»;

• 50% девушек посещают с целью соблюдения здорового образа жизни; 20% студенток стремятся улучшить своё физическое здоровье и повысить физическую подготовленность;

• 90% студенток ставят перед собой цель — скорректировать фигуру;

• 60% девушек посещают тренажёрный зал с целью досуга, хорошего времяпровождения.

Диаграмма 1. Процент мотивов посещения тренажёрного зала у девушек РУДН

Студентки контрольной группы занимались по программам тренировочных занятий (диаграмма 2), которые:
• рекомендованы на интернет-сайтах по фитнес-тренировкам — 40% студенток, от числа опрашиваемых студенток;
• составляли с помощью тренера-преподавателя — 30% студенток, от числа опрашиваемых студенток;
• составляли самостоятельно — 10%, от числа опрашиваемых студенток;
• вообще не имели программы тренировок — 20%.

Диаграмма 2. Процент составления тренировочных программ у девушек контрольной группы

Мы опросили студенток контрольной группы и определили (диаграмма 3), что они чаще делают те упражнения, которые им больше всего нравятся, или которые, по их представлению, лучше корректируют фигуру (в анкете можно было выбрать 2 и более ответа).

Диаграмма 3. Процент упражнений в программах тренировочных занятий у девушек контрольной группы

Опрос показал, что в тренировочные программы студенток контрольной группы преимущественно входили:
• упражнения на мышцы ног, ягодиц — 70% (приседания со штангой, сгибания-разгибания ног на тренажере; сведения-разведения ног на тренажере; выпады на месте, упражнения на икроножные мышцы);
• упражнения на мышцы живота — 50% (поднимание туловища, ног);
• упражнения на мышцы рук — 40% (махи гантелей в стороны, жим вперёд на тренажёре, упражнения на трицепс);
• упражнения на мышцы спины — 20% (гиперэкстензия, мёртвая тяга);
• статические упражнения — 10% (планка, стульчик, боковой мост, ситап);
• соревновательные упражнения из силовых видов спорта — 5% (пауэрлифтинг: жим штанги лёжа, приседания со штангой, становая тяга; тяжёлая атлетика: толчок штанги, рывок штанги).

Таким образом, в основном девушкам контрольной группы больше нравится прорабатывать мышцы ног, ягодиц, живота, рук; меньше внимания они уделяют мышцам грудным и спины. На предложение включить в программы тренировок упражнение «Жим штанги лёжа» почти все высказались против.

Студентки опытной группы занимались по программам тренера-преподавателя, которые разрабатывались ежемесячно с включением соревновательных упражнений пауэрлифтинга: жим штанги лёжа, приседания со штангой, становая тяга [1].
Отметим, что девушки обеих групп недооценивают такое упражнение как «Жим штанги лёжа», которое направлено на грудные, дельтовидные мышцы, трицепсы и широчайшую мышцу спины. В результате опроса мы выявили причины недооценки этого упражнения: техническая сложность; дополнительная подготовка для обучения техники (отжимания от пола, жим на тренажёре, упражнения на силу предплечья); стереотип, что это «мужское» упражнение; мифы о том, жим штанги лежа снижает в девушке женственность, уменьшает объем груди.

Таким образом, девушки контрольной группы не использовали жим штанги лёжа, девушки опытной группы выполняли это упражнение в течение семестра. Также в программу тренировок опытной группы входили обязательные вспомогательные упражнения: подтягивания на тренажёре, отжимания в упоре на брусьях на тренажёре, жим гантелей вверх сидя.

Сравнительный анализ результатов тестирования студенток опытной и контрольной групп в начале эксперимента представлен в таблице 1.

Таблица 1
Показатели физической подготовленности девушек опытной и контрольной групп до и после эксперимента

Как видно из таблицы, в начале исследования в изучаемых показателях достоверных различий между группами выявлено не было. Для определения эффективности внедрения соревновательного упражнения пауэрлифтинга в программы занятий в тренажёрном зале после 4 месяцев занятий было проведено повторное тестирование физической подготовленности студенток экспериментальных групп.

Анализ полученных результатов позволяет заключить, что как в опытной, так и в контрольной группе имеет место положительный прирост исследуемых показателей. Однако результаты тестов физической подготовленности девушек опытной группы выше, чем контрольной.

Отметим также, что в конце эксперимента студентки опытной группы иначе оценивали упражнение «Жим штанги лёжа». В основном ответы сводились к тому, что жим штанги лёжа направлен, во-первых, на мышцы груди, что делает саму грудь более подтянутой и привлекательной; во-вторых, на дельтовидные мышцы, трицепсы и широчайшую мышцу спины, что развивает плечевой пояс и спину и визуально подчеркивает талию девушки; в-третьих, вспомогательные упражнения и упражнения на мышцы ног и ягодиц делают фигуру более спортивной и подтянутой.

В контрольной группе: 50% респондентов «подумают» о включение упражнения «Жим штанги лёжа» в свои программы; 30% девушек не хотят и не будут использовать это упражнение в своих программах; 20% студенток высказались, что занятия в тренажёрном зале слабо корректируют фигуру; 10% занимающихся не видят смысла продолжать посещение тренажёрного зала.

Выводы. В заключении отметим, что использование в программах тренировок девушек упражнения «Жим штанги лёжа» свидетельствует о его результативности. Это подтверждается тестированием физической подготовленности студенток экспериментальных групп, а также результатами опроса.

Литература

1. Бударников А.А., Козлов А.В. Пауэрлифтинг - вариативный компонент физической культуры в вузе: учебное пособие. - М.: РУДН, 2013. - 245 с.
2. Гарипова А.З. Потенциал пауэрлифтинга в повышении физической подготовленности студенток педагогического вуза // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 3 (133). - С. 53-57.
3. Козлов А.В., Бударников А.А., Каганер Т.А. Силовые виды спорта: спортивная тренировка девушек-студенток: учебное пособие. - М.: РУДН, 2016. - 86 с.

Физическое воспитание и спортивная тренировка № 3 (21) - 2017

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (19.12.2017)
Просмотров: 135 | Теги: пауэрлифтинг | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь