Суббота, 14.12.2019, 17:09
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Культура. Общество. Психология

ЗНАЧЕНИЕ САМОМЕНЕДЖМЕНТА ДЛЯ СТУДЕНТОВ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

М.Керимова, Л.Н.Паршина Любовь Николаевна

ЗНАЧЕНИЕ САМОМЕНЕДЖМЕНТА ДЛЯ СТУДЕНТОВ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Аннотация. После окончания школы абитуриенты проходят вступительные экзамены в разные учебные заведения. Только при успешной сдаче данных экзаменов бывшему школьнику присваивается статус студента. Радость этого знаменательного события обучающегося длится до тех пор, пока он не столкнется с проблемами, с которыми ранее не встречался во время обучения в средней школе. В частности, большой объем информации при изучении новых дисциплин, отводимые часы для самостоятельной работы студентов, а также ограниченное время самого обучающегося, Наличие специальных знаний по эффективному самоуправлению позволит современным студентам результативно выполнять свою трудовую учебную деятельность, основное содержание которого сводится к умению организации и планирования.

В этой работе рассматривается самоменеджмент обучающихся Петербургского государственного университета путей сообщения.

Ключевые слова: самоменеджмент, студент, целеполагание, планирование, мотивация студентов, самостоятельная работа студентов, саморазвитие.

По данным Международной организации экономического сотрудничества и развития, на сегодня в России наибольший процент людей с высшим образованием. Так, 54% граждан страны окончили различные учебные заведения, преимущественно технические [1]. В свое время на IX съезде Российского союза ректоров Фурсенко А.А. подчеркнул, что к отечественным брендам - конкурентоспособным, имеющим мировое признание, с которыми страна может выйти на мировой рынок как полноправный член, относится и российское инженерное образование. Его слова подтверждаются статистическими данными, согласно которым в рейтинге специальностей для иностранных студентов лидируют инженерно-технические профессии.

Министерство образования и науки Российской Федерации в 2018 приемном году увеличило количество бюджетных мест по техническим и инженерным специальностям, что составило 6,8% от общих предоставленных мест. А в 2019 году планируется повысить численность обучающихся по данным направлениям на 1,7% [3].

После окончания школы абитуриенты проходят вступительные экзамены в разные учебные заведения. Только при успешной сдаче данных экзаменов бывшему школьнику присваивается статус студента. Радость этого знаменательного события обучающегося длится до тех пор, пока он не столкнется с проблемами, с которыми ранее не встречался во время обучения в средней школе. В частности, большой объем информации при изучении новых дисциплин, отводимые часы для самостоятельной работы студентов, а также ограниченное время самого обучающегося. Не каждый может справиться с данными трудностями. В этой связи вопрос самоменеджмента студентов как эффективного способа управления и организации своего времени имеют немаловажное значение.

Термин «самоменеджмент» впервые был введен немецким профессором, руководителем Института стратегии и эффективного использования времени Лотаром Зайвертом. В настоящее время самоменеджмент - это одно из перспективных направлений менеджмента, призванное помочь современному человеку организовать свою жизнь [2, с. 12]. Основная цель самоменеджмента состоит в эффективном использовании собственных возможностей для преодоления внешних обстоятельств, оптимизации своего времени.

С нашей точки зрения, самоменеджмент это способность управлять собой для достижения намеченных результатов. В целях изучения самоменеджмента обучающихся, авторами были проведены исследования в январе-феврале 2018 г. среди студентов Петербургского государственного университета путей сообщения с I по IV курс из России, Казахстана, Туркменистана, Таджикистана, Китая, Туниса, Монголии.

Задачами данного исследования являются:

• определить степень удовлетворенности итогами зимней сессии 2017-2018 учебного года;

• выявить основные ошибки, допущенные в процессе подготовки к экзаменам;

• проанализировать такие функции студенческого самоменеджмента как целеполагание, планирование, организация, контроль и мотивация.

Методами индивидуального и группового анкетирования, проводившегося по месту учебы, было опрошено 187 студентов.

Студентов просили ответить на вопрос «Удовлетворены ли Вы итогами зимней сессии 2017-2018 учебного года?», предложив им выбрать один из представленных ответов с границами от «полностью не удовлетворен» до «полностью удовлетворен», итоги которого приведены в табл. 1.

Таблица 1
Оценка степени удовлетворенности итогами зимней сессии 2017-2018 учебного года

Результаты нашего исследования показали, что в целом респонденты довольны итогами этой зимней сессии. Но, тем не менее, следует подчеркнуть, что каждый восьмой студент университета полностью не удовлетворен результатами экзаменационной сессии.
Так как в соответствии со статьей 2 Закона РФ от 19.04.1991 г. №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» студенты очной формы обучения относятся к категории занятых граждан, их основной трудовой деятельностью является учеба. Для того чтобы рассчитать индекс удовлетворенности результатами своего труда по каждому курсу можно использовать 5-балльную шкалу измерений, предложенную профессором Потемкиным В.К. Как правило, ответ «полностью удовлетворен» оценивается в 5 баллов. Ответ «затрудняюсь ответить» - 3 балла [4, стр. 46]. Таким образом, применяя данный метод расчета, получили следующие значения:

Основные ошибки, допущенные во время подготовки к сессии, представлены на рис. 1.

Рис. 1. Допущенные ошибки студентов во время подготовки к сессии

Ответы наших респондентов показывают, что в основном данные ошибки связаны с неправильной организацией и планированием своего собственного труда. Поэтому в рамках данной работы мы попытались проанализировать такие функции студенческого самоменеджмента как целеполагание, планирование, организация, контроль и мотивация.

В связи с тем, что достижение цели активизирует и мотивирует студентов, мы в первую очередь попытались выяснить имеются ли цели у наших респондентов. Цель, по нашему мнению, это желаемый конечный результат.

У 76,8% опрошенных имеются цели. Более уверенно «да, безусловно» ответили студенты I и IV курсов. На наш взгляд, это связано с тем, что очень часто у обучающихся II и III курсов цели корректируются.

Каждый седьмой опрашиваемый не имеет цели. 19,3% студентов не смогли четко и ясно ответить на поставленный вопрос.

Безусловно, для каждого студента целью является получение диплома. Каким опрашиваемые видят свои будущие профессиональные перспективы после достижения конечного результата? 42,2% респондентов ответили, что будут работать по специальности, 15,5% - не по специальности, 23,0% студентов затруднились с ответом. Нас, с одной стороны, удивил, а с другой огорчил пессимистический настрой обучающихся. В частности, каждый девятый респондент предположил, что может остаться безработным, что составило 10,7% ответов. 8,6% опрашиваемых не исключают, что им придётся часто менять место работы. Здесь хотелось бы отметить, что иностранные студенты на 100% ответили, что планируют работать по специальности.

На вопрос «Планируете ли вы свой распорядок дня/недели?» самым популярным ответом оказался «периодически», который указали 63,3% респондентов. 19,2% опрошенных всегда планируют, 15,1% никогда, 2,4% затруднились с ответом.

Главным мотивом учебной деятельности у 30,4% обучающихся является овладение профессией. Престиж получения высшего образования на втором месте, данный ответ указали 26,2%, студентов. У 23,5% респондентов главным побудителем учебы является приобретение знаний. И на последнем месте, к нашему удивлению, у 19,8% опрошенных мотивом является будущая заработная плата.

Самостоятельная работа студентов является неотъемлемой частью процесса обучения в университете. И от правильной организации данного процесса зависят конкретные результаты.

Прежде всего, студентов просили ответить на вопрос «Какими ресурсами Вы пользуетесь при подготовке к семинарским/практическим занятиям?». Большинство респондентов (46,5%) указали «Интернет», 34,8% пользуются методическими пособиями дисциплин. 17,7% студентов при самостоятельной работе пользуются ресурсами библиотеки, из которых 13,4% - библиотеки университета, а 4,3% - электронной библиотеки. 1,1% опрашиваемых ничем не пользуются при подготовке к занятиям.

18,7% студентов на подготовку к занятиям тратят 30 минут, 27,8% - 1 час, 44,9% - от 1,5 до 2 часов. 8,6% респондентов чаще не готовятся к занятиям. Отметим, что первокурсники данный ответ не выбрали, он в основном наблюдается у студентов старших курсов.

По результатам данного исследования сделаны следующие выводы:

• студенты в основном удовлетворены итогами зимней сессии. Высокая степень неудовлетворенности наблюдается у иностранных студентов;

• неправильная самоорганизация и планирования явились основными причинами низкой подготовки респондентов;

• у большинства респондентов имеются основные цели, при этом только каждый пятый из них всегда планирует свою работу;

• главным мотивом учебы у большинства респондентов является овладение профессией;

• на самостоятельную работу студенты, на наш взгляд, тратят недостаточное количество времени.

• более уверенно будущее видится у обучающихся из других стран.

Подчеркиваем, что только наличие специальных знаний по эффективному самоуправлению позволит современным студентам результативно выполнять свою трудовую учебную деятельность, основное содержание которого сводится к умению организации и планирования.

В заключение следует заметить, что кураторам, в особенности первокурсников, следует обратить внимание на селф-менеджмент и проводить работу по данному вопросу со студентами. А обучающимся необходимо развивать самодисциплину, быть более сосредоточенными, например, хотя бы отключать мобильные телефоны во время занятий.

Список литературы

1. Доклад: Россия занимает первое место в мире по числу образованных людей [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.gazeta.ru/social/news/2012/09/12/ n_2526225.shtml (дата обращения: 10.02.2018).
2. Петрова Г.Н., Шемилина Е.М. Самоменеджмент педагога: теория и практика. Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2014. 182 с.
3. Министерство образования определило контрольные цифры приёма на два года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://academica.ru/novosti/Novosti- obrazovanij a/851676-ministerstvo-obrazovanij a-opredelilo-kontrolnye-cifry-prijoma-na-dva-goda/
4. Мотивация трудовой деятельности: Учеб. пособие / Под ред. В.К. Потемкина. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2003. 103 с.

Источник: Научный журнал «Вестник факультета управления СПбГЭУ». 2018. Выпуск 3 (ч.2)


Категория: Культура. Общество. Психология | Добавил: x5443 (25.11.2019)
Просмотров: 14 | Теги: Самоменеджмент | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь