Суббота, 03.12.2016, 20:41
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

Значение национальных игр для физического развития детей

Г.М.Гоголева, А.А.Васильева

Значение национальных игр для физического развития детей

Начиная со второй половины пятидесятых годов ХХ -го столетия в Якутии по инициативе выпускника Центрального ордена Ленина Всесоюзного института физической культуры Николая Николаевича Тарского начала культивироваться вольная борьба. За эти годы в Якутии этот вид борьбы моментально получил широкое распространение и развитие, подготовлены разрядники, кандидаты и мастера спорта СССР, мастера международного класса , чемпионы и призеры международных турниров, Советского Союза, Европы и мира. На наш взгляд, в быстром достижении таких результатов молодежи народа саха имеет серьезное влияние национальная борьба хапсагай.

Спортивный журналист и комментатор Владислав Коротов подчеркивает: «С 1972 года началась новая эра якутского спорта, когда на высшую ступень олимпийского пьедестала поднялся якутский борец Роман Дмитриев. Затем было триумфальное выступление сразу трех представителей народа саха на Монреальской Олимпиаде - золото Павла Пинигина и серебряные медали Романа Дмитриева и Александра Иванова. Все они были воспитанниками и учениками гениального тренера Дмитрия Петровича Коркина, положившего в основу якутской школы вольной борьбы элементы национальной борьбы - хапсагая»(1, 129).

В 1960 году написана книга Андросова Г.Г. «Якутская борьба хапсагай».В ней имеются главы об истории развития, о технике, даются некоторые технические советы. Исследователи научного наследия прославленного тренера Дмитрия Петровича Коркина Уйгуров В.В.,Кривошапкин П.И. в книге «Д.П.Коркин: статьи, обзор научных трудов».Якутск, 2003. Пришли к выводу по состоянию вопроса об изучении взаимосвязи и положительном влиянии национальных видов борьбы и вольной борьбы.

Национальные виды борьбы явились фундаментом для развития вольной борьбы в нашей стране. Об этом свидетельствуют научно - исследовательские работы: Рагимова Э.Т. «Азербайджанская «гюлеш» (1948), Туманян Г.С. «Армянская спортивная борьба» (1955), Керимова Н,Г, «Азербайджанская борьба гюлеш и ее связь с вольной борьбой» (1962), Абрамова Я.Ю. «Таджикская народная спортивная борьба» (1950), Вудченко Н.П. «Узбекская спортивная борьба «кураш» (1959). В этих диссертациях освещены и раскрыты основные организационные и теоретические проблемы национальных видов борьбы.

О взаимосвязи данных видов борьбы мы солидарны с мнениями Уйгурова В.В., Кривошапкина П.И., которая исходит из следующих структур качеств: «Существует на практике два типа вольника в условиях Якутии: первый из этих двух типов борцы, прошедшие через народную школу - хапсагай. Второй тип - борцы, не прошедшие через народную школу без предварительной подготовки начавшие занятия по вольной борьбе. Сравнивая результаты этих двух борцов, получаем наглядную картину превосходства мастеров первой группы. (По анкетным данным Сафонова Н.И., Коркина Д.П.). В настоящее время якутский хапсагай имеет два вида хапсагаистов. Первая группа хапсагаистов - это те, кто прошел народную школу хапсагая.Они быстры, чувствительны, комбинационны, результативны, устойчивы в ситуациях вне захвата. Вторая группа хапсагаистов - вольники, которые занимаются хапсагаем. Они медлительны, отличаются устойчивостью в большей части в ситуациях захватами, непроницаемостью. Их можно называть представителями нового класса хапсагаистов. Быстрота, подвижность является наиболее характерной чертой якутского хапсагая». (2, 6).

Профессор Шамаев Н.К. подчеркивает: «Борьба хапсагай - это якутская национальная борьба, состязание в ловкости и быстроте, силе и выносливости, она имеет сходство с восточным видом боевого искусства - айкидо. Есть предположение, что в глубокой древности существовал боевой вид хапсагая. В произведениях якутского героического эпоса олонхо ярко описываются победа богатыря среднего мира над представителями «темной силы» при помощи приемов борьбы хапсагай. Значит, в старину древние воины проводили определенную подготовку по изучению приемов хапсагая и успешно использовали их в сражениях». (3, 60).

Таким образом, не стоило бы слишком увлекаться зарубежными традициями единоборств и самозащиты, а надо возрождать национальную борьбу - хапсагай.

«Хапсагай» в дословном переводе на русский язык означает состязания в ловкости и силе. Хапсагай как вид спорта - это единоборство, в котором, применяя различные приемы, борцу нужно вывести соперника из равновесия, принудить его коснуться земли или ковра любой частью тела. Отличие хапсагая от других видов борьбы ( вольной, классической ) заключается в том, что поединок ведется только в положении стойки. Продолжительность схватки - пять минут, площадка или ковер должны быть круглой формы, диаметром десять метров.

Великий тренер Дмитрий Петрович Коркин написал: «В хапсагае чистая победа присуждается уже за одно касание земли двумя точками тела ( не считая ступней ), а значит и за любой бросок, т.е. если противник потерял равновесие и двумя руками коснулся земли, или оперся коленом и рукой, а тем более, если он упал на четвереньки, на бок, посажен на ягодицы и т.д.

Отсюда вытекает еще одно отличие - в хапсагае не применяется мост.

В хапсагае не присуждается победа за явным преимуществом или технически чистая победа». (4, 9).

У народа саха всегда почитали и в своих былях и сказаниях народного эпоса олонхо превозносили сильных, ловких, могучих богатырей. Во всех этих легендах и преданиях главными героями являлись люди, не злоупотребляющие своим могуществом. Подобные морально - этические нормы поведения также передавались от отцов к детям, от дедов - к внукам. Особенно не принято у народа саха выставлять напоказ свою мощь, силу и другие выдающиеся физические качества.

Персонажи олонхо всегда были добросердечными защитниками жителей Среднего мира. При этом интересно, что они в конце жесточайшей схватки своих врагов побеждали при помощи приемов борьбы хапсагай. Как мы считаем, что олонхо зарождалось, когда на свет появился народ саха, три тысячи лет тому назад, так написано в истории Сибири. Следовательно, с тех пор существует и борьба хапсагай, притом в виде боевого искусства. Уместно привести слова великого тренера Дмитрия Петровича Коркина о том, что «умение бороться по хапсагаю требует особого мастерства, не каждый борец, владеющий другим видом борьбы, может хорошо бороться по хапсагаю». (5,13).
Основная проблема заключается в том, что нет специально обученных тренеров в улусах и поселках, если бы были тренеры, которые успешно занимались только хапсагаем, то это бы принесло прекрасные плоды.

Литература:

1. Возрождая традиции предков. Авторы - составители В.П.Кочнев, И.Ю.Григорьев, В.П.Коротов.Якутск, 2009.
2. Д.П.Коркин: статьи, обзор научных трудов. Авторы - составители В.В.Уйгуров,П.И.Кривошапкин.Якутск, 2003.
3. Шамаев Н.К. Семейное физическое воспитание на основе национальных традиций. Якутск, 2009.

Современные проблемы физической культуры и спорта: материалы вузовской научно-практической конференции молодых ученых, студентов, аспирантов, соискателей и школьников (от 27 февраля 2013 года, с. Чурапча, Республика Саха (Якутия)). - Чурапча: ООП ФГБОУ ВПО «ЧГИФКиС», 2013.-176 с.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (07.08.2016)
Просмотров: 40 | Теги: Борьба | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016