Вторник, 22.10.2019, 19:03
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ

Рязанцев А.А.

ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ

Динамичный рост количества иностранных студентов, обучающихся в Российской Федерации, обозначает целый ряд проблем, связанных с их адаптационными возможностями к новым условиям жизни и образовательной деятельности. По результатам экспериментальной и практической деятельности предлагается внедрить в учебный процесс по физическому воспитанию современные технологии с учетом религиозной и культовой ментальности студентов-иностранцев, а также массовости различных видов спорта в стране проживания.

Ключевые слова: иностранный студент, адаптационные возможности, физическая культура, педагогическое взаимодействие.


Введение. Одной из форм интернационализации высшего образования в Российской Федерации является обучение студентов, и наша страна входит в группу лидеров международных образовательных услуг.

Доля иностранных студентов, получающих образование в России, согласно Государственной программе «Развитие образования», должна увеличиться с 2,3% в 2011 году до 10% в 2020 году. Статистические данные подтверждают темпы подобного прорыва: с 2004 года по 2015 год количество студентов-иностранцев увеличилось в 10 раз [7]. А по данным Министерства образования и науки РФ в 2018 году в стране обучаются 257 тысяч студентов из ближнего и дальнего зарубежья, т.е. каждый двадцатый студент, обучающийся в России, является иностранцем [10].

Отмечается тенденция увеличения количества студентов-иностранцев, обучающихся в периферийных вузах. К примеру, в Томском политехническом университете более 2, 3 тысяч таких студентов, а в Новосибирском техническом университете их более 1,8 тысяч. При этом в Ессентукском институте управления 54% всех студентов - иностранцы, в Дербентском гуманитарном институте - 45% таких студентов. Более 50 тысяч студентов приехали из дальнего зарубежья: 3,8% только из стран Европы; 3,3% из Южной Америки; остальные из стран Азии, Северной Африки
[9].

Более 18% прибывших на учебу иностранных студентов выбрали для себя профессию врача [9]. В Астраханском государственном медицинском университете (Астраханский ГМУ) обучается более 1300 студентов из Марокко, Туниса, Нигерии и Ганы. По нашему твердому убеждению, проблемы, возникающие в образовательном пространстве студентов-иностранцев, являются актуальными, требуют системного исследования и научного обсуждения.

В целях повышения эффективности учебного процесса иностранных студентов и разработки методических и практических рекомендаций в АГМУ проведено научное исследование по следующей методике:

- обзор литературных источников по изучаемой проблеме;

- сравнительный анализ состояния здоровья студентов-иностранцев;

- комплексное тестирование двигательных и психологических качеств студентов-иностранцев;

- педагогические наблюдения;

- опрос, беседы, анкетирование;

- стандартный метод математической статистики.

Обсуждение результатов исследования. Исследование и экспериментальные данные показали, что в интернациональном образовательном пространстве АГМУ необходимо решение трех проблемных вопросов: а) повышение адаптационных возможностей студентов-иностранцев к новым условиям жизни и образовательной деятельности; б) улучшение состояния здоровья студентов-иностранцев; в) готовность профессорско-преподавательского состава к педагогическому взаимодействию.

Необходимо отметить, что более 3% студентов-иностранцев подготовительного отделения не справляются с адаптационными проблемами к обучению и уходят из вузов [1; 2]. Этот фактор негативно влияет на положительную динамику международных образовательных услуг нашей страны.

Рассмотрим возможности решения выше указанных проблем через преподавание в вузе физической культуры, так как именно физическая активность служит средством восстановления психических и физических сил студентов, служит адаптацией к комплексному стресс-фактору, вызванному проживанием в новой социальной, климатической, языковой среде и необходимостью преодолевать учебные нагрузки. Специалистами [5; 7] отмечается рост дезадаптационных реакций у студентов, имеющих недостаточную физическую подготовку, на физическую нагрузку высокой интенсивности.

Студенты и преподаватели, участвующие в анкетировании по проблемам адаптации студентов-иностранцев в АГМУ, указали на сложность преодоления языкового барьера, так как лишь небольшая часть преподавателей может обеспечить преподавание на английском языке. Для положительной динамики в коммуникативной деятельности в университете организованы курсы по английскому и французскому языкам, на кафедре физической культуры АГМУ составлен краткий русско-английский разговорник, касающийся непосредственно этого предмета обучения.

На начальном этапе исследования проведено тестирование физической подготовленности и анализ состояния здоровья студентов из дальнего зарубежья основной медицинской группы 1 -5 курсов стоматологического и 1 -3 курсов лечебного факультетов [3; 4]. С нормативами обязательных тестов, рекомендуемых программой по физическому воспитанию, не справляются в первый год обучения более 50 % студентов. Основной причиной этих низких показателей является индифферентное отношение к занятиям физической культурой, которое сформировалось в стране проживания, и самосознание студентов не готово к самостоятельной работе. Абсолютное большинство студентов (62,2 ± 10%) не видят в физической культуре возможностей для повышения качества обучения по специальности.

На начальном этапе обучения в университете (подготовительный факультет и младшие курсы) необходимо создать положительно осознанное отношение студентов- иностранцев к физической культуре как важному средству социальной, психологической и образовательной адаптации и совершенствованию профессионально значимых для будущего врача физических качеств, функций и навыков. Для этой цели необходимо использовать как обязательные, так и факультативные занятия по физической культуре в том объеме, который заложен в учебных планах и рабочих программах для студентов из России. Студенты-иностранцы должны рассматривать физическую культуру не только с позиции укрепления здоровья, но и как возможность повышения конкурентоспособности в профессии. Для этой цели кафедрой физической культуры подготовлено и издано методическое пособие по профессионально- прикладной физической подготовке врача с четкой гимнастической терминологией и графическим изображением всех профессионально важных упражнений и комплексов. Это предоставляет возможность для самостоятельных занятий студентов и является предпосылкой формирования профессиональной физической культуры (ПФК). Также преподавателями физической культуры АГМУ пропагандируются занятия в спортивных секциях, тренажерных залах, выступления на внутривузовских соревнованиях и спортивных праздниках, участие в составах сборных команд по видам спорта в городских, областных и соревнованиях Министерства здравоохранения РФ, волонтерском движении. Эти спортивные мероприятия, особенно в смешанных языковых группах, способствуют взаимообучению, различным формам взаимопомощи, расширяют коммуникативные возможности в различных ситуациях, формируют положительный психологический климат, содействуют социокультурной адаптации (СКА) [4].

Анкетирование в АГМУ показало, что более 80% преподавателей физической культуры испытывают затруднения и напряженность при педагогическом взаимодействии с иностранными студентами из-за особенностей национальной ментальности, национальной образовательной культуры, недостаточного уровня владения английским языком. Это является причиной неудовлетворенности своей педагогической деятельностью, а иногда и стрессовой ситуацией. Наши исследования имеют подтверждение и в целом ряде публикаций других авторов по изучаемой проблеме [6; 7; 8].

Для эффективной профессиональной деятельности и педагогического взаимодействия с иностранными студентами преподавателям физической культуры АГМУ необходимо прохождение курсов повышения квалификации на основе образовательной программы Томского политехнического университета: «Педагогическое взаимодействие преподавателя физической культуры с иностранными студентами в российском вузе» [9].

Практический опыт и педагогические наблюдения показали, что повышение уровня физической подготовленности и адаптации к физическим нагрузкам является показателем приспособительных возможностей студентов-иностранцев к проживанию в нашей стране и возрастающим учебным нагрузкам [4]. При этом необходимо учитывать, что наиболее эффективными адаптогенными факторами при занятиях физической культурой являются циклические физические упражнения с умеренной моторной плотностью, командные подвижные и спортивные игры с использованием игрового и соревновательного метода на высоком наглядном и эмоциональном уровне.

Оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия необходимо проводить с учетом религиозной и культовой ментальности, национальных праздников, уровня развития и массовости различных видов спорта в родной стране студента. К примеру, практически все студенты из Марокко, Туниса и Ганы хорошо играют в футбол.

При составлении расписания групповых занятий по физической культуре администрация АГМУ учитывает адаптационные возможности студентов по временным и климатическим особенностям, а преподаватели физической культуры учитывают индивидуальные просьбы студентов (особенно на младших курсах).

Выводы:

1. Показатели состояния здоровья и физической подготовленности студентов- иностранцев АГМУ характеризуются крайне низкими показателями, что негативно влияет на адаптивные возможности организма.

2. Для улучшения здоровья и физической подготовленности, являющихся показателем уровня адаптационных резервов организма студентов-иностранцев, необходимо планировать учебный процесс по физическому воспитанию, по возможности, на всем протяжении обучения в вузе.

3. Регулярные занятия по физической культуре необходимо проводить в оптимальном двигательном режиме, с умеренной моторной плотностью, на высоком наглядном и эмоциональном уровне.

4. При проведении оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий необходимо учитывать религиозную и культовую ментальность студентов- иностранцев, а также уровень развития и массовости различных видов спорта в стране проживания.

5. Для оптимизации процессов психологической адаптации иностранных студентов к обучению и проживанию в инокультурной среде необходимо на занятиях физической культурой формировать смешанные языковые группы.

6. Для повышения готовности преподавателей физической культуры университета к педагогическому взаимодействию с иностранными студентами необходима практика повышения квалификации. Предлагается взять за основу образовательную программу повышения квалификации преподавателей физической культуры Томского политехнического университета: «Педагогическое взаимодействие преподавателей физической культуры с иностранными студентами в российском вузе (108 часов)».

Литература

1. Груцяк Н.Б., Груцяк В.Н. Физическая культура как мощный фактор, способствующий адаптации иностранных студентов в вузе. [Электронный ресурс]: http://sportfiction.ru/articles/fizicheskaya-kultura-kak-moshchnyy-faktorsposobnostvuyush chiy -adaptatsii-inostrannykh-studentov-v-vuze/
2. Доронцев А.В. Концепция общекультурных компетенций по физической культуре в медицинских вузах // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 4 (146). - С. 61-64.
3. Кудряшов Н.А. Адаптация студента-иностранца в вузе: проблемы и пути их решения. - Краснодар: «Издательский Дом - Юг». - 2016. -78с.
4. Морозова О.В., Блохина О.Ю., Коноплева Е.Г. Анализ физической подготовленности иностранных студентов Астраханского государственного медицинского университета / Тенденция развития психологии, педагогики и образования: материалы международной научно-практической конференции. - Казань, 2016. - С.44-46.
5. Светличкина А.А., Доронцев А.В. Феномен укороченного интервала PQ как фактор риска при занятиях физической культурой и спортом // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. № 9 (139) - С. 175 - 181.
6. Смышляев К.А. Профессионально-педагогические затруднения преподавателя физической культуры вуза при взаимодействии с иностранными студентами // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - №6. [Электронный ресурс]: http://www.science-education.ru.ru/article/view?id=25933
7. Ушакова И.А. Здоровьесберегающая социализация иностранных студентов в медицинских вузах России: автореф. дис. ... д-ра социолог. наук. - Волгоград, 2012. - 36 с.
8. Фазлеева Е.В., Власенков Н.В., Шалавина А.С. Занятия физической культурой в вузе как средство адаптации иностранных студентов к обучению // Наука и спорт: Современные тенденции. - №2 (Том 11). - 2016. [Электронный ресурс]: www.scienceandsport.ru. - С. 31-34.
9. Шевелева С.И. Формирование межкультурной компетенции обучающихся из стран азиатско-тихоокеанского региона на этапе предвузовской подготовки: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Томск, 2015. - 23с.
10. www.argumenti.ru. - 2018. - №6 (599), 15.02.2018. - С.7.

Источник: Научно-методический журнал "Физическое воспитание и спортивная тренировка" № 3 (25) - 2018


Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (05.10.2019)
Просмотров: 26 | Теги: иностранный студент | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь