Пятница, 09.12.2016, 16:27
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Рынок. Предпринимательство. Бизнес

ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕФОРМЫ В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕФОРМЫ В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

А.В.Воробьев, А.В.Смыков, Волгоградский государственный аграрный университет

В 1990 году принят закон РСФСР «О земельной реформе». Отменена монополия государства на землю. Законом введены две основные формы собственности: государственная и частная. Стала осуществляться передача земли крестьянским (фермерским) хозяйствам. Преобразования в сельскохозяйственном землепользовании были направлены на приватизацию земли, реорганизацию колхозов и совхозов. Передача земли в собственность осуществлялась путем ее раздела между членами сельскохозяйственных предприятий и работниками социальной сферы на селе, на условные земельные доли. Активная фаза реформирования земельных отношений в нашем регионе, характеризовалась первоначальным образованием большого количества крестьянских (фермерских) хозяйств, с последующим увеличением их площади. Для упорядочения данного процесса, все сельские районы получили своеобразные генеральные планы развития земельной реформы - схемы землеустройства административных образований. В результате этой, исключительно профессиональной работы землеустроителей, удалось максимально сохранить землепользования крупных сельскохозяйственных предприятий и одновременно в рамках исполнения федерального законодательства наметить мероприятия по перераспределению земель, определить границы земельных массивов для новых организационно-правовых форм хозяйствования. В статье исследована землеустроительная документация, содержательная часть которой лежала в основе формирования землевладений крестьянских (фермерских) хозяйств, в начальный период проведения земельной реформы в Волгоградской области.

In 1990 the Russian Federation adopted a law "On Land Reform". Abolished the monopoly of the state on the ground. Law introduced two main forms of property - public and private. It began to carry out the transfer of land to peasant (farmer) farms. Conversion to agricultural land, were directed to land privatization, restructuring of state and collective farms. The transfer of land ownership carried out by its members of the interface between agricultural enterprises and social workers in the countryside, in the conditional land shares. The active phase of land reform in the region, characterized by the initial formation of a large number of private (peasant) farms, with a consequent increase in their area. To streamline this process, all rural areas have received original master plans of land reform - land management schemes administrative units. As a result of this, only professional land surveyors work, managed to preserve land use of large agricultural enterprises, while in the execution of federal legislation to outline measures for the redistribution of land, define the boundaries of tracts of land for new or-ganizational and legal forms of management. The paper investigated, land documents, substantial part of which was the basis of the formation of peasant land holdings (farms), in the initial period of land reform in the Volgograd region.

Ключевые слова: земельная реформа, земельные участки, землеустроительная документация, схема землеустройства, экспликация земель, крестьянские (фермерские) хозяйства.


Введение. Правовую основу земельной реформы в новой России заложили законы РСФСР «О земельной реформе» (1990 г.), «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (1990 г.). С 1991 по 2001 г. в области землепользования и землеустройства на федеральном уровне принято 32 закона, 52 указа Президента Российской Федерации, 180 постановлений Правительства, 242 нормативно-правовых акта министерств и ведомств [1]. Все это говорит о масштабах земельных преобразований, начатых в 1990 году. Законом «О земельной реформе» (ФЗ-374-1 от 23.11.1990) отменена монополия государства на землю и введены две основные формы собственности: государственная и частная. С этого времени стало возможным передавать землю в частную собственность граждан для ведения крестьянских хозяйств. Преобразования в сельскохозяйственном землепользовании были направлены на приватизацию земли, реорганизацию колхозов и совхозов, формирование эффективного сельскохозяйственного производства на основе частной собственности. Передача земли в собственность осуществлялась путем ее раздела между членами сельскохозяйственных предприятий и работников социальной сферы на селе, на условные земельные доли. Прошло 25 лет. Поэтапное исследование земельных преобразований говорит о том, что в начале реформ Волгоградская область являлась в России лидером по интенсивности образования новых форм хозяйствования и площади перераспределения земель. За первые 5 лет реформ в регионе образовано более 11 тыс. КФХ, на площади 1,2 миллиона гектаров.

Материалы и методы. Для исследования использовались материалы государственного фонда землеустроительных данных, хранящихся в архивах Росреестра. Установлено, что в период реформирования земельных отношений землепользование бывших крупных коллективных сельскохозяйственных предприятий стало не только и не столько объектом внутрихозяйственного землеустройства, сколько объектом территориального землеустройства. Практика, связанная с реализацией землеустроительных решений, показала, что оптимальным объектом землеустройства в условиях земельной реформы является территория сельского поселения (Понимается территория в пределах «старых до реформирования» границ землепользований крупных коллективных сельскохозяйственных предприятий, находящаяся под юрисдикцией администрации сельского поселения). Каким видом землеустроительной документации можно одновременно охватить всю территорию сельского муниципального образования? По нашему мнению, это схема землеустройства, которая является своеобразным генеральным планом использования земель в границах муниципального образования. Недостаточное научное и методическое обеспечение на первоначальном этапе земельной реформы влекли за собой хаотичное перераспределение земель [1]. Учитывая данное обстоятельство, определилась цель разработки схемы землеустройства:

1.    Наведение порядка в учете и использовании земель в границах территории муниципального образования.

2.    Установление и разграничение прав землевладений и землепользований.

3.    Оценка, анализ и корректировка происходящих изменений в ходе перераспределения земель.

4.    Разработка предложений по образованию новых и упорядочению существующих землевладений и землепользований.

Результаты и обсуждение. Динамичный процесс реформирования земельных отношений на местах, во многом зависел, от наличия и качества землеустроительной документации. В этом плане Волгоградская область являлась единственным субъектом федерации, где полностью были завершены работы по составлению схем землеустройства административных территорий. В схемах решались вопросы первоочередного и последующего изъятия земель из состава колхозов и совхозов, определялось местоположение целевых земельных фондов, устанавливался режим использования земель, формировались массивы сельскохозяйственных угодий для образования землепользо- ваний крестьянских (фермерских) хозяйств [2]. Типичное перераспределение земель сельскохозяйственного предприятия показано на рисунке 1.
 
Рисунок 1 - Размещение КФХ и фонда перераспределения в границах Вертяченского сельского поселения Городищенского района

Методика составления схем учитывала следующие требования. Земельные участки КФХ по площади, составу угодий, качеству земель, местоположению, форме, конфигурации, размещению границ должны создавать оптимальные условия для осуществления производственной деятельности, в соответствии с их специализацией, технической оснащенностью и размерами планируемого производства. По возможности располагаться на единой водосборной (водосбросной) площади, обеспечивающей проведение комплекса противоэрозионных мероприятий, на одной или однородной экспозиции склона, создавая тем самым одинаковые или близкие условия для проведения агротехнических работ и др. Фермерские хозяйства имели различную специализацию и значительно отличались по размерам. Для производства подсолнечника, горчицы, зерновых и крупяных культур предлагалось выделять 330-350 га, для овцеводства — до 300 га, содержания крупного рогатого скота мясного направления — 180 га, для выращивания бахчевых культур — до 30 га [3, 4]. Проекты внутрихозяйственного землеустройства разрабатывались на основе дифференцированного подхода, в зависимости от производственного направления и природно-экономической зоны расположения КФХ. В проектах минимизировалось количество решаемых вопросов, что позволяло значительно снизить их стоимость, без упрощения содержательной части проекта. Проект землеустройства КФХ включал почвенную карту, экспликацию земель по видам угодий, схему чередования культур в полях севооборота, рекомендуемые противоэрозионные мероприятия (рисунок 2). Результаты проведенных нами исследований обсуждены на заседании кафедры «Землеустройство и кадастры» ВолГАУ. Опыт реформирования земельных отношений ранее представлялся на региональной научно- практической конференции «Эколого-экономические проблемы развития АПК Нижнего Поволжья» [5, 6], на международном семинаре «Земельные отношения в современных условиях» [7], а также представлены в работах [8-11].


Рисунок 2 - Проект землеустройства КФХ
 
Заключение.
В результате исследований нами установлено, что в схемах землеустройства и проектах ВХЗ осуществлено научно обоснованное перераспределение земель, сформированы земельные массивы для организации крестьянских (фермерских) хозяйств, образованы фонды перераспределения земель. В конкретных случаях даны предложения, по устранению дальноземелья, чересполосицы, вклинивания, вкрапливаний, других недостатков землепользований. В процессе реформирования земельных отношений, более 80 процентов земельного фонда субъекта федерации, поменяли свой прежний статус, форму собственности или хозяйствования, каждый третий гектар подвергся перераспределению в натуре. Осуществлена передача 800 тыс. га земель в ведение администраций сельских муниципальных образований, 1236 тыс. га. - крестьянским фермерским) хозяйствам, 499 тыс. га - в фонд перераспределения. Формирование, крупных и компактных земельных массивов, способствовало сокращению или значительному уменьшению отрицательного влияния земельного передела, на использование сельскохозяйственных угодий и севооборотов. В целом, проведенное в Волгоградской области землеустройство, решило проблему разграничения государственной собственности на землю, обеспечило благоприятные территориальные условия для образования новых форм хозяйствования.

Библиографический список

1. Волков, С.Н. Землеустройство. Землеустройство в ходе земельной реформы (19912005 годы) [Текст] : учебное пособие/ С.Н. Волков. - М.: ООО «Издательство «Колос С», 2006. -Т. 8. - 399 с.
2. Волков, С.Н. Рекомендации по землеустройству территорий сельских администраций. [Текст]/ С.Н. Волков, В.В. Вершинин, А.В. Воробьев. - Волгоград: Издательство «Станица-2», 2000. - 76 с.
3. Воробьев, А.В. Земельная реформа в Волгоградской области: [Текст] монография / А.В. Воробьев. - Волгоград: ФГБОУ ВПО Волгоградский ГАУ, 2014. - 162 с.
4. Воробьев, А.В. Совершенствование системы земельного учета при проведении государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения в Волгоградской области [Текст] /А.В. Воробьев, А.В. Смыков //Известия Нижневолжского агроуниверситетского комплекса: наука и высшее профессиональное образование. - 2015. - № 3 (39). - С. 237-241.
5. Воробьев,    А.В. Опыт реформирования земельных отношений и землеустройства в Волгоградской области [Текст] /А.В. Воробьев // Эколого-экономические проблемы развития АПК Нижнего Поволжья: материалы региональной научно-практической конференции/ Поволжский НИИ экономики и организации АПК. - Саратов, 1995. - С. 73-80.
6. Воробьев, А.В. Развитие земельных отношений в Волгоградской области, [Текст] /А.В. Воробьев // Материалы региональной научно-практической конференции. Волгоград, 30 мая 1997 г. - Волгоград: Комитет по печати и информации, 1997. - С. 15-21.
7. Воробьев, А.В. Земельные преобразования в Волгоградской области [Текст] /А.В. Воробьев // Земельные отношения в современных условиях: материалы международного семинара. Митино, 8-10 сентября. - М.: «Эконива», 1999. - С. 132-138.
8. Воробьев, А.В. Регулирование земельных отношений за рубежом и в России [Текст] /А.В. Воробьев. - Волгоград: Издательство «Станица-2», 1999. - 112 с.
9. Воробьев, А.В. Землеустройство и кадастровое деление Волгоградской области [Текст] /А.В. Воробьев. - Волгоград: Издательство «Станица-2», 2002. - 92 с.
10. Воробьев, А.В. Интеграция землеустроительных и кадастровых работ - основа эффективного управления земельными ресурсами на уровне муниципальных образований [Текст]/ А.В. Воробьев, А.В. Смыков //Известия Нижневолжского агроуниверситетского комплекса: наука и высшее профессиональное образование. - 2011. - № 1 (21). - С. 183-189.
11. Воробьев, А.В. Пути интенсификации использования земель Волгоградской области» [Текст] / А.В. Воробьев, А.В. Смыков // Известия Нижневолжского агроуниверситетского комплекса: наука и высшее профессиональное образование. - 2011. - № 1 (21). - С. 179-183.

Известия Нижневолжского агроуниверситетского комплекса: наука и высшее профессиональное образование № 4 (40), 2015

Категория: Рынок. Предпринимательство. Бизнес | Добавил: x5443 (16.02.2016)
Просмотров: 264 | Теги: землепользование | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016