Воскресенье, 19.11.2017, 08:09
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Финансы и налоги. Бухгалтерия

ИСТОРИЧЕСКИЙ И СОВРЕМЕННЫЙ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА

Р.В.Бобринёв. Социогуманитарный вестник Кемеровского института (филиала) РГТЭУ № 1(16). 2016

ИСТОРИЧЕСКИЙ И СОВРЕМЕННЫЙ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА

Помимо общей характеристики современного правового регулирования земельного налога, в статье рассматриваются исторические этапы развития национального земельного налогообложения, а также отдельные элементы налоговой политики, направленной на укрепление финансовых основ местного самоуправления. Имея целью систематическое увеличение фискальных поступлений от уплаты земельного налога, зависящего от кадастровой стоимости земельных участков, государство, по мнению автора, должно совершенствовать законодательное регулирование государственной кадастровой оценки.

Ключевые слова: земельный налог, земельное налогообложение, местные бюджеты, органы местного самоуправления, государственная кадастровая оценка.

 

Земельный налог, согласно ст. 15 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) является одним из двух налогов местного уровня. Именно с земельного налога начинается раздел Х части 2 НК РФ, получивший в результате принятия Федерального закона от 29 ноября 2014 г. № 382-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» новое наименование «Местные налоги и сборы».

В первоначальной редакции данный раздел НК РФ носил название «Местные налоги». Однако, несмотря на своё название, его содержание составляли исключительно нормы гл. 31 «Земельный налог». В таком виде раздел Х просуществовал в течение десяти лет вплоть до конца 2014 г., т.е. до момента принятия обозначенного федерального закона.

В настоящий момент раздел Х включает в себя уже два налога (земельный налог - гл. 31 НК РФ, налог на имущество физических лиц - гл. 32 НК РФ) и один сбор (торговый сбор - гл. 33 НК РФ). Однако на этом законодатель оста
навливаться не собирается. По мнению Министерства финансов РФ, в проекте Основных направлений налоговой политики на 2017-2019 гг. в целях снижения административной нагрузки на бизнес предполагается провести анализ всех неналоговых платежей на предмет выявления платежей, имеющих налоговую природу, с последующим перенесением правового регулирования таких платежей в НК РФ. В этой связи вряд ли можно считать, как полагают некоторые учёные, завершённой кодификацию российского налогового законодательства.

Что касается современного национального правового регулирования земельного налогообложения, то оно, несмотря на детальную регламентацию в актах законодательства о налогах и сборах, а также длительную историю своего развития, также выступает объектом периодического воздействия со стороны законодателя, вносящего в него различные изменения и дополнения. Отдельные корректировки, затрагивающие вопросы налогообложения земельных участков, судя по декларируемым Минфином России планам, ожидаются в период 20172019 года. Целью готовящихся изменений является укрепление финансовых основ местного самоуправления. Примечательно, что земельное налогообложение всегда использовалось, главным образом, именно с такой целью, о чём свидетельствует исторический опыт.

Обращение к истории земельного налогообложения показывает, что на Руси земля становится объектом налогообложения с XI-XII века. В качестве налоговой базы при её налогообложении, как правило, использовались физические (количественные) характеристики земли.

С XIII в. до середины XVII в. единицей обложения земли в России была соха (соха - примерно 400 десятин в служилых землях и 300 - в монастырских и церковных).

Особенностью этой окладной единицы является уравнительный принцип. Первоначально земля облагалась по её количеству, затем этот принцип изменяют: земли разделяют по их плодородию. Различалась соха доброй и соха худой земли. Для определения размеров сохи с разного качества земли существовал принцип - «плохое качество вознаграждается прибавкой её количества, или приравнивания её количества к меньшему количеству четвертей лучшей земли» [5, с. 217].

С образованием Московского государства земельные отношения поднимаются на более высокий уровень развития. Используется большое разнообразие единиц обложения.

К началу XVIII в. в России сформировалась громоздкая и дорогостоящая налоговая система, чёткого выделения земельного налога не существовало. Фактически не учитывалась доходность земли. Одной из особенностей земельного налогообложения в этот период явилось сочетание комбинаций поземельного принципа с поимущественным.

Во второй половине XVIII в. и начале XIX в. главным налогом была подушная подать. Что касается системы земельного налогообложения, то её в самостоятельном виде не было.

В период с 1843 по 1856 г. правительством проводятся кадастровые мероприятия. Их целью было определение доходности казённых селений от земель, промыслов, лесов и др. Сначала определялись площади земель, местных различий почв по названию, качеству, возделываемым культурам и среднему урожаю с каждого рода почвы.

Составлялась таблица средней урожайности зерна в определённом районе.

Затем составляли сводную таблицу для губернии и определялся валовый доход, из которого исключались издержки производства и получали чистый доход с десятины по каждому качеству почв, определяли оклад оброчной подати [6, с. 1-16].

В 1851 г. Николаем I был принят Устав о земских повинностях. Среди сборов, подлежащих обложению, оказалась и земля. Сбор с земель был определён заранее и брался с десятины без учёта её доходности. Налоги с земель давали около 70 % поступлений по земским сборам [5, с. 277].

С отменой крепостного права и началом земельной реформы правительство Александра II (1855-1881 гг.) пытается решить крестьянский и земельный вопросы, в связи с этим на новый уровень выходит земельное законодательство.
Манифест и Положение 19 февраля 1861 г. (общее положение о крестьянах, положение о выкупе и др.) декларировали отмену крепостной зависимости, установив право крестьян на земельный надел и порядок осуществления выкупных платежей за него. Крестьяне уплачивали казне рассроченные на 49 лет выкупные платежи [9, с. 534].

Издан ряд Указов императора о прямых податях и поземельных сборах и многочисленные разъяснения к ним. В период с 1865 по 1879 гг. было принято более 300 различных документов о порядке взимания государственных и земских повинностей. Важным по значению также был оброк - плата казённых крестьян за пользование землёй.

Величина оброка устанавливалась для каждой губернии и распределялась земской управой между отдельными владельцами земли. Поземельные налоги представляли собой группу прямых реальных налогов, объектом обложения которыми являются участки земли или доходы от владения или использования земли.

В ходе проводившихся либеральных реформ 60-х гг. XIX в. происходит становление и чёткое выделение земельного налога. Увеличиваются поступления в государственный бюджет от земельных налогов и платежей, связанных с землей [6, с. 1-16].

Установление нового «государственного поземельного» налога происходит в 1875 году. Обложению данным налогом подлежали все земли, облагаемые на основе Устава о земских повинностях местными сборами, кроме казённых земель. Общая сумма налога с каждой губернии и области определялась (с утверждения министра финансов) умножением общего числа десятин подлежащей обложению земли на средний по губернии или области оклад налога с десятины удобной земли и леса, утверждаемый в законодательном порядке. В 1884 г. Александр III издал закон о размерах данного налога, его величина колебалась от 1/4 до 17 копеек с десятины [4, с. 85].

В эпоху правления Николая II (1894-1917 гг.) был уменьшен ряд налогов. Поземельный налог был снижен с 1896 г. на 10 лет - наполовину, а в губерниях, где половинный оклад превышал 5 копеек на десятину - до этого предела. Предоставление этой льготы объяснялось сельскохозяйственным кризисом.

К концу XIX в. Россия имела достаточно стройную систему налогов и контроля за их поступлениями. Однако значение государственного поземельного обложения было невелико. Одной из причин такой ситуации стало освобождение дворян от уплаты налогов, а крестьянские хозяйства были маломощными, также ещё сохранялись крепостнические пережитки в деревне.

После Октябрьской революции 1917 г. наряду с другими налогами земельный налог был отменён (декрет ВЦИК от 19 февраля 1918 г. «О социализации земли» и от 30 октября 1918 г. «Об обложении сельских хозяев натуральным налогом»). Вместо него советское правительство вводит сельскохозяйственный налог. Общим для земельного и сельскохозяйственного налога являлся объект - земля. Для сельскохозяйственного налога устанавливались нормы доходности.

В начале 80-х гг. ХХ в. в связи с происходящими изменениями в действующей системе налогообложения указом Президиума ВС СССР «О местных налогах и сборах» от 26 января 1981 г. был введён ряд налогов, в состав которых вошёл и земельный налог. Данный налог исчислялся с квадратного метра площади по различным ставкам, взимался с кооперативных предприятий, учреждений и организаций, а также граждан СССР, иностранных физических и юридических лиц и лиц без гражданства, которым в установленном законом порядке были выделены земельные участки. От уплаты налога освобождался достаточно широкий круг юридических и физических лиц [6, с. 1-16].

Дальнейшее развитие налогообложения земли связано с коренными изменениями в государственном устройстве страны и переходом к рыночной экономике. Так, в начале 90-х гг. ХХ в. в действующее законодательство о налогах и сборах, принятым 11 января 1991 г. Законом Российской Федерации № 1738-1 «Оплате за землю» [3], была введена такая правовая категория, как плата за землю. Указанным законом под платой за землю понимались следующие формы денежных изъятий: земельный налог, арендная плата и нормативная цена земли.

С 1 января 2006 г. названный закон утратил силу, за исключением положений, касающихся нормативной цены земли. Она, как следует из п. 13 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», применяется для целей налогообложения в случаях, если кадастровая стоимость земли не определена. Так, например, в силу п. 8 ст. 391 НК РФ нормативная цена земли используется для определения налоговой базы в отношении земельных участков, расположенных на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января года, следующего за годом утверждения на территориях этих субъектов результатов массовой кадастровой оценки земельных участков.

Что касается земельного налога и арендной платы, то они, по-прежнему, рассматриваются, но уже Земельным кодексом РФ в качестве форм платы за использование земли в Российской Федерации. При этом порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством РФ о налогах и сборах, основу которого составляет НК РФ и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований (законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) о земельном налоге. Исходя из положений I и II части НК РФ, земельный налог можно охарактеризовать как местный прямой (поимущественный) налог, уплачиваемый организациями и физическими лицами на основании гл. 31 НК РФ, которая вступила в силу с 1 января 2005 года.

Земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с данными нормативными правовыми актами, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе (далее - городах федерального значения) налог устанавливается НК РФ и законами указанных субъектов РФ, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с данными нормативными правовыми актами, и обязателен к уплате на территориях указанных субъектов РФ. Представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения), устанавливая налог, определяют налоговые ставки в пределах, предусмотренных гл. 31 НК РФ, порядок и сроки уплаты налога (в отношении налогоплательщиков- организаций), сроки уплаты авансовых платежей по налогу (в отношении налогоплательщиков-организаций), а также могут установить налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков (ст. 387 НК РФ). Помимо этого, при установлении налога вышеуказанные органы вправе не устанавливать отчётный период (п. 3 ст. 393 НК РФ) и могут предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу (п. 9. ст. 396 НК РФ).

К примеру, в Постановлении Кемеровского городского Совета народных депутатов от 30 сентября 2005 г. № 263 «Об установлении и введении в действие на территории города Кемерово земельного налога», вступившем в силу с 1 января 2006 г. (далее - Постановление Кемеровского горсовета № 263), [8] местные законодатели установили налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога, отчётные периоды, сроки уплаты авансовых платежей, а также налоговые льготы. Аналогичным образом данные элементы налогообложения получили своё закрепление в Решении Совета народных депутатов Суховского сельского поселения Кемеровского муниципального района Кемеровской области от 29 ноября 2013 г. № 89 [10].

В случае если налоговые ставки не определены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения), налогообложение производится по предельным налоговым ставкам, указанным федеральным законодателем в п. 1 ст. 394 НК РФ.

Иные элементы земельного налога (в том числе объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, порядок исчисления налога), а также круг налогоплательщиков регулируются нормами гл. 31 НК РФ и не могут изменяться на местном (региональном) уровне (п. 4 ст. 12 НК РФ).

Являясь налогом местного уровня, земельный налог согласно ст. 61-61.5 Бюджетного кодекса РФ по нормативу 100 % зачисляется исключительно в местные бюджеты (городских поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, внутригородских районов, сельских поселений).

Какова доля земельного налога в составе налоговых доходов местных бюджетов, а следовательно, насколько важную роль на современном этапе он играет при формировании местных финансовых фондов, можно увидеть из соответствующих ежегодных отчётов органов власти, организующих исполнение местных бюджетов. Так, например, согласно сведениям, содержащимся в отчёте об исполнении бюджета г. Кемерово за 2013 г., в указанный муниципальный денежный фонд земельный налог поступил в сумме 1 194 879 тыс. рублей. Исходя из того, что общий объём налоговых доходов городского бюджета составил 4 753 383 тыс. руб. на долю земельного налога пришлось 25,1 %. В 2014 г. городской бюджет был исполнен по земельному налогу в сумме 994 287,5 тыс. рублей. С учётом общего объёма собранных в нём налоговых доходов в размере 4 673 619,5 тыс. руб., доля земельного налога составила 21,3 %. В 2015 г. исполнение городского бюджета по земельному налогу было обеспечено в сумме 778 404 тыс. рублей. Учитывая общий объём собранных налогов, составивший 4 898 265 тыс. руб., на долю денежных поступлений от уплаты земельного налога пришлось 15,9 % [2].

Что касается данных о размере уплаченного в 2013-2015 гг. земельного налога в консолидированный бюджет Российской Федерации, то эти сведения доступны в отчётах о начислении и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации (форма № 1 - НМ). Так, согласно отчёту за 2013 г. поступления земельного налога в консолидированный бюджет РФ обеспечены в размере 137 817 605 тыс. руб., что в долевом выражении составляет 13,2 % от всех уплаченных (1 041 791 629 тыс. руб.) в местные бюджеты налогов, сборов и иных обязательных платежей, ад- министрируемых налоговыми органами. В 2014 г. поступления в консолидированный бюджет РФ по земельному налогу обеспечены в размере 155 252 530 тыс. руб. или 16,4 % от всех уплаченных (943 837 365 тыс. руб.) в местные бюджеты налогов, сборов и иных обязательных платежей. В соответствии с отчётом за 2015 г. поступления в консолидированный бюджет РФ по земельному налогу обеспечены в размере 163 753 440 тыс. руб. или 16,9 % от всех уплаченных (970 326 299 тыс. руб.) налогов, сборов и иных обязательных платежей [1]. При этом основная часть зачисляемого в бюджетную систему РФ земельного налога уплачивается налогоплательщиками-организациями, на долю которых приходится более 70 % всех денежных траншей по земельному налогу.

Таким образом, на примере бюджета столицы Кузбасса можно наблюдать отрицательную динамику поступлений от уплаты земельного налога на протяжении последних трёх лет. В то же время в ряде других муниципальных образований, находящихся на территории Кемеровской области (всего их 210), в которых установлены дифференцированные налоговые ставки и оптимизированы местные налоговые льготы, прослеживается рост денежных поступлений от выполнения налогоплательщиками своих налоговых обязательств по уплате земельного налога. В связи с чем в последние три года фиксируется увеличение сумм земельного налога, поступающего в консолидированный бюджет Кемеровской области. В целом, по России последняя «трёхлетка» также характеризуется устойчивым ростом доли собираемого и зачисляемого в местные бюджеты земельного налога.

Несмотря на недостаточный с точки зрения формирования надлежащей финансовой основы деятельности органов местного самоуправления размер аккумулируемого в их бюджетах земельного налога, приведённые статистические данные обнаруживают всю важность полного, своевременного и ритмичного выполнения налоговых обязательств организациями, обладающими земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения. По этой причине во всех нормативных правовых актах представительных органов муниципальных образований (законах городов федерального значения) в течение налогового периода (календарного года) для налогоплательщиков-организаций предусмотрены отчётные периоды (1-й квартал, 2-й квартал и 3-й квартал), по окончании которых в установленные сроки уплачиваются авансовые платежи по земельному налогу.

По состоянию на 1 августа 2016 г. (т.е. по итогам 1-го и 2-го квартала) в консолидированный бюджет РФ из начисленных по земельному налогу 146 746 434 тыс. руб. поступило 83 808 675 тыс. руб. (в том числе 79 890 330 тыс. руб. от организаций, 3 918 345 тыс. руб. от физических лиц), что в долевом выражении составляет 15,1 % от всех уплаченных (553 827 578 тыс. руб.) в местные бюджеты налогов, сборов и иных обязательных платежей [1]. При этом доля организаций составила 95 %, а доля физических лиц, уплачивающих земельный налог единовременно не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, только 5 %.

Таким образом, учитывая долю поступающих денежных средств в местные бюджеты от организаций, уплачивающих земельный налог, можно с уверенностью констатировать, что в значительной степени финансовая стабильность этих бюджетов зависит от результатов хозяйственной деятельности коллективных налогоплательщиков. В соответствии с этим органы местного самоуправления обязаны, а в случае необходимости совместно с органами государственной власти, создавать благоприятные условия к осуществлению хозяйственной деятельности на территориях, находящихся под их юрисдикцией.

Подводя итог, можно заключить, что почти тысячелетняя российская история налогообложения земли есть не что иное, как поиск оптимальной модели выстраивания специфических имущественных отношений между публично- правовыми образованиями и лицами, обладающими земельными участками. Основной целью указанных отношений выступала и выступает в настоящее время необходимость формирования за счёт выполнения налогообязанными лицами своих фискальных обязательств, особых денежных фондов, предназначенных для решения задач, стоящих перед органами власти.

В текущем историческом моменте государством реализуется курс, направленный на постепенное увеличение собираемости земельного налога и укрепление финансовых основ местного самоуправления. С этой целью правовое регулирование земельного налогообложения должно в дальнейшем развиваться. К примеру, в целях увеличения доходов субнациональных уровней бюджетной системы РФ главное финансовое ведомство страны планирует в ближайшие три года поэтапную отмену действующих налоговых льгот, установленных на федеральном уровне, с передачей соответствующих полномочий на местный уровень. С мая 2016 г. начата реализация Федерального закона № 119-ФЗ [11], регулирующего отношения, связанные с предоставлением земельных участков, расположенных на территории Дальневосточного федерального округа, гражданам Российской Федерации. Одной из целей данного закона выступает обложение земельным налогом лиц, приобретших в процессе безвозмездного использования предоставленных им земельных участков в частную собственность.

И последнее обстоятельство, на которое нельзя не обратить внимание в силу его непосредственного влияния на размер налоговой нагрузки для плательщиков земельного налога, - это периодически проводимая государственная кадастровая оценка земли. Во многом благодаря ей консолидированный бюджет РФ, несмотря на многочисленные споры, инициированные недовольными организациями-налогоплательщиками в судах и комиссиях по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, имеет в последние несколько лет тот положительный фискальный эффект, о котором было указано выше. Исходя из этого, публичные интересы, на первый взгляд, требуют сохранения действующего правового регулирования государственной кадастровой оценки земли. Между тем в целях обеспечения справедливого соотношения частных и публичных интересов законодательное регулирование государственной кадастровой оценки земли нуждается в совершенствовании, на что, кстати, обращал внимание Конституционный суд РФ [7].

Список литературы

1. Данные по формам статистической налоговой отчётности. URL: http://www.nalog.ru.

2. Данные по отчётам об исполнении бюджетов муниципальных образований. URL: http://munifin.ru.
3. История России с начала XVIII века до конца XIX века / под ред. А.Н. Сахарова. М.: АСТ, 1996. 542 с.
4. Ключевский В.О. Сочинения в восьми томах. Курс русской истории. Том 5. М.: Издательство социально-экономической литературы, 1958.
5. Никиткова У.О. История и современность земельного налогообложения в России // NB: Финансовое право и управление. 2013. № 1.
6. Закон Российской Федерации от 11.10.1991 № 1738-1 «О плате за землю» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1991. № 44. Ст. 1424.
7. Федеральный закон от 01.05.2016 №119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2016. № 18. Ст. 2495.
8. Постановление Кемеровского городского Совета народных депутатов от 30.09.2005 № 263 «Об установлении и введении в действие на территории города Кемерово земельного налога» // Консультант Плюс: [справочно- поисковая система].
9. Перевезенцев С. Россия. Великая судьба. М.: Белый город, 2006. 704 с.
10. Решение Совета народных депутатов Суховского сельского поселения Кемеровского муниципального района Кемеровской области от 29.11.2013 № 89 «Об установлении земельного налога в Суховском сельском поселении» // Консультант Плюс: [справочно-поисковая система].
11. Определение Конституционного суда Российской Федерации от 03.07.2014 № 1555-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «Производственная компания «Возрождение» на нарушение конституционных прав и свобод положением пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации» // Консультант Плюс: [справочно-поисковая система].

Социогуманитарный вестник Кемеровского института (филиала) РГТЭУ № 1(16). 2016

Категория: Финансы и налоги. Бухгалтерия | Добавил: x5443 (19.04.2017)
Просмотров: 368 | Теги: земельный налог | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь