Суббота, 03.12.2016, 20:38
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

Здоровый образ жизни как социально-педагогическое явление

М.Е.Николаев

Здоровый образ жизни как социально-педагогическое явление

Здоровый образ жизни формируется всеми сторонами и проявлениями общества, связан с личностно-мотивационным воплощением индивидом своих социальных, психологических и физиологических возможностей и способностей. От того, насколько успешно удается сформировать и закрепить в сознании принципы и навыки здорового образа жизни в молодом возрасте, зависит в последующем вся деятельность, способствующая раскрытию потенциала личности.

Эффективность воспитания и обучения студентов зависит от здоровья. Здоровье - важный фактор работоспособности и гармонического развития организма.

Ряд философов (Дж.Локк, А.Смит, К.Гельвеций, М.В.Ломоносов, К.Маркс и другие), психологов (Л.С.Выготский, В.М.Бехтерев и другие), ученых-медиков (Н.М.Амосов, В.П.Казначеев, Ю.П.Лисицын, М.М.Буянов, И.И.Брехман, Б.Н.Чумаков и другие), педагогов (Л.Г.Татарникова, В.В.Колбанов, В.К.Зайцев, С.В.Попов и другие) пытались решить проблему здоровья, формирования здорового образа жизни. Они разработали и оставили многочисленные труды о сохранении здоровья, продления жизненного потенциала и долголетия.

Интересно высказывание выдающегося английского философа Джона Локка заключенное в трактате «Мысли о воспитании»: «Здоровый дух в здоровом теле - вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире. Кто обладает и тем и другим, тому остается желать немногого, а кто лишен хотя бы одного, тому в малой степени может компенсировать чтобы то ни было иное. Счастье или несчастье человека в основном является делом его собственных рук. Тот, у кого тело нездоровое и слабое, никогда не будет в состоянии продвигаться вперед по этому пути». Мы согласны с его мнением.

Большое значение М.В. Ломоносов придавал анализу факторов развития и формирования личности молодого человека. Он показал роль наследственности в появлении многочисленного здорового поколения русских людей. Также раскрыл влияние среды, окружения на личность и обратился к проблеме нравственного, полового воспитания молодого и взрослого населения, на создание крепкой, счастливой семьи основанной на любви и уважении "Где любви нет, не надежно и плодородие", включение молодых людей в трудовую деятельность.
М.В.Ломоносов обратился к исследованию проблем человека с позиции психологии, физиологии, педагогики в их совокупности. Именно такой подход, по его мнению, позволял получать объективные данные о человеке, которые необходимо знать педагогам. Работа "О сохранении и размножении российского народа", работы о проблемах воспитания юношества позволяют считать М.Ломоносова первым русским валеологом, изучавшим проблему человека в медико-педагогической совокупности.

В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения определение понятия здоровье: "...состояние полного, физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Студенты на сегодняшний день - это вчерашние выпускники средних школ, которые только что вошли во взрослую, самостоятельную жизнь, приехали учиться в другие города, села, изменились условия жизни и деятельности, что приводит к перестройке психики, ломке старых сложившихся форм взаимоотношений с людьми.

Другими словами студенты - это все те же дети, которых нужно воспитывать, прививать новые знания, выражать чувственные впечатления в искусстве, учить вести здоровый образ жизни.

Г.Л. Билич, Л.В.Назарова взяв за основу определение Всемирной Организации Здравоохранения, считают необходимым и оправданным добавить два фактора. Итак, «здоровье - это состояние полного, физического, душевного и социального благополучия и способность приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям внешней и окружающей среды и естественному процессу сохранения, а также отсутствие болезней и физических дефектов».

Исходя из выше сказанного предлагаем проводить кружок технического искусства в ГБОУ РС(Я) «Чурапчинский колледж», где бы студенты приобщались к прекрасному миру технического искусства и раскрывали свой талант.

В кружке технического искусства студенты:
- изучают историю, культуру и традиции якутского народа;
-изучают способы художественной обработки металла и ремесло
разных народов;
- развивают способность к абстрактному мышлению через создание ювелирных изделий и предметов быта;
- формирование и закрепление в сознании принципов и навыков здорового образа жизни;

Таким образом, восприятие студента становится плановым, последовательным и всесторонним. Студент будет много знать, уметь, быть культурным, всесторонне развитым человеком.
Как отмечает великий мастер национальных ремесел Б.Ф. Неустроев Мандар Уус: «...Узоры-орнаменты (ойуу-бичик, ойуу-дьар5аа) в одном

отличаются от живописи и графики: хотя с первого раза трудно понять, о чем говорят, какие тайны раскрывают, вливаясь в тебя чудесным потоком, они будоражат ум, нежат душу. Всматриваясь в струящиеся линии, слышишь величавую песнь-олонхо, проникновенную трель хомуса, нежно наполняющую сердце, и сливаешься с Вечным, Светлым и Прекрасным...»

Итак, одним из старейших способов художественной обработки металла является филигрань - это ювелирное узорчатое изделие из тонкой проволоки.

Филигрань вызывает восхищение у любителей и знатоков ювелирного и прикладного искусства своей красотой, легкостью изготовления и неповторимостью. Техникой филиграни легко могут работать и девушки. Сегодня в мире красоты, когда появляются изящные модели ювелирных изделий, пришло время обратить внимание на создание эксклюзивных моделей техникой филиграни.

Якуты испокон веков украшали орнаментами свои строения, сэргэ, атрибуты ысыаха, домашнюю утварь, свою одежду, различную посуду, украшения из серебра. Для каждого предмета использовались орнаменты различного содержания, основанные в духе эстетических требований народа, его философских взглядов.

Орнамент - неразрывная составная прикладного искусства. Он ярко свидетельствует об уровне материальной и духовной культуры народа, в нем сосредоточены глубина его мысли, творческая фантазия, художественное мастерство.

Орнаменты художественно-изобразительными средствами раскрывают действительную жизнь народа.
Национальные узоры, перешедшие от наших предков для украшения черпаков, седельных тебеньков, наседелий, обуви, сумок, сережек, перстней, браслетов, заколок, гребней, шейные украшения, одежды и т.д. имеют растительный мотив, который широко применяется при изготовлении филигранных изделий, что позволяет сочетание национального узора и техники филиграни в изготовлении ювелирных украшений.

Например, изделие «заколка-игла» (см. рисунок), изготовленная техникой филиграни с использованием национальных орнаментов - это своеобразное, многофункциональное украшение, оно дополняет праздничную прическу, платье, сумочку и отличается тонкостью исполнения. Заколка имеет остроконечную иглу, чем является оберегом от дурных глаз.
В труде идет активный процесс становление тех практических умений и навыков, которые в будущем могут понадобиться для совершенствования профессиональных способностей.

Здоровье человека в первую очередь зависит от стиля жизни, который в большей степени носит персонифицированный характер и определяется историческими и национальными традициями (менталитете) и личностными наклонностями (образ).
 
Наше будущее - здоровые дети. Здоровье - правильная, нормальная деятельность. Здоровье - это не только отсутствие физических дефектов, но и полное физическое, психическое, социальное благополучие. Полноценное развитие студента - это прежде всего правильное и своевременное формирование основ ЗОЖ, развитие интереса в различных кружках, спортивных секциях, воспитание положительных, нравственно-волевых качеств личности. Только целенаправленное и последовательное, комплексное применение всех средств, форм и методов оздоровительных мероприятий в строгих рамках научно-педагогических знаний является гарантом успешного разрешения проблем учебно-воспитательного характера и творческого подхода к делу воспитания здорового поколения.

Успешное решение этих задач возможно лишь при организации воспитательно-оздоровительной работы со студентами; при совместных усилиях семьи, СПО и социума.

Таким образом, введение комплексной образовательной программы в ГБОУ РС(Я) «Чурапчинский колледж» гарантирует основу формирования ЗОЖ, которая повышает уровень мотивационно - ценностных ориентаций.

Современные проблемы физической культуры и спорта: материалы вузовской научно-практической конференции молодых ученых, студентов, аспирантов, соискателей и школьников (от 27 февраля 2013 года, с. Чурапча, Республика Саха (Якутия)). - Чурапча: ООП ФГБОУ ВПО «ЧГИФКиС», 2013.-176 с.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (14.07.2016)
Просмотров: 202 | Теги: ЗОЖ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016