Понедельник, 11.12.2017, 04:53
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ОРИЕНТАЦИЯ СТУДЕНТОВ НА ДВИГАТЕЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ ВЕДЕНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

В.М.Наскалов, В.Н.Спащанская, И.Е.Мысливчик. Полоцкий государственный университет, г. Полоцк

ОРИЕНТАЦИЯ СТУДЕНТОВ НА ДВИГАТЕЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ ВЕДЕНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

В статье представлены результаты изучения структуры ценностных ориентаций студентов к занятиям физической культурой и устойчивости выработанных потребностей в дальнейшей жизнедеятельности. Это позволило определить наиболее характерные группы лиц, по-разному относящихся к занятиям физическими упражнениями. Выявлена тенденция к снижению количества индивидуально занимающихся физическими упражнениями студентов на старших курсах. Данные анкетирования позволили сделать вывод, что у большинства выпускников вуза не сформировалась активная позиция по отношению к занятиям физическими упражнениям и ведению здорового образа жизни. Всего 24% выпускников из активно занимающихся в студенческие годы продолжают самостоятельно использовать физические упражнения для организации здорового образа жизни. Поэтому, чтобы поддержать интерес к занятиям физической культурой, авторы предлагают включать для студентов упражнения, направленные на развитие силовых качеств, а для студенток - упражнения танцевально-аэробной направленности.

Ключевые слова: ценностные ориентации; студенты; выпускники вуза; здоровый образ жизни; двигательная активность.

 

Введение. Успешность двигательной деятельности в сфере физической культуры зависит от того, мотивирован ли субъект к занятиям физическими упражнениями. Только в этом случае можно говорить об осознанной деятельности. Без активной и творческой позиции личности, стремящейся к всестороннему совершенствованию и проявлению своих способностей, не может быть убежденности в необходимости заниматься физическими упражнениями [1, с. 5-26 ].

Нерациональная двигательная активность скажется не только на соматическом здоровье и функциональной двигательной полноценности современной молодежи, но и на биологических основах будущих поколений [4].

По мнению В.М. Куликова [2], «каждая потребность личности формируется соответствующими объективными и субъективными факторами, определяющими деятельность и поведение человека. Структурно факторы и процесс формирования потребностей можно представить следующей логической схемой: среда - предпосылки - состояние напряженности - осознание - мотивация - решение - установка - действие».

Основываясь на этой структуре, можно выделить следующие условия формирования у студентов потребности в занятиях физическими упражнениями:

1) наличие системы ФВ с учетом интересов и профессиональных способностей занимающихся и необходимого материально-технического обеспечения этой системы;

2) создание общественно значимых предпосылок для формирования потребностей в занятиях ФКиС;

3) наличие информационно-методического обеспечения занятий ФУ с учетом экологической обстановки;

4) создание уверенности, что занятия приносят положительный эффект для здоровья, повышают защитные силы организма, что способствует более активному практическому освоению ценностей ФК;

5) наличие благоприятного окружения, состоящего из друзей, однокурсников, родственников, что способствует убежденности в общественной значимости физкультурной деятельности;

6) стремление к реализации потребностей в физкультурном образе жизни;

7) удовлетворение личности с моральной точки зрения принятым решением заниматься в данной группе, секции или клубе, избранным видом спорта или иной двигательной активностью.

Поскольку физическая культура является главным средством оздоровления и повышения устойчивости организма к неблагоприятным факторам внешней среды, то изучение ценностных ориентаций студентов к занятиям физическими упражнениями является важной предпосылкой к формированию ЗОЖ студентов.

Известно, что формирование физкультурной активности основывается на ценностных ориентациях - ведущем факторе регуляции любой деятельности. Она включает все виды побуждений - мотивы, потребности, стремления, цели, установки и др. Поэтому, чтобы студенты стремились к ЗОЖ, следует, в первую очередь, развивать их потребности в движении и убежденность в необходимости заниматься физическими упражнениями [1].

Исследования последних лет убедительно доказывают, что регулярные физкультурно-оздоровительные занятия становятся устойчивой потребностью только тогда, когда в них закладываются основы сознательного формирования ЗОЖ [5].

Если уже в раннем детстве или в школьные, студенческие годы стали привычными самостоятельные занятия физическими упражнениями, избранным видом спорта, то и в зрелом возрасте остается потребность широко использовать все многообразие средств физической культуры для поддержания физических кондиций и состояния здоровья [4].

Оптимальных результатов в развитии двигательной активности студентов можно достичь при максимальном учете их индивидуальных двигательных характеристик, социально-психологических факторов, морфофункциональных особенностей организма. Это создает предпосылки к самоопределению, самовоспитанию, саморазвитию и самореализации студентов в различных видах физкультурной деятельности [3].

Цель нашего исследования заключалась в изучении структуры ценностных ориентаций студентов к занятиям физической культурой и устойчивости выработанных потребностей в дальнейшей жизнедеятельности.

Материалы и методы исследования. Для реализации поставленной цели нами разработана анкета и проведено анкетирование студентов и выпускников Полоцкого государственного университета. На вопросы в анкете отвечали студенты 2008-2014 гг. обучения всех специальностей ПГУ 1 -4 курсов в количестве 9310 человек, что составляет 31% общей выборки.

В опросе выпускников приняло участие 410 человек 19701990 гг. обучения. Из них 70% женского пола, 30% - мужского. Возраст участников находился в пределах 32-43 года. В анкетировании приняли участие выпускники технических специальностей. Из них 83% занимались физическим воспитанием на основном отделении, остальные 17% имели отклонения в состоянии здоровья и занимались в специальной медицинской группе. Кроме этого для сравнения в опросе участвовали школьники 10-11 классов.

Результаты и их обсуждение. В результате анализа данных анкетного опроса выявлено, что самостоятельно физическими упражнениями на первом курсе занимались 69% студентов, на втором - 66%, 57% - на третьем и 61% - на четвертом курсах. Следовательно, наблюдается тенденция к снижению количества индивидуально занимающихся физическими упражнениями студентов на старших курсах на 8%. В то же время меняются и интересы к содержанию занятий. Так, на старших курсах больше студентов, предпочитающих занятия в спортивных секциях по видам спорта (до 18% на IV курсе). Наиболее активно старшекурсники участвуют в соревнованиях за группу и соревнованиях за факультет (87% - IV курс; 70% - III курс; 43% - II курс и 59% - I курс), а также в областной и республиканской студенческих спартакиадах.

Анализ динамики заболеваемости в период обучения в вузе показал, что на первом курсе не болели 70% студентов, на втором - 76%, на третьем - 94% и на четвертом - 86%. Иными словами, наблюдается тенденция снижения к третьему курсу числа студентов, не обращавшихся в здравпункт университета. Однако причина снижения заболеваемости заключается не только в улучшении состояния здоровья под влиянием обязательных занятий по физическому воспитанию, проводимых в вузах, и повышении самостоятельной двигательной активности. Как показала практика, студенты, часто болевшие в течение 1 -2 курсов, не выдерживают интенсивной учебной нагрузки и из-за неуспеваемости, в большинстве своем, отчисляются из вуза или остаются на повторное обучение.

В большей степени испытывают удовлетворение от содержания занятий физическим воспитанием студенты I курсов (75%) и III курсов (72%), меньше - II курсов (58%) и IV курсов (59%). С целью получения зачета посещают занятия около 20-26% студентов, а по другим причинам - 8-9%. Пассивно относятся к занятиям 40% третьекурсников, 37% второкурсников, 27% первокурсников и 26% студентов четвертого курса.

Спортивной периодической печатью больше всех интересуются третьекурсники (43%), меньше - четверокурсники (21%).
По мнению студентов, считающих, что ведут ЗОЖ, положительно ответили 80% третькурсников, 80% четверокурсников, 79% первокурсников и 76% второкурсников. Всего 79% студенток считают, что ведут ЗОЖ, а студентов, твердо уверенных в этом, только 72%.

Студентки больше предпочитают самостоятельные занятия физическими упражнениями (66%), по сравнению со студентами (62%). Девушки больше участвуют в соревнованиях учебных групп, факультета (66%), а юноши меньше (48%) и предпочитают более престижные соревнования.

Юноши чаще интересуются спортивными событиями, поэтому больше читают спортивную периодическую печать (37%), чем девушки (24%), в то же время посещают спортивные мероприятия примерно одинаково (соответственно 25% и 26%). Предпочитают спортивные программы по телевидению 55% студенток, а юноши - только 43%.

Изучение структуры ценностных ориентаций студентов к занятиям физической культурой позволило определить наиболее характерные группы лиц, по разному относящихся к занятиям физическими упражнениями. Первую группу составляют студенты, полностью равнодушные к физической культуре, число которых составляет 15,6%, а среди студенток с таким отношением - 14%. Другая группа - с выраженной положительной мотивацией к физической культуре и спорту, но пассивной позицией. К этой группе относится 49,5% юношей, а девушек - 66%. К группе, активно изучающей и использующей на практике средства физической культуры и спорта для оздоровления и укрепления здоровья, относятся 34,9% студентов и 20% студенток. Несомнено, что разработка индивидуальных, групповых программ ведения ЗОЖ с целью повышения двигательной активности должна вестись с учетом этих групп.

В ходе социологического исследования выявлено, что у студентов наблюдается преимущественная ориентация на такие ценности результатов занятий физической культурой и спортом как: развитие физических качеств; гармоничное развитие мышечной массы; наличие благоприятного окружения, состоящего из друзей, однокурсников.

Студентки больше ориентированы: на сбалансированное питание; рациональную организацию двигательной активности; красивый внешний вид; весо-ростовые показатели.

Чтобы выявить существующее отношение учащейся молодежи к ЗОЖ нами был проведен анкетный опрос школьников 10-11 классов (271 человек), студентов основного отделения (440 человек) и студентов, отнесенных к специальной медицинской группе (120 человек).

В результате выявлено, что в ответе на первый вопрос только студенты основного отделения были практически единодушны (80%) в определении ЗОЖ как комплексного понятия, но самого определения дать не смогли (таблица 1).

Всего 2,6% учащейся молодежи систематически выполняют закаливающие процедуры, от случая к случаю в течение года этим занимаются 23% и только летом используют закаливание солнечными ваннами 39% молодых людей (таблица 2).

Таблица 1
Результаты опроса учащейся молодежи о содержании ЗОЖ (%)

В результате анкетного опроса нами выяснено, что, в среднем, молодежь занимается физическими упражнениями 3-4 часа в неделю. Только 15% молодых людей занимаются физическими упражнениями самостоятельно по месту жительства. Причем 30% студентов, которые занимаются физической культурой по месту жительства, проживают в общежитии, где созданы необходимые условия для физкультурных занятий.

Таблица 2
Результаты опроса учащейся молодежи об отношении к закаливающим

Занимаются регулярно спортом в спортивных секциях 30% опрошенных и 14% участвуют в различных соревнованиях. Однако в основном 61% студентов предпочитают или «поболеть» за любимого спортсмена или команду, или посмотреть спортивную передачу по телевидению (таблица 3).

Таблица 3
Результаты опроса учащейся молодежи об отношении к двигательной активности (%)


В тоже время 20% студентов из этого количества и 5% школьников спорт не интересует. Следовательно, большая часть из студентов и школьников занимает по отношению к спорту скорее пассивную, чем активную позицию (таблица 4).

Таблица 4
Результаты опроса учащейся молодежи об отношении к занятиям спортом (%)

Определено, что в среднем 72% опрошенных после занятий физическими упражнениями чувствуют себя увереннее. В большей степени - это школьники (83%), в меньшей степени - студенты специальной медицинской группы (55%). Занятия физическими упражнениями вызывают чувство бодрости (62%) и возбуждения (72%). В тоже время усталость чувствуют большинство занимающихся (65%) и у незначительного количества проявляются вялость и сонливость (14%).

Данные ответов на поставленный вопрос позволяют заключить о положительном влиянии физических упражнений на организм студентов и школьников. Значительных различий в ответах не обнаружено (таблица 5).

Вследствие пониженного иммунитета как результата недостаточной двигательной активности учащейся молодежи, 79% опрошенных респондентов болеют 3 -4 раза в году простудными заболеваниями. Не болели лишь 5% студентов и школьников. Около 7% болеющих 2 раза в году обращались в поликлинику с заболеваниями ССС, а 6% имеют хронические заболевания органов дыхания (таблица 6).

Изучение интереса студентов к содержанию занятий по физическому воспитанию позволило отметить, что наибольшей популярностью на 2-3 курсах пользуются занятия физическими упражнениями со спортивной направленностью, а для 4-5 курсов больший интерес вызывает деятельность рекреационного и реабилитационного характера.

Этому способствуют разнообразные формы ее проведения, которые допускают изменения характера и содержания физических упражнений в зависимости от мотивов, интересов и потребностей студентов в физкультурной активности.

Таблица 5
Результаты опроса учащейся молодежи о самочувствии после занятий физическими упражнениями (% )

Таблица 6
Оценка уровня заболеваемости учащейся молодежи(%)

Из выпускников во время обучения в вузе самостоятельно занимались физическими упражнениями 36,6%, в секциях по видам спорта занималось 5,9%, в группах по ОФП - 2,4%. В группах спортивного совершенствования по различным видам спорта повышали свое мастерство 9,8% бывших студентов. За учебную группу в соревнованиях первенства факультета регулярно участвовало 78% выпускников, в спартакиаде университета за факультет выступали 25%, а за сборную университета в соревнованиях различного масштаба - 12%.

Однако после окончания вуза продолжают заниматься физическими упражнениями постоянно 24% выпускников, не занимаются вообще - 24,5%, занимаются нерегулярно - 56%, раньше занимались, а сейчас нет - 17,2%.

Из тех респондентов, кто занимался физической культурой и спортом в студенческие годы, 45,5% продолжают самостоятельные занятия: в группах здоровья - 12%, в спортивных секциях 81,8%, а 12% опрошенных активно участвуют в соревнованиях.

Считают, что ведут ЗОЖ 95% студентов-выпускников, а остальные 5% ответили отрицательно. В то же время 39% из них считают, что ЗОЖ - это только отказ от вредных привычек, ощущение радости от двигательной активности - 17%, закаливание - 12%, а остальные ответить на этот вопрос не смогли. Точного определения понятий, что такое «здоровье», «образ жизни» и «ЗОЖ» не было получено ни от одного участника анкетного опроса.

Спортивными событиями на различных уровнях интересуется большинство опрошенных бывших студентов. Из них 90% получают информацию о спортивных событиях из газет и журналов, а 43,9% посещают соревнования и, в основном, по игровым видам спорта. Телевизионные спортивные трансляции интересуют всех анкетируемых.

Выводы. Анализ результатов социологического исследования позволил заключить, что эффективность организации мероприятий по формированию ЗОЖ средствами физической культуры и спорта находится на низком уровне и совершенствование их деятельности является актуальной задачей физического воспитания в вузах.

У студентов за время обучения недостаточно сформированы мотивации к занятиям физической культурой и спортом как компонента ведения здорового образа жизни. Об этом свидетельствует и тот факт, что после окончания вуза продолжают заниматься физическими упражнениями постоянно 24% выпускников, не занимаются вообще - 7,3%, занимаются нерегулярно - 56%, раньше занимались, а сейчас нет - 17,2%.

Литература

1. Давиденко Д.Н., Григорьев В.И. Основы валеоантропологии учения о здоровье: учебное пособие. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2008. - С. 51-67.
2. Едешко Е.И., Иванов В.А., Сошко Н.И. Потребностно-мотивационные ориентации студенток специальной медицинской группы и их интересы в области физической культуры // Физическое воспитание и современные технологии формирования физической культуры личности студента: сборник научных статей. - Гродно: ГрГУ, 2013. - С. 90-94.
3. Куликов В.М., Волчок А.В. Основы здорового образа жизни студентов: учеб.- метод. пособие. - Гродно: Грод. гос. аграрный ун-т, 2006. - 136 с.
4. Макарова Л.П. Концептуальные основы здоровьесберегающей педагогики // Здоровьесберегающее образование. - 2010. - № 4 (8). - С. 97-99.
5. Островский А.В. Личностно-ориентированное физическое воспитание студентов вузов // Теория и практика физической культуры. - 2007. - № 8. - С. 39.
6. Уткина Л.И. Концептуальные основы образовательной области «Здоровье» // Здоровье молодежи - будущее нации: сборник статей Всерос. заоч. науч.-практ. конф. - Саранск, 2008. - С. 112-114.

Физическое воспитание и спортивная тренировка № 2 (20) - 2017

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (31.07.2017)
Просмотров: 73 | Теги: Здоровый образ жизни | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь