Понедельник, 22.01.2018, 01:10
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

Укрепление здоровья детей посредством здоровьесберегающих технологий в детском саду

М.А.Матвеева

Укрепление здоровья детей посредством здоровьесберегающих технологий в детском саду

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач образовательных учреждений. Усилия работников нашего детского сада направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования и деятельности нашего дошкольного учреждения. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие педагогические технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного образовательного учреждения.

Одной из первых, основных, главных годовых задач нашего детского сада является: формирование у детей потребности и мотивации к сохранению и укреплению своего здоровья посредством здоровьесберегающих технологий. Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении необходимо уделять большое внимание для создания здоровьесберегающего пространства. Данное направление является актуальностью всего воспитательно-образовательного процесса.

Для достижения данных задач в нашем детском саду «Кунчээнэ» оборудован физкультурный зал совместно с музыкальным залом. В группах оборудованы физкультурные уголки, для развития физических качеств, формированию двигательных умений и навыков. В самих группах созданы условия, учитывающие основные принципы здоровьесбережения: воспитательно- образовательный процесс строится в соответствии с санитарными нормами и гигиеническими требованиями, обустроены спортивные уголки с нетрадиционным и физкультурным оборудованием, что позволяет проводить индивидуальную и подгрупповую работу.

На территории нашего учреждения имеется спортивная площадка, зона отдыха и подвижных игр по возрастным особенностям, также территория зеленого парка. Эти компоненты служат непосредственным условием для здоровьесбережения детей. В спортивной площадке имеются «полоса препятствий», спортивные снаряды в основном из дерева. «Козлы» разной высоты, кочки, бревно, колеса, турники, горки для старших и младших,стенка Коркина, зигзаги для ходьбы и т.д.

В работе с детьми необходимо использовать здоровьесберегающие технологии, которые помогают создавать благоприятные условия для формирования основы базовой культуры личности, лучшему усвоению знаний детей и способствуют их гармоничному и всестороннему развитию. Так же создали условия здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей в дошкольном учреждении, такие как: организация разных видов деятельности детей в игровой форме; построение образовательного процесса в виде модели культуры; оснащение деятельности детей соответствующей мебелью и оборудованием, игрушками, отвечающими требованиям СаНПиН.

Являясь участниками этого общего процесса, мы уделяем особое внимание обучению дошкольников основным движениям и навыкам здорового образа жизни, применяя на практике внедрение различных методов и приемов для создания среды здоровьесберегающего процесса в каждой группе ДОУ. Это динамические паузы, которые проводятся воспитателями во время занятий, 2—5 мин., по мере утомляемости детей

Ежедневно проводятся пальчиковые гимнастики с использованием различных предметов: орехов, ребристых палочек, счётов, мелких игрушек, горошин итд. Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам, развивает мелкую моторику, речь. Повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

Среди основных видов гимнастик, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, особого внимания заслуживает дыхательная гимнастика. Дыхание — один из важнейших физиологических процессов. От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность, работоспособность и выносливость. Согласно статистическим данным, уровень распространенности заболеваний органов дыхания у детей очень высок. Дыхательная система малышей несовершенна. Жизненная емкость легких мала, а потребность в кислороде велика. С детьми дыхательную гимнастику проводим каждый день в хорошо проветренном помещении, в любое удобное время дня, исключая 20—30 минут до еды и сна и 1 час после приема пищи. Гимнастикой можно заниматься с раннего возраста как индивидуально, так и с группой детей. Перед гимнастикой необходимо очистить нос. Продолжительность занятия — от 10 до 20 минут. Это зависит от возраста детей, их индивидуальных возможностей и самочувствия. Одной из форм работы по профилактике и коррекции зрительного аппарата выступает зрительная гимнастика.

Гимнастика для глаз - это один из приемов оздоровления детей, она относится к здоровьесберегающим технологиям, наряду с дыхательной гимнастикой, самомассажем, динамическими паузами.

Мимика - это движение лица, которое выражает внутреннее эмоциональное состояние человека. Она наделена свойством, отражать психическое состояние человека, выражение лица во многом определяется динамикой и статикой мимических мышц. Мимика тесно связана с артикуляцией и, стимулируя ребенка изображать на лице различные эмоции, мы способствуем развитию у него не только мимической, но и артикуляционной моторики, в частности развиваем подвижность мышц губ и щек. Именно поэтому для маленьких детей большое значение приобретает эмоциональная разгрузка. Лучшим средством эмоционального тренинга в таких ситуациях является мимическая гимнастика.

Элементы закаливания, систематического использования в режиме дня: мытьё рук до локтя прохладной водой; полоскание горла водой комнатной температуры.

Гимнастика пробуждения проводится регулярно, после дневного сна в сочетании с самомассажем, ходьбой по дорожкам здоровья и пуговичным коврикам. Активный отдых - это наши подвижные игры, спортивные, хороводные игры с правилами. Важный результат игры - радость и эмоциональный подъём. Благодаря этому свойству подвижные игры больше, чем другие средства физической культуры, отвечают задачам активного отдыха и формирования здорового образа жизни.

Организация прогулок в любое время года и любую погоду. В содержание прогулки включаются подвижные игры и эстафеты, спортивные упражнения. В своей работе используем технологии терапевтического воздействия в организованных формах обучения: музыкотерапия (музыкальное сопровождение режимных моментов и занятий); свето и цветотерапия (обеспечение светового режима; цветовое и световое сопровождение среды и учебного процесса); звукотерапия (лечение звуками природы); фитотерапия (подбор комнатных растений).

Существует множество нетрадиционных методик, позволяющих решить комплекс задач и проблем, стоящих перед педагогами. Для осуществления оздоровительных и коррекционных мероприятий, в нашем детском саду внедрили в практику метод арттерапии, один из современных направлений в оздоровлении. Арттерапия снимает у любого ребенка, самые разные проявления нестабильности настроения, тревоги. В настоящее время арттерапия в широком понимании включает в себя: изотерапию (лечебное воздействие средствами искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и др.)

Работа с родителями: эта работа является составляющей частью всего педагогического процесса, ведь от нашего сотрудничества многое зависит. Взаимодействие коллектива детского сада с родителями проходит под девизом «Детский сад, мама, папа, я - это дружная семья», что способствует укреплению и сохранению здоровья детей, формированию здорового образа жизни в условиях семьи. Используются разнообразные формы работы с семьями детей: Дни здоровья с родителями, совместные досуги, праздники, соревнования.

Поощрение самостоятельности; развитие творческого воображения, формирование осмысленной моторики, создание и закрепление целостного позитивного психосоматического состояния при выполнении различных видов деятельности, развитие способности сопереживания, умений активного творческого самовыражения.

В МБДОУ необходимо уделять большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования - сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей.

Применяя эти технологии в своей работе, достигают следующих результатов:
•повышение уровня физического развития детей;
•развитие основных физических процессов (памяти, мышления, воображения, восприятия);
•положительная динамика состояния здоровья детей, снижение уровня заболеваемости в МБДОУ целом.

Подготовка к здоровому образу жизни ребёнка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возраста.

Литература:

1. Алямовская, В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении /В Г. Алямовская //Дошкольное образование. - 2004. - №17-24.
2. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие - М.; Сфера, 2008.

Современные проблемы физической культуры, спорта и молодежи: материалы III региональной научной конференции молодых ученых, 28 февраля 2017 года / под ред. А.Ф. Сыроватской. - Чурапча: ЧГИФКиС, 2017. - 363 с.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (11.12.2017)
Просмотров: 38 | Теги: здоровьесберегающие, Технологии | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь