Четверг, 26.04.2018, 22:27
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ

С.Г.Съёмова

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ

Аннотация: В статье представлена актуальность вопроса здорового образа жизни молодежи. Раскрывается важность работы, направленной на оздоровление студента, культивирование здорового образа жизни. Одним из средств решения поставленных задач становятся здоровьесберегающие технологии. В статье рассматриваются основные понятия, связанные с пониманием здоровьесберегающх технологий влияющих на сохранение здоровья студентов.

Ключевые слова: студенты, здоровье, здоровьесберегающие технологии, здоровый образ жизни.

 

Актуальность в последнее время приобретают вопросы здорового образа жизни молодежи. Здоровье является основой жизнедеятельности человека, его материального благополучия, трудовой активности, творческих успехов и долголетия. Оно отражает уровень жизни и благополучия страны, непосредственно влияет на производительность труда, экономику, обороноспособность, нравственные принципы общества, настроение людей.

Охрана здоровья студентов традиционно считается одной из важнейших социальных задач общества. Успешная подготовка высококвалифицированных кадров тесно связана с укреплением и охраной здоровья, повышением работоспособности студенческой подростковой молодежи. В современных условиях социальной, экономической и политической нестабильности нашего общества эта группа молодежи испытывает наибольшее отрицательное воздействие окружающей среды, так как их половое и физическое становление совпадает с периодом адаптации к новым, изменившимся для них условиям жизни, обучения, высоким умственным нагрузкам. Достижение и поддержание физического благополучия, и снижение риска развития заболеваний средствами физической культуры и оздоровления - это способ реализации деятельности оздоровительной технологии. Это основные правила использования специальных знаний и умений, способов организации и осуществления конкретных действий, необходимых для выполнения физкультурно-оздоровительной деятельности. [4]

Сегодня здоровьесберегающие технологии не являются достоянием личного опыта редких специалистов, а разрабатываются в соответствии с достижениями медицинской науки. Любая здоровьесберегающая технология включает в себя постановку цели и задач оздоровления, и собственно реализацию физкультурно- оздоровительной деятельности в той или иной форме. Технология включает в себя не только реализацию оздоровительной программы, но и определение уровня здоровья, и тестирование физической подготовленности, а также вопросы управления и администрирования. Таким образом, здоровьесберегающая технология - это способ осуществления разнообразной физкультурно- оздоровительной деятельности. Это та база, на которой строится так называемая оздоровительная индустрия и физкультурно-оздоровительная работа. Здоровьесберегающие технологии могут осуществляться по самым разным направлениям: шейпинг, аэробика, фитнес, бодибилдинг, калланетик, изотон, а также бег, туризм, плавание как оздоровительные виды спорта, и прочие виды деятельности, которые используются в досуговой деятельности. [3]

Здоровьесберегающие технологии в физическом воспитании студентов - это совокупность приёмов, методов, методик, средств обучения и подходов к образовательному процессу. При котором выполняются как минимум 4 требования:

1 .учёт индивидуальных особенностей студента;

2. деятельность преподавателя вреализации здоровьесберегающих технологий на занятиях физической культуры, которая должна включать знакомство с результатами медицинских осмотров студентов, их учет в учебно-воспитательной работе;

3. не допускать чрезмерной изнуряющей физической, эмоциональной, нагрузки при освоении учебного материала;

4. обеспечение такого подхода к образовательному процессу, который гарантировал бы поддержание только благоприятного морально- психологического климата в коллективе.[1]

Применяя здоровьесберегающие технологии в учебном процессе высшего образования, преподаватель сохраняет и улучшает здоровье студентов. Здоровьесберегающие технологии не могут быть вырваны из общей системы образования, они способствуют грамотному и рациональному использованию других приёмов и средств обучения, развития и воспитания. Исходя из этого, можно выделить педагогические условия, способствующие здоровьесбережению студентов:
1. коммуникативные - стиль педагогического общения;
2. организационные - ограничение учебной нагрузки, применение разных методик, интерактивных методов обучения, разнообразных форм преподавания, с включением «минуток отдыха», технологий сохранения и стимулирования здоровья (дыхательная, пальчиковая, корригирующая гимнастика), различных организационных форм проведения занятий и т.д.;
3. материально-технические условия - использование в образовательных процессах различного оборудования;
4. санитарно-гигиенические условия;
5. эстетические условия. [1,2,5]

В ВУЗе должны активно работать спортивно-оздоровительные центры, секции, совместно с медицинским работником, учитывая медицинские показания, определяться группы занимающихся. Студенты должны активно участвовать в товарищеских встречах и студенческих спартакиадах среди высших учебных заведений города, в городских соревнованиях по лёгкой атлетике, волейболу, баскетболу, настольному теннису, футболу, в лыжных гонках, участие в современных формирующих систем физического воспитания (фитнес, фитбол, атлетическая гимнастика, стретчинг, флешмоб). Можно предложить ведение дневника здоровья студентов, как формы работы по здоровьесбережению. Распространять разработки, внедрять опыт здоровьесбережения студентов, преподавателей и сотрудников. Организовать исследовательскую, аналитическую работу по решению вопросов здоровьясбережения.

Использование новых направлений здоровьесберегающих технологий на занятиях по физической культуре определяется положительным воздействием в воспитании студентов и выражается в развитии у студентов жизнерадостности, оптимизма, активности, собранности. Данные направления помогают обеспечить студенту высокий уровень реального здоровья, вооружая его необходимым багажом знаний, умений заботиться о своём здоровье и бережно относиться к здоровью других людей.

Здоровый образ жизни студента, хорошее физическое, нравственное и психическое его здоровье как будущего профессионального специалиста, должно быть важнейшим слагаемым воспитания здорового потенциала нации. [3]

Реализация в учебном процессе высшего образования здоровьесберегающих технологий, проведение профилактических мероприятий по ведению здорового образа жизни помогут решить вопросы по сохранению и укреплению здоровья студентов.

Древнее изречение Гиппократа: «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь» в наш век становится в высшей степени актуальным.

Литература

1. Методы оценки и самоконтроля физического здоровья учащейся молодежи: учебно-методическое пособие/ С.В. Михайлова, Ю.Г. Кузмичев, Н.В. Жулин; Арзамасский филиал ННГУ, НГМА, ЦГБ г.Арзамаса.-А.: Арзамасский филиал ННГУ. 2017,- 174с.
2. Митяева A.M. Здоровьесберегающие педагогические технологии [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / A.M. Митяева. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2010г.- 110с.
3. Фурманов А.Г. «Общие основы теории, методики и организации оздоровительной физической культуры». - М.: Логос, 2003 г.- 315с.
4. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально- ориентированный подход // Школа здоровья. 2000г. Т. 7.№2. С.21 - 28
5. Максименко, A.M. Основы теории и методики физической культуры. - М.,1999.-345с

Физическая культура, спорт, наука и образование: материалы I всероссийской научной конференции с международным участием, 29 марта 2017 года / под ред. С.С. Гуляевой, А.Ф. Сыроватской. - Чурапча: ЧГИФКиС, 2017 - 335 с.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (10.04.2018)
Просмотров: 28 | Теги: здоровьесберегающие технологии | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь