Воскресенье, 04.12.2016, 19:12
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ СРЕДА КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУПП

И.Ю.Шалаева

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ СРЕДА КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУПП

В данной статье рассмотрены основные компоненты здоровьесберегающей среды, необходимые для успешной реализации программы оздоровления школьников специальных медицинских групп в условиях современной школы.

Ключевые слова: здоровьесберегающая среда, специальная медицинская группа, центр «Здоровье», физическая культура.
 

Современное образование с каждым годом выходит на более высокий технологический уровень. Но наряду с поиском и внедрением новых педагогических технологий современная школа должна сохранить и укрепить здоровье учащихся. Не случайно один из 5 -ти основных разделов Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» посвящен вопросам здоровьесбережения школьников, формирования в учениках потребности здорового образа жизни [1].

Все чаще отмечается тот факт, что современная школа ухудшает здоровье детей. Специалисты считают, что этому способствует сложившаяся здоровьезатратная система образования, т.е. освоение знаний в условиях массовой современной школы дается учащимся слишком дорогой ценой - ценой своего здоровья. Ухудшение здоровья, уровня физического развития и функционального состояния детей обусловлено экологическими факторами, гиподинамией, нерациональным питанием и многим другим. В таких условиях число школьников, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (СМГ), остается значительным - на уровне 10-12%.

Согласно "Положению о врачебном контроле" к спецмедгруппе относятся учащиеся со значительными отклонениями в состоянии здоровья постоянного или временного характера, требующие существенного ограничения физических нагрузок, определенных учебной программой.

Получается, что дети и подростки, которые перенесли какие-либо заболевания, нередко возникшие вследствие недостатка двигательной активности, оказываются надолго лишенными активных занятий физической культурой.

Кроме того, в большинстве случаев организация занятий физической культурой в СМГ оставляет желать лучшего. Школьники обязаны заниматься по отдельному расписанию (после уроков). В большинстве случаев в составлении расписания руководствуются не удобством для учащихся, а наличием свободного времени учителя. При существующем подходе целью занятий является не достижение максимального оздоровительного эффекта, а поверхностное прохождение учебной программы со значительным снижением двигательной активности. В итоге дети теряют интерес к занятиям физической культурой, с безразличием относятся к собственному здоровью. Возникает замкнутый круг, разорвать который могут только радикальные меры, предусматривающие изменение подхода к организации занятий в СМГ.

Одним из путей повышения здоровья детей является организация оздоровления на базе общеобразовательных учреждений.
С этой целью еще в 2003 году Минобразования и Минздравоохранения совместно издали приказ № 139 "Об утверждении инструкции по внедрению здоровьесбере- гающих технологий в деятельность образовательных учреждений" [2].

Для этого в настоящее время создаются Центры «Здоровья». На базе одной школы, имеющей наилучшие материально-технические условия, комплектуются специальные медицинские группы, в которых занимаются дети с различными отклонениями в состоянии здоровья. В качестве примера приведем организацию работы Центра «Здоровья», созданного на базе лицея №9 г. Волгограда, который осуществляет оздоровительную работу со школьниками СМГ уже более 10 лет.

Ежегодно в Центре обучаются до 160 школьников 5-ти общеобразовательных учреждений Дзержинского района - лицея №9, гимназии №11, школ №33, 102, школы/сад №3.

Реализация программы оздоровления подразумевает создание здоровьесбере- гающей среды, которая должна включать в себя следующие компоненты.
1. Физиологический компонент.

1) Валеологическое обоснование расписания занятий.

Комплектование учебных групп следует проводить с учетом возраста и нозологии занимающихся (нарушения функции опорно-двигательного аппарата, патологии желудочно-кишечного тракта и мочевыделения, патологии дыхательной и сердечнососудистой систем).

Расписание занятий составлено таким образом, чтобы максимально увеличить их эффективность. Учащиеся выбирают дни (вторник, четверг, суббота или понедельник, среда, пятница) и время (утреннее или вечернее), когда им более всего удобно посещать занятия.

Преподаватели рекомендуют учащимся посещать занятия отдохнувшими после уроков в школе, чтобы выполнение упражнений приносило удовлетворение, и не было связано какими-либо негативными эмоциями (чувством голода, усталостью и т.д.).

2) Соблюдение санитарно-гигиенических требований к содержанию учебного помещения.

Для занятий физической культурой со школьниками СМГ было оборудовано два кабинета, которые полностью соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям (освещенность, воздушный куб, проветривание, ежедневная влажная уборка и т.д.). Кабинеты оснащены всем необходимым оборудованием: шведскими лестницами - для выполнения упражнений в висах; зеркалами - для выполнения коррекционных и имитационных упражнений; гимнастическими ковриками - для выполнения упражнений в и.п. - лежа; гимнастическими палками, обручами, скакалками - для выполнения специальных и общеразвивающих упражнений

3) Физиологически грамотное построение занятий.

Для достижения ожидаемого эффекта от занятий физической культурой необходимо соблюдение ряда принципов.
Во-первых, содержание занятий должно соответствовать конкретным задачам, которые ставятся исходя из наличия определенного заболевания.

Во-вторых, дозировка упражнения, его интенсивность, а также чередование нагрузки и отдыха должны строго соответствовать уровню функционального состояния и физической подготовленности ребенка.

В-третьих, необходимо строго соблюдать технику безопасности при выполнении упражнений (при первых признаках недомогания прекратить выполнение упражнений и сообщить преподавателю).

В-четвертых, очень важен постоянный контроль пульса на занятиях с детьми, страдающими патологией кардиореспираторной системы.

В-пятых, необходимо исключать упражнения, которые могут оказать негативное влияние (например, при патологии дыхательной и сердечно-сосудистой системы противопоказаны упражнения с натуживанием, длительной задержкой дыхания, которые могут вызвать повышение внутрибрюшного давления; для детей с нарушением зрения - прыжки, кувырки и т.д.). Это тем более актуально, что большинство детей наряду с основным имеют еще и сопутствующие заболевания, которые требуют ряда ограничений в выборе упражнений.

В-шестых, для школьников спецмедгрупп рекомендуется придерживаться 4- частной структуры занятий, которая включает в себя вводную, подготовительную, основную и заключительную части.

К этому разделу следует добавить еще один немаловажный пункт - это щадящий режим занятий после болезни. Это достигается за счет снижения количества повторений и темпа; увеличения пауз отдыха между сериями упражнений; выполнения упражнений по самочувствию; постепенного увеличения нагрузки, особенно на "слабое звено" [3].

2. Педагогический компонент.

1) Формирование устойчивой мотивации к здоровому образу жизни.

Очень важным моментом создания здоровьесберегающей среды является формирование у учащихся активной позиции сохранения своего здоровья путем постоянной валеологической направленности занятий.

Это достигается информированием и обучением навыкам и умениям сохранения здоровья каждым ребенком средствами урочной и внеурочной работы. Основной показатель результативности - здоровье учащихся и педагогов. Здесь очень важен личный пример педагога. Постоянно болеющий учитель не может служить наглядным примером пропагандируемого здорового образа жизни.

Формирование мотивации достигается путем бесед о рациональном двигательном режиме, правильной осанке, необходимости сохранения здоровья для успешной трудовой деятельности и рождения здорового потомства. Во время занятий необходимо объяснять влияние выполняемых упражнений на работу функциональных систем организма.

На занятиях в Центре "Здоровье" преподаватели обучают детей комплексам упражнений на формирование правильной осанки, коррекцию зрения, развитие гибкости, равновесия и т.д., которые затем предлагают использовать дома в качестве ежедневной программы-минимум во время зарядки, активного отдыха или домашнего задания [4].

В основу всей работы нашего Центра "Здоровье" положена идея приоритета здоровья, и ведущим принципом является формирование потребности в сохранении здоровья ученика и повышении его адаптационного потенциала.

2) Индивидуальный подход.

Индивидуальный подход на занятиях в СМГ особенно важен по ряду следующих причин:
1) различная функциональная подготовленность занимающихся;
2) наличие, помимо основного, ряда сопутствующих заболеваний;
3) различие этиологии и глубины поражений вследствие заболеваний внутри группы.

Кроме того, каждая группа объединяет в себя детей, страдающих заболеваниями определенной функциональной системы (ОДА, ЖКТ и т.д.). В то же время, такие заболевания ОДА, как сколиоз, кифоз, плоскостопие, требуют применения различных комплексов упражнений. И здесь особенно важен индивидуальный подход, который подразумевает использование таких средств и методов и построение такой системы занятий, которые создают наиболее благоприятные условия и наиболее эффективно решают задачи урока. И, что самое главное, на занятиях со спецмедгруппами применение индивидуального подхода позволяет предупредить перенапряжение ослабленных функциональных систем организма.

3. Психологический компонент.

Для эффективной реализации учебно-воспитательного процесса очень важен благоприятный психологический микроклимат внутри коллектива (в данном случае, внутри группы). Какими бы хорошими не были условия, в которых проводятся занятия, но при напряженных отношениях с преподавателем и коллективом группы, достижение положительного результата ставится под сомнение, т.к. любая неблагоприятная ситуация по отношению к ребенку переживается им как стрессовая. А, общеизвестно, что длительное действие стрессовых раздражителей приводит к перенапряжению функциональных систем. В итоге происходит срыв адаптации по типу "где тонко, там и рвется", т.е. удар приходится по слабому звену функциональной системы.

Чтобы этого не происходило необходимо наладить эффективное общение между преподавателем и учениками и внутри группы в целом. В качестве определяющих факторов выступают: эффективность общения; наличие диалога; создание ситуации успеха.

4. Сотрудничество педагогов, врачей и родителей.

Формирование культуры здоровья не может быть однонаправленным процессом. Это должна быть совместная, активная работа педагогов, медицинских работников и родителей.
С этой целью в Центре «Здоровье» осуществляется тесное сотрудничество с врачами областного врачебно-физкультурного диспансера. В начале учебного года проводится тестирование исходного уровня здоровья и функционального состояния детей СМГ по ряду показателей:
- оценка физического развития по весо-ростовому индексу (индекс Кетле);
- оценка сердечно-сосудистой системы по показателям ЧСС и АД (индекс Робинсона);
- оценка адаптационных резервов дыхательной системы по показателям ЖЕЛ (индекс Руфье);
- оценка устойчивости организма к гипоксии по показателям задержки дыхания (индекс Скибинского).

Кроме того, врач-ортопед проводит осмотр детей с целью выявления у них нарушений осанки и плоскостопия.

На основании проведенного осмотра врач делает анализ об уровне здоровья детей и дает рекомендации по двигательному режиму, ограничению или применению специальных упражнений лечебного характера, необходимости консультации у узких специалистов. Все эти выводы и рекомендации озвучиваются на родительском собрании. Кроме того, тренеры-преподаватели постоянно находятся в тесном сотрудничестве с родителями детей, особенно младшего звена.

В конце учебного года проводится повторный врачебный осмотр и тестирование детей с целью сравнения исследуемых показателей и, самое главное, с целью раннего выявления каких-либо заболеваний.

Школьные уроки в Центре «Здоровье» дополнены системой домашних заданий, а также проведением спортивно-массовых мероприятий.

По результатам работы за учебный год проводится аттестация учащихся.

В конце учебного года проводится Координационный Совет с участием врачей, педагогов и руководителей образовательных учреждений. На нем всесторонне рассматривается деятельность Центра, обсуждаются проблемы сохранения здоровья и проводятся открытые занятия с различными нозологическими группами.

Литература

1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена президентом РФ от 4.02.2010 г. Пр. № -271).
2. Приказ Минздрава РФ 4.04.2003 г. № 139 «Об утверждении инструкции по внедрению здоровьесберегающих технологий в деятельность образовательных учреждений».
3. Шалаева, И.Ю. Организация физкультурно-оздоровительной работы с учащимися специальных медицинских групп в условиях современной школы / И.Ю. Шалаева // Физическая культура и спорт в 21 веке: Материалы Международной научно- практической конференции. - Волжский, 2006. - С.376-379.
4. Шалаева, И.Ю. Роль систематических занятий физической культурой в системе здоровьесбережения школьников специальных медицинских групп / И.Ю. Шалаева // Физическая культура и спорт: интеграция науки и практики: Материалы III Международной научно-практической конференции, - Ставрополь, 2006. - С. 237-239.

"Физическое воспитание и спортивная тренировка" № 1 (11) - 2015

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (28.07.2016)
Просмотров: 39 | Теги: здоровьесберегающая среда | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016