Воскресенье, 24.09.2017, 20:33
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

УРОК ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ — ГЛАВНАЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

С.П.Аршинник, В.И.Тхорев, доктор педагогических наук, профессор

УРОК ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ — ГЛАВНАЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

Обосновывается необходимость коррекции структуры и содержания современного урока физической культуры с позиций здоровьесбережения.

Ключевые слова: урок физической культуры, компоненты урока, школьники, здоровьесберегающие технологии.

 
Известно, что с началом учебной деятельности ребёнок проводит значительную часть времени в школе, поэтому общеобразовательная школа во многом обязана взять на себя заботу о сохранении его здоровья наряду с родителями. Неслучайно первая задача, которую учителя физической культуры должны решать в ходе обеспечения физического воспитания детей,—это сохранение и укрепление здоровья детей [9. С. 3; 10. С. 3].

Однако результаты современных научных исследований изобилуют сведениями о стремительном ухудшении состояния здоровья детей школьного возраста [2. С. 2; 6. С. 55; 7. С. 7]. К сожалению, попытки переломить данную ситуацию не привели к сколько-нибудь заметному результату. В частности, по вопросу выхода из создавшейся ситуации имеются различные точки зрения: от самостоятельной двигательной активности до занятий фитнесом. Однако подавляющее большинство специалистов сходятся во мнении, что наиболее оптимальным средством являются учебно-тренировочные занятия, осуществляемые под руководством специалиста в соответствии с чётко составленным планом действий [1; 5. С. 2-3; 13. С. 6; 14. С. 131]. Здесь имеются в виду физкультурные занятия урочного типа, или попросту —уроки физической культуры.

Таким образом, урок физической культуры был и остаётся наиболее значимым и востребованным видом организованной физкультурой деятельности, поскольку является обязательной формой занятий, которая проводится по научно обоснованным программам и под руководством дипломированных специалистов. Если и существует форма занятий физическими упражнениями, которая позволяет изменить сложившуюся негативную ситуацию, то это прежде всего урок физической культуры [1], притом что, по мнению некоторых специалистов, резервов эффективности урок физкультуры полностью ещё не исчерпал [5. С. 2; 13. С. 72-74]. Соответственно, его возможности следует развивать и совершенствовать исходя из имеющихся реалий и современных научных достижений.

Следует отметить, что в сравнении с другими здоровьесберегающими технологиями урок физической культуры имеет существенные преимущества, которые обусловлены интегративным характером физической культуры: он позволяет вбирать в себя и гигиенические, и физкультурно-оздоровительные, и защитно-профилактические, и многие другие здоровьесберегающие технологии.

Следовательно, можно констатировать, что современный урок физической культуры, как специфический вид образовательной технологии, имеет широкие возможности для обеспечения сохранения здоровья обучающихся. Вместе с тем видоизменение структуры урока физической культуры позволяет усилить имеющиеся в его арсенале средства для целенаправленной оздоровительной деятельности.

Исходя из того, что в последние годы наблюдается серьёзное снижение уровня здоровья детей, представляется целесообразным задачу его сохранения вывести на первый план. В связи с этим в последнее время становится популярной точка зрения, согласно которой рекомендуется 3-й час физической культуры посвятить собственно оздоровительному уроку [6. С. 55; 7. С. 7-8; 12. С. 241]. Однако один урок физической культуры в неделю «оздоровительной направленности» не сможет значимо изменить ситуацию, поскольку к следующему такому занятию полученный в результате занятия эффект, по меткому замечанию профессора В. П. Лукьяненко, «растаял бы как дым» [8. С. 21-22]. По всей видимости, поэтому отмечается необходимость включать в структуру каждого урока физической культуры определённую «здоровьесберегающую» часть [11. С. 129].

Возвращаясь к вопросу укрепления здоровья, стоит отметить, что, по мнению многих специалистов, обеспечение сохранения здоровья в большинстве случаев осуществляется за счёт использования так называемых здоровьесберегающих подходов (определённых «мини-технологий»), которые можно использовать в рамках современных уроков физической культуры [2. С. 2-5; 12].

С целью разработки такого «здоровьесберегающего» урока физической культуры нами предложена модель, объединяющая несколько элементов традиционных и нетрадиционных здоровьесберегающих подходов, взаимосвязанных и дополняющих друг друга в процессе занятия.

Анализ научной литературы [3. С. 10, 34-45, 124-133; 4. С. 120-124] показывает, что наиболее разработанными и гарантирующими здоровье- сберегающий эффект являются следующие виды двигательной активности: упражнения для формирования правильной осанки, дыхательные, релаксационные упражнения, игровые технологии, элементы фитнеса и др. В связи с этим необходимо в рамках планирования уроков комплексно применять данные виды для укрепления здоровья обучающихся.

С учётом особенностей структуры урока такие здоровьесберегающие элементы в той или иной мере должны входить практически в каждую часть занятия, что будет с большей эффективностью способствовать сохранению здоровья школьников. В связи с вышеизложенным нами несколько изменена и детализирована структура традиционного урока физической культуры. Данная модель урока представлена на рисунке.

В соответствии с предложенной структурой организационный и разминочный компоненты формируют подготовительную часть урока; образовательный и тренировочный являются составными звеньями основной части, а восстановительный и завершающий формируют заключительную часть занятия.

Поскольку в рамках такого здоровьесберегающего урока выделяются «новые» компоненты, то это вызывает необходимость определённого увеличения времени, прежде всего подготовительной и заключительной частей урока. По сути структура данного здоровьесберегающего урока становится схожей со структурой урока физической культуры для учащихся, отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, но полностью её не копирует. По нашему мнению, данная детализация с выделением указанных компонентов позволяет чётко соблюсти все целесообразные аспекты, касающиеся количественных и качественных составляющих урока.

Модель современного здоровьесберегающего урока физической культуры

Таким образом, предложенная нами модель шестикомпонентного урока физической культуры является приоритетной здоровьсберегающей физкультурно-оздоровительной технологией, основным содержанием которой являются элементы, непосредственно направленные на сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Список литературы

1. Бальсевич, В. К. Инфраструктура высокоэффективного физического воспитания в общеобразовательной школе: методология проектирования и эксплуатации / В. К. Бальсевич // Физ. культура: воспитание, образование, тренировка. - 2003.- № 4.- С. 2-6.
2. Бальсевич, В. К. Здоровьеформирующая функция образования в Российской Федерации (материалы к разработке национального проекта оздоровления подрастающего поколения России в период 20062026 гг.) / В. К. Бальсевич // Физ. культура: воспитание, образование, тренировка. - 2006.- № 6.-С. 2-6.
3. Банникова, Т. А. Прогрессивные технологии физического воспитания в сфере физической культуры и спорта / Т. А. Банникова.- Краснодар, 2012.175 с.
4. Бишаева, А. А. Физическая культура / А. А. Би- шаева.- М. : Академия, 2012.- 304 с.
5. Виленская, Т. Е. Эффективность уроков физической культуры в начальной школе / Т. Е. Виленская // Физ. культура: воспитание, образование, тренировка.- 2005.- № 1.- С. 2-6.
6. Головина, Л. Л. Третий урок физической культуры в общеобразовательной школе / Л. Л. Головина, Ю. А. Копылов, Н. В. Полянская // Физ. культура: воспитание, образование, тренировка.- 2006.- № 3.- С. 55-58.
7. Копылов, Ю. А. О третьем уроке в начальных классах / Ю. А. Копылов, Н. В. Полянская // Физ. культура в шк.- 2014.- № 5.- С. 7-11.
8. Лукьяненко, В. П. Состояние и перспективы совершенствования физического воспитания школьников в свете современных концептуальных подходов / В. П. Лукьяненко // Физ. культура: воспитание, образование, тренировка.- 1999.- № 1-2.- С. 18-25.
9. Лях, В. И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11-х классов общеобразовательной школы : программы общеобразоват. учреждений / В. И. Лях, А. А. Зданевич.- М. : Просвещение, 2011.- 128 с.
10. Матвеев, А. П. Физическая культура : Рабочие программы : 1-4-е классы / А. П. Матвеев.- М. : Просвещение, 2014.- 63 с.
11. Петров, В. О. Здоровьесберегающие технологии в работе учителя физической культуры : дис. ... канд. пед. наук / В. О. Петров.- Ростов н/Д., 2005.220 с.
12. Пономарёва, Е. Ю. Программа проведения занятий фитнес-аэробикой со школьниками (в рамках третьего часа физкультуры) / Е. Ю. Пономарёва // Здоровье—в школы! : сб. ст. по материалам III Междунар. конгресса учителей физ. культуры.- Петрозаводск : Изд-во КГПА, 2012.- С. 241-247.
13. Содержание уроков физической культуры образовательно-тренировочной направленности на основе принципов спортивной тренировки / сост.: Н. И. Синявский, Р. И. Садыков.- Тюмень : Аксиома, 2013.- 160 с.
14. Янсон, Ю. А. Физическая культура в школе. Научно-педагогический аспект / Ю. А. Янсон.- Ростов н/Д. : Феникс, 2004.- 624 с.

Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация.2016. Т.1, № 3

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (08.06.2017)
Просмотров: 154 | Теги: физкультура | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь