Воскресенье, 19.11.2017, 22:44
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ВЛИЯНИЕ МЕТОДИКО-ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ НА ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ

И.И.Шабалова, М.В.Борисова

ВЛИЯНИЕ МЕТОДИКО-ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ НА ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ

Представлены наиболее оптимальные методики проведения занятий по физической культуре и оценка их влияния на здоровье студентов. С помощью социологического опроса выявлено отношение студентов к спортивной деятельности и занятиям физической культурой.

Ключевые слова: физическая культура, здоровье, студенты, педагогика, методика, занятия по физической культуре.

 
В последнее время в нашей стране наблюдается ухудшение здоровья молодёжи, в частности студентов. С каждым годом среди молодых людей возрастает количество имеющих хронические заболевания, связанные с неправильным образом жизни. Спортивные показатели современных студентов составляют только 60 % от аналогичных показателей молодёжи 1960-1970-х гг. [5. С. 54].

Сегодня физическая культура является обязательным предметом в школах и вузах. Однако определённые методические решения преподавателей могут сказываться как позитивно, так и негативно на здоровье студентов.

Основные проблемы физического воспитания студентов:
- ухудшение здоровья вследствие частого использования средств ИКТ в работе и учёбе;
- снижение уровня мотивации к спортивной деятельности;
- недостаток знаний студентов по охране здоровья и основам физического воспитания и др.

Физическая культура является одним из способов решения указанных проблем. В процессе физического воспитания студентов обучают различным двигательным действиям в целях развития способностей управлять своими движениями, а также в целях познания закономерностей движения своего тела. Обучают также правильному выполнению движений, используемых в качестве общеразвивающих упражнений для управления физическим развитием. Обучают технике двигательных действий, необходимых в труде, быту и на спортивных тренировках [1. С. 35].

Процесс обучения двигательным действиям включает в себя следующие этапы: ознакомление, разучивание и совершенствование. На первом этапе происходит ознакомление с физическим упражнением. Ознакомление направлено на создание у обучаемых представления о разучиваемом упражнении. На втором этапе физические упражнения разучиваются углублённо, создаётся умение выполнять его стабильно в объёме намеченных технических требований. На третьем этапе обеспечивается закрепление техники умения и совершенствования техники выполнения изучаемого упражнения, формируется навык и создаётся способность целесообразно применять двигательное действие в реальных условиях практической деятельности [2. С. 67].

Изучение особенностей отношений студентов к спортивной деятельности, занятию физической культурой и здоровьесберегающей деятельностью проводили многие исследователи [4; 6-10].

Для изучения эффективности применения мето- дико-практических занятий по физической культуре в вузе было проведено исследование.

Цель исследования — выявить отношение студентов к спортивной деятельности и занятию физической культурой.

Исследование проводилось среди учащихся 1-4-х курса Кемеровского института (филиала) Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова.

В первую очередь выявлялось количество студентов, которые непосредственно занимаются либо интересуются спортивной деятельностью. Результаты опровергли распространённое мнение о том, что в настоящее время интерес молодёжи к спортивной деятельности стремительно падает. 95 % респондентов отметили, что они активно интересуются либо занимаются спортом.

Затем основное исследование проводилось среди респондентов, которые непосредственно интересуются спортивной деятельностью. Следующий вопрос должен был выявить уровень занятия спортом у студентов. Хотя среди респондентов 16 % занимаются спортом профессионально, большая же часть студентов практикуют спортивную деятельность для поддержания себя в форме, а также для сохранения своего здоровья.

Далее было необходимо выяснить, сколько времени у студентов занимает занятие спортом. Установлено, что большая часть респондентов уделяет спорту в среднем два дня в неделю (65 %), что является средним показателем среди молодых людей. 18 % студентов отмечали, что могут заниматься спортом практически каждый день, и 15 % — один раз в неделю. Однако стоит отметить, что каждый день занимаются спортивной деятельностью преимущественно профессиональные спортсмены (по результатам ответов на предыдущий вопрос).

Для проверки одного из возможных мотивационных факторов респондентам был задан вопрос о влиянии спортивной деятельности на учебную. В данном случае практически все респонденты, участвовавшие в исследовании, отметили, что учебная деятельность не связана с их занятием спортом. 2 % студентов, которые отметили эту связь, пояснили, что в основном это может принести дополнительные преимущества при участии в спортивных соревнованиях городского или областного уровня.

 
Основы мотивации для занятий спортом

Следующий вопрос был одним из самых значимых в исследовании, поскольку опрашиваемым предлагалось выбрать основные факторы, способствующие повышению мотивации к занятию спортом (рисунок). По результатам опроса 74 % студентов отметили улучшение своей физической формы. Кроме того, большая часть опрошенных считает значимыми такие стимулы, как развитие характера и психических качеств, а также приобретение необходимых навыков и умений (16 и 21 % соответственно). Таким образом, мы видим, что материальные факторы играют наименьшее влияние на студентов, а первоочередными факторами являются именно саморазвитие и самосовершенствование.

Можно сделать вывод о том, что занятия спортом и физической культурой благотворно влияют на сознание студентов. На первый план для них выходит непосредственно потребность самосовершенствоваться и уделять должное внимание своему физическому здоровью.

Список литературы

1. Борисова, М. А. К вопросу о влиянии информационно-коммуникационных технологий на здоровье человека / М. А. Борисова, Н. В. Сидорова // Проблемы развития физической культуры и спорта в новом тысячелетии : материалы Всерос. науч.-практ. конф., посв. 70-летию Кемер. обл. — Кемерово, 2013.
2. Борисова, М. А. Проведение методико-практических занятий по физической культуре со студентами института / М. А. Борисова, Н. В. Сидорова // Проблемы и перспективы развития физической культуры и спорта : материалы XIII науч.-практ. конф. — Омск : Изд-во СибГУФК, 2015.
3. Закирова, К. Р. Отношение студентов к физической культуре и спорту / К. Р. Закирова, В. Г. Мещеркина, Е. Ф. Проскурина // Студен. наука XXI века. — 2016. — № 2-1 (9). — С. 93-95.
4. Иванов, В. Д. Формирование здоровьесберегающей компетентности студентов высших учебных образовательных учреждений / В. Д. Иванов, А. Е. Трапезникова // Актуальные проблемы и перспективы теории и практики физической культуры, спорта, туризма и двигательной рекреации в современном мире : материалы Всерос. науч.-практ. конф. : в 2 ч. — Челябинск : Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2015. — Ч. 2. — С. 31-34.
5. Ильин, Е. П. Психофизиология физического воспитания: (Факторы, влияющие на эффективность спортивной деятельности) / Е. П. Ильин. — М. : Просвещение, 2014. — 223 с.
6. Васильев, А. Н. Анализ индивидуальных особенностей отношения студентов медицинского вуза к занятиям физической культурой и спортом / А. Н. Васильев, Б. Н. Кочанов, А. И. Бурдастых // Науч.-мед. вестн. Центр. Черноземья. — 2009. — № 37. — С. 150-154.
7. Красуля, А. В. Ценностные ориентации и отношение современных студентов к физической культуре и спорту / А. В. Красуля // Физ. воспитание студентов творч. специальностей. — 2002. — № 8. — С. 80-86.
8. Чернышева, И. В. Отношение студентов технического вуза к занятиям физической культурой и спортом / И. В. Чернышева, Е. В. Егорычева, С. В. Мусина, М. В. Шлемова // Междунар. журн. эксперим. образования. — 2011. — № 4. — С. 97.
9. Ярушин, С. А. Здоровьеобеспечивающая компетенция в структуре профессиональной компетентности студентов вузов / С. А. Ярушин // Безопасность и адаптация человека к экстремальным условиям среды и деятельности : сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием / под ред. Е. В. Елисеева, Е. Г. Кокоревой, В. Д. Иванова. — Челябинск, 2014. — С. 260-266.
10. Ярушин, С. А. Педагогическое обеспечение формирования здоровья студентов / С. А. Ярушин // Физ. культура. Спорт. Туризм. Двигат. рекреация. — 2016. — Т. 1, № 1. — С. 7-14.

Для цитирования: Шабалова, И. И. Влияние методико-практических занятий по физической культуре на здоровье студентов / И. И. Шабалова, М. В. Борисова // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2017. — Т. 2, № 3. — С. 83-86.

 
 
Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (13.11.2017)
Просмотров: 40 | Теги: Здоровье, физическая культура | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь