Среда, 24.05.2017, 07:16
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Финансы и налоги. Бухгалтерия

КАК ПРИЗНАТЬ ЗАТРАТЫ НА ПРИОБРЕТЕНИЕ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ: ЕДИНОВРЕМЕННО ИЛИ РАВНОМЕРНО?

КАК ПРИЗНАТЬ ЗАТРАТЫ НА ПРИОБРЕТЕНИЕ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ: ЕДИНОВРЕМЕННО ИЛИ РАВНОМЕРНО?

Т.М.Медведева

Передача налоговой отчетности в электронном формате без проблем возможна при наличии соответствующего оборудования и программного обеспечения. Учитывая, что большинство предприятий пищевой промышленности должны представлять декларации по НДС в электронном виде и расширенном формате (то есть вместе со сведениями из книг покупок и продаж, журналов учета выставленных счетов-фактур), полагаем, они заблаговременно побеспокоились о замене старого программного обеспечения на новое. Теперь перед ними стоит задача правильно отразить понесенные затраты на приобретение нового программного обеспечения. Но однозначного решения эта задача, увы, до сих пор не имеет из-за различных точек зрения на нее официальных органов и судей. Избежать налоговой ловушки предприятию, полагаем, поможет знание тенденций в разрешении указанной спорной ситуации. Каковы они, расскажем в предлагаемом материале.

Суть проблемы

К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся в том числе затраты на приобретение (пп. 26 п. 1 ст. 264 НК РФ):

- исключительных прав на программы для ЭВМ стоимостью менее 40 тыс. руб.;

- неисключительных прав на использование программного обеспечения для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным и сублицензионным соглашениям).

В силу п. 3 ст. 257 НК РФ исключительные права на программное обеспечение для ЭВМ являются нематериальными активами. Если их стоимость составляет более 40 тыс. руб., они признаются амортизируемым имуществом и затраты на их приобретение равномерно списываются в течение срока полезного использования посредством амортизационных отчислений (п. 1 ст. 256 НК РФ).

Неисключительные права к нематериальным активам не относятся, а потому расходы на их покупку не подлежат амортизации. Но правила о том, как именно учитывать обозначенные затраты, Налоговый кодекс не содержит.

Казалось бы, в данной ситуации налогоплательщики вправе учесть их при расчете налога на прибыль одним из двух способов (по своему усмотрению): равномерно в течение срока использования программного продукта или единовременно. И по понятным причинам они предпочитают последний из упомянутых вариантов. Но их выбор нередко вызывает нарекания со стороны контролирующих органов. Почему? Давайте разбираться.

Контролеры считают, что расходы следует признавать равномерно

Данная позиция представлена в многочисленных письменных разъяснениях финансового ведомства, посвященных этому вопросу. На протяжении нескольких лет чиновники говорят одно и то же и, похоже, не собираются отказываться от своей точки зрения и впредь. Типичным вариантом разъяснений по обозначенному вопросу является Письмо Минфина России от 31.08.2012 N 03-03-06/2/95. В нем, апеллируя к норме п. 1 ст. 272 НК РФ, финансисты указали на необходимость равномерного распределения расходов на приобретение неисключительных прав на программное обеспечение в течение срока его полезного использования.

И подобных разъяснений (как упоминалось) довольно много (см., например, Письма от 16.12.2011 N 03-03-06/1/829, от 29.01.2010 N 03-03-06/2/13, от 20.04.2009 N 03-03-06/2/88), но каждый раз, аргументируя свою точку зрения, финансисты ссылаются на п. 1 ст. 272 НК РФ.

Срок полезного использования программного обеспечения, как правило, определяется условиями лицензионного либо иного соглашения. И если руководствоваться изложенной позицией Минфина в ситуации, когда этот срок определен, с признанием расходов при расчете налога на прибыль сложности не возникают.

Если же в лицензионном соглашении на приобретение неисключительных прав период использования программного продукта не оговорен, налогоплательщику нужно принять решение, в течение какого именно срока распределять затраты.

Заметим: Минфин на данный счет дает противоречивые рекомендации (это само по себе свидетельствует о том, что финансисты до сих пор не определились, как установить срок для признания расходов на приобретение неисключительных прав на программное обеспечение). Поэтому вне зависимости от принятого в подобной ситуации решения налогоплательщик невольно попадает в группу риска.

Иногда Минфин разрешает налогоплательщику самостоятельно определить период списания расходов с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов. Об этом сказано, например, в Письмах от 18.03.2014 N 03-03-06/1/11743, от 10.09.2012 N 03-03-06/1/476, от 19.02.2009 N 03-03-06/2/25. Упомянутого принципа, по мнению чиновников ведомства, налогоплательщик обязан придерживаться даже при отсутствии однозначной взаимосвязи данных расходов с получаемыми организацией доходами (см. Письмо от 18.03.2013 N 03-03-06/1/8161).

Уместно добавить, что аналогичный порядок признания расходов финансисты распространяют на затраты на последующую модификацию соответствующего программного обеспечения (см. Письма N N 03-03-06/1/11743, 03-03-06/1/8161, от 16.01.2012 N 03-03-06/1/15).

Вместе с тем Минфин периодически отступает от вышеназванной позиции и высказывает по рассматриваемому вопросу иное мнение. Суть его такова: на основании абз. 2 ч. 4 ст. 1235 ГК РФ в случае, когда в лицензионном договоре срок его действия не установлен, договор считается заключенным на пять лет, если Гражданским кодексом не предусмотрено иное. Поэтому налогоплательщик не вправе самостоятельно определить период списания указанных расходов (если он изначально не оговорен условиями лицензионного соглашения), а должен принять этот срок равным пяти годам (см. Письма от 23.04.2013 N 03-03-06/1/14039, от 16.12.2011 N 03-03-06/1/829, от 20.04.2009 N 03-03-06/2/88).

Учитывая приведенные противоречивые разъяснения Минфина касательно возможности определения налогоплательщиком срока списания данных расходов, можно сделать следующий вывод. Чиновники так и не смогли определиться, являются ли нормы ГК РФ о сроке действия лицензионного договора обязательными при определении периода списания расходов на приобретение неисключительных прав.

А как быть предприятию? Ведь подобная неопределенность в порядке признания расходов несет для него дополнительные риски. Полагаем, что при разрешении спорных ситуаций плательщик, безусловно, может учитывать письма Минфина, но все же благоразумнее при принятии решения руководствоваться устойчивой арбитражной практикой в своем регионе. Тем более что сами чиновники, рассуждая в Письме от 22.04.2013 N 03-02-07/1/13890 о статусе своих письменных разъяснений, отметили, что при защите своих интересов налогоплательщик должен руководствоваться прежде всего законодательством о налогах и сборах. А позицию Минфина они вправе (но не обязаны!) учитывать.

Арбитры на стороне налогоплательщиков

В большинстве случаев при рассмотрении споров, возникших в описанных обстоятельствах, судьи считают, что налогоплательщик вправе учесть спорные расходы единовременно. Заметим: подобный вывод арбитры делают независимо от того, определен срок использования программного обеспечения в лицензионном договоре (Постановление ФАС МО от 28.12.2010 N КА-А40/15824-10 по делу N А40-168732/09-127-1389) или не указан вовсе (Постановление ФАС ЗСО от 24.05.2011 по делу N А27-9148/2010). Они считают, что приобретение права пользования программными продуктами - это разовая сделка, предусматривающая конкретные сроки исполнения (порядок оплаты и сроки поставки). Если срок использования договором не установлен, то не может быть определен и конкретный доход, по отношению к которому налогоплательщик обязан равномерно распределять свои расходы (Постановления ФАС ЦО от 20.09.2011 по делу N А68-1047/08-47/12, ФАС МО от 07.09.2009 N КА-А40/6263-09 по делу N А40-92124/08-128-107). В таком случае применяются нормы п. 1, пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ, согласно которым расходы признаются в том периоде, в котором они возникают (Постановления ФАС СКО от 16.08.2011 по делу N А63-6159/2009-С4-20, ФАС МО от 01.09.2011 N КА-А40/9214-11 по делу N А40-5385/11-20-22).

При этом арбитры подчеркивают, что действующим налоговым законодательством четко определен только один случай, когда в отношении неамортизируемого имущества применяется принцип равномерности признания расходов. Он установлен в абз. 3 п. 1 ст. 272 НК РФ и касается ситуации, когда условиями договора предусмотрено получение доходов в течение более чем одного отчетного периода и не предусмотрена поэтапная сдача товаров, работ, услуг (Постановление ФАС ПО СЗО от 09.08.2011 по делу N А56-52065/2010).

И еще. Суды, анализируя обстоятельства спора, обращают внимание на положения учетной политики. Следовательно, порядок признания расходов на приобретение неисключительных прав на использование программного обеспечения целесообразнее закрепить в данном документе.

* * *

Рассмотренная в статье ситуация является, пожалуй, одним из тех (редких) случаев, когда финансовое ведомство, проявляя завидное упорство, настаивает на своей позиции и совершенно игнорирует положительную арбитражную практику. Ведь в случае обращения налогоплательщика в суд (если контролеры не согласятся с единовременным признанием расходов на покупку программного обеспечения) исход спора (учитывая приведенные примеры их практики), по всей видимости, будет в его пользу. Можно только догадываться об истинных причинах подобного упорства. Однако не последнюю роль здесь, полагаем, играет тот факт, что за судебной защитой обращаются единицы; большинство же налогоплательщиков, не желая рисковать, поступают в соответствии с рекомендациями официальных органов.

Категория: Финансы и налоги. Бухгалтерия | Добавил: x5443 (28.03.2015)
Просмотров: 274 | Теги: налоговая отчетность, Программное обеспечение | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь