Воскресенье, 04.12.2016, 19:16
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Гражданское право

ЗАЩИТА СЕМЬИ НА ПОВЕСТКЕ ДНЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СООБЩЕСТВА

ЗАЩИТА СЕМЬИ НА ПОВЕСТКЕ ДНЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СООБЩЕСТВА

В.Л.Кабанов


Аннотация. В статье анализируются усилия, предпринимаемые на международном и национальном уровне в области защиты семьи. Особое внимание уделяется анализу положений международных договоров по правам человека, затрагивающих вопросы защиты семьи, а также практики их контрольных механизмов - договорных органов по правам человека - по разъяснению обязательств государств в этой области. В статье делается вывод о необходимости обмена передовым опытом в области разработки семейной политики на международном, региональном и национальном уровнях в целях обеспечения прогресса в деле укрепления обязательств государств в этой сфере. В этой связи положительным ориентиром для государств может стать Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 г., которая была принята в 2014 году.

Ключевые слова: ООН, Международный год семьи, международные договоры по правам человека, договорные органы по правам человека, Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года.

 
Будучи основной и важнейшей опорой общества и государства, семья призвана играть решающую роль в социальном развитии. Семья несет основную ответственность за воспитание детей и их подготовку к жизни в обществе, а также за привитие им чувства социальной ответственности и принадлежности к обществу. Семья обеспечивает материальную и нематериальную заботу и поддержку своим членам, как детям, так и пожилым или больным.

За последние 50 лет семья претерпела значительные изменения в результате тенденций в области миграции, феномена старения населения, пандемического распространения ВИЧ/СПИДа и последствий глобализации. « Ввиду изменений образа жизни и размера семьи, а также в связи со стремительными социально-экономическими преобразованиями семьям все труднее выполнять свои социальные функции. Все это в сочетании с неспособностью государства оградить домашние хозяйства от их негативных последствий с помощью мер социальной политики приводит к тому, что большое число семей оказываются в нищенском положении и становятся уязвимыми.

Сегодня международное сообщество признает особую роль семьи в жизни общества и необходимость предоставления ей защиты как на национальном, так и на международном уровне. Подтверждением тому является тот факт, что ООН, ее главные, вспомогательные органы и фонды 1, а также другие органы и специализированные учреждения 2 вовлечены в процесс регулирования института семьи.

Наряду с этим на обсуждение и решение правозащитных вопросов и проблем, связанных с защитой семьи, направлена деятельность правозащитных механизмов ООН, а именно Совета ООН по правам человека (СПЧ), специальных процедур Совета ООН по правам человека, Универсального периодического обзора (УПО) и договорных органов по правам человека системы ООН [34].

Особого внимания заслуживает тот факт, что в июне 2014 г. в ходе 26-й сессии Совета ООН по правам человека по инициативе межрегиональной группы государств, включая Российскую Федерацию, была принята резолюция «Защита семьи» [30], которая стала начальным шагом в реагировании международного сообщества на необходимость обсуждения всего спектра правозащитных аспектов деятельности, направленной на защиту семьи.

Напомним, что внимание международной общественности к проблемам семьи обусловлено мандатом Международного года семьи, провозглашенного в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 44/82 от 8 декабря 1989 г. и отмечавшегося в 1994 году. Провозгласив 1994 г. «Международным годом семьи» и сформулировав его тему как «Семья: ресурсы и ответственность в изменяющемся мире», Генеральная Ассамблея ООН подчеркнула особое значение, которое придается вопросам семьи в контексте международного диалога о развитии. Генеральная Ассамблея приняла целый ряд резолюций, касающихся проведения его десяти- и двадцатилетнего юбилеев Международного года семьи, а также последующей деятельности в связи с данными мероприятиями (см.: [15-18; 20-29]).

В указанных многочисленных резолюциях Генеральной Ассамблеи отмечается роль относящихся к вопросам семьи положений итоговых документов состоявшихся в 90-е гг. крупных конференций и встреч на высшем уровне ООН в выборе путей укрепления ориентированных на семью компонентов стратегий и программ в рамках комплексного и всеобъемлющего подхода к развитию.

К числу обозначенных конференций следует, в первую очередь, отнести Всемирную конференцию по правам человека, проходившую в Вене в 1993 г. [35], Международную конференцию по народонаселению и развитию 1994 года. В этом контексте также следует отметить принятие Всемирной программы действий, касающейся молодежи, до 2000 г. [13] и на последующий период, принятие на четвертой Всемирной конференции по положению женщин Пекинской платформы действий 1995 года [3].
Впоследствии в 1996 г. на второй Конференции Организации ООН по населенным пунктам (Хабитат II) была принята Повестка дня Хабитат [2]. Вопросы семьи также были затронуты на Всемирной встрече на высшем уровне в интересах социального развития 1995 г., в Мадридском международном плане действий по проблемам старения, принятом на второй Всемирной ассамблее по проблемам старения в 2002 году [12].

В ноябре 2004 г. в Дохе (Катар) состоялась Международная конференция, проводившаяся в ознаменование десятой годовщины Международного года, по итогам которой была принята Дохинская Декларация [4].

Необходимо также указать на важную роль семьи в деле достижения целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия ООН [19] и касающихся проблем сокращения масштабов нищеты, равенства между мужчинами и женщинами, детской смертности и здоровья матерей [14]. По мнению Генерального секретаря ООН, «достичь большинства целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия... будет трудно, пока стратегии по их достижению не будут направлены на поддержку семьи» [1].

Помимо решений крупных конференций и встреч, проводившихся на высшем уровне под эгидой ООН, огромную роль в деле поддержки семьи играют основополагающие международные договоры по правам человека, которые в своих положениях закрепляют обязательства государств по защите семьи и ее членов.

Обзор указанных международных документов следует начать, прежде всего, с Всеобщей декларации прав человека, которая провозглашает, что семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства (ст. 16). Положения ст. 16 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. о семье нашли тождественное отражение в ст. 23 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г., а в ст. 10 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. наряду с признанием семьи в качестве «естественной и основной ячейки общества» семье предоставляется «самая широкая охрана и помощь» со стороны государства. Более того, в ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах закрепляется, что «участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни».

Следует подчеркнуть, что в отличие от ст. 16 Всеобщей декларации прав человека и ст. 23 Международного пакта о гражданских и политических правах, в ст. 10 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах идет речь не только о защите семьи со стороны государства, но и о помощи со стороны государства. Иными словами, добавление слова «помощь» к обязательству государства «защищать» усиливает нормативное и концептуальное содержание обязательства государств-участников Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.

Вопросы гендерного равенства и важности обеспечения баланса между работой и выполнением семейных обязанностей являются центральными вопросами Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от 1979 года.

Немаловажным международным документом в этой области является Конвенция о правах ребенка 1989 г., в преамбуле которой зафиксировано, что «семье как основной ячейке общества и естественной среде для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей должны быть предоставлены необходимые защита и содействие, с тем, чтобы она могла полностью возложить на себя обязанности в рамках общества». Родители призваны играть важнейшую роль в воспитании ребенка и руководить ребенком в осуществлении им признанных Конвенцией прав и делать это «в соответствии с развивающимися способностями ребенка» (ст. 5). Права детей трактуются в Конвенции с учетом защиты интересов ребенка, и в ней содержится настоятельный призыв максимально учитывать интересы ребенка и уделять особое внимание его правам на выживание и развитие, защиту и участие [32; 33].

В Конвенции о правах инвалидов 2006 г. зафиксировано, что инвалиды и члены их семей должны получать необходимую защиту и помощь, позволяющие семьям вносить вклад в дело полного и равного пользования правами инвалидов.

В Международной конвенции о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 г. содержится требование к государствам-участникам принимать надлежащие меры для обеспечения защиты единства семей трудящихся-мигрантов и содействовать их воссоединению 3.
Среди положений международных договоров о правах человека, касающихся защиты семьи, исходя из концептуальной и правовой нагрузки самыми важными являются положения ст. 10 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.

По п. 1 ст. 10 Пакта семье предоставляется «широкая охрана и помощь». Вместе с тем этот пункт в неисчерпывающем виде указывает на случаи, когда «широкая охрана и помощь» нужна семьям, а именно при образовании семьи и пока на ее ответственности лежит забота о несамостоятельных детях и их воспитании. В п. 2 и 3 ст. 10 предусматривается «особая охрана» матерей и всех детей и подростков.
Комитету по экономическим, социальным и культурным правам пока не удалось принять замечания общего порядка по ст. 10 Пакта, хотя потребность в этом давно наступила. В этих условиях чрезвычайно полезными являются интерпретации ст. 23 Международного пакта о гражданских и политических правах, данные Комитетом по правам человека. Соответствующие мнения Комитета по правам человека нашли отражение в его замечании общего порядка № 19 (1990 г.). Комитет по правам человека констатирует факт: «в своих докладах государства-участники зачастую дают недостаточную информацию о том, как государство и общество выполняют свои обязательства по обеспечению защиты семьи и ее членов».
Замечание общего порядка № 19 интересно еще тем, что в нем Комитет по правам человека затронул аспекты, связанные с понятием семьи. По его мнению, «понятие семьи в определенных аспектах может отличаться в различных государствах и даже в разных районах одного государства, в связи с чем не представляется возможным дать стандартное определение этому понятию». Однако вместе с тем Комитет по правам человека подчеркивает, что «когда в законодательстве и практике какого-либо государства группа лиц рассматривается в качестве семьи, то она должна являться объектом защиты, предусмотренной статьей 23». Комитет также отметил, что «когда государства-участники проводят политику планирования семьи, она должна быть совместимой с положениями Пакта и, в частности, не должна носить дискриминационный или принудительный характер», в том числе в случае соглашения или решения суда о раздельном проживании супругов или в случае расторжения брака. Центральную роль в этом контексте играет принцип наилучшего обеспечения интересов ребенка [5]. В частности, «необходимо запретить дискриминационный подход в вопросах мотивов и процедур установления режима раздельного проживания или развода, опекунства над ребенком, выплаты содержания или алиментов, посещения ребенка, утраты или восстановления родительских прав с учетом преобладающего характера интересов детей в этом отношении. Государства-участники должны, в частности, включать в свои доклады информацию о положениях, принятых ими для обеспечения детям необходимой защиты при расторжении брака или при раздельном проживании супругов».

В целом, на наш взгляд, Комитет по правам человека интерпретирует ст. 23 в контексте ст. 17 ограничительно, то есть ограничивается проблемами невмешательства. В этом случае реальную помощь со стороны государств по осуществлению обязательств по ст. 23 возможно обеспечить путем принятия конкретных мер по поддержке семьи (например, защита материнства, предоставление различных налоговых льгот семьям и т. д.).

Касаясь содержательной части обязательств государств-участников по ст. 10 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, следует отметить, что данная статья подпадает под действие принципа прогрессивной реализации согласно ст. 2 (1) Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, предполагающей наличие соответствующих ресурсов, однако часть ее положений должна быть выполнена незамедлительно, не требуя наличия ресурсов. Именно этим объясняется попытка урегулировать в одной статье 10 Пакта множество связанных между собой вопросов.

Несмотря на отсутствие замечания общего порядка по ст. 10 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, ряд немаловажных аспектов защиты прав семьи находит достойное отражение в других замечаниях общего порядка, принимаемых Комитетом по экономическим, социальным и культурным правам (см.: [6-11]).

Хотя международное сообщество признает главенствующую роль семьи для развития общества, на данный момент не подготовлен перспективный план действий на международном уровне в интересах семьи, аналогичный планам, разработанным в интересах молодежи или пожилых людей. Более того, какого-либо точного определения понятия семейной структуры на международном уровне нет и до настоящего времени конкретный международный документ по содействию роли семьи в области развития еще не принят. Несмотря на это, многие правительства, тем не менее, признают семью в качестве проводника развития и реализуют активную социальную политику, стратегии по поддержке семьи, направленные на решение проблем, стоящих перед семьями на национальном уровне.

Необходимость принятия национальной политики или плана в этой области обусловлена обязательствами государств по правам человека, в том числе в соответствии со ст. 10 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, предполагающей прогрессивную реализацию, но вместе с тем требующей немедленных шагов со стороны государства [31]. Именно к подобным мерам относится, в частности, Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 г., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 25 августа 2014 г. № 1618-р.

Согласно этой Концепции «государственная семейная политика представляет собой целостную систему принципов, задач и приоритетных мер, направленных на поддержку, укрепление и защиту семей как фундаментальной основы российского общества».

При обсуждении в последнее время проблем семьи и предпринимаемых на национальном уровне мер внимание уделяется, как правило, решению главным образом проблем малоимущих семей, укреплению солидарности поколений и совмещению работы с выполнением семейных обязанностей [1].
Таким образом, с годами международное сообщество в решениях многочисленных конференций и других мероприятий, проводившихся в рамках ООН, признало важную роль семьи в достижении целей в области развития, трудности, с которыми сталкивается семья, а также тот факт, что семья нуждается в помощи для их преодоления.

Наряду с этим свод международных документов по правам человека предусматривает конкретные обязательства государств обеспечить защиту и поддержку семье и отдельным ее членам. Деятельность контрольных правозащитных механизмов, в особенности договорных органов по правам человека, нацелена на обсуждение и решение вопросов и проблем, связанных с реализацией государствами их обязательств в этой сфере. Среди положений указанных международных договоров по правам человека, исходя из концептуальной и правовой нагрузки, самыми важными являются положения ст. 10 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. В этой связи представляется, что весомый вклад в разъяснение международных обязательств государств по данному ключевому положению внесет принятие по этому вопросу отдельного замечания общего порядка Комитетом по экономическим, социальным и культурным правам.

Двадцатая годовщина Международного года семьи, отмечаемая в 2014 г., в преддверии крайнего срока достижения целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия ООН, дает нам возможность вновь сосредоточить внимание на роли семьи в процессе развития. Принимая во внимание, что именно в этом юбилейном году главный межправительственный орган ООН в области прав человека - Совет ООН по правам человека - включил в свою повестку дня проблематику защиты семьи, представляется, что на современном этапе открываются широкие возможности обмена передовым опытом в области разработки семейной политики на международном, региональном и национальных уровнях в целях обеспечения прогресса в деле укрепления обязательств государств в этой сфере. Такой обмен может способствовать разработке ориентированных на проблемы семьи программ и стратегий в разных странах мира. Положительным ориентиром для других государств в этой связи может стать упомянутая выше Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Фонд ООН в области народонаселения (ЮНФПА) содействует обеспечению безопасного материнства, охраны репродуктивного здоровья, потребностей подростков и молодежи, а также тендерного равенства и ликвидации последствий ВИЧ/ СПИДа для семьи. Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) поддерживает семьи с помощью таких мер, как содействие выживанию, развитию и защите детей, ген- дерному равенству и смягчению последствий ВИЧ/ СПИДа.
2 Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО), Программа развития ООН (ПРООН), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ), Международная организация по миграции (МОМ), Постоянный форум по вопросам коренных народов, структура ООН-женщины и многие другие.
3 Ко всему прочему в ст. 4 Конвенции определен термин «члены семьи». Под ним понимаются «лица, состоящие в браке с трудящимися-мигрантами или состоящие с ними в таких отношениях, которые в соответствии с применимым правом могут быть приравнены к браку, а также находящиеся на их иждивении дети и другие лица, которые признаются членами семьи в соответствии с применимым законодательством или двусторонними или многосторонними соглашениями между соответствующими государствами».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абашидзе, А. Х. Договорные органы по правам человека / А. Х. Абашидзе, А. Е. Конева. - М. : Норма : Инфра-М, 2015. - 176 с.
2. Венская декларация и Программа действий: (принята на Всемир. конф. по правам человека, Вена, 25 июня 1993 г.). - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ declarations/viendec93.shtml. - Загл. с экрана.
3. Доклад Генерального секретаря ООН. Подготовка к празднованию двадцатой годовщины Международного года семьи в 2014 г. от 28 ноября 2012 г. // Док. ООН A/68/61-E/2013/3.
4. Доклад Конференции Организации Объединенных Наций по населенным пунктам (Хабитат II). Стамбул, 3-14 июня 1996 г. // Док. ООН A/CONF.165/14, п. 40(k).
5. Доклад четвертой Всемирной конференции по положению женщин. Пекин, 4-15 сентября 1995 г. // Док. ООН A/CONF. 177/20/Rev. 1.
6. Дохинская декларация. Приложение к письму Временного Поверенного в делах Постоянного представительства Катара при Организации Объединенных Наций от 2 декабря 2004 г. на имя Генерального секретаря // Док. ООН A/59/592.
7. Кабанов, В. Л. К вопросу о концептуальном содержании принципа наилучших интересов ребенка в международном праве / В. Л. Кабанов // Евразийский юридический журнал. - 2014. - № 10. - С. 65-68.
8. Комитет по экономическим, социальным и культурным правам № 12 «Право на достаточное питание (статья 11)».
9. Комитет по экономическим, социальным и культурным правам . 16 «Равное для мужчин и женщин право пользования всеми экономическими, социальными и культурными правами (статья 3)».
10. Комитет по экономическим, социальным и культурным правам № 18 «Право на труд (статья 6)».
11. Комитет по экономическим, социальным и культурным правам . 19 «Право на социальное обеспечение».
12. Комитет по экономическим, социальным и культурным правам. Замечание общего порядка . 5 «Лица с какой-либо формой инвалидности».
13. Комитет по экономическим, социальным и культурным правам. Замечание общего порядка . 6 «Экономические, социальные и культурные права пожилых людей».
14. Мадридский международный план действий по проблемам старения 2002 г. // Док. ООН A/CONF. 197/9.
15. Резолюция Генеральной Ассамблеи 50/81 от 13 марта 1996 г. // Док. ООН A/RES/50/81. Приложение, пункт 6(1).
16. Резолюция Генеральной Ассамблеи 65/1 «Выполнение обещания: объединение во имя достижения целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия» от 22 сентября 2010 г. // Док. ООН A/RES/65/1.
17. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 47/ 237 от 20 сентября 1993 г. // Док. ООН A/RES/47/237.
18. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 50/ 142 от 21 декабря 1995 г. // Док. ООН A/RES/50/142.
19. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 52/ 81 от 12 декабря 1997 г. // Док. ООН A/RES/52/81.
20. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 54/ 124 от 17 декабря 1999 г. // Док. ООН A/RES/54/124.
21. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 55/ 2 от 18 сентября 2000 г. // Док. ООН A/RES/55/2.
22. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 56/ 113 от 19 декабря 2001 г. // Док. ООН A/RES/56/113.
23. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 57/ 164 от 18 декабря 2002 г. // Док. ООН A/RES/57/164.
24. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 5 8/ 15 от 3 декабря 2003 г. // Док. ООН A/RES/58/15.
25. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 59/ 147 от 20 декабря 2004 г. // Док. ООН A/RES/59/147.
26. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 60/ 133 от 16 декабря 2005 г. // Док. ООН A/RES/60/133.
27. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 62/ 129 от 18 декабря 2007 г. // Док. ООН A/RES/62/129.
28. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 64/ 133 от 18 декабря 2009 г. // Док. ООН A/RES/64/133.
29. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 66/ 126 от 19 декабря 2011 г. // Док. ООН A/RES/66/126.
30. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 67/ 142 от 20 декабря 2012 г. // Док. ООН A/RES/67/142.
31. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 68/ 136 от 18 декабря 2013 г. // Док. ООН A/RES/68/136.
32. Резолюция Совета по правам человека 26/ 11 от 26 июня 2014 г. // Док. ООН A/HRC/26/11.
33. Солнцев, А. М. Международные обязательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей в свете деятельности международных универсальных и региональных контрольных органов по правам человека / А. М. Солнцев, А. Е. Конева // Евразийский юридический журнал. - 2013. - № 10. - С. 38-42.
34. Archard, D. Deciding Best Interests: General Principles and the Cases of Norway and the UK / D. Archard, M. Skivenes // Journal of Children's Services. - 2010. - № 5.4. - P. 43-54.
35. Freeman, M. Article 3: The Best Interests of the Child / M. Freeman // A Commentary on the United Nations Convention on the Rights of the Child / ed. by A. Alen [et al.]. - Leiden, The Netherlands : Martinus Nijhoff, 2007.

Вестник Волгоградского Государственного университета. Серия 5, Юриспруденция 2015. № 1 (26)

Категория: Гражданское право | Добавил: x5443x (12.11.2015)
Просмотров: 149 | Теги: ООН, защита семьи | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016