Понедельник, 20.02.2017, 18:29
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Правоохранительная деятельность

ЗАЩИТА ЛИЦ, СОДЕЙСТВУЮЩИХ ОРГАНАМ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В БОРЬБЕ С ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ

ШЕЛУДЬКО А.А.,
старший оперуполномоченный ОМСН «Булат»
КМ ГУВД по Московской области

КОМАРОВ В.А.,
кандидат юридических наук, доцент кафедры ОРД ОВД
Калининградского юридического института МВД России

ЗАЩИТА ЛИЦ, СОДЕЙСТВУЮЩИХ ОРГАНАМ ВНУТРЕННИХ
ДЕЛ В БОРЬБЕ С ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ



Значение  оперативно-розыскной  дея-
тельности  в  борьбе  с  преступностью,  а  зна-
чит, и защиты лиц, содействующих (перечень
лиц  указан  в  ст.17  Закона  «Об  оперативно-
розыскной деятельности» [1]) этой борьбе, в
настоящее время возрастает. Одной из при-
чин, повлекшей развитие данной тенденции в
России, так и за рубежом, является все боль-
шая  изощренность  способов  совершения  и
сокрытия преступлений, что обусловлено ро-
стом организованных форм преступности.
Практика ОРД в последние годы пока-
зывает, что использование ее результатов в
доказывании по уголовным делам все чаще
сопряжено с угрозой опасности для лиц, со-
действующих органам внутренних дел в рас-
крытии преступлений.
Впервые на законодательном уровне ре-
шение о необходимости обеспечения безопас-
ности  участников  уголовного  процесса  и  иных
лиц было оговорено еще законом СССР начала
девяностых годов. Однако тогда данная норма
носила фактически декларативный характер из-
за отсутствия правового механизма ее реализа-
ции. Не была она обеспечена и необходимыми
финансовыми и материальными средствами.
В этой связи на законодательном уров-
не  была  предпринята  попытка  устранения
названных  проблем  путем  принятия  Феде-
рального  закона  Российской  Федерации  «О
государственной защите потерпевших, свиде-
телей и иных участников уголовного судопро-
изводства» [2] наряду с Федеральным законом
от  20  апреля  1995  года  «О  государственной
защите,  судей,  должностных  лиц  правоохра-
нительных  и  контролирующих  органов  [3].
Данный  Закон  устанавливает  систему  мер
государственной защиты потерпевших, свиде-
телей и иных участников уголовного судопро-
изводства, а также их близких родственников,
родственников  и  близких  лиц,  включающую
меры безопасности и меры социальной защи-
ты указанных лиц, а также определяет основа-
ния и порядок их применения.
В  настоящее  время,  в  соответствии
со ст.17 Закона «Об оперативно-розыскной
деятельности» [1], любое лицо, содействую-
щее  оперативно-розыскной  деятельности,
находится  под  защитой  Российского  госу-
дарства. Вместе с тем принятие указанного
закона открывало иные возможности в про-
тиводействии преступной среде и создавало
хотя бы минимальную правовую основу для
обеспечения  безопасности  содействующих
лиц. Здесь необходимо учитывать один ню-
анс: в отличие от оперативного сотрудника,
прокурора  и  судьи  [3],  участие  защищае-
мого  лица  в  ОРД  основано  на  праве,  а  не
на  обязанности.  Вот  почему  обеспечение
его  безопасности,  осуществляемое  в  ходе
оперативно-розыскной  деятельности,  отве-
чает интересам органов внутренних дел [4].
Указанный институт содержит право-
вые предпосылки для решения целого ряда
оперативно-розыскных  задач,  в  числе  ко-
торых:
-  создание  правовых  условий  для
привлечения к конфиденциальному сотруд-
ничеству лиц, совершивших преступления;
- осуществление на основе конфиден-
циального сотрудничества таких оперативно-
розыскных  мероприятий,  как  оперативное
внедрение в преступную среду.
Освобождение от уголовной ответствен-
ности по указанным основаниям возможно и в
случаях, когда лицо было привлечено к сотруд-
ничеству до совершения им преступления.
Защита  лиц,  содействующих  раскры-
тию преступлений, осуществляется в рамках
уголовного процесса и оперативно-розыскной
деятельности. Поэтому в зависимости от осо-
бенностей отражения в материалах ОРД соот-
ветствующих обстоятельств и фактов, имею-
щих значение для уголовного дела (в связи с
содействием лица раскрытию преступления,
по  которому  возбуждено  дело),  закреплен-
ные факты и вещественные доказательства
могут вводиться в уголовный процесс [5] и ис-
пользоваться в доказывании.
Несмотря на наличие законодательных
актов нормативного регулирования, проблемы
оказания защиты лицам, содействующим рас-
крытию преступлений, до сих пор полностью не
разрешены. В ст.18 Закона «Об оперативно-
розыскной  деятельности»  [1]  государство  га-
рантирует правовую защиту, связанную с пра-
вомерным  выполнением  указанными  лицами
общественного долга или возложенных на них
обязанностей. Это касается реальной угрозы
противоправного  посягательства  на  жизнь,
здоровье или имущество. Органы внутренних
дел  органы  обязаны  принять  «необходимые
меры»  [1]  по  предотвращению  противоправ-
ных действий, установлению виновных и при-
влечению их к ответственности.
На наш взгляд, понятие «необходимые
меры» расплывчато и не отражает специфи-
ки,  в  которой  находится  лицо,  содействую-
щее  органам  внутренних  дел.  Необходимо
разработать  и  законодательно  закрепить
проведение защитных действий со специфи-
кой  и  особенностями  конфиденциального
сотрудничества,  с  выбором  тактики  и  орга-
низации такой защиты. В результате прове-
дения таких защитных действий, содейству-
ющих лиц, будут отстаиваться интересы как
защищаемых, так и интересы правосудия.
Комплексные  мероприятия,  направ-
ленные  на  защиту  содействующих  лиц,
должны  характеризоваться  в  первую  оче-
редь  их  оперативно-розыскной  направлен-
ностью, спецификой принимаемых решений
(по кругу лиц, по способу защиты, по ее нор-
мативному регулированию).
Очень важно, чтобы в процессе прове-
дения  таких  мероприятий  решались  как  за-
дачи раскрытия того преступления, в рамках
которого  оказывается  защита,  так  и  предот-
вращения  иных  преступлений,  субъектами
которых  являются  разрабатываемые  лица  и
их известные связи [7]. Несмотря на ряд труд-
ностей,  связанных  с  обеспечением  безопас-
ности лиц, содействующих ОВД в раскрытии
преступлений, многие оперативные работники
осуществляют такую защиту самостоятельно,
исходя из собственных возможностей.
В целях устранения указанного пробе-
ла Федеральным законом в марте 2010 г. [6]
внесены в часть первую статьи 10 Федераль-
ного закона «О государственной защите по-
терпевших,  свидетелей  и  иных  участников
уголовного  судопроизводства»  изменения,
наделяющее  Правительство  Российской
Федерации  полномочиями  по  определению
порядка  переселения  защищаемого  лица
на другое, временное или постоянное место
жительства.
Таким образом, рассматривая целесоо-
бразность и особенности проведения защит-
ных  действий  содействующих  лиц,  следует
отметить,  что  они  представляют  собой  ком-
плексную  систему  оперативно-розыскных,
уголовно-процессуальных действий и допол-
нительных мер [8], и в связи с этим, на наш
взгляд,  целесообразно  дополнить  статью  2.
Федерального закона Российской Федерации
от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ «О государ-
ственной  защите  потерпевших,  свидетелей
и иных участников уголовного судопроизвод-
ства»  нормой:  «Лицо,  содействующее  орга-
нам внутренних дел».
В  редакции  Закона  «О  государствен-
ной защите потерпевших, свидетелей и иных
участников  уголовного  судопроизводства»
статья 2 - «Лица, подлежащие государствен-
ной  защите»  -  может  быть  дополнена  п.8
«Лица, содействующие органам внутренних
дел».

Библиографический список:
1. Федеральный закон. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (с изменениями от 18 июля 1997 г.,21 июля 1998 г., 5 января, 30 декабря 1999 г., 20 марта 2001 г.) // Собрание законодательства РФ. 1995. 12 августа.
2. Федеральный закон Российской Федерации № 119 - ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» // Собрание законодательства РФ. 2004. 20 августа.
3. Федеральный закон от 20 апреля 1995 года № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» // Собрание законодательства РФ. 1995. 24 апреля.
4. Федеральный закон РФ «О полиции». // Собрание законодательства РФ. 2011. 1 марта.
5. Уголовно-процессуальный Кодекс Российской Федерации № 174-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2005. 1 июня.
6.  Федеральный  закон  Российской  Федерации  №  60-ФЗ  «О  внесении  изменений  в  отдельные  законодательные  акты  Российской  Федерации»  //  Собрание  законодательства  РФ. 2010. 9 апреля.
8.  Горяинов  К.К.,  Вагин  О.А.,  Исиченко  А.П.  Теория  и  практика  применения  органами внутренних дел Закона «Об оперативно-розыскной деятельности»: Научный доклад. М.: ВНИИ МВД России, 2001.
9. Оперативно-розыскная деятельность: Учебник // Под ред. К.К. Горяинова, B.C. Овчинского, Т.К. Синилова, А.Ю. Шумилова. 2-е изд., доп. и перераб. М.: ИНФРА-М, 2004.


 

Категория: Правоохранительная деятельность | Добавил: x5443x (19.12.2012)
Просмотров: 368 | Теги: содействующих органам внутренних де, Оперативно-розыскная деятельность о | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017