Понедельник, 27.05.2019, 04:16
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Правоохранительная деятельность

ЗАЩИТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ В СИСТЕМЕ МЕР, НАПРАВЛЕННЫХ НА ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕРРОРИЗМУ

Лещев С.Е.

ЗАЩИТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ В СИСТЕМЕ МЕР, НАПРАВЛЕННЫХ НА ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕРРОРИЗМУ

Аннотация. В статье рассмотрен вопрос охраны Государственной границы от проникновения на территорию государства террористов и причинения ущерба государству.

Ключевые слова: пограничная полита, охрана Государственной границы, пограничники.

 

Российская Федерация имеет самую протяженную территорию государственной границы в мире: свыше 6 тысячи километров и граничит с 18 государствами, различными по своему уровню развития, религии, населению.

В связи со сложившейся в настоящее время обстановкой в мире и у границ нашей Родины можно отметить, что ведущие государства стремятся подорвать территориальную целостность и конституционный строй России. Об этом свидетельствуют масштабы вооруженного насилия и терроризма вблизи государственной границы в сопредельных государствах, растет число преступлений под воздействием неконтролируемых миграционных процессов, проникновение шпионов, увеличение объема контрабанды, совершение террористических актов, диверсий и других факторов, наносящих ущерб жизненно важным интересам Российской Федерации .

В сложившихся условиях государство в первую очередь должно обратить внимание на укрупненность участков Государственной границы, в отношении которых существует реальная угроза их прорыва. Согласно п. 5 ст. 3 Закона РФ «О Государственной границе Российской Федерации» задача обеспечения данной деятельности возложена на Пограничные органы РФ . Эти подразделения днем и ночью, в снег и дождь, на разных участках нашей необъятной страны несут службу по охране государства от внешних угроз. Вышеизложенное и представляет собой пограничную безопасность.

Для правильного осуществления пограничной безопасности Российской Федерации предполагается создание и совершенствование нормативно-правовой базы, определяющей полномочия и регламентирующей деятельность государства, общества и личности в пограничном пространстве, а также устанавливающей ответственность за нанесение ущерба национальным интересам России; приоритетное развитие системы обеспечения пограничной безопасности России на основе разработки и реализации государственных целевых комплексных программ; прогнозирование развития обстановки, выработку и реализацию мер по оптимизации механизма координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в пограничном пространстве согласно ст. 3 ФЗ «О Государственной границе Российской Федерации».

Для исполнения программ по оптимизации механизма координации федеральных органов предусмотрена Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., которая определила национальные интересы России, под которыми понимается совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства.

Проблемным является и вопрос интенсивных миграционных потоков из стран Ближнего Востока. В числе мигрантов очень часто встречаются представители запрещенных в большинстве стран мира террористических группировок. Ярким примером являются огромные миграционные потоки во Францию, Германию, в случае которых сложно проверить документы каждого человека. Эту задачу выполняют пограничники, осуществляющие контроль и проверку документов в пунктах пропуска: на железнодорожных станциях, аэропортах, портах. В большинстве европейских стран на внутреннем пространстве ЕС данная практика отсутствует, что может пагубно повлиять на безопасность государства. В европейских странах открыты пункты пропуска, и нет препятствий для прохода в соседнее государство; охрана границы носит формальный характер, тем самым создавая угрозу проникновения террористов.

По охране и пропуску через Государственную границу РФ граждан должен осуществляться принцип взаимопомощи и обмена опытом в части пресечения проникновения террористов, что предполагает огромные расходы на строительство и содержание пограничной инфраструктуры и чревато ухудшением отношений с сопредельным государством. Поэтому укрепление границы должно быть оправдано серьезными задачами и проблемами, нерешенность которых может причинить больший ущерб.

Несмотря на усиленный контроль и внедрение нового оборудования для охраны границ, нарушители приспосабливаются к новым условиям, например, подделывают пропуска, разрезают сигнализационную систему, что снижает эффективность подобных мер.

Международное сотрудничество по охране Государственной границы позволяет сохранить и даже упрочить хорошие отношения с соседним государством, избежать ненужного дублирования в пограничном и таможенном контроле и, как следствие, сэкономить значительные средства, а также сократить число барьеров на пути туристических потоков, и увеличить их количество на пути миграционных потоков и террористов.

Наиболее яркий пример обеспечения пограничной безопасности на основе тесного взаимодействия сопредельных государств являет охрана американо-канадской границы. Этот самый протяженный в мире рубеж (его сухопутная часть достигает почти 8900 км) разделяет дружественные государства с развитой экономикой, являющиеся внешнеторговыми партнерами. Ситуация начала меняться в 1990-е гг., когда маршруты через границу стали осваивать транснациональные преступные группировки, занимавшиеся наркоторговлей, контрабандой, трафиком мигрантов. Чтобы переломить негативные тенденции, Оттава предложила Вашингтону концепцию «общего периметра безопасности»: Канада соглашалась на ужесточение своей миграционной политики в обмен на ослабление режима трансграничного сообщения с США  .

Европейский союз (далее — ЕС) не имеет устоявшихся границ и развитой централизованной системы их охраны. Тем не менее пограничная политика почти всех стран членов Евросоюза и стран -кандидатов базируется на общих принципах и правилах, соблюдение которых во многих случаях обязательно. Пограничная политика Евросоюза основывается, в первую очередь, на Шенгенских правилах, ключевая идея которых заключается в отмене контроля над внутренними границами ЕС, особенно между участниками Шенгенской зоны. Это должно компенсироваться ужесточением контроля над внешними рубежами в сочетании с расширением сотрудничества стран ЕС в сферах борьбы с нелегальной миграцией и транснациональной преступностью.

При этом главную задачу организаторы системы контроля над общими рубежами ЕС видят не в создании общей правовой системы (что в краткосрочной перспективе вряд ли реально), а в обмене информацией и опытом, в выработке стандартов, которые могли бы стать ориентиром для оптимизации пограничной политики.

За соблюдением членами ЕС, и особенно кандидатами на вступление, стандартов по охране внешних границ (или тех рубежей, которые окажутся внешними после дальнейших расширений) следят специальные технические инспекции. В связи с этим необходимо ежегодно проверять состояние государственной границы, ее охрану, поддержание в состоянии защищенности, не допускать пропуска через границу лиц, товаров, вещей, не прошедших контроль или проверку. Особо опасен пропуск лиц, занимающихся экстремистской и террористической деятельностью.

Так, разногласия между мировым сообществом в части охраны границ играет на руку террористам. К сожалению, все призывы к консолидации сил до сих пор остаются неуслышанными, что делает борьбу против исламистов малоэффективной. Лишь объединив усилия в борьбе с исламистами, можно рассчитывать на положительный результат.

В заключение хотелось бы отметить, что охрана границы является главной задачей каждого государства. Необходимы совершенствование нормативно-правовой базы и оптимизация деятельности органов уполномоченных по охране и защите рубежей своего государства. Поняв важность охраны границ своего государства, все мировое сообщество может решить проблему недопущения проникновения террористов на свою территорию, возможно как с взаимопомощью других государств, так и силами самого государства.

 

Библиографический список

1. Закон РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-I «О Государственной границе Российской Федерации» / / Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. N° 17. Ст. 594.
2. Дзюба Р.Г. Совершенствование законодательства о Государственной границе в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации в пограничной сфере в условиях развития морской экономической деятельности / / Военное право. 2015. № 1. С. 40—46.
3. Кудинов В.В. Формирование системы совместной охраны Государственной границы в свете реализации пограничной политики России // Проблемы права. 2014. № 3. С. 110—115.
4. Решняк М.Г. К вопросу о территориальном и темпоральном действии уголовного закона в отношении преступлений террористического характера и экстремистской направленности / / Сб. матер. Международной научно-практической конференции «Соотношение национального и международного права по противодействию национализму, фашизму и другим экстремистским преступлениям» (памяти Н.С. Алексеева). М.: Академия СК РФ, 2015.
5. Слепко Г.Е., Сидоров М.С. Роль неюридических методов и способов борьбы с терроризмом и экстремизмом в современном обществе / / Органы государственной власти и институты гражданского общества в борьбе с экстремизмом и терроризмом в сфере межнациональных отношений. Материалы научно-практической конференции / Под общ. ред. проф. М.И. Абакарова. Махачкала: Инноватика, 2015. С. 123—127.

Источник: Научно-информационный журнал "Вестник Международного юридического института" № 1 (56) 2016


Категория: Правоохранительная деятельность | Добавил: x5443 (12.05.2019)
Просмотров: 22 | Теги: охрана границы | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь