Понедельник, 05.12.2016, 11:32
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Финансы и налоги. Бухгалтерия

ЗАКУПКИ ПО 223-ФЗ: КОММЕНТАРИИ, РАЗЪЯСНЕНИЯ, ПРАКТИКА (Часть 4)

ЗАКУПКИ ПО 223-ФЗ: КОММЕНТАРИИ, РАЗЪЯСНЕНИЯ, ПРАКТИКА (Часть 4)

Возникли вопросы в связи с внесением поправок в Закон о закупках (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ):

1. Нужно ли включать в положение о закупках обязанность заказчика осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства или такая обязанность возникает только с 1 января 2016 г.?

2. Если мы производим закупки у субъектов малого предпринимательства на сумму до 100 тыс. руб., это считается закупкой у субъектов малого предпринимательства?

3. С какого времени следует отчитываться по закупкам у субъектов малого предпринимательства в Единой информационной системе?

Давайте разберемся по порядку. Итак, согласно п. 2 ч. 8 ст. 3 Закона о закупках Правительство РФ вправе установить особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, осуществляемой отдельными заказчиками, годовой объем закупки, который данные заказчики обязаны осуществить у таких субъектов, порядок расчета указанного объема, а также форму годового отчета о закупке у субъектов малого и среднего предпринимательства и требования к содержанию этого отчета.

Из приведенной нормы следует, что ни к настоящему моменту, ни к 1 января 2016 г. привязки нет, следует дождаться выхода соответствующего постановления Правительства РФ.

Особенности будут установлены для закупок у субъектов не только малого, но и среднего бизнеса. Эти особенности будут установлены не для всех заказчиков, работающих по Закону о закупках, а лишь для отдельных заказчиков. Вероятно, это те заказчики, которые были перечислены в распоряжении Правительства РФ от 29 мая 2013 г. N 867-р.

Сейчас все заказчики должны размещать сведения о количестве и общей стоимости договоров, заключенных по результатам закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства (п. 4 ч. 19 ст. 4 Закона о закупках). Однако закупка до 100 тыс. руб. может не отражаться заказчиком в плане закупок, не размещаться на официальном сайте, соответственно, и в ежемесячную отчетность она не попадает. Кроме того, в настоящее время у заказчиков нет обязанности специально выделять закупки, проводимые для названных субъектов. Следовательно, в сведениях на официальном сайте могут стоять нули в связи с отсутствием подобных закупок.

 

В течение какого срока участник закупки может подать жалобу на заказчика в антимонопольный орган? Через какое время он уже не вправе предъявить претензии по завершенной процедуре закупки?

Обжалование действий (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ, услуг допускается в срок не позднее 10 дней со дня подведения итогов закупки. Если по результатам закупки договор заключен не был либо в случае признания закупки несостоявшейся обжалование действий (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в антимонопольный орган допускается в течение трех месяцев (п. 5, 6 Порядка рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг, утв. Приказом ФАС России от 18 января 2013 г. N 17/13; ч. 4, 5 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции).

Пропуск указанных сроков исключает возможность использования участником закупки административной формы защиты своих прав и законных интересов.

Однако участник закупки может обратиться с соответствующим иском в суд. В этом случае срок исковой давности будет составлять один год. Такой срок установлен ст. 181 ГК РФ для заявления требований о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности. В соответствии с п. 44 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и ВАС РФ от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" споры о признании торгов, проведенных с нарушением законодательных правил, недействительными рассматриваются по правилам, установленным именно для признания недействительными оспоримых сделок.

Понятно, что закупка может осуществляться не только посредством торгов, но и иными способами. Торги - это лишь один из возможных способов закупки. Однако, руководствуясь аналогией закона (п. 1 ст. 6 ГК РФ, ч. 6 ст. 13 АПК РФ), суды в настоящее время рассматривают иски об оспаривании процедур закупок по правилам, установленным для оспаривания торгов (ст. 449 ГК РФ).

 

Предполагает ли "электронная форма" только закупки на электронных торговых площадках? Если мы всю закупочную информацию размещаем на своем сайте, это означает "в электронной форме"?

"Электронная форма закупки" не тождественна размещению сведений о закупке на сайте заказчика. Потому что на сайте Вы размещаете в электронном виде только саму информацию о закупке, электронная форма закупки означает, что сама процедура должна быть электронной.

Вместе с тем ни Закон о закупках, ни названное Постановление Правительства РФ не определяют, какова процедура закупки в электронной форме, не устанавливают требования об обязательном проведении такой закупки именно на электронной торговой площадке. Поэтому закупка в электронной форме вполне может подразумевать простой обмен электронными документами между заказчиком (организатором закупки) и участниками данной процедуры.

Так что в любом случае заказчику следует самостоятельно определить все нюансы процедуры закупки в электронной форме в своем положении о закупке.

Лишь по аналогии закона в соответствии со ст. 6 ГК РФ (применение норм, регулирующих сходные отношения) можно предположить, что электронная форма закупки означает проведение закупочных процедур на специальном сайте в сети Интернет. Для аналогии в этом случае могут быть использованы следующие нормы.

Так, согласно подп. 11 п. 1 ст. 1 Соглашения о государственных (муниципальных) закупках от 9 декабря 2010 г. <1> "электронная форма (формат) закупок" - процедура закупок, осуществляемая с использованием сети Интернет, веб-портала и (или) электронной торговой площадки (электронной площадки), а также программно-аппаратных средств. Согласно ч. 1, 4 ст. 59 Закона о контрактной системе проведение электронного аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором, т.е. на сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

--------------------------------

<1> Ратифицировано Федеральным законом от 11 июля 2011 г. N 176-ФЗ, вступило в действие с 1 января 2012 г.

 

Регламентированы ли нормативными документами случаи закупки у единственного поставщика? Правильно ли мы понимаем, что закупки, указанные в Постановлении Правительства РФ от 21 июня 2012 г. N 616, у единственного поставщика осуществлены быть не могут?

Нет, какого-либо нормативно установленного перечня не существует, поэтому в зависимости от специфики деятельности своей организации Вы самостоятельно определяете в положении о закупке случаи закупки у единственного поставщика. Постановление Правительства РФ от 21 июня 2012 г. N 616 к случаям закупки у единственного поставщика отношения не имеет, оно устанавливает перечень случаев, когда закупка осуществляется в электронной форме. При этом Вам следует обратить внимание на способ закупки. К примеру, Вам необходимо приобрести канцелярские принадлежности. Казалось бы, закупка должна быть проведена в электронной форме. Однако следует обратить внимание на п. 2 Постановления Правительства РФ от 21 июня 2012 г. N 616. Так, если закупка канцелярских принадлежностей подпадает под случай закупки у единственного поставщика, такая закупка может быть проведена в обычной, а не в электронной форме.

 

Как быть с закупками малого объема? Если, например, нужно купить канцелярские товары на сумму 10 тыс. руб., тоже нужно проводить электронную процедуру согласно Постановлению Правительства РФ от 21 июня 2012 г. N 616 "Об утверждении Перечня товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме"?

Нет, закупки малого объема выведены из сферы действия данного Постановления. Если информация о закупке в соответствии с ч. 15 ст. 4 Закона о закупках не подлежит размещению на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, то осуществлять ее в электронной форме не требуется.

 

Правильно ли я понимаю, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21 июня 2012 г. N 616 "Об утверждении Перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме" закупка автомобилей должна осуществляться посредством аукционов, если иное не указано в положении о закупке?

Нет, не только аукционов, а любым способом, который предусмотрен в Вашем положении о закупке, но сама процедура должна проходить именно в электронной форме.

 

Если у нас электронных торгов пока проводиться не будет, мы просто размещаем документацию о закупке на официальном сайте?

Верно, если своих электронных торгов Вы еще не проводите, то на официальном сайте размещаете документацию о закупке. Если в будущем Вы начнете проводить электронные торги (или иные способы закупки), то к их информационному обеспечению дополнительно подключится соответствующая электронная площадка.

 

Как соотносятся положение о закупке и утвержденный Перечень товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме? К примеру, закупка товаров в соответствии с положением о закупке не предусматривает электронную форму, но данный товар включен в Перечень.

Это соотношение видится весьма простым: нужно обратить внимание на объект закупки и способ закупки. К примеру, Вам необходимо приобрести канцелярские принадлежности. Казалось бы, закупка должна быть проведена в электронной форме. Однако следует обратить внимание на п. 2 Постановления Правительства РФ от 21 июня 2012 г. N 616. Так, если стоимость закупки канцелярских принадлежностей не превышает 100 тыс. руб. (или 500 тыс. руб. при годовой выручке заказчика свыше 5 млрд. руб.), то электронная форма не применяется.

Другой пример: закупка канцелярских принадлежностей подпадает под случай закупки у единственного поставщика или же их закупка обусловлена аварийной ситуацией, непреодолимой силой, необходимостью срочного медицинского вмешательства, чрезвычайными ситуациями природного или техногенного характера, а также необходимостью предотвращения угрозы их возникновения. В этих случаях закупка также может быть проведена в обычной, а не в электронной форме.

 

Статья 4. Информационное обеспечение закупки

 

Вопрос-ответ к статье 4

 

Муниципальные автономные учреждения с 1 января 2014 г. применяют положения Закона о закупках и, соответственно, работают согласно положению о закупках и плану закупок. Как заключать договоры на оказание услуг, которые необходимо подписать в декабре 2013 г., так как услуги оказываются с 1 января 2014 г. (услуги охраны, обслуживание полей, уборка помещений)? Вы ранее отвечали, что такие договоры следует заключить в обычном порядке, потому что закон обратной силы не имеет и на ранее заключенные договоры распространять свое действие не может.

А как отражать в плане закупок на 2014 год договоры, заключенные в декабре 2013 г.? Нужно ли их вообще отражать? Если да, то какой способ закупки указать? Возможно, у единственного поставщика?

Отражать договоры, заключенные в 2013 г., в плане 2014 г. не нужно. В него войдут закупки, которые будут осуществляться именно в 2014 г.

 

Специалисты нашего предприятия по-разному трактуют п. 3 Требований к форме плана закупки товаров (работ, услуг), утв. Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2012 г. N 932, в связи с чем прошу ответить на следующий вопрос. В 2013 г. нами заключен долгосрочный договор, срок окончания исполнения которого - декабрь 2014 г. Сведения по данной закупке включены в план закупок 2013 г., необходимо ли в плане закупок 2014 г. дублировать сведения по данной закупке?

Действительно, не только у специалистов Вашего предприятия мнения разнятся, трудности с трактовкой приведенной нормы сейчас не редкость.

На мой взгляд, сведения о договоре, "переходящем" с одного года на другой, нужно отразить и в плане того года, когда договор был заключен, и в плане того года, в котором этот договор продолжает исполняться сторонами. Обратим внимание на формулировку п. 3: "В случае если период исполнения договора превышает срок, на который утверждаются планы закупок (долгосрочные договоры), в планы закупок также включаются сведения на весь период осуществления закупки до момента исполнения договора". Здесь упомянуты "планы закупок" во множественном числе, следовательно, это все планы, которые составляются в период исполнения договора (в Вашей ситуации - планы 2013 и 2014 гг.).

 

План закупок должен иметь помесячную или поквартальную разбивку. Нашим положением о закупке установлено, что план закупки имеет поквартальную разбивку. Означает ли это, что в квартал мы имеем право закупить определенный товар только один раз, или возможно квартальную потребность разделить на несколько закупок в квартал?

Если в плане закупок указано, что закупаются ГСМ на сумму 1 млн. руб. у единственного поставщика, вправе ли мы заключить несколько договоров с разными поставщиками на общую сумму 1 млн. руб.?

Помесячная или поквартальная разбивка плана закупок не означает того, что Вы обозначили в своем вопросе, разбивка не касается периодичности заключения сделок, поэтому Ваши потребности вполне могут быть распределены по нескольким закупочным процедурам.

 

Нужно ли вносить изменения в план закупок, если изменился предмет закупки? Например, вместо заявленных трех предметов закупаем только два, но цена остается неизменной. Закупка осуществляется путем аукциона, т.е. изменения, если и будут, должны вноситься до опубликования процедуры.

Ответ на этот вопрос ищите только в своем положении о закупке, потому что в п. 8 Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг), утв. Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2012 г. N 932, отмечены две причины для возможной корректировки плана закупок, а также содержится отсылочная норма к положению о закупке. Так что нормативными правовыми актами вопросы внесения изменений в план закупок не регламентированы.

 

Какие изменения плана (примеры) закупок и какие основания (примеры), могут быть предусмотрены положением о закупке; существует ли на законодательном уровне общий перечень изменений, которые можно внести в план закупок?

Нет, общего перечня нет (что вполне понятно, ведь нельзя охватить все возможные случаи, когда такие изменения могут потребоваться конкретному заказчику по объективным причинам), есть только примерный. См. об этом п. 8 Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана, утв. Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2012 г. N 932. Для поиска примеров можете изучить положения о закупке, которые применяют различные заказчики, с тем, чтобы выбрать примеры изменений, наиболее подходящие для Вашей деятельности.

 

Процедура закупки была признана несостоявшейся, так как не было подано ни одной котировочной заявки. Согласно нашему положению о закупке мы можем заключить договор с единственным поставщиком на условиях, предусмотренных извещением о проведении запроса ценовых котировок. Вносятся ли в таком случае изменения в план закупки? Ведь способ закупки меняется и получается, что приходится повторно размещать извещение о закупке, но только как у единственного поставщика.

Согласно подп. "а" п. 8 Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг), утв. Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2012 г. N 932, корректировка плана закупки может осуществляться, в том числе в случае изменения способа закупки. Ключевое слово "может" позволяет сделать вывод, что в обязательном порядке вносить изменения в план закупки в описанной Вами ситуации не нужно.

 

Согласно п. 3 Требований к форме плана закупки товаров (работ, услуг), утв. Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2012 г. N 932, в случае если период исполнения договора превышает срок, на который утверждаются планы закупок (долгосрочные договоры), в планы закупок также включаются сведения на весь период осуществления закупки до момента исполнения договора. Следовательно, если закупка проводилась в 2013 г. и была включена в план закупок 2013 г., но исполнение договора перешло на 2014 г., то эту закупку мы включаем в план закупок 2014 г.

Как быть с закупками, которые проводились в предшествующие годы, т.е. до того, как наша организация стала применять положения Закона о закупках, если работы по этим договорам все еще продолжаются? Стоит ли их включать в план закупок 2014 г.?

Думаю, что не стоит, потому что ни заключение, ни исполнение данных договоров не регулируется нормами Закона о закупках. Закон обратной силы не имеет и не применяется к вопросам исполнения ранее заключенных договоров.

 

Наше предприятие с 1 марта 2014 г. будет проводить закупки по Закону о закупках. Положение о закупке мы разработали и разместим его в течение 15 дней на официальном сайте. Нужно ли нам размещать план закупки товаров, работ, услуг на 2014 год, если у нас уже заключены договоры до конца года?

Если да, то какой способ закупки нужно будет предусмотреть в плане закупок (возможно, закупка у единственного поставщика)? Если мы не разместим на сайте данный план, будет ли это нарушением Закона о закупках? Как правильно формировать план закупки?

Согласно ч. 2 ст. 4 Закона о закупках заказчик размещает на официальном сайте план закупки товаров, работ, услуг не менее чем на один год. Поэтому если Вы разместите план закупки на 10 месяцев (с марта по декабрь 2014 г.), Вы тем самым нарушите приведенную норму Закона о закупках. Следовательно, на часть 2014 г. план составлять и размещать не следует.

При формировании плана на 2015 год Вам следует руководствоваться требованиями Постановления Правительства РФ от 17 сентября 2012 г. N 932.

Договоры, заключенные до 1 марта 2014 г., т.е. до того момента, когда на Вашу организацию распространилось действие Закона о закупках, к "закупке у единственного поставщика" не относятся. Они в принципе не подпадают под действие данного Закона. Ведь закон обратной силы не имеет, он распространяет свое действие только на вновь возникшие правоотношения. Вопросы соотношения договора и закона регламентированы в п. 2 ст. 422 ГК РФ. Так, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила, иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Работа по ранее заключенному договору - это не "закупка у единственного поставщика", это в принципе не "закупка" в том смысле, что Закон о закупках к ней не применяется.

 

Заказчик размещает на официальном сайте план закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств на период от 5 до 7 лет. В настоящий момент у нас нет потребности в данной продукции, а потому такой план на 2014 г. не составлен и не размещен.

Нужно ли было публиковать на официальном сайте пустой план до 31 декабря 2013 г.? Если возникнет необходимость в такой продукции в течение 2014 г. или в 2015 г., будет ли это нарушением Закона о закупках?

В настоящее время заказчик обязан размещать план закупки инновационной, высокотехнологичной продукции на трехлетний период с 1 января 2013 г. (ч. 9 ст. 8 Закона о закупках). Закон не делает исключений для ситуации, когда такая продукция заказчику не требуется. Поэтому действительно многие заказчики практикуют размещение "пустых" планов на начало года. Подчеркну, что это не связано с обязанностью разместить бессодержательный документ, а обусловлено тем, что не предусмотрено исключений из обязанности по размещению плана. Есть и еще одна веская причина для размещения "пустого" плана - это возможность его последующей корректировки. Если плана не было вообще, то при возникновении в 2014 или 2015 г. потребности в подобной продукции нечего будет корректировать. Если же заказчиком был размещен "пустой" план, то можно внести в него изменения в порядке, предусмотренном п. 8 Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг), утв. Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2012 г. N 932. Так что, как видите, есть смысл разместить "пустой" план.

Сроки подготовки плана закупки определяются заказчиком самостоятельно, а размещение плана закупки на официальном сайте осуществляется не позднее 31 декабря текущего календарного года (п. 14 Положения о размещении на официальном сайте информации о закупке, утв. Постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2012 г. N 908). Поэтому, на мой взгляд, целесообразно в самое ближайшее время разместить "пустой" план, а дальше наполнять его, ориентируясь на свои потребности и на соответствующие приказы министерств.

 

Муниципальное автономное учреждение образования утвердило положение о закупке, состав комиссии по закупкам. Но план закупок вызывает сложности, так как договоры на 2014 г. уже заключены, исходя из ожидаемых доходов от оказания платных услуг.

Можно ли пока разместить "пустой" план закупок, а при возникновении "сверхожидаемых" доходов от внебюджетной деятельности разместить новую редакцию плана закупок?

Да, конечно. Тем самым Вы ничего не нарушаете, это довольно распространенная практика.

 

Мы являемся бюджетным учреждением, в 2014 г. переводим часть своих закупок на правила Закона о закупках. Если все наши закупки будут проводиться до 100 тыс. руб., получается, что план закупок у нас будет "пустой"? Или нужно вносить в план закупок и мелкие закупки?

Если в соответствии с ч. 2 ст. 15 Закона о контрактной системе Ваше учреждение принимает решение перейти на частичное применение Закона о закупках, то Вы, конечно, столкнетесь с проблемой составления плана закупок. Ведь Вы объективно не располагаете информацией о том, по каким контрактам станете исполнителями, какие гранты получите и сколько денег заработаете от иной доходной деятельности.

Действительно, согласно п. 4 Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг), утв. Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2012 г. N 932, в план закупки могут не включаться сведения о закупках товаров (работ, услуг), стоимость которых не превышает 100 тыс. руб. Поэтому целесообразно разместить "пустой" план. Как бы абсурдно ни выглядела ситуация с размещением на официальном сайте бессодержательного документа, сделать это целесообразно по следующим соображениям. Указанный нормативный акт допускает корректировку плана закупок, если плана нет - нечего корректировать; если есть "пустой" план - корректировка всегда возможна.

 

Как правильно размещать информацию на официальном сайте: в виде "вордовских" файлов или должны быть сканы? Есть ли требования законодательства на этот счет?

Положение о закупке размещается в электронном виде, формат не определен, следовательно, допустим и "вордовский" файл. План закупки может быть сформирован и размещен с помощью функционала официального сайта, или в электронной форме, или в виде графического образа его оригинала (по желанию заказчика).

Извещение и документация о закупке размещаются в электронном виде. Протоколы, составленные в ходе закупки, размещаются и в электронном, и в графическом виде. Информация об изменении договора, заключенного в ходе закупки, размещается в электронном виде, графическое изображение дополнительного соглашения размещается на официальном сайте дополнительно по желанию заказчика.

 

Документация о закупке должна размещаться на официальном сайте в электронном виде? Можно ли разместить "скан" технического задания, или размещение должно осуществляться только в формате, позволяющем копировать текст?

Ответ на Ваш вопрос содержится в разд. IV Положения о размещении на официальном сайте информации о закупке, утв. Постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2012 г. N 908. На официальном сайте следует разместить электронный вид документации, а не графический.

 

Правильно ли я понимаю, для проведения закупки у единственного источника заказчик размещает на официальном сайте извещение о закупке, документацию о закупке, проект договора? Какие документы размещаются на официальном сайте после выбора поставщика и подписания протокола?

Да, Вы понимаете правильно. После процедуры должен быть размещен сам протокол, потому что все протоколы размещаются на сайте. Кроме того, согласно п. 39 Положения о размещении на официальном сайте информации о закупке, утв. Постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2012 г. N 908, по окончании проведения процедуры закупки представитель заказчика в закрытой части официального сайта с помощью функционала официального сайта при необходимости может сформировать документ, содержащий следующие сведения о договоре:

1) сведения об объеме, цене закупаемых товаров, работ, услуг;

2) сведения о сроках исполнения договора;

3) сведения об участнике закупки, с которым заключается договор.

В дальнейшем Вы обязаны соблюдать требования об отчетности по заключенным и измененным договорам.

 

Наша организация разместила на официальном сайте извещение о закупке, оператор сайта присвоил закупке номер, который мы сообщили нескольким потенциальным поставщикам. Нарушила ли наша организация закон?

Конечно, нет, пожалуй, даже наоборот. Закон о закупках основан на принципе информационной открытости закупки, так что своими действиями по дополнительному информированию потенциальных контрагентов Вы создаете пресловутую "конкурентную среду". Чем большее количество возможных поставщиков будет рассматривать Вас как потенциального заказчика, тем с большей долей вероятности Вы получите максимально выгодные условия закупки.

 

Если в договоре содержится условие о конфиденциальности его условий, можно ли не размещать сведения о закупке на официальном сайте?

По общему правилу избежать размещения информации о конфиденциальных закупках нельзя. Но есть два исключения. Первое: если сведения о закупке составляют государственную тайну (не путать с коммерческой тайной). Второе: в отношении данной конкретной закупки Правительством Российской Федерации принято решение о неразмещении сведений о ней на официальном сайте. Такое решение принимается в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 14 июня 2012 г. N 591.

 

Закон о закупках не содержит запрета на указание в документации о закупке ссылок на конкретные наименования моделей товара и их производителей, а также не требует указания слов "или эквивалент". Правомерно ли внесено указанное ограничение в положение о закупке и можем ли мы на основании положений Закона о закупках не исполнять данное требование? Как Вы считаете?

Действительно, перечисленных требований и запретов в отношении описания объекта закупки Закон о закупках не содержит. Однако многие заказчики включили подобные ограничения в собственные положения о закупке, но это не нарушение Закона, это желание самих заказчиков, признать такое желание неправомерным нельзя. Хотя, признаюсь, мне тоже кажется странным стремление ограничить себя больше, чем ограничивает закон.

Не исполнять свое положение о закупке - значит не исполнять требования Закона о закупках. Поэтому Вы можете поставить вопрос о необходимости внесения изменений в положение о закупке, ссылаясь на необоснованные ограничения при описании объекта, но отказаться от соблюдения надлежащим образом утвержденного положения о закупке оснований нет.

 

Наша организация работает по Закону о закупках. Проводили закупку на поставку определенной продукции, в техническом задании указывали конкретное название данного продукта. По итогам заявки на участие подали две компании: у одной компании полное соответствие требованиям, указанным в техническом задании, другая предлагает товар с иным названием, но он имеет те же качества, что и запрашиваемый нами продукт.

Имеем ли мы право отказать в рассмотрении заявки второй компании, так как товар не соответствует нашим требованиям (имеет другое название)?

Да, безусловно, Вы вправе отклонить вторую заявку, так как она не соответствует требованиям документации. Вы не обязаны покупать то, что Вам не надо и о чем Вы не просили.

 

В извещении о закупке указана марка автомобиля (например, "Мерседес") с указанием слов "или эквивалент". Выигрывает заявка, в которой предложен именно эквивалент, удовлетворяющий всем техническим характеристикам (например, "Ауди"). В связи с этим есть следующие вопросы.

1. В проекте договора указано "Мерседес" или эквивалент", а что указывать в самом договоре: конкретно "Ауди" или опять-таки "Мерседес" или эквивалент"?

2. Не придерется ли проверка, если указать конкретно "Ауди"? Если указать в извещении конкретную марку автомобиля без слов "или эквивалент", не будет ли это нарушением Закона о защите конкуренции?

"Мерседес" или эквивалент" - это предмет документации о торгах (приглашения к оферте). "Ауди" - это предмет оферты, которая акцептована именно как наилучшая (победитель торгов). Следовательно, предмет договора - то, что предложено победителем, т.е. "Ауди". Иначе зачем проводить торги, если в договоре по-прежнему будет значиться "Мерседес" или эквивалент"?

Вообще же есть три варианта формулировки, которую заказчик использует в процедуре закупки автомобиля. Во-первых, предположим, Вы хотите приобрести автомобиль любой марки, но с определенными техническими характеристиками. В этом случае Вы описываете данные характеристики, марку автомобиля не указываете. Во-вторых, Вы хотите приобрести автомобиль примерно как "Мерседес", но не обязательно именно его, тогда в извещении о закупке указываете "Мерседес" или эквивалент". В-третьих, Вы хотите купить именно "Мерседес" и только его. Следовательно, в извещении о закупке пишите "Мерседес" без слов "или эквивалент". Проще говоря, все зависит от целей заказчика. Закон о защите конкуренции Вы не нарушите, если опустите слова "или эквивалент". Просто надо определиться с тем, что именно Вы хотите купить.

 

Можно ли при составлении технического задания указывать товарный знак, товарную марку, наименование производителя и если нет, то почему, ведь в Законе о закупках нет такого ограничения?

Действительно, каких-либо запретов на этот счет Закон о закупках не содержит, поэтому указание товарного знака, наименования производителя в документации о закупке возможно. Интересно отметить, каким образом складывается в настоящее время судебно-арбитражная практика по данному вопросу. Так, в Постановлениях ФАС Уральского округа от 31 мая 2013 г. N Ф09-4564/13 по делу N А71-11453/2012 и от 3 июня 2013 г. N Ф09-4695/13 по делу N А71-11228/2012 отмечается, что действия заказчика, установившего в документации требования о товаре конкретного производителя, не противоречат положениям Закона о закупках, из положений которой следует, что потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.

Указание конкретного производителя поставляемого товара может являться для заказчика принципиально важным и необходимым для качественного выполнения услуг в сфере своей профессиональной деятельности. Заказчиком предъявляется требование не к участникам закупки, а к товарам определенных производителей, следовательно, участники не ограничены в правах на заключение договора. Возможность осуществления поставки товара предусмотрена для неограниченного числа поставщиков. Таким образом, факт указания конкретных производителей товара не свидетельствует об ограничении количества участников.

Отсутствие у кого-либо из лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников торгов.

 

Заказчик в конкурсной документации обозначил в качестве обязательного условия для участия в конкурсе наличие склада поставщика на территории региона заказчика. Является ли такое требование ограничением конкуренции?

Думаю, что нет. "Ограничение конкуренции" - это термин, который следует использовать в том точном смысле, который придает ему Закон о защите конкуренции. Так, в п. 17 ст. 4 названного Закона перечислены конкретные признаки, наличие которых свидетельствует об ограничении конкуренции на конкретном товарном рынке. Установление требований в рамках конкурсного отбора поставщиков с признаками ограничения конкуренции никак не соотносится.

Кроме того, в ст. 17 Закона о защите конкуренции предусмотрены антимонопольные требования к торгам, суть которых сводится к запрету предоставления преимуществ одним участникам торгов и дискриминации других. Установление общих требований на началах равенства и состязательности конкуренцию никак не ограничивает <1>.

--------------------------------

<1> См. также решение Арбитражного суда Вологодской области от 26 июля 2012 г. по делу N А13-3870/2012, решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25 апреля 2012 г. по делу N А56-7663/2012.

 

Не противоречит ли законодательству такое требование предквалификационного отбора: "Поставщик должен предоставить образцы следующей продукции: 1) ботинки мужские разм. 43 - 1 пара; 2) туфли женские разм. 38 - 1 пара; 3) сапоги утепленные мужские разм. 43 - 1 пара. Предоставленные образцы возврату поставщику не подлежат"?

Можно ли требовать образцы без возврата участникам для дальнейшей оценки качества (чтобы в следующем году было понимание о качестве обуви с последующим объявлением квалификации поставщика)?

Каких-либо препятствий для проведения предквалификационного отбора с названными условиями согласно действующему законодательству РФ нет.

 

Необходимо произвести ремонт помещения, но точную стоимость ремонтных работ мы определить не можем. Нам нужно провести запрос котировок и по его результатам выявить победителя, который и будет проводить ремонт? Или нам следует заключить два договора: один на определение стоимости работ, второй - на выполнение этих работ?

Если есть серьезные сложности с определением цены ремонтных работ, Вы можете заключить отдельный договор на подготовку сметы на выполнение ремонтных работ. Вам не составит труда найти профессиональных сметчиков, которые правильно и точно обсчитают объемы и стоимость работ.

 

Нам необходимо провести конкурс на получение кредита. Какую стоимость закупки следует указать: только проценты или же всю сумму, включая и проценты, и саму величину кредита, и другие возможные доплаты?

Начальная цена договора в случае закупки кредита - это те расходы, которые Ваше предприятие понесет в связи с использованием кредитных средств. Ведь сами кредитные средства Вы получаете на возвратной основе, поэтому они не могут составлять начальную цену договора. Вам следует указать в качестве таковой предельные расходы на обслуживание кредита с учетом его размера, срока привлечения денег, возможных комиссий, штрафов и т.д. Вы можете посмотреть примеры аналогичных закупок у других заказчиков на официальном сайте и составить для себя перечень возможных расходов. Например, будут ли штрафы за досрочное погашение (полное или частичное), какие виды комиссий будут применяться, будет ли кредитная линия возобновляемой или нет и т.д.

 

В представленных заявках на участие в процедуре закупки имеется ряд нарушений, а именно: копии представленных документов не скреплены печатью и подписью участника закупки, копия выписки из ЕГРЮЛ не заверена нотариально, на некоторых справках и письмах от генерального директора отсутствует дата и регистрационный номер.

Кроме того, документацией предусмотрено, что заявки должны быть прошиты и пронумерованы, в то время как некоторые заявки этому требованию не соответствуют. Можно ли по этим основаниям отклонить поданные заявки?

Для корректного ответа нужно ознакомиться с текстом документации о закупки. Дело в том, что единых требований к оформлению копий в нашем законодательстве нет, поэтому обозначить такие требования можно только в самой документации. Например, ксерокопия; копия, заверенная подписью и печатью; копия, заверенная и к тому же прошитая, пронумерованная; копия, заверенная нотариально.

Так что постарайтесь точно сверить, какие именно копии Вы требовали согласно документации о закупке, с тем, что Вам было представлено. Отклоняйте строго на основании документации о закупке.

 

Мы планируем провести конкурентную процедуру закупки услуг по организации и проведению мероприятия, в рамках которой у участников будет запрашиваться информация о зале, в котором оно будет проводиться. В документации предусмотрены основные требования к залу (местонахождение, площадь, наличие гардероба и т.п.). После получения всех предложений участников нам хотелось бы увидеть все эти помещения самим. Можно ли предусмотреть в документации условие о том, что заказчик в целях формирования объективного мнения после вскрытия конвертов, но до подведения итогов вправе осуществить осмотр (с выездом на место) предлагаемых участниками залов? В таком случае мы должны будем посетить все заявленные залы?

Или мы можем только запросить самих участников представить фотографии (презентации) и на их основе принимать решение?

Ваши планы вполне реализуемы. Действительно, в документацию о закупке можно включить условие о выезде представителей закупочной комиссии для осмотра залов, предлагаемых участниками закупочной процедуры. Как вариант: комиссия может ограничиться ознакомлением с фотографиями и (или) презентациями залов. Правда, Вам следует определиться до извещения о закупке, как именно комиссия будет формировать объективное мнение о предлагаемом зале для проведения мероприятия: по фотографиям или по результатам осмотра на месте. Безусловно, осматривать (на месте или по фотографиям) нужно все залы, а не выборочно, потому как участники процедуры должны находиться в равном положении. Тем самым будут соблюдены требования ст. 17 Закона о защите конкуренции. Такой подход действующему законодательству о закупках ни в коей мере не противоречит. Просто соблюдайте равные условия для всех участников процедуры.

 

Документацией о закупке установлены требования к залу (месту проведения мероприятия), что оценивается комиссией и является подкритерием оценки. На поступивший запрос на разъяснение положений документации заказчиком был дан и опубликован на официальном сайте ответ о том, что участник закупки представляет только одно предложение по залу, т.е. указывать в заявке несколько вариантов залов нельзя. Правильно ли мы понимаем, что разъяснения являются неотъемлемой частью документации?

Дело в том, что некоторые заявки содержат предложения одновременно по нескольким залам. Как в данном случае производится оценка? Должны ли мы одной заявке присваивать несколько оценок по одному подкритерию? Или мы имеем право не допустить такую заявку к участию в процедуре как не соответствующую документации о закупке?

Вопрос усложняется тем, что к одной из представленных заявок прилагаются две сметы на два зала: зал N 1 не подходит по техническим характеристикам, но приемлема его цена; зал N 2 соответствует требованиям, но его цена превышает начальную (максимальную) цену договора.

Должны ли мы такую заявку отклонить или следует оценивать ее только в какой-либо части?

Да, разъяснения следует считать неотъемлемой частью документации о закупке. Полагаю, что заявки, в которых предлагаются несколько залов, нужно отклонять, потому что это "альтернативные предложения", оценивать их можно, только если это прямо допускалось документацией о закупке. В противном случае налицо дискриминация одних участников перед другими, так как преимущества получают те, кто описал больше залов, и у заказчика появилась возможность выбора и сравнения в рамках одной заявки.

По второй части вопроса - однозначно отклонять обе заявки.

Часть 1   Часть 2   Часть 3   Часть 4   Часть 5

Категория: Финансы и налоги. Бухгалтерия | Добавил: x5443 (21.01.2015)
Просмотров: 5789 | Теги: договор, закон, закупка | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016