Пятница, 02.12.2016, 22:57
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Финансы и налоги. Бухгалтерия

ЗАКУПКИ ПО 223-ФЗ: КОММЕНТАРИИ, РАЗЪЯСНЕНИЯ, ПРАКТИКА

ЗАКУПКИ ПО 223-ФЗ: КОММЕНТАРИИ, РАЗЪЯСНЕНИЯ, ПРАКТИКА

ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

ГК РФ - Гражданский кодекс РФ:

часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ

часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ

Закон о закупках - Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"

Закон о защите конкуренции - Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции"

Закон о контрактной системе - Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

 

ВВЕДЕНИЕ

С 1 января 2012 г. в Российской Федерации введено законодательное регулирование корпоративных закупок в целях обеспечения единства экономического пространства, создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использования денежных средств, расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений. Для реализации этих целей принят и действует специальный Закон о закупках.

Закон о закупках вступил в действие сравнительно недавно, поэтому судебно-арбитражная практика по спорам, связанным с применением его положений, находится в стадии формирования. Единые правовые подходы пока что судами не выработаны, правовые позиции высшей судебной инстанцией не сформулированы. По спорам данной категории имеются отдельные судебные постановления, которые, безусловно, следует принимать во внимание при толковании и применении норм Закона о закупках.

Как известно, Закон о закупках определяет лишь общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к ней, сама же закупочная деятельность заказчика подлежит регламентации в положении о закупке, содержащем требования к закупке, среди которых порядок подготовки и проведения процедур закупки, включая способы закупки; условия применения способов закупки; порядок заключения и исполнения договоров; иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно ч. 3 ст. 3 Закона о закупках в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.

Именно предоставление заказчикам подобной "свободы" в регламентации своей закупочной деятельности порождает массу вопросов о правильном, точном понимании требований Закона о закупках.

Формат Комментария может показаться необычным, однако он весьма оправдан с точки зрения наибольшей практической ценности для читателя. Надеюсь, что этот Комментарий станет настольной книгой для специалистов по закупкам, а мои рекомендации позволят разобраться в тонкостях отечественного законодательства, помогут заказчикам эффективно проводить свои закупки, а поставщикам - успешно выигрывать закупочные процедуры.

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ЗАКУПКАХ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

(в ред. Федеральных законов от 06.12.2011 N 401-ФЗ,

от 30.12.2012 N 324-ФЗ, от 07.06.2013 N 115-ФЗ,

от 02.07.2013 N 160-ФЗ, от 21.12.2013 N 379-ФЗ,

от 28.12.2013 N 396-ФЗ, от 12.03.2014 N 26-ФЗ)

 

Статья 1. Цели регулирования настоящего Федерального закона и отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

 

Вопрос-ответ к статье 1

 

В соответствии с какими нормативными актами осуществляет в 2014 г. свою закупочную деятельность Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом": по Закону о закупках или по Закону о контрактной системе? Какие нормы Закона о контрактной системе для этой организации являются обязательными для исполнения, а какие - нет?

В соответствии с п. 5 ст. 3 Закона о контрактной системе Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" является государственным заказчиком, так что по нормам Закона о закупках корпорация не работает. Все нормы Закона о контрактной системе являются для корпорации (как и для любого другого государственного или муниципального заказчика) обязательными для применения. Собственно говоря, в законах не бывает норм, которые необязательны для исполнения.

 

Может ли бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Детская школа искусств" производить закупки согласно правилам Закона о закупках?

Может, но при условии соблюдения требований, предусмотренных ч. 2, 3 ст. 15, ч. 25 ст. 112 Закона о контрактной системе, а также п. 4 ч. 2 ст. 1, п. 6 ч. 3 ст. 2 Закона о закупках.

 

Создано муниципальное автономное учреждение (городская больница), источники финансирования разные: бюджет местный, бюджет областной, средства обязательного медицинского страхования, приносящая доход деятельность. Может ли учреждение проводить закупки согласно Закону о закупках по всем источникам финансирования?

Да, можно применять нормы Закона о закупках ко всем закупкам, за исключением средств, полученных для осуществления капитальных вложений в объекты муниципальной собственности. Данные закупки должны осуществляться по правилам Закона о контрактной системе. Это исключение закреплено в ч. 4 ст. 15 названного Закона.

 

Как должны осуществлять свои закупки унитарные предприятия: по правилам Закона о контрактной системе или их закупки остаются в сфере регулирования Закона о закупках?

Унитарное предприятие обладает статусом заказчика на основании п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона о закупках, понятиям "государственный заказчик", "заказчик", определенным в п. 5, 7 ст. 3 Закона о контрактной системе, унитарное предприятие не соответствует. Поэтому в 2014 г. такое предприятие осуществляет свои закупки по-прежнему, т.е. в соответствии с требованиями Закона о закупках.

Однако есть три исключения, когда унитарное предприятие должно применять в своей деятельности нормы Закона о контрактной системе.

Во-первых, согласно ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности унитарного предприятия заключается с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором, определенными путем проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном Законом о контрактной системе.

Во-вторых, если унитарное предприятие не имеет собственного положения о закупке, оно обязано все свои закупки осуществлять по правилам Закона о контрактной системе (п. 3 ч. 10 ст. 3, ч. 4 ст. 8 Закона о закупках).

В-третьих, с 1 января 2017 г. в случае, если предприятие получает бюджетные средства для осуществления капитальных вложений в объекты государственной или муниципальной собственности, оно обязано применять положения Закона о контрактной системе в части планирования и осуществления закупок за счет данных средств. Нормы о мониторинге, аудите и контроле в сфере закупок также подлежат применению в отношении предприятия применительно к расходованию указанных выше средств (ч. 4 ст. 15, ч. 26 ст. 112 Закона о контрактной системе).

Согласно ст. 1, п. 1 ст. 3 Федерального закона от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" капитальные вложения - это инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты. Объектами капитальных вложений в Российской Федерации являются находящиеся в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности различные виды вновь создаваемого и (или) модернизируемого имущества, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами.

Однако важно подчеркнуть, что приведенное определение может быть использовано лишь в порядке "аналогии закона", потому что само унитарное предприятие не вправе решать, относятся или не относятся бюджетные средства к "капитальным вложениям", целевое предназначение бюджетных субсидий определяет распорядитель бюджетных средств при их выделении конкретному предприятию (ст. 78.2 Бюджетного кодекса РФ).

 

Спецстрой России определен постановлением Правительства РФ в качестве единственного исполнителя по строительству объектов Минобороны России. Департамент государственного заказчика капитального строительства Минобороны России (ДГЗ МО РФ) является заказчиком в контрактах на строительство объектов, а Спецстрой России в лице ФГУП "Спецстройинжиниринг" выступает генеральным подрядчиком.

После заключения государственного контракта на строительство генеральный подрядчик заключает контракт на строительство объекта с предприятием ФГУП "ГУССТ" Спецстроя России, который привлекает субподрядные организации непосредственно для выполнения работ, осуществляя их отбор по результатам проведения аукционов.

Является ли проведение ФГУП "ГУССТ" аукционов по выбору субподрядных организаций обязательным в соответствии с нормами Закона о контрактной системе или это внутриведомственное решение, а отбор субподрядчиков может проводиться и другим способом?

При такой "цепочке" исполнителей все они являются де-юре "подрядчиками" по исполнению государственного контракта или данным статусом обладает только ФГУП "Спецстройинжиниринг"?

Законом о контрактной системе охватывается лишь первое звено описанной Вами "цепочки": ДГЗ МО РФ - ФГУП "Спецстройинжиниринг", поскольку именно между этими лицами заключается государственный контракт.

Второе и третье звенья "цепочки" строят свои отношения на основе Закона о закупках, так как здесь имеют место договорные отношения унитарных предприятий. О правовом статусе участников такой договорной "цепочки" уместно рассказать подробнее.

В современном гражданском обороте довольно распространены ситуации, когда в отношении одного имущественного объекта последовательно заключается ряд однородных и взаимосвязанных сделок (перепродажа имущества, субаренда, индоссирование векселя и проч.). В отсутствие устоявшейся терминологии можно именовать такие сделки повторными. В ст. 706 ГК РФ закреплена традиционно применяемая при подрядных отношениях система договоров: заказчик заключает договор генподряда с подрядчиком, который, в свою очередь, может иметь субподрядные договоры. Однако в строительной деятельности часто встречается фигура генерального субподрядчика (или субгенподрядчика), который от своего имени заключает договоры так называемого двойного субподряда. Такая практика появилась еще в советское время, хотя в юридической литературе того времени отмечалось, что наличие главного субподрядчика вызывает много неудобств, а генеральный подрядчик не имеет возможности непосредственно влиять на специализированные организации, с которыми он не состоит в договорных отношениях.

Заметим, что в судебно-арбитражной практике наблюдается положительное отношение к использованию подобных договорных конструкций, что представляется абсолютно оправданным <1>. "Субгенподрядчик" является аналогом заказчика, а "субсубподрядчик" - аналогом соответственно подрядчика с применением соответствующих положений гл. 37 ГК РФ.

--------------------------------

<1> См., например: Постановление ФАС Уральского округа от 12 февраля 2008 г. по делу N А07-85454/2007-Г-МИТ.

 

Вместе с тем нечетко выражено отношение к правовому положению "субсубподрядчика" со стороны Минрегиона России. Так, в письме от 30 апреля 2010 г. N 17906-ИП/08 отмечается, что ГК РФ не предусматривает понятие "субсубподрядчик", а также не регламентирует процесс привлечения субподрядчиком третьих лиц к исполнению своих обязательств перед генеральным подрядчиком. В то же время в Методических рекомендациях по страхованию гражданской ответственности членов саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство, одобренных на совещании Минрегиона России 27 февраля 2010 г., термин "субсубподрядчик" активно используется как синоним понятия "субподрядчик".

Представляется очевидным, что, хотя ГК РФ не содержит конкретных норм, с учетом принципа свободы договора (ст. 421) контрагенты вполне могут прибегать к использованию двойного субподряда. Субсубподрядчик - это четвертый по порядку участник цепочки договорных отношений в строительстве (после заказчика, генерального подрядчика, субгенподрядчика). Кстати, практике известны случаи появления и пятого звена этой цепочки в виде "спецсубподрядчика" <1>. Насколько целесообразно заключение такого договора - решать только его сторонам, еще раз подчеркну, что противоречий с законодательством в подобных случаях не усматривается.

--------------------------------

<1> См.: Постановление ФАС Уральского округа от 7 июня 2010 г. N Ф09-4240/10-С2 по делу N А60-55569/2009-С1.

 

Уместно отметить, что в отсутствие ясности правового регулирования повторных сделок вообще и двойного субподряда высказываются предложения о дополнении ГК РФ общей нормой о допустимости повторных сделок, если иное не предусмотрено законом или договором <1>.

--------------------------------

<1> См.: Садиков О.Н. Повторные сделки в гражданском праве // Гражданское законодательство. Статьи. Комментарии. Практика. Вып. 22. Алматы, 2005. С. 48.

 

В приведенной Вами договорной "цепочке" роли распределяются следующим образом: ДГЗ МО РФ - заказчик, ФГУП "Спецстройинжиниринг" - генеральный подрядчик, ФГУП "ГУССТ" - генеральный субподрядчик (или субгенподрядчик), непосредственные исполнители работ - субсубподрядчики. Отбор субсубподрядчиков по правилам Закона о контрактной системе для ФГУП "ГУССТ" обязательным не является, данный отбор следует проводить согласно Закону о закупках.

Единственный случай, когда можно было бы предположить, что подобные аукционы проводятся унитарным предприятием по правилам Закона о контрактной системе, - это отсутствие у него собственного положения о закупке. Однако это не так, поскольку на официальном сайте положение о закупках данного предприятия размещено.

 

Наше предприятие (ФГУП) работает по Закону о закупках. Учредитель (ФСБ России) работает в рамках Закона о контрактной системе. Между ФСБ и нами заключен государственный контракт на строительство объекта. Обязательно ли нам проводить закупку (с целью заключения договора на строительство с подрядчиком) в рамках Закона о контрактной системе или можно провести ее в рамках Закона о закупках? И вообще, могут ли нормы Закона о контрактной системе распространяться на наше предприятие (за исключением обязательного аудита)?

Нормы Закона о контрактной системе в описанной Вами ситуации распространяются на ФГУП как на участника закупки, с которым заключен контракт, но не как на заказчика. Поэтому заключение договора между ФГУП и подрядчиком должно осуществляться по правилам Закона о закупках. На сегодняшний день ФГУП обязано применять в своей закупочной деятельности нормы Закона о закупках только в том случае, когда у него отсутствует положение о закупке.

С 1 января 2017 г. ФГУП будет обязано применять нормы Закона о контрактной системе для осуществления закупок за счет бюджетных средств, полученных на осуществление капитальных вложений в объекты государственной собственности (ч. 26 ст. 112 Закона о контрактной системе).

 

Если у муниципального унитарного предприятия нет уставного фонда, может ли оно работать по правилам Закона о закупках?

Согласно п. 5 ст. 12 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" уставный фонд не формируется в казенных предприятиях, т.е. унитарных предприятиях, основанных на праве оперативного управления. Однако в п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона о закупках в качестве заказчиков указаны государственные и муниципальные унитарные предприятия без каких-либо исключений. Таким образом, вид унитарного предприятия, а следовательно, наличие или отсутствие у него уставного фонда значения не имеют - все унитарные предприятия обязаны соблюдать требования Закона о закупках.

 

Каким образом Закон о закупках касается филиала унитарного предприятия? Филиал ведь не является самостоятельным юридическим лицом.

Этот Закон касается филиала унитарного предприятия самым прямым образом, но лишь в определенной части. Филиал, будучи территориально обособленным структурным подразделением предприятия, должен действовать в соответствии с положением о закупке, утвержденным его головным предприятием. Помимо соблюдения требований положения о закупке, от филиала больше ничего не требуется.

 

Каков порядок осуществления представительствами российских организаций закупочной деятельности на территории стран СНГ (Казахстан, Украина)? Как осуществлять закупочную деятельность на территории данных государств в соответствии с Законом о закупках, либо если иное предусмотрено правом иностранного государства либо международным договором, то каким образом стоит выстроить такую систему осуществления закупочной деятельности?

Представительства российских компаний подчиняются требованиям законодательства того государства, на территории которого они открыты, а не законодательству страны, резидентом которой выступает их головная организация. В этой связи в своей закупочной деятельности на территории государств - участников СНГ или каких-либо других зарубежных государств у представительств отечественных компаний отсутствуют основания руководствоваться требованиями Закона о закупках.

Однако учитывая, что одним из требований упомянутого Закона является осуществление деятельности в соответствии с положением о закупке, головная организация может обязать свои представительства соблюдать это положение, но лишь в той части, которая не будет вступать в противоречие с нормами законодательства страны, в которой это представительство открыто.

 

Некоторое время назад наша организация реорганизовалась из ФГУП в ОАО. В нашем акционерном капитале 100% минус одна акция принадлежит другому ОАО, у которого, в свою очередь, 100% акций принадлежит Российской Федерации в лице Росимущества. В связи с этим возникло множество вопросов:

1) правильно ли мы понимаем, что теперь мы руководствуемся в своей закупочной деятельности только Законом о закупках, а Законом о контрактной системе уже нет?

2) каким законом мы должны руководствоваться при закупке товаров, работ, услуг, необходимых для выполнения оборонного заказа?

3) обязательно ли нам иметь обученного сотрудника для организации и проведения закупочных процедур (конкурсов, аукционов и проч.)?

4) каким законом следует руководствоваться в случаях, когда мы поставщики, а заказчик: а) коммерческая организация, на которую распространяется Закон о закупках; б) коммерческая организация, на которую не распространяется Закон о закупках; в) государственная или муниципальная бюджетная организация, действующая по нормам Закона о контрактной системе?

Вопросов действительно немало, но разберем их по порядку:

1) Ваше ОАО является дочерним хозяйственным обществом по отношению к хозяйственному обществу, у которого весь акционерный капитал находится в федеральной собственности. Поэтому согласно п. 2 ч. 2 ст. 1 Закона о закупках Ваше ОАО должно применять в своей деятельности положения названного Закона;

2) будучи исполнителем государственного оборонного заказа, Вы действуете согласно условиям государственного контракта; при закупке товаров, работ, услуг Вы обязаны соблюдать требования Закона о закупках. Что касается Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе", то в нем нет специальных положений, регламентирующих закупочную деятельность исполнителя;

3) на Ваше усмотрение, подобного требования Закон о закупках не содержит;

4) во всех перечисленных ситуациях Вы должны руководствоваться, в первую очередь, условиями договора. Если же договора еще нет, а Вас интересует, по правилам какого закона он должен быть заключен, то в ситуации "а" Вы соблюдаете процедуры заказчика, проводящего их по Закону о закупках; в ситуации "б" снова соблюдаете процедуры заказчика, которые он проводит без применения Закона о закупках; в ситуации "в" Вы вновь следуете указаниям заказчика, который проводит процедуры согласно Закону о контрактной системе.

 

Наша организация - аэропорт столицы одного из субъектов РФ, единственный акционер - субъект РФ. Нам выделяют деньги из регионального бюджета в качестве вклада в уставный капитал с формулировкой "на проектирование и строительство нового терминала". По нормам какого закона нам проводить процедуру закупки: по Закону о контрактной системе или по Закону о закупках? Мы работаем по Закону о закупках, но в данном случае деньги бюджетные и целевые.

Ваша ситуация подпадает под действие Закона о закупках. Бюджетные деньги перестают быть таковыми с момента их попадания в уставный капитал Вашей компании. Тот факт, что деньги даны с целевой формулировкой, с точки зрения закона значения не имеет, если это вклад в уставный капитал, значит, деньги переходят в собственность Вашей компании. Соответственно, расходуются они по правилам Закона о закупках.

Вместе с тем возможно одно исключение, закрепленное в ч. 6 ст. 15 Закона о контрактной системе. Так, при предоставлении в соответствии со ст. 80 Бюджетного кодекса РФ бюджетных инвестиций юридическому лицу, не являющемуся государственным или муниципальным учреждением, государственным или муниципальным унитарным предприятием, в случае реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства на такое юридическое лицо при осуществлении им закупок за счет указанных средств распространяются положения Закона о контрактной системе, регулирующие деятельность заказчика, в случаях и в пределах, которые определены в соответствии с бюджетным законодательством РФ в рамках договоров об участии Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций.

Иными словами, применять или не применять, и если применять, то в каком объеме нормы Закона о контрактной системе, должно быть указано в договоре о предоставлении бюджетной инвестиции.

 

Наша организация является открытым акционерным обществом с долей участия муниципального образования в уставном капитале более 50%. Получателями бюджетных средств мы не являемся. Должны ли мы соблюдать требования Закона о контрактной системе?

Нет, не должны. Закон о контрактной системе не распространяет свое действие на акционерные общества, пусть даже в них имеется доля участия муниципального образования. По общему правилу Вашему ОАО следует руководствоваться в своей деятельности нормами Закона о закупках.

Применять нормы Закона о контрактной системе Вы обязаны лишь в том случае, если работаете без положения о закупке (п. 3 ч. 10 ст. 3, ч. 4 ст. 8 Закона о закупках).

 

Наше акционерное общество осуществляет водоотведение по установленным тарифам, в отношении общества используется специальное право "золотой акции", хотя государственной собственности в отношении акций нет.

Правильно ли мы полагаем, что не должны руководствоваться требованиями Закона о закупках на основании ч. 2.1 ст. 1 этого Закона, ведь доля государственного участия составляет менее 50%, а именно равняется нулю?

Полагаю, что Вы ошибаетесь. Если доля государственного участия составляет "ноль", то это никак не "менее 50%", это отсутствие государственного участия вовсе. Что касается специального права "золотой акции", то это условное название специального права, которое государство сохраняет за собой в отношении бывшего государственного предприятия, которое было приватизировано путем реорганизации в акционерное общество (ст. 38 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"). Это не "акция" в собственном смысле, поэтому она и не учитывается в качестве "участия в уставном капитале".

 

До 1 января 2014 г. все бюджетные учреждения "сходили с ума" по опубликованию положений о закупке согласно Закону о закупках. Различные консультанты рекомендовали утвердить положения руководителям и разместить на сайте до 1 января 2014 г. Теперь после принятия поправок в Закон о закупках (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ) вправе ли учреждения пользоваться указанными положениями и осуществлять закупки по Закону о закупках до утверждения учредителем, ведь они размещены до опубликования этой поправки? Никаких разъяснений официальных органов и тех же консультантов нигде нет.

Лично я рекомендовала всем бюджетным учреждениям ни в коем случае не торопиться применять норму, которая не вступила в силу <1>. Ведь принятие поправок в Закон о контрактной системе было совершенно очевидно. Положения о закупке, которые утверждены руководителями бюджетных учреждений, не имеют юридической силы в связи с появлением специального требования о необходимости утверждения данных документов именно органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения (п. 6 ч. 3 ст. 2 Закона о закупках).

--------------------------------

<1> См.: Аукционный вестник. 2013. N 163. С. 6.

 

Так что бюджетные учреждения, поспешившие выполнять требования еще не вступившей в силу нормы, теперь не имеют права руководствоваться в своей деятельности нормами Закона о закупках, они должны утвердить положения о закупке у учредителя, причем успеть сделать это теперь уже в срок до 1 апреля 2014 г. В противном случае до окончания 2014 г. данные бюджетные учреждения остаются работать полностью в режиме Закона о контрактной системе.

 

Можно ли бюджетному учреждению в закупках до 100 тыс. руб. пользоваться нормами Закона о закупках, а свыше этой суммы - нормами Закона о контрактной системе?

Нет, нельзя. Возможность применения бюджетным учреждением норм Закона о закупках зависит не от размера расходов на осуществление закупок, а от источников получения доходов, которые перечислены в ч. 2 ст. 15 Закона о контрактной системе.

 

Если бюджетное учреждение утвердит собственное положение о закупке согласно требованиям Закона о закупках, сможет ли оно выборочно осуществлять одни закупки по этому положению, а другие - по правилам Закона о контрактной системе?

Выборочность осуществления закупок уже предопределена в ч. 2 ст. 15 Закона о контрактной системе, по положению о закупке согласно требованиям Закона о закупках бюджетное учреждение может осуществлять лишь три вида закупок:

1) за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами (в том числе иностранными), а также международными организациями; субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ (если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное);

2) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения;

3) за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).

Остальные закупки бюджетное учреждение должно осуществлять в соответствии с нормами Закона о контрактной системе.

Другое дело: допустим ли выбор среди вышеприведенных трех случаев закупки? Представляется, что из текста ст. 15 Закона о контрактной системе этого не следует. Иными словами, если бюджетное учреждение переходит на работу по Закону о закупках, то под его требования переводятся все три случая закупки, а не один или два из этого списка. Конечно, возможно и другое истолкование приведенной нормы, практика 2014 г. это покажет.

 

Подпадают ли денежные средства, полученные бюджетным учреждением от родовых сертификатов, под действие Закона о закупках? Подпадают ли денежные средства, направляемые из областного Фонда обязательного медицинского страхования, под действие Закона о закупках?

Я полагаю, что Ваш вопрос задан в контексте п. 3 ч. 2 ст. 15 Закона о контрактной системе. В данной норме имеется изъятие, не позволяющее бюджетному учреждению перевести закупки, осуществляемые за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности, в сфере действия положения о закупке, утвержденного в соответствии с Законом о закупках. Речь идет о средствах, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.

Средства, которые бюджетное учреждение получает в качестве оплаты родовых сертификатов, выделяются Фондом обязательного медицинского страхования, поэтому расходовать их по правилам Закона о закупках (даже при наличии положения о закупке) нельзя. Аналогичный ответ можно дать и на второй Ваш вопрос.

 

Регулирует ли Закон о закупках осуществление заказчиком отбора финансовых организаций для оказания финансовых услуг? Если да, должен ли в положении о закупке регламентироваться определенный вид такой закупки?

Закон о закупках не содержит специального регулирования по отдельным видам закупок (за некоторыми исключениями, приведенными в ч. 4 ст. 1 данного Закона). Каких-либо требований, кроме наличия у заказчика положения о закупке, этим Законом не установлено. Отдельная регламентация порядка закупки финансовых услуг может быть предусмотрена в положении о закупке, если, по мнению заказчика, это необходимо.

 

Подскажите, пожалуйста, является ли получение муниципальным унитарным предприятием займа у другого муниципального унитарного предприятия случаем, который регламентирует Закон о закупках?

Нет, не является. Круг отношений, которые входят в предмет регулирования Закона о закупках и составляют предмет закупочной деятельности заказчика, можно определить из названия самого Закона - это купля-продажа, где заказчик выступает покупателем; подряд и возмездное оказание услуг, в которых он занимает позицию заказчика работы или услуги.

В соответствии с п. 1 ст. 807 ГК РФ по договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества; договор займа считается заключенным с момента передачи денег или других вещей. Договор займа относится к классу договоров, направленных на передачу имущества в целях его временного использования с обязанностью возвратить такое же имущество (определяемое родовыми признаками).

Таким образом, нет оснований отождествлять договор займа с закупкой товара, работы или услуги.

 

Является ли получение государственным унитарным предприятием кредита в банке случаем, который регламентирует Закон о закупках как закупку, которую необходимо проводить с соблюдением данного Закона?

Вопрос может показаться весьма простым только на первый взгляд, хотя в наш обиход уже прочно вошло понятие "банковская услуга".

Так, в ст. 30 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" сказано, что отношения между Банком России, кредитными организациями и их клиентами осуществляются на основе договоров, если иное не предусмотрено федеральным законом. В договоре среди прочего должна быть указана стоимость банковских услуг. При этом участники кредитной организации не имеют каких-либо преимуществ при рассмотрении вопроса о получении кредита или об оказании им иных банковских услуг. Статья 32 данного Закона запрещает кредитным организациям заключать соглашения и осуществлять согласованные действия, направленные на монополизацию рынка банковских услуг, а также на ограничение конкуренции в банковском деле.

Из приведенных норм можно сделать вывод, что сферу деятельности кредитной организации составляют именно банковские услуги, а предоставление кредита есть одна из разновидностей подобных услуг.

Антимонопольное законодательство также оперирует термином "банковская услуга" (ст. 4 Закона о защите конкуренции), банковская услуга отождествляется с банковской операцией (совокупностью банковских операций) и в п. 7 Постановления Правительства РФ от 26 июня 2007 г. N 409 "Об утверждении условий признания доминирующим положения кредитной организации и правил установления доминирующего положения кредитной организации".

Вместе с тем в теории гражданского права воспринято иное понимание сущности кредитного договора, в то время как именно он и является целью закупочной процедуры в контексте требований Закона о закупках.

Так, В.В. Витрянский отмечает, что кредитный договор не относится к договорам об оказании услуг, а принадлежит к категории договоров о передаче имущества. Существо обязательства банка состоит в передаче заемщику суммы кредита с условием ее возврата и выплаты вознаграждения. Кредитный договор относится к категории договоров о передаче имущества и в этом смысле составляет одну классификационную группу с договорами имущественного найма и ссуды, а не с договорами банковского вклада и банковского счета, которые действительно относятся к категории договоров об оказании финансовых (банковских) услуг <1>.

--------------------------------

<1> См. подробнее: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Кн. 5. Т. 1. Договоры о займе, банковском кредите и факторинге. Договоры, направленные на создание коллективных образований. М., 2006.

 

Однако, несмотря на очевидные расхождения между приведенными позициями (законодательства и теории гражданского права), я бы рекомендовала Вам применять закупочные процедуры к заключению кредитных договоров, потому что речь идет об устоявшемся понятии банковской услуги. Кстати сказать, организации, применяющие Закон о закупках в своей деятельности, проводят соответствующие процедуры для получения кредитов. Другое дело, какими являются эти процедуры: конкурентными или же неконкурентными.

 

Подпадает ли под действие Закона о закупках заключение договоров страхования (КАСКО, ОСАГО, ОСГОП)?

Да, подпадает по следующим соображениям.

Закон о закупках определяет лишь общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к ней, оставляя без регламентации само понятие "закупка". Однако системный анализ норм Закона о закупках позволяет определить, что закупка представляет собой совокупность последовательных действий заказчика (юридическую процедуру), в первую очередь нацеленных на выбор контрагента для заключения с ним конкретного договора.

Круг отношений, которые входят в предмет регулирования Закона о закупках и составляют предмет закупочной деятельности заказчика, можно определить из названия самого Закона - это купля-продажа, где заказчик выступает покупателем; подряд и возмездное оказание услуг, в которых он занимает позицию заказчика работы или услуги. Хотя в современной практике весьма распространено мнение о том, что Закон о закупках предполагает информационную открытость любых расходных обязательств заказчиков, однако оно идет вразрез как с названием, так и с текстом самого Закона о закупках.

Страхование - это разновидность договора возмездного оказания услуг, речь идет об услуге, состоящей в принятии на себя страховщиком последствий страхового случая. Поэтому заключение договоров имущественного страхования (КАСКО, ОСАГО и ОСГОП) вполне охватывается понятием "закупка услуг". Следовательно, к порядку заключения данных договоров следует применять нормы Закона о закупках.

 

Можно ли считать услуги по оценке стоимости акций в целях их продажи как не регулируемые Законом о закупках на основании п. 1 ч. 4 ст. 1 данного Закона? Ведь эти услуги связаны с куплей-продажей ценных бумаг (акций).

Думаю, что оснований для такого вывода нет. Оценка акций и купля-продажа акций - это совершенно разные сделки. Поэтому заключение договора на оказание услуг по оценке акций подпадает под действие Закона о закупках.

 

Распространяются ли нормы Закона о закупках на сделки по предоставлению в залог имущества в обеспечение исполнения обязательств третьего лица? Залогодателем является открытое акционерное общество, 100% акций которого находятся в собственности государства.

Конечно, нет. Передача имущества в залог никоим образом не соотносится с закупкой чего-либо, залогодатель ведь ничего не покупает. Так что передача имущества в залог - обычный договор, обычный в том смысле, что порядок его заключения не регулируется Законом о закупках.

Часть 1   Часть 2   Часть 3   Часть 4   Часть 5

Категория: Финансы и налоги. Бухгалтерия | Добавил: x5443 (21.01.2015)
Просмотров: 4346 | Теги: заказчик, договор, закупка | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016