Вторник, 28.02.2017, 03:47
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Законодательство. Государство и право

Статья 3. Законодательство Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию

Статья 3. Законодательство Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию

Комментарий к статье 3 Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"

1. Комментируемая статья определяет законодательство о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию в Российской Федерации.

Согласно рассматриваемой статье на территории Российской Федерации вопросы защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, регулируются:

- Конституцией РФ;

- комментируемым Законом;

- другими федеральными законами;

- иными нормативными правовыми актами.

Особое место в этой системе занимают международные акты, которые, хотя и не названы прямо в комментируемом Законе в качестве правового регулятора отношений по вопросам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, тем не менее являются основой для развития национального законодательства в области защиты прав и законных интересов детей.

Согласно Всеобщей декларации прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН Резолюцией 217 A (III) от 10 декабря 1948 г.) дети имеют право на особую заботу и помощь. Конституция РФ провозгласила гарантию государственной поддержки семьи, материнства и детства.

Прежде всего, приоритет интересов и благосостояния детей во всех сферах жизни государства закреплен в Конвенции о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.). Статья 17 Конвенции отмечает, что государства-участники признают важную роль средств массовой информации и обеспечивают, чтобы ребенок имел доступ к информации и материалам из различных национальных и международных источников, особенно к таким информации и материалам, которые направлены на содействие социальному, духовному и моральному благополучию, а также здоровому физическому и психическому развитию ребенка. С этой целью государства-участники поощряют разработку надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию.

Подписав Конвенцию о правах ребенка и иные международные акты в сфере обеспечения прав детей, Российская Федерация выразила тем самым приверженность участию в усилиях мирового сообщества по формированию среды, комфортной и доброжелательной для жизни детей.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод ETS N 005 (Рим, 4 ноября 1950 г.) каждый человек имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ. Указанная статья не препятствует государствам осуществлять лицензирование радиовещательных, телевизионных или кинематографических предприятий. Однако в ч. 2 ст. 10 указанной Конвенции говорится о том, что осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия.

Принимая во внимание ст. ст. 8 и 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Рекомендация Комитета министров Совета Европы N R (89) 7 государствам-членам "О принципах распространения видеограмм, содержащих насилие, жестокость или порнографию" (принята Комитетом министров 22 апреля 1989 г. на 425-м заседании Представителей министров) подчеркивает важность усиления деятельности в отношении распространения видеограмм, содержащих насилие, жестокость или порнографию, а равно к тем, которые поощряют злоупотребление наркотиками. В частности, принимая во внимание охрану несовершеннолетних, рекомендует правительствам государств-членов:

- предпринимать конкретные меры для осуществления изложенных ниже принципов;

- обеспечить всеми средствами то, чтобы эти принципы были известны заинтересованным лицам и органам;

- проводить периодическую оценку эффективности применения этих принципов в своих внутренних системах правопорядка.

Декларация о свободе обмена информацией в Интернете (принята 28 мая 2003 г. на 840-м заседании представителей Комитета министров Совета Европы) содержит следующие положения:

- право на свободу выражения и информации;

- право на свободу выражения и свободный обмен информацией в системе Интернет;

- баланс между свободой выражения и информации и другими законными правами и интересами;

- саморегулирование виртуальной информации;

- озабоченность попытками ограничить доступ общественности к обмену информацией в Интернете по политическим основаниям или другим мотивам, противоречащим демократическим принципам;

- уверенность в необходимости твердо установить, что существующий контроль за обменом информацией в Интернете, невзирая на границы, должен осуществляться в порядке исключения;

- необходимость убрать преграды для индивидуального доступа к Интернету и дополнить уже предпринятые меры по установлению общего доступа;

- гарантии прав пользователей на доступ к широкому кругу информации из разнообразных национальных и иностранных источников;

- необходимость ограничить ответственность служб поставщиков информации в тех случаях, когда они действуют в качестве простого передатчика либо когда они добровольно предоставляют доступ или получают сведения от третьей стороны;

- правовые аспекты информационных общественных служб, особенно электронной торговли на виртуальном рынке;

- свобода обмена информацией через Интернет не должна ущемлять человеческое достоинство, права и основные свободы других людей, особенно несовершеннолетних;

- соблюдение равновесия между уважением желаний пользователя Интернетом не раскрывать свою личность и необходимостью правоохранительных органов выявлять лиц, ответственных за совершение преступлений;

- сотрудничество с правоохранительными органами в случаях появления в Интернете незаконной информации.

2. Статья 17 Конституции РФ устанавливает, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, которые неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина.

В ст. 38 Конституции РФ закрепляется, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. Подтверждение государственной политики в области защиты детей в ст. 38 свидетельствует о том значении, которое придается в современном обществе детям.

В связи с тем что защита детства носит комплексный социально-экономический характер, она осуществляется путем принятия разнообразных государственных мер по охране ребенка, включая меры по укреплению семьи, ее социальной поддержке, а также по обеспечению семейных прав граждан в Российской Федерации.

Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому социальное обеспечение для воспитания детей. Родители при выполнении обязанностей по развитию детей должны заботиться об их здоровье, физическом, психическом и нравственном развитии, предпринимать меры по реализации потребностей детей в питании, одежде, предметах досуга, отдыхе, лечении. Основными видами социального обеспечения являются пенсии, пособия, выплаты, различные социальные услуги. Социальное обеспечение может предоставляться как в денежной (пенсии, пособия), так и в натуральной форме (социальное обслуживание).

Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования (ст. 43 Конституции РФ). Государство гарантирует и обеспечивает своим гражданам возможность получения образования независимо от их пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости. Граждан, нуждающихся в социальной помощи, государство поддерживает в период получения ими образования.

Эти положения адресуются одновременно родителям и государству в связи с тем, что естественное право и обязанность родителей воспитывать и содержать своих детей, с одной стороны, не исключают конституционную обязанность российского государства заботиться о воспитании детей, с другой стороны.

3. Помимо Конституции РФ семейные отношения регулируются СК РФ. В частности, ст. 56 СК РФ закрепляет право ребенка на защиту своих прав и законных интересов. Защита прав и законных интересов ребенка может осуществляться родителями (лицами, их заменяющими), органом опеки и попечительства, прокурором и судом. Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, вправе самостоятельно осуществлять свое право на защиту. Способы воспитания детей согласно ст. 65 СК РФ должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

Уголовный кодекс РФ содержит главу 20 "Преступления против семьи и несовершеннолетних", направленную на защиту прав детей. Однако УК РФ прямо не устанавливает уголовную ответственность за нарушение законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

Статья 6.17 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

Основные гарантии прав и законных интересов ребенка установлены в ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" для создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка. Российская Федерация признает детство важным этапом жизни человека, отдает приоритет подготовке детей к полноценной жизни в обществе, развитию у них общественно значимой и творческой активности, воспитанию у детей высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.

Содействие ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов оказывают следующие лица:

- органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов РФ, должностные лица указанных органов в соответствии со своей компетенцией;

- родители ребенка (лица, их заменяющие);

- педагогические, медицинские, социальные работники, психологи и другие специалисты, которые несут ответственность за работу по воспитанию, образованию, охране здоровья, социальной поддержке и социальному обслуживанию ребенка;

- органы опеки и попечительства и другие компетентные органы (образования, здравоохранения, труда и социального развития, правоохранительные и другие, занимающиеся защитой прав ребенка);

- общественные объединения (организации) и иные некоммерческие организации могут осуществлять деятельность по подготовке ребенка к реализации им своих прав и исполнению обязанностей.

Статья 14 ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" содержит общие положения о защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию. К ним относятся:

- обязанность органов государственной власти Российской Федерации принимать меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, от информации порнографического характера, от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение;

- соблюдение требований к распространению среди детей информации, в том числе требований к осуществлению классификации информационной продукции, ее экспертизы, государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию;

- проведение экспертизы (социальной, психологической, педагогической, санитарной) настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей для обеспечения безопасности жизни, охраны здоровья, нравственности ребенка, защиты его от негативных воздействий.

Статья 4 Закона РФ "О средствах массовой информации" не допускает:

- использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань;

- использование в радио-, теле-, видео-, кинопрограммах, документальных и художественных фильмах, а также в информационных компьютерных файлах и программах обработки информационных текстов, относящихся к специальным средствам массовой информации, скрытых вставок и иных технических приемов и способов распространения информации, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье, а равно распространение информации об общественном объединении или иной организации, включенных в опубликованный перечень общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена;

- распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, а также распространение иной информации, распространение которой запрещено федеральными законами;

- распространение в средствах массовой информации сведений о специальных средствах, технических приемах и тактике проведения контртеррористической операции, если их распространение может препятствовать проведению контртеррористической операции или поставить под угрозу жизнь и здоровье людей. Сведения о сотрудниках специальных подразделений, лицах, оказывающих содействие в проведении такой операции, выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии террористического акта, и о членах семей указанных лиц могут быть преданы огласке в соответствии с законодательными актами Российской Федерации о государственной тайне и персональных данных;

- распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), включая фамилии, имена, отчества, фото- и видеоизображения такого несовершеннолетнего, его родителей и иных законных представителей, дату рождения такого несовершеннолетнего, аудиозапись его голоса, место его жительства или место временного пребывания, место его учебы или работы, иную информацию, позволяющую прямо или косвенно установить личность такого несовершеннолетнего, за некоторыми исключениями.

Закон РФ "О средствах массовой информации" действует в отношении СМИ, учреждаемых в Российской Федерации, а для создаваемых за ее пределами - лишь в части, касающейся распространения их продукции на территории России. Закон провозглашает свободу массовой информации (предназначенных для неограниченного круга лиц печатных, аудио-, аудиовизуальных и иные сообщений и материалов) в России. Цензура массовой информации, т.е. требование от редакции СМИ со стороны уполномоченных лиц предварительно согласовывать сообщения и материалы, а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов (их отдельных частей) не допускаются. Запрещается злоупотребление свободой массовой информации. Однако ст. 25 указанного Закона предусматривает возможность прекращения судом распространения продукции средства массовой информации, осуществляемого с нарушением требований, установленных комментируемым Законом. Основанием такого прекращения является заявление федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содержатся в Федеральном законе от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Согласно ст. 10 указанного Закона за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на бесплатную юридическую помощь.

4. В нормативно-правовых актах субъектов РФ с учетом демографической обстановки, экономического, образовательного, информационного, культурного уровней развития и прочих нюансов жизнедеятельности каждого конкретного региона также определяются меры, обеспечивающие защиту детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию. Основой для разработки таких мер являются в том числе положения Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утв. Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761.

В большинстве регионов России уже разработаны и утверждены собственные стратегии действий в интересах детей, предусматривающие в числе прочих задач принятие мер по обеспечению информационной безопасности детства. Такие стратегии действуют, например, в Республике Бурятия (см. Постановление Правительства Республики Бурятия от 5 октября 2012 г. N 585), Республике Хакасия (см. Постановление Правительства РФ от 9 октября 2012 г. N 674), Хабаровском крае (см. распоряжение Губернатора Хабаровского края от 10 октября 2012 г. N 515-р) и других субъектах РФ.

Так, например, согласно Стратегии действий в интересах детей Воронежской области на 2012 - 2017 годы (утв. распоряжением Правительства Воронежской обл. от 3 октября 2012 г. N 642-р) в качестве мер, направленных на обеспечение информационной безопасности детства, предусмотрено:

- создание и внедрение программ обучения детей и подростков правилам безопасного поведения в интернет-пространстве, профилактики интернет-зависимости, предупреждения рисков вовлечения в противоправную деятельность, порнографию;

- создание правовых механизмов блокирования информационных каналов проникновения через источники массовой информации в детско-подростковую среду элементов криминальной психологии, культа насилия, других откровенных антиобщественных тенденций;

- внедрение системы мониторинговых исследований по вопросам обеспечения безопасности образовательной среды образовательных учреждений, а также по вопросам научно-методического и нормативно-правового обеспечения соблюдения санитарно-гигиенических требований к использованию информационно-компьютерных средств в образовании детей;

- создание общественных механизмов экспертизы интернет-контента для детей;

- создание порталов и сайтов, аккумулирующих сведения о лучших ресурсах для детей и родителей; стимулирование родителей к использованию услуги "Родительский контроль", позволяющей устанавливать ограничения доступа к сети Интернет.

И хотя ч. 2 ст. 4 комментируемого Закона предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, относятся только разработка и реализация региональных программ обеспечения информационной безопасности детей, производства информационной продукции для детей и оборота информационной продукции, есть все основания полагать, что этим компетенция органов государственной власти субъектов РФ в рассматриваемой области не ограничивается. Доказательством этому служит тот факт, что практически в каждом субъекте РФ действуют законы, предметом которых является регулирование вопросов по защите прав ребенка (детей), где в числе прочих действий предусмотрено принятие мер по обеспечению информационной безопасности детства. Так, например, в Законе Приморского края от 29 декабря 2004 г. N 217-КЗ "О защите прав ребенка в Приморском крае" содержится отдельная глава, посвященная защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию. В ст. 16 Закона Калининградской области от 12 июля 2004 г. N 415 "О защите прав и законных интересов ребенка в Калининградской области" предусмотрено, что коммерческое и иное распространение в пределах образовательных, воспитательных учреждений, учреждений социальной защиты и иных аналогичных учреждений печатной продукции, аудио- и видеопродукции, содержащей информацию, наносящую вред здоровью ребенка, его нравственному и духовному развитию, запрещается. К указанной информации относится, в частности, информация, направленная на пропаганду национальной, классовой, социальной нетерпимости, социального, расового, национального и религиозного неравенства, насилия, жестокости, порнографии, наркомании, токсикомании, антиобщественного поведения, содержащая рекламу алкогольной продукции и табачных изделий.

На территории Республики Карелия действует Закон от 18 января 2010 г. N 1361-ЗРК "О мерах по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей в Республике Карелия", аналогичный закон принят и в Тамбовской области - Закон Тамбовской области от 9 ноября 2009 г. N 576-З "О мерах по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей". В Ставропольском каре принят Закон Ставропольского края от 29 июля 2009 г. N 52-кз "О некоторых мерах по защите прав и законных интересов несовершеннолетних".

Согласно Закону Краснодарского края от 2 апреля 2013 г. N 2685-КЗ "О порядке организации и проведения массовых мероприятий на территории Краснодарского края" организаторы массовых мероприятий помимо иных требований обязаны также соблюдать требования законодательства Российской Федерации в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, к обороту информационной продукции, относящейся к аудиовизуальной продукции, на любых видах носителей, а также информационной продукции, распространяемой посредством зрелищных мероприятий. Министерством культуры РК от 5 апреля 2013 г. N 186-од издан Приказ "Об утверждении Плана проверок государственных учреждений культуры и искусства Республики Коми по организации исключения доступа детей и молодежи к информации, распространяемой в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", запрещении распространения среди детей и молодежи материалов, включенных в федеральный список экстремистских материалов" (вместе с "Порядком проведения проверок государственных учреждений культуры и искусства Республики Коми по соблюдению законодательства об исключении доступа детей и молодежи к информации, распространяемой в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", запрещении распространения включенных в федеральный список экстремистских материалов").

Представляется, что обозначенная реализация полномочий органов государственной власти субъектов РФ не является нарушением норм ч. 2 ст. 4 рассматриваемого Закона, поскольку осуществляется в рамках норм комментируемой статьи Закона и ст. 72 Конституции РФ.

5. В целях обеспечения эффективной защиты прав и интересов ребенка в Российской Федерации Указом Президента РФ от 1 сентября 2009 г. N 986 "Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка" учреждена должность Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка. Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка для выполнения возложенных на него обязанностей имеет право:

- запрашивать и получать в установленном порядке необходимые сведения, документы и материалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц;

- беспрепятственно посещать федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, организации;

- проводить самостоятельно или совместно с уполномоченными государственными органами и должностными лицами проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, а также должностных лиц, получать от них соответствующие разъяснения;

- направлять в федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и должностным лицам, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и интересов ребенка, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и интересов;

- привлекать в установленном порядке для осуществления экспертных и научно-аналитических работ, касающихся защиты прав ребенка, научные и иные организации, а также ученых и специалистов, в том числе на договорной основе.

В развитие ст. 14.1 ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" издано указание Генеральной прокуратуры РФ от 30 апреля 2009 г. N 138/7 об организации прокурорского надзора и подготовке законопроектов, устанавливающих меры по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию.

Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 гг., утвержденная Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761, подчеркивает проблемы, связанные с незащищенностью детей от противоправного контента в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, торговлей детьми, детской порнографией и проституцией в результате развития высоких технологий, открытости страны мировому сообществу. Стратегия направлена на обеспечение соблюдения прав и законных интересов ребенка в Российской Федерации.

Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утвержденная Президентом РФ от 9 сентября 2000 г. N Пр-1895, представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности Российской Федерации. Под информационной сферой понимается совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений. В настоящее время информационная сфера является системообразующим фактором жизни общества, поэтому активным образом влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности Российской Федерации. В связи с этим национальная безопасность Российской Федерации существенно зависит от обеспечения информационной безопасности. Под информационной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства. Интересы личности в информационной сфере заключаются в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность (раздел I доктрины).

Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденная Президентом РФ 7 февраля 2008 г. N Пр-212, подчеркивает высокий уровень развития информационных и телекоммуникационных технологий и их интенсивное использование гражданами, бизнесом и органами государственной власти. Закономерно, что высокие технологии, в том числе информационные и телекоммуникационные, являются локомотивом социально-экономического развития страны, а обеспечение гарантированного свободного доступа граждан к информации - одной из важнейших задач государств. Согласно разделу III указанной стратегии целью формирования и развития информационного общества в Российской Федерации является повышение качества жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности России, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий. К числу основных задач, требующих решения для достижения поставленной цели, стратегия относит:

- формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, предоставление на ее основе качественных услуг и обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и технологий;

- повышение качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения на основе развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий;

- совершенствование системы государственных гарантий конституционных прав человека и гражданина в информационной сфере;

- развитие экономики Российской Федерации на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий;

- повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, качества и оперативности предоставления государственных услуг;

- развитие науки, технологий и техники, подготовку квалифицированных кадров в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;

- сохранение культуры многонационального народа Российской Федерации, укрепление нравственных и патриотических принципов в общественном сознании, развитие системы культурного и гуманитарного просвещения;

- противодействие использованию потенциала информационных и телекоммуникационных технологий в целях угрозы национальным интересам России.

Развитие информационного общества в Российской Федерации стратегия базирует на следующих принципах:

- партнерство государства, бизнеса и гражданского общества;

- свобода и равенство доступа к информации и знаниям;

- поддержка отечественных производителей продукции и услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;

- содействие развитию международного сотрудничества в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;

- обеспечение национальной безопасности в информационной сфере.

В целом анализ законодательства свидетельствует о том, что в последние годы средства и способы защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, постоянно расширяются. Однако говорить о том, что в настоящее время на территории Российской Федерации вопросы защиты детей регулируются в полной мере, пока еще рано, поэтому необходимо дальнейшее совершенствование законодательства в данной сфере.

К содержанию

Категория: Законодательство. Государство и право | Добавил: x5443x (21.02.2014)
Просмотров: 647 | Теги: защита, информации, дети | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017