Вторник, 26.09.2017, 23:03
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ТЕХНИЧЕСКОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И ЕГО РОЛЬ В СФЕРЕ СПОРТА: ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕГЛАМЕНТЫ И СТАНДАРТЫ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ТЕХНИЧЕСКОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И ЕГО РОЛЬ В СФЕРЕ СПОРТА: ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕГЛАМЕНТЫ И СТАНДАРТЫ

Л.А. ЕРЕМЕЕВА

В условиях глобализации общественных процессов в ряде стран, в том числе и в России, особенно с вступлением ее в ВТО, возникла проблема реформы технического регулирования сферы строительства вообще и строительства спортивно-оздоровительных комплексов в частности. Особая актуальность и острота данной проблемы в спорте объясняется проведением широкомасштабной модернизации спортивной инфраструктуры и строительством новых спортивных объектов в целях проведения на территории нашей страны крупнейших спортивных мероприятий мирового уровня, обязательствами России перед международными спортивными организациями (МОК, МСФ, ФИФА) по стопроцентной реализации их требований по технологизации объектов спорта [2].

Определения понятий "объект спорта" и "спортивное сооружение" даются в статье 2 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (далее - Закон о спорте). Объекты спорта - объекты недвижимого имущества или комплексы недвижимого имущества, специально предназначенные для проведения физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий, в том числе спортивные сооружения; спортивное сооружение - это инженерно-строительный объект, созданный для проведения физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий и имеющий пространственно-территориальные границы. Использование спортивных сооружений разрешается только для проведения физкультурных мероприятий, спортивных мероприятий, культурных мероприятий и для обслуживания указанных мероприятий [5].

В соответствии со статьей 37 Закона о спорте лица, в собственности или во владении которых находятся объекты спорта, обеспечивают сохранность надлежащего технического оборудования мест проведения физкультурных или спортивных мероприятий в соответствии с требованиями технических регламентов, национальных стандартов, нормами, правилами и требованиями, установленными органами государственного контроля (надзора), санитарными правилами и несут ответственность в соответствии с законодательством РФ за причинение вреда жизни или здоровью лиц, занимающихся на таких объектах спорта [5].

Идеология реформы системы технического регулирования реализована в Федеральном законе от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании". Реформа может быть сведена к следующим основным принципам:

- в условиях рынка обязательными (подлежащими обязательному нормированию и государственному контролю) являются исключительно требования по безопасности;

- обязательные требования по безопасности излагаются в специальных нормативно-правовых документах - технических регламентах (общих - по экономике в целом и специальных - по отдельным видам деятельности);

- введение регламентов переносится с ведомственного уровня на уровень общегосударственной политики: федеральные законы, указы президента, ратифицированные межгосударственные договоры, постановления правительства, действующие до принятия данного регламента законом;

- переход от крайне обременительного до рыночного контроля к контролю на рынке [6].

В соответствии с определением Федерального закона "О техническом регулировании" техническое регулирование представляет собой правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия [4].

Другими словами, техническое регулирование - это все, что относится к нормированию требований к продукции, процессам, стандартизации, сертификации, подтверждению соответствия, государственному и иным видам контроля за продукцией, процессами, услугами и другим объектам технического регулирования.

Техническое регулирование осуществляется посредством норм технического регламента - документа, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию, и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации) [4].

Главной целью технического регулирования является принятие технических регламентов, которые создаются для обеспечения защиты прав граждан, имущественной составляющей физических и юридических лиц, охраны окружающей среды.

Особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Федеральным законом "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" [7].

Согласно данному Закону, технические регламенты принимаются в целях:

1) защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

2) охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

3) предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей;

4) обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения [7].

Основным тормозящим звеном в процессе перехода к техническим регламентам в строительстве спортивно-оздоровительных комплексов являются органы государственной экспертизы, которые продолжают рассматривать проектные решения архитекторов с учетом требований ГОСТов и СНиПов, хотя последние и ранее носили лишь рекомендательный характер. Отчасти это, видимо, связано с тем, что после вступления в действие технических регламентов строительные контролирующие органы могут утратить право контроля над отраслью [3].

В перечне технических регламентов, принятых в 2013 году, нет ни одного относящегося к строительству, а, по предварительным расчетам специалистов, количество технических регламентов только в отрасли строительства спортивно-оздоровительных комплексов должно быть около 400 штук [3].

Каждый технический регламент на строительство должен содержать:

- перечень строительных материалов и технологических процессов на строительство;

- правила установления технических характеристик объекта строительства;

- требования, обеспечивающие безопасность строительства и эксплуатации спортивно-оздоровительных комплексов.

Технический регламент может быть дополнен несколькими позициями, которые касаются:

- оценки соответствия спортивно-оздоровительных комплексов требованиям документов;

- предельных сроков оценки соответствия в отношении каждого спортивно-оздоровительного комплекса;

- требований к используемой технической терминологии.

Требования, не включенные в технический регламент, но определяемые другими документами, не носят для исполнителя обязательного характера.

С учетом вероятности причинения возможного вреда в техническом регламенте могут содержаться специальные требования к спортивно-оздоровительному комплексу, обеспечивающие безопасность отдельных категорий граждан: инвалидов, маломобильных групп людей. Нормы технических регламентов могут предусматривать необходимые санитарно-гигиенические требования в отношении спортивно-оздоровительных комплексов [3].

Особенностью специальных технических регламентов для строительства, принятых в условиях технического регулирования, является то, что в них конкретизируются требования применительно к зданиям и сооружениям спортивного назначения, например, по эксплуатации в определенных климатических условиях, доступности для всех групп населения без ограничений. Строительство спортивных сооружений после вступления России в ВТО стало прямым объектом технического регулирования, включенным в систему межгосударственных нормативных документов [3]. Думается, что нормируемые требования по безопасности спортивных объектов (после их введения) должны выполняться в отношении проектирования, строительных материалов и самих зданий [6].

Статус спортивно-оздоровительных комплексов и прилегающих к ним территорий позволяет в рамках технического регулирования рассматривать их как некую продукцию, результат целенаправленной строительной деятельности, имеющей разные стадии производственного цикла: проектирование, возведение самого объекта, создание инфраструктуры.

Проблема технического регулирования в этом случае заключается в том, что каждый объект спортивной направленности является фактически уникальным и к нему трудно применимы стандартные требования общих технических регламентов, рассчитанных на типовое строительство [3].

В связи с этим всю техническую документацию на строительство спортивно-оздоровительных комплексов ряд исследователей предлагают делить на:

1) технические регламенты на строительные материалы и сооружения - это документы, в которых устанавливаются специальные характеристики строительных объектов и материалов, связанные с ними процессы и технологии производства в цеху и на стройке, включая применяемые нормативы, соблюдение которых является обязательным. (В настоящее время при строительстве физкультурно-оздоровительных комплексов использование западных технических регламентов ограниченно, поскольку ими предусмотрено применение других строительных материалов и технологий);

2) строительные стандарты - документация, содержащая правила общего и многократного использования, характеристики строительных материалов и требования к спортивно-оздоровительным комплексам [3].

Данное положение особенно важно по причине строительства объектов спорта в крупных масштабах накануне спортивных соревнований мирового уровня на территории России.

Подводя итог сказанному, можем отметить, что документация на спортивные сооружения остается объектом государственной экспертизы и согласования различными надзорными органами России. Требования же ВТО к строительным объектам касаются лишь безопасности здоровья людей, находящихся в них, что входит в противоречие с реально существующим положением в строительной отрасли России. Думается, в специальные технические регламенты по строительству спортивно-оздоровительных комплексов необходимо вводить характеристики надежности и эксплуатационной пригодности зданий в течение всего срока службы.

В условиях глобализации и функционирования России в ВТО появилась необходимость координации требований технических регламентов по строительству спортивных сооружений разных стран ВТО.

Международная координация даст возможность строительным компаниям и производителям строительных материалов ведущих спортивных держав взаимно участвовать в тендерах по строительству спортивных сооружений, в том числе и в нашей стране, что улучшит качество объектов спорта.

Литература

1. Алексеев С.В. Спортивное право России: Учебник для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2012. 1041 с.

2. Государственная программа "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации": распоряжение Правительства РФ от 20 марта 2013 года N 402-р [Электронный ресурс] // СПС "КонсультантПлюс". 2014.

3. Куликов В.С. Техническое регулирование при строительстве спортивно-оздоровительных комплексов в условиях членства России во Всемирной торговой организации // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2013. N 5(99).

4. О техническом регулировании: Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ: принят Гос. Думой Фед. Собр. Рос. Федерации 12 декабря 2002 г., одобрен Советом Федерации 21 декабря 2002 г. (в ред. от 28 декабря 2013 года) [Электронный ресурс] // СПС "КонсультантПлюс". 2014.

5. О физической культуре и спорте в Российской Федерации: Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ: принят Гос. Думой Фед. Собр. Рос. Федерации 16 ноября 2007 г., одобрен Советом Федерации 23 ноября 2007 г. [Электронный ресурс] // СПС "КонсультантПлюс". 2014.

6. Реформа технического законодательства в Российской Федерации. Система технических регламентов и стандартов / А.В. Рубцов, С.В. Загоруйко. Изд-во "Известия" Управления делами Президента РФ, 2005 [Электронный ресурс]. URL: http://www.Nitr.ru/con=lawmake (дата обращения: 20.01.2014).

7. Технический регламент о безопасности зданий и сооружений: Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ: принят Гос. Думой Фед. Собр. Рос. Федерации 23 декабря 2009 г., одобрен Советом Федерации 25 декабря 2009 г. [Электронный ресурс] // СПС "КонсультантПлюс". 2014.

__________________

Ключевые слова: объекты спорта, спортивное сооружение, техническое регулирование, технический регламент, спортивно-оздоровительный комплекс, строительные стандарты.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (23.04.2015)
Просмотров: 738 | Теги: строительные, регламент, спорт, стандарт | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь