Воскресенье, 04.12.2016, 21:22
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

Загадки фруктовых соков

Загадки фруктовых соков

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная  школа  № 8 поселка Садового славянского района
 

Автор:  Кузнецова  Александра, ученица  7  класса МБОУ ООШ№8 п. Садового Славянского района

Руководители: Финяк О.А., учитель начальных классов МБОУ ООШ № 8 п. Садового славянского района; Торгонский В.В., учитель математики МБОУ ООШ № 8 п. Садового Славянского района

 

Введение

Овощи и фрукты

Любят все на свете

Бабушки и дети

Секреты знают эти

Виноград и вишня

Лечат все сосуды

Абрикосы – от сердца

Груша – от простуды

Апельсин  как витамин,

Знают все незаменим.

Ешьте фрукты здоровейте,

Пейте сок и не болейте!!!

 

Актуальность темы.

Вот с чего замечательно начать утро – со стакана сока! Это вкусно, и полезно.  

Наши гипотезы:если, определить в домашних условиях наличие агрохимикатов в фруктах, то возможно сохранить здоровье; если, знать состав фруктового сока и его особенности, возможно найти нетрадиционные способы его применения.                        

 Цель:

Изучение полезных свойств свежевыжатых фруктовых соков.

Задачи:

1. Получить информацию о соках через Интернет и различную литературу.

 2. Сформировать правильные ценностные предпочтения при выборе напитков (сохранение витаминов, лечебные свойства).

Методы исследования: 

Практические: опрос, анкетирование, дегустация. Исследование сока по химическим показателям: выпаривание осадка (исследование количества мякоти в соке); тетраметрический метод (исследование на наличие витамина С); исследование на рН среды (рН метром). 

Теоретические: анализ, синтез, обобщение. 

1.3 Фруктовые соки и их значение

Фрукты являются рекордсменами по содержанию многих витаминов, минералов, пектинов, других полезных соединений. Но это правило относится только к свежим, экологически чистым, недавно сорванным фруктам, созревшим в естественных условиях, а не в оранжереях или коробках. Словом, лучшие фрукты — местные, сочные и по сезону. Фруктовые соки (свежевыжатые) — источник не только витаминов и минеральных солей, но и органических кислот, пектинов, ароматических веществ, эфирных масел.

У англичан до сих пор в ходу старинная поговорка: « Яблоко в день – и доктор не нужен».Если кто-то простудился,

Голова болит, живот

Значит надо подлечиться,

Значит, в путь - на огород.

С грядки мы возьмем микстуру,

За таблеткой сходим в сад,

Быстро вылечим простуду.

Снова будешь жизни рад.

Витамин С активизирует иммунную систему, способствуя повышению устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды. При недостатке витамина С развивается повышенная ломкость мелких кровеносных сосудов, склонность к кровоизлияниям на коже и смутных оболочках, патологическим переломам костей, гнойничковым заболеваниям.

                                                     2. Методика исследования

2.1. Выявление предпочтений соковых продуктов у учащихся МБОУ ООШ № 8.

2.2  Определение  содержания  витамина С в яблочном соке.

Изучив  предпочтение соковых продуктов учащихся нашей школы, мы видим, (см. приложение 1) лидирует апельсиновый сок 40%, на втором месте яблочный сок  30%, грейфруктовый 10%, виноградный, банановый 7%, овощные 3%.

Опытно-экспериментальная часть

Опыт №1 «Определение содержания витамина С»

Мы живем в южном крае. Хотя у нас выращивается очень много фруктов, тем ни менее встречаются производители использующие большое количество агрохимикатов, в зимнее время на прилавках магазинов часто «гости» - фрукты из других стран. Так как организм человека не способен самостоятельно вырабатывать витамин С, мы должны поставлять витамины в организм при помощи употребляемых нами продуктов.

Цель: 
определить в условиях школьной лаборатории наличие витамина С в отдельных фруктовых соках.

Если выяснить, в каких фруктовых соках содержится наибольшее количество витамина С, то эти соки можно рекомендовать для регулярного употребления.
Предмет исследования: витамин С.

Объект исследования: свежевыжатые фруктовые соки (яблочный, лимонный, банановый, грейпфрутовый).

Метод эксперимента – йодометрия.

Оборудование и реактивы:

Аптечный йод, свежевыжатые фруктовые соки (яблочный, лимонный, банановый, грейпфрутовый).

В подготовленные образцы с фруктовыми соками (1 мл раствора) добавим раствор йода. Совместно с учителем математики, по формуле, мы вычислили количество витамина С (мг на 100 мл сока) в свежевыжатых фруктовых соках.

№ п/п

Исследуемый объект

Количество капель йода

Количество витамина С (мг на 100 мл сока)

1.

Сок лимона

5

40 мг

2.

Сок яблока

5

17 мг

3.

Сок грейпфрута

5

87,5 мг

4.

Банановый сок  с мякотью

5

2,4 мг

 

Расчёты: .     1 мл р-ра иода – 28 капель р-ра иода

Х мл р-ра иода -   32 капли р-ра иода, отсюда следует, что на окисление 
аскорбиновой кислоты потребовалось  1.32 мл иод.
1 мл 5 %р-ра иода - 35 мг аскорбиновой кислоты                                                                       
1.14 мл 5 % р-ра иода – Х мг аскорбиновой кислоты =>  Х = 1,14?35 =  40 мг    

Определение витамина  С  в свежевыжатом соке яблока.  

 Расчёты: .     1 мл р-ра иода – 28 капель р-ра иода
Х мл р-ра иода-   4 капли р-ра иода, отсюда следует, что на окисление 
аскорбиновой кислоты потребовалось  0,14 мл иода.
1 мл 5 %р-ра иода - 35 мг аскорбиновой кислоты                                                                                                        0,14 мл 5 % р-ра иода – Х мг аскорбиновой кислоты=>  Х = 0,14?35 =  4,9 мг                                                                                                             
4,9 мг аскорбиновой кислот-    30 г яблока
Х мг аскорбиновой кислоты – 100г. яблока, тогда в 100 г яблока содержится 17 мг 
аскорбиновой кислоты, а в целом яблоке массой 260 г – 42 мг.   

Определение витамина  С  в банане.  

Расчёты: 1 мл р-ра иода – 28 капель р-ра иода
Х мл р-ра иода-   2 капли р-ра иода, отсюда следует, что на окисление 
аскорбиновой кислоты потребовалось  0,07 мл иода.
1 мл 5 %р-ра иода - 35 мг аскорбиновой кислоты                                                                                                          0,07мл 5 % р-ра иода – Х мг аскорбиновой кислоты =>  Х = 0,07?35=  2,4 мг

   Определение витамина  С  в свежевыжатом соке грейфрукта.  

Расчёты: .     1 мл р-ра иода – 28 капель р-ра иода
Х мл р-ра иода-   70 капель р-ра иода, отсюда следует, что на окисление 
аскорбиновой кислоты потребовалось  2.5 мл иода.
1 мл 5 %р-ра иода - 35 мг аскорбиновой кислоты                                                                                                       2.5 мл 5 % р-ра иода – Х мг аскорбиновой кислоты=>  Х =2,5?35?1 = 87,5 мг                   
Вывод:   Наиболее богатыми витамином С являются фрукты: грейтфрукт (87,5 мг), далее лимон(40 мг) и яблоки(17 мг), банан (2,4 мг). 

Проводя эксперименты, доказывая наличие витамина С в продуктах, мы подтвердили выдвинутую нами гипотезу и можем порекомендовать:

Ввиду того, что грейпфрут наиболее богата витамином С, предлагаем вам употреблять его в свежем виде, в соках. Также употреблять лимоны, яблоки и бананы. Используя результаты данных исследований, мы провели беседу для учащихся 7-9 классов, выступали на школьной конференции, рассказали о здоровом образе жизни родителям.

Вряд ли другой предмет, служащий для удовлетворения потребностей человека, в такой степени нуждается в контроле за чистотой и качеством, как пища. Поэтому и не является неожиданным, что законы, регулирующие производство и продажу пищевых продуктов, были разработаны еще в древние времена. Известно, что более 3600 лет тому назад вавилонский царь Хаммурапи в своем законодательстве предусмотрел наказания за подделку и наживу на пищевых продуктах низкого качества. В Древнем Риме, да и в Древней Греции существовали специальные учреждения для контроля за продуктами питания.

В связи с широким применением агрохимикатов – пестицидов, гербецидов и т. д. – люди обеспокоены возможной угрозой для здоровья, связанной с присутствием в пищевых продуктах различных загрязнений и токсических веществ. Мы постараемся в домашних условиях определить наличие агрохимикатов в свежевыжатых соках.

Опыт №2 «Нитраты»

Цель: 
определить в условиях школьной лаборатории наличие витамина нитратов в отдельных фруктовых соках.

 Гипотеза: 
Если выявить способ определения нитратов в домашних условиях,  то возможно обнаружение нитратов в фруктах и фруктовых соках.

Предмет исследования: наличие нитратов.

Объект исследования: свежевыжатые фруктовые соки (яблочный, лимонный, банановый, грейпфрутовый).

После изучения в школе темы «Нитраты» я узнала, что эти вещества являются двуликими: с одной стороны, они широко используются в народном хозяйстве в качестве азотных удобрений, пиротехнике, с другой стороны - они  могут в избытке накапливаться в растительных продуктах и тем самым оказывать  негативное воздействие на здоровье человека.

Поэтому мне стало интересно узнать о содержании нитратов в тех растительных продуктах, которые мы используем для питания.

Изучив литературу, мы обнаружили  несколько методик определения нитратов в домашних условиях:

- растворение таблеток риванола в фруктовых соках;

- методика Т.И. Дрофеевой.

Таблетки риванола  мы не смогли купить в аптеках г.Славянска-на-Кубани. Поэтому мы применили методику Т.И.Дорофеевой, взяв из методики Н.Л.Харьковской таблицу соответствия цвета исследуемого образца с концентрацией нитратов. Регистрировали результаты с помощью цифрового фотоаппарата..

                Первоначально мы отжимали сок фруктов в химические стаканы и пробовали приливать дифениламин. Из-за большого количества сока, особенно, непрозрачного, мы не могли увидеть результаты. Методом проб мы отработали капельную методику: каплю растительного сока помещали на предметное стекло, помещенное на белый лист бумаги,  капали каплю дифениламина и фотографировали. Эта методика проведения опыта дала большую наглядность, многократно проверенная, показала достоверность.

Фруктовый сок

Окраска

Содержание NO3 --

 

Сравнение с П.Д.К.

(45 мг/л)

1

Яблочный сок

 

< 0, 001мг/л

Не достигает

2

Банановый сок

       --

< 0, 001мг/л

Не достигает

3

Лимонный сок

       --

< 0, 001мг/л

Не достигает

4

Грейпфрутовый

Темно-синее

> 100 мг/л

Превышает

Вывод: приобретённые фрукты в магазинах нуждаются в определении содержания нитратов.

Опыт №3 «Живая еда»

 Цель: 
определить в условиях домашней лаборатории влияние свежевыжатых фруктовых соков на проращивание семян.

 Гипотеза: 
если прорастить семена в растворах  фруктовых соков, то возможно это  повлияет на всхожесть семян.


Всхожестью семян – называют их способность давать нормальные всходы при оптимальных условиях прорастания за определенный период времени.

В опытах использовали воду, водный раствор с добавлением фруктовых соков (яблочный, лимонный, банановый, грейпфрутовый).

В каждую чашку помещаем по 50 семян огурцов. Затем в каждую чашку наливаем водный раствор со свежевыжатыми фруктовыми соками. Чашки оставляем при комнатной температуре…  Наблюдения проводились в течение  7 дней. Мы повторили опыт, результаты не изменились.                                                                                

Проведя подсчет проросших семян, результаты исследования мы внесли в таблицу

Таблица 1.

Влияние  кипяченной воды  и растворов фруктовых соков на набухание и прорастание семян


Вариант

опыта


Количество

семян

Степень набухания

(1-2 день)


Количество проросших

семян


% всхожести


Степень прорастания

(3-7 день)


Вода кипяченная

50

средняя

50

100

высокая


Водный раствор с яблочным соком 

50

высокая


6


12


очень низкая


Водный раствор с лимонным соком 


50

высокая


45


90


выше среднего


Водный раствор с бананом 

50

высокая


3


6


очень низкая

Водный раствор с грейпфрутовым

соком 


50

высокая


45


90


выше среднего

Вывод:  процент всхожести семян в кипяченой воде – высокий, так как вода не содержит примесей. Процент всхожести семян в растворе грейпфрутового сока и в растворе лимонного сока – выше среднего, так как на проращивание семян повлияла кислая среда. Процент всхожести семян в растворе яблочного сока и с бананом – очень низкий, так как в водном растворе много примесей. Но, на степень набухания семян, растворы с фруктовыми соками оказали благоприятное влияние, возможна посадка семян сразу при набухании.

Гипотеза подтвердилась частично.

Опыт №4 «Внусная подпитка»

Цель: 
определить в условиях домашней лаборатории влияние свежевыжатых фруктовых соков на процесс сохранения срезанных растений.

 Гипотеза: 
если поместить срезанные растения в растворы  фруктовых соков, то возможно это  повлияет на процесс сохранения растений  длительное время.

 

В опытах использовали воду, водный раствор с добавлением  свежевыжатых фруктовых соков (яблочный, лимонный, банановый, грейпфрутовый). Разместим в каждый экспериментируемый раствор по 1 нарциссу. Опыт проводили в течение 7 дней.

Вывод: лучший результат показал водный раствор с яблочным соком (7 дней),  раствор с грейпфрутовым соком (6 дней), вода (5 дней), раствор с лимонным соком (3 дня), раствор с бананом (2 дня). Сладкая среда с фруктовыми растворами.


 

                3.1 Анализ результатов исследований

Проведя качественные реакции и ознакомившись с литературой, мы получили следующие результаты.

4. Выводы

1. В результате работы мы выяснили, что витамина  С больше в соках “Сочная долина”, « Добрый», а меньше всего в соке “Любимый”.

2. Сок - это жидкий продукт, полученный из фруктов и овощей. Сырьем для получения сока являются доброкачественные, спелые, свежие фрукты или овощи.

3. Сок может быть сконцентрирован и затем восстановлен водой

                                          Теоретический материал нашего исследования  можно использовать:

На  уроках окружающего мира

На классных часах

Для бесед с родителями на родительских собраниях в школе

При покупке соков в магазинах 

Тема следующего исследования:

Какое подсолнечное масло лучше?

 

   Литература

Габриелян О. С. учебник по химии 10 кл., М., 2005г., лаб. опыт № 32.

Смирнов М.И. «Витамины», М., 2009г

Баранчикова Л.А. Растения рассказывают / Биология, 24,2010,с27

Дорофеева Т.И. Эти двуликие  нитраты /Химия в школе, 5,2002,с 43- 45

Иванова Т.Н. Элективный курс «Химия и экология»/ Химия в школе,7, 2010, с 28

Кролевец А.А. Консерванты в пищевой промышленности /Химия в школе, 1,2007, с  7- 11

Пичугина  Г.В. Обобщение знаний о превращении соединений азота в почве и в растениях /Химия в школе, 7, 1997,с 31

Русецкая О.П. Пища, которую мы едим / Химия в школе, 5,2008, с 19-24

Харьковская Н.Л. Анализ воды из природных источников /Химия в школе, 3,1997,с 62

Некоторые сайты Интернета: http://w.w.w. vitamini.ru, festival@1september.r

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443x (30.10.2015)
Просмотров: 389 | Теги: сок, химикат, фруктовый | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016