Суббота, 03.12.2016, 22:41
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Правоохранительная деятельность

Задачи применения навигационного оборудования в раскрытии и расследовании преступлений, связанных с использованием автомобильного транспорта

А.А.Курин, М.А.Кистанова

Задачи применения навигационного оборудования в раскрытии и расследовании преступлений, связанных с использованием автомобильного транспорта

Дорожно-транспортные происшествия (ДТП) занимают лидирующее положение в перечне факторов, обуславливающих уровень травматизма и гибели людей, значительных материальных затрат в разного рода ситуациях, связанных с несчастными случаями. Аварийность на наших дорогах превратилась в одну их острейших социально-экономических и демографических проблем, что представляет собой угрозу безопасности уже в масштабах государства.

Анализ особенностей расследования ДТП показывает, что наибольшие трудности связаны с оценкой доказательств, фигурирующих при рассмотрении дел. Чаще всего (до 80%) в качестве доказательств используются показания потерпевших, обвиняемых и очевидцев, другими словами субъективные доказательства, которые в известной степени уступают вещественным доказательствам по критерию объективности. В итоге расследование такого рода происшествий затягивается на долгие годы. Причиной является отсутствие объективной информации.

Решение задачи снижения аварийности возможно только при объединении усилий со стороны органов государственной власти, местного самоуправления и правоохранительных органов.

Ситуация ДТП является многофакторной: время, место, дорожные, погодно-климатические условия, состояние водителя, состояние транспортного средства и многие другие, - оказывают влияние на уровень аварийности. Она характеризуется быстротечностью событий, неожиданностью для очевидцев, а иногда и для участников происшествия, и, как следствие этого, кратковременностью восприятия и ограниченностью объема воспринятой информации.

Выход из сложившейся ситуации, по нашему мнению, заключается в использовании современных научно-технических достижений, специальных средств, систем объективного контроля и регистрации параметров состояния и движения транспортных средств в момент ДТП, фиксации дорожной обстановки. Такие системы и средства способны фиксировать информацию в наглядно-образном виде для обеспечения ее полноты и адекватности запечатленным событиям.

Соблюдение процессуальной формы использования рассматриваемых систем и средств в ходе предварительного расследования и судебного разбирательства по административным и уголовным делам, позволит их применять в качестве объективных источников информации о механизме ДТП, и учитывать при этом интересы сторон, участвующих в процессе, обеспечить их состязательность.

По прогнозам Комитета безопасности дорожного движения Международной ассоциации руководителей полиции (IASP) изменения в области дорожного движения в ближайшем будущем будут связаны с появлением "интеллектуальных" транспортных средств и "интеллектуальных" автомобильных дорог, со снижением культуры вождения, широкое применение устройств автоматического выявления и фиксации нарушений правил дорожного движения, сокращением времени остановки и проверки водителя и транспортного средства. Для обеспечения безопасности дорожного движения и снижения дорожного травматизма необходимо комплексное использование новых технических средств контроля за дорожным движением и регистрации его режимов.

Наиболее перспективными являются электронные устройства регистрации аудиовизуальной и пространственно-временной информации о транспортном средстве, которые могут быть установлены на транспортном средстве с целью получения данных в формате «время-место-объект».

Существующие в настоящее время устройства обладают несомненными преимуществами, но вопрос наглядности полученной информации и удобства ее использования для реконструкции условий ДТП проработан в меньшей степени. По этой причине имеется необходимость в совместном применении устройств с целью регистрации следующих данных:

1) о положении, взаимном расположении и динамических характеристиках транспортных средств;

2) визуальной и акустической информации дорожной обстановки, предшествующей ДТП, для проведения экспертных автотехнических исследований;

3) о сигналах светофоров, дорожных знаках и разметке.

Гарантией достоверности полученных видеоматериалов и возможность их применения в качестве доказательства по конкретному делу является соблюдение процессуальной формы, которая выступает в качестве определяющей при разграничении доказательственной и ориентирующей информации. Для достижения указанной цели необходимо комбинированное применение различных форм фиксации информации (вербальной, графической, предметной, наглядно-образной).

Совершенствование методик расследования преступлений с использованием автомобильного транспорта имеет большой потенциал в плане разработки и внедрения современных технико-криминалистических средств. К одной из современных разработок, имеющих довольно широкие возможности, относятся системы позиционирования подвижных объектов. Связь данной системы с информационно-коммуникационными системами и системами электронной картографии имеют широкие возможности в решении задачи установления местоположения транспортных средств и представление данных в системе координат «время-место-объект».

В круг решаемых данной системой задач входят: контроль местоположения и управление движением транспортных средств различных муниципальных служб (милиция, скорая помощь, пожарная инспекция и т.д.), городского пассажирского транспорта, автомобильных перевозок (в том числе ценных и опасных грузов), а также решение задачи определения местоположения разыскиваемых транспортных средств.

Для определения местоположения транспортного средства каждый подвижный объект оборудуется абонентским комплектом. Навигационный приемник на основе данных, принимаемых от навигационного оборудования станции, вычисляет текущие значения широты, долготы, высоты, скорости и направления движения транспортного средства.

Предусмотрено дополнение навигационной информации данными от различных телеметрических датчиков, устанавливаемых на транспортном средстве (о текущем состоянии подвижного объекта, включении/выключении зажигания, открытии дверей, люков, ударах, опрокидывании, включении специальных сигналов и т.п.).

Информация отражается в реальном масштабе времени непосредственно на электронных картах геоинформационной системы (ГИС). Все события и перемещения транспортных средств автоматически документируются в базе данных сервера, архивируются и могут использоваться для последующей обработки и установления не штатных ситуаций либо принимать управленческие решения при поиске транспортных средств. Кроме того, пользователь может с помощью команд дистанционно воздействовать на системы и агрегаты транспортного средства (например, остановить двигатель автомобиля, включить аварийную сигнализацию, проверить состояние датчиков, установить голосовую связь с водителем автомобиля и т.д.). Все действия пользователей системы также документируются в базе данных.

Основные функции систем включают: наблюдение за транспортными средствами с использованием геоинформационной системы (ГИС): отображение карты с наблюдаемыми транспортными средствами; просмотр параметров движения любого наблюдаемого транспортного средства; отображение маршрута движения; контроль маршрута движения (в т.ч. создание и настройка маршрута, загрузка на автомобили); контроль тревожных событий на автомобиле; дистанционное управление агрегатами и механизмами транспортного средства: блокирование двигателя; включение звукового сигнала; голосовая связь с водителем; ведение базы данных маршрутов; ведение базы данных обслуживаемых объектов; формирование отчетов.

Данная информация может эффективно использоваться при производстве автотехнической экспертизы наряду с такими источниками как: транспортные средства, их агрегаты, узлы и детали, сведения о параметрах, коэффициентах, значениях пространственных и временных величин, о дорожных и погодных условиях. Ее документальная форма может приниматься в уголовном судопроизводстве и иметь статус иного документа, удостоверенного сотрудником центрального пункта наблюдения.

Информация, полученная по техническим каналам при помощи ГИС, может быть интегрирована в систему криминалистической регистрации и базы данных ГИБДД. Объединение в единой системе криминалистической регистрации потенциально криминалистически значимой информации, нормативных документов и методической литературы на основе использования различных форм учета (коллекций, картотеки, АИПС и др.) будет способствовать информационному обеспечению ОВД.

Категория: Правоохранительная деятельность | Добавил: x5443x (12.01.2016)
Просмотров: 132 | Теги: ДТП, ГИС | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016