Пятница, 20.09.2019, 21:07
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ВЗАИМОСВЯЗЬ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У МУЖЧИН 18-20 ЛЕТ, НЕ ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ

Устинов И.Е., кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный экономический университет

ВЗАИМОСВЯЗЬ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У МУЖЧИН 18-20 ЛЕТ, НЕ ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ

Коэффициент корреляции Спирмена используется как критерий выбора альтернативы тесту «прыжок в длину с места». В статье представлены результаты тестирования мужчин 18-20 лет, не занимающихся спортом (N=20). Для тестирования используются прыжки и метания. Практическую ценность представляет взаимосвязь между результатами упражнений: «прыжок в длину с места - прыжок в высоту с места» (р=0,701; p<0,001); «прыжок в длину с места - толкание набивного мяча «слабой» рукой» (р=0,647; p<0,01); «прыжок в длину с места - толкание набивного мяча «сильной» рукой» (р=0,636; p<0,01). Высокие коэффициенты корреляции позволяют рекомендовать «толкание набивного мяча «сильной» и «слабой» рукой (3 кг)» и «прыжок в высоту с места» для оценивания скоростно-силовых способностей мужчин 18-20 лет, не занимающихся спортом. Данные упражнения могут быть использованы в качестве альтернативы прыжку в длину с места.

Ключевые слова: тестирование; метания; прыжки; скоростно-силовые способности; взаимосвязь.

Введение. Оценивание скоростно-силовых способностей молодежи происходит в рамках комплекса ГТО, балльно-рейтинговой системы по дисциплине «Физическая культура», в спорте в процессе тестирования физической подготовленности. Одним из популярных упражнений для оценки скоростно-силовых способностей является тест «прыжок в длину с места» [7; 9]. Это объясняется высокой надежностью [5], простотой и отсутствием специфичности [7; 10]. Однако иногда по техническим (отсутствие ямы для прыжков) или медицинским (травма нижних конечностей) причинам возникает необходимость его замены на аналогичное упражнение. В спорте подбор такого упражнения возможен при сравнении результатов соревновательного упражнения со специально-подготовительными [2]. В данном исследовании делается попытка подбора дополнительных тестов скоростно-силовых способностей на основе изучения коэффициентов корреляции некоторых баллистических и прыжковых упражнений.

Материалы и методы исследования. Цель настоящего этапа исследования заключается в выявление у мужчин 18-20 лет, не занимающихся спортом, особенностей взаимосвязи между результатами скоростно-силовых упражнений и подборе тестов на этой основе эквивалентных прыжку в длину.

Процедуры тестирования и обработки полученных данных идентичны и описаны в предыдущей статье, где исследовались взаимосвязи между результатами скоростно-силовых упражнений у девушек. Разница заключалась в единственном упражнение (у мужчин масса набивного и

Приведем краткое описание контрольных упражнений. Метание мяча двумя ногами выполняется из положения стоя лицом по направлению броска, ноги врозь на ширине плеч на одной линии, мяч (1кг) зажат между стоп. После метания мяча нельзя переступать линию. Прыжок в высоту с места выполняется из положения стоя боком к стене с заранее нанесенными сантиметровыми делениями. Перед прыжком вверх можно выполнить замах и подседание. При выпрыгивании испытуемый касается кончиками пальцев измерительной рулетки. Далее из высоты прыжка вычитают рост в положении стоя, ноги вместе, правая (левая) рука вверх и получают высоту прыжка в сантиметрах. При измерении роста в положении стоя с поднятой вверх рукой нельзя отрывать пятки от пола.

Толкание набивного мяча осуществлялось одной рукой от плеча (другой рукой можно придерживать мяч, стоя лицом по направлению толкания), ноги врозь на одной линии. Можно подключать ноги и выполнять поворот туловища. Показатель правой руки (у правшей) записывался как толкание «сильной» рукой, а показатель левой руки - как толкание «слабой» рукой. Нельзя бросать мяч и выходить за линию-ограничитель после броска.

Метание набивного мяча двумя руками из-за головы из исходного положения сидя (ноги врозь) выполняется лицом по направлению метания. Таз испытуемого находится на линии, от которой производится измерение результата.

Метание набивного мяча двумя руками из-за головы выполняется из исходного положения стоя лицом по направлению метания, ноги врозь, на одной линии. Можно сгибать ноги в коленях. Нельзя выходить за линию броска после его выполнения. Прыжок в длину с места выполняется из положения стоя лицом по направлению прыжка, ноги на ширине плеч. После замаха и подседания выполняется прыжок. Нельзя допускать заступ за ограничитель, а после выполнения прыжка испытуемый должен занять устойчивое положение и выходить из сектора для прыжков вперед.

Все контрольные упражнения выполнялись после разминки 3 раза. Лучшая из этих попыток записывалась в протокол тестирования.

Результаты исследования. Результаты тестирования студентов СПбГУСЭ (количество испытуемых, тест, среднее значение, стандартное отклонение, коэффициент вариации) представлены в таблице 1.

Таблица 1
Результаты выполнения контрольных упражнений студентами СПбГУСЭ (N=20) 18-20 лет

Следующим этапом исследования была оценка тесноты взаимосвязи результатов скоростно-силовых упражнений. Использовался коэффициент корреляции Спирмена, как менее подверженный влиянию неоднородности результатов в выборке.

Более подробно взаимосвязи результатов контрольных упражнений представлены в таблице 2. Жирным шрифтом в таблице выделены результаты баллистических контрольных упражнений и прыжка в длину с места, как наиболее распространенного теста.

Наибольший коэффициент и сильная степень статистической взаимосвязи зафиксированы в упражнениях с симметричными характеристиками движения как по времени, так и по пространственным характеристикам (толкание набивного мяча «сильной» - «слабой» рукой (р=0,870). Схожие тенденции функциональной асимметрии прослеживаются в аналогичных упражнениях, но с меньшей массой мяча у девушек (р=0,623) [8], а также у детей (r=0,81) [4].

Таблица 2
Взаимосвязь результатов в скоростно-силовых упражнениях у мужчин 18-20 лет

Изменение пространственных и временных характеристик техники двигательных действий, несмотря на схожесть движений, приводит к снижению коэффициента взаимосвязи в корреляционной паре «метание набивного мяча двумя руками из-за головы сидя - метание набивного мяча двумя руками из-за головы стоя» до значения 0,76, а в корреляционной паре «прыжок в длину с места - прыжок в высоту с места» до значения 0,7. Последнее упражнение рекомендуется как альтернатива прыжку в длину с места для оценивания скоростно-силовых способностей при отсутствии в спортивном зале ямы для прыжков в длину. Это обусловлено более щадящими динамическими нагрузками на опорную систему при выполнении теста (больший угол сгибания ног в тазобедренном и коленном суставах в конечной фазе приземления).

В группу упражнений со средней статистической взаимосвязью входят практически все корреляционные пары, где оценивалась сила взаимосвязи прыжковых упражнений и толкания мяча одной рукой. Общей тенденцией для юношей, по сравнению с девушками [9], явились более высокие коэффициенты взаимосвязи практически по всем рассматриваемым корреляционным парам. Положения о достоверной взаимосвязи взрывной силы верхней и нижней частей тела подтверждаются у борцов [1], у юношей 15-16 летнего возраста, не занимающихся спортом [3]. Результат прыжка в длину с места и у юношей, и у девушек [8] больше взаимосвязан с результатом толкания мяча именно «слабой» рукой. Учитывая, что такие различия находятся на уровне тенденции можно рекомендовать толкание набивного мяча «сильной» или «слабой» рукой из положения стоя в качестве альтернативы прыжку в длину с места в случаях необходимости ограничения нагрузки на нижние конечности испытуемых.

Также в группу со средней статистической взаимосвязью входят корреляционные пары, составленные, с одной стороны, из результатов упражнений «метания мяча ногами из положения стоя» а, с другой стороны, прыжковых упражнений. В связи со сложной координационной структурой упражнения «метание мяча ногами стоя», что отражено в высоких коэффициентах вариаций как у мужчин, так и женщин [8], оно не рекомендуется как альтернативный тест скоростно-силовой подготовленности.

В группу упражнений со слабой корреляцией входят все пары, связанные с оценкой взаимосвязи между прыжковыми упражнениями и метанием мяча двумя руками из- за головы из положений стоя или сидя. Низкая корреляция в этих парах скорее отражает силовой потенциал бросков мяча из-за головы и поэтому не рекомендуется в качестве замены прыжку в длину с места.

Выводы. Тесная взаимосвязь результатов упражнений «прыжок в высоту с места», «толкание мяча (3 кг) одной рукой из положения стоя» с результатами прыжка в длину с места позволяет рекомендовать их как альтернативные тесты скоростно-силовых способностей у студентов младших курсов, не занимающихся спортом. Перспективы дальнейших исследований могут быть связаны с оценкой силы взаимосвязи между результатами прыжковых упражнений и бросков набивного мяча разной массы, сидя и лежа.

 

Литература

1. Бахман Мирзаеи, Навид Лотфи, Пайам Саеиди. Соотношения между антропометрическими параметрами, составом тела и взрывной силой юных борцов // Физическое воспитание студентов. - 2011. - № 6. - C. 128-132.
2. Бондарчук А.П. Управление тренировочным процессом спортсменов высокого класса. - М.: Олимпия Пресс, 2007. - 272 c.
3. Доронин А.М., Титулов Р.В. О специфичности скоростно-силовых способностей у юношей-учащихся средних специальных учебных заведений // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2007. - № 11 (33). - С. 19-21.
4. Плавня Д., Войнар Ю., Бобровски М., Костюченко В.Ф. Динамика показателей физической подготовленности и характера их взаимосвязи с антропометрическими параметрами в возрастном аспекте // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 1 (59). - С. 81-85.
5. Сергиенко Л.П. Теория тестирования: о корректности измерительных процедур моторики человека (обзор) // Слобожанский научно-спортивный вестник. - 2012. - № 4. - С.41-49.
6. Устинов И.Е. Методические особенности использования баллистических упражнений для тестирования скоростно-силовых способностей // Теория и практика управления образованием и учебным процессом: педагогические, социальные и психологические проблемы: сборник научных трудов. - СПб.: БПА, 2013. - С. 255-258.
7. Устинов И.Е. Мониторинг «взрывных» качеств студенток // Вестник Балтийской педагогической академии. - 2012. - № 106. - С. 173-177.
8. Устинов И.Е., Федорова А.В. Взаимосвязь результатов некоторых метаний и прыжковых упражнений у студенток 18-20 лет // Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 1 (83). - С. 143-146.
9. Устинов И.Е., Федорова А.В. Тесты в оценке скоростно-силовых качеств // Россия и Санкт-Петербург: экономика и образование в XXI веке: научная сессия профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов по итогам НИР за 2014 год. СПб.: СПбГЭУ, 2015. - С. 361-362.
10. Устинов И.Е., Медведев В.Н., Кириллова Е.Г., Евсеев В.В. Развитие скоростно-силовых способностей студентов при прохождении разделов программы "физическая культура" // Физическая культура: практикум. - СПб., 2011. - Разд. 4. - 111 с.

Источник: Научно-методический журнал "Физическое воспитание и спортивная тренировка" № 2 (24) - 2018


Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (01.09.2019)
Просмотров: 23 | Теги: скоростно-силовые | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь