Воскресенье, 26.02.2017, 15:46
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Правоохранительная деятельность

ВЗАИМОСВЯЗЬ ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ КАК ИСТОЧНИК ФОРМИРОВАНИЯ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ

ТАРАСОВА В.И.,
инспектор-инженер УВО при УМВД по Калининградской области


ВЗАИМОСВЯЗЬ ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
КАК ИСТОЧНИК ФОРМИРОВАНИЯ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ
ХАРАКТЕРИСТИКИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
С УЧАСТИЕМ МАРШРУТНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ



Криминалистическая  характеристика
преступлений  -  один  из  элементов  частной
криминалистической методики, представля-
ющий  собой  систему  сведений  о  типичных
криминалистически  значимых  признаках
преступлений и связях между ними, знание
которых  помогает  в  выдвижении  версии  о
совершенном преступлении [16]. Как мы по-
лагаем, основное предназначение кримина-
листической характеристики состоит в том,
чтобы способствовать быстрому раскрытию
и  расследованию  соответствующего  пре-
ступления,  снабжая  субъект  доказывания
сведениями  о  типичных  для  данного  вида
преступлений  признаках.  Неотъемлемой
частью  методик  расследования  отдельных
видов  преступлений  является  исследова-
ние  и  разработка  их  криминалистических
характеристик.  Следовательно,  для  совер-
шенствования  методики  расследования  до-
рожно-транспортных  преступлений  с  уча-
стием  маршрутных  транспортных  средств
необходимо  детальное  изучение  их  кри-
миналистической характеристики.
В  качестве  одного  из  важнейших  ис-
точников  формирования  криминалисти-
ческой  характеристики  указанного  вида
преступлений  рассмотрим  взаимосвязь  ос-
новных элементов дорожного движения.
  Подлинность  научного  подхода  к  ис-
следованию  процессов  и  явлений  заключа-
ется, как известно, в том, что они рассматри-
ваются и анализируются в качестве систем,
т.е. целостностей, элементы и части которых
находятся  в  закономерной  связи  и  взаимо-
зависимости  [6,  с.87].  Мы  поддерживаем
точку  зрения  Н.В.Чиха,  считающего,  что  в
так называемой системе «водитель-автомо-
биль-дорога-среда»  (в  дальнейшем  ВАДС)
при определении причины ДТП необходимо
учитывать  именно  весь  комплекс  взаимо-
действующих сил и обстоятельств, характе-
ризующих  движение,  все  факторы,  способ-
ствующие его совершению [13, с.5].
На  наш  взгляд,  подобный  подход
оправдан  для  характеристики  практически
всех  ДТП,  за  исключением  тех,  в  которых
участвовали  маршрутные  транспортные
средства.  Это  обусловлено  рядом  обстоя-
тельств, в том числе регламентацией дорож-
ного  движения  маршрутных  транспортных
средств. В тексте Правил дорожного движе-
ния (далее по тексту - ПДД) имеется опреде-
ление «маршрутного транспортного сред-
ства»  как  транспортного  средства  общего
пользования (автобус, троллейбус, трамвай),
предназначенного для перевозки по дорогам
людей  и  движущегося  по  установленному
маршруту  с  обозначенными  местами  оста-
новок [9]. То есть, в отличие от других видов
транспортных  средств,  автобусы  и  марш-
рутные  такси  периодически  осуществляют
остановку  транспортных  средств,  посадку
и  высадку  пассажиров,  затем  возобновля-
ют  движение.  Согласно  ПДД,  «пассажир»  -
лицо, кроме водителя, находящееся в транс-
портном  средстве  (на  нем),  а  также  лицо,
которое входит в транспортное средство (са-
дится в него) или выходит из транспортного
средства  (сходит  с  него)  [9].  Определенная
часть ДТП совершается именно в процессе
вышеуказанных  действий  пассажиров.  По
мнению Е.П. Данилова, в транспортных пре-
ступлениях  вредные  последствия  являются
результатом сложного взаимодействия эле-
ментов дорожного движения [3, с.156]. Сле-
довательно,  в  качестве  самостоятельного
элемента дорожного движения маршрутных
транспортных  средств  необходимо  рассма-
тривать  пассажиров,  которые  находятся  в
непрерывном взаимодействии с элементами
системы дорожного движения. Элементы си-
стемы  дорожного  движения  целесообразно
рассматривать  с  позиции  их  взаимосвязи,
поскольку установление в ДТП взаимосвязи
между элементами системы необходимо для
квалификации  и  индивидуализации  нака-
зания.  Причинами  и  условиями,  порождаю-
щими ДТП, нередко являются совокупность
тех  или  иных  обстоятельств,  в  том  числе
действия  или  бездействие  водителей,  не-
осторожное поведение потерпевших и иных
участников дорожного движения, сложивша-
яся  дорожно-транспортная  ситуация,  техни-
ческое состояние транспортного средства и
др. [5, с.34].
Квалифицированное  расследование
ДТП  с  участием  маршрутных  транспортных
средств  требует  учитывать  некоторые  осо-
бенности,  отражающие  специфику  элемен-
тов дорожного движения.
Более подробно рассмотрим элементы
дорожного движения.
Водитель.  Изучение  личности  во-
дителя  при  расследовании  ДТП  с  участием
маршрутных  транспортных  средств  являет-
ся  криминалистически  значимым  аспектом,
поскольку  водитель  как  центральный  эле-
мент системы дорожного движения «ВАДС»
оказывает  активное  воздействие  на  другие
элементы  системы.  Например,  если  води-
тель  не  захочет  или  не  пожелает  двигаться
со скоростью, которая позволяла бы ему рас-
полагать достаточным временем для оценки
сложившихся  обстоятельств,  то  возникает
обстановка,  при  которой  он  фактически  ли-
шается возможности контролировать движе-
ние транспортного средства. Возникает опас-
ная ситуация, которая может привести к ДТП.
Строгое и неукоснительное соблюдение ПДД
сводит к минимуму вероятность возникнове-
ния аварийных ситуаций на дороге.
Некоторые  авторы  (Коленко  А.Д.,  Яку-
бенко Н.В.) полагают, что в процессе дорож-
ного движения исключить человека, который
является важнейшим звеном сложной антро-
потехнической системы «дорожное движение»
практически  невозможно,  поскольку  поддер-
жание жизнедеятельности этой системы явля-
ется важнейшим условием ее функционирова-
ния [5, 14]. Однако существует и другая точка
зрения, согласно которой личность преступни-
ка по ДТП подробного рассмотрения с точки
зрения  получения  криминалистически  значи-
мой информации не требует [1, с.26]. Данное
мнение  аргументируется  тем,  что  «Диапазон
социальной деформации личности этой кате-
гории преступников настолько широк, что он
сближает некоторых из них с правопослушны-
ми гражданами и в то же время в отношении
другой части этих лиц нивелирует сколько-ли-
бо  серьезные  различия  с  личностью  умыш-
ленных  преступников»  [4,  с.57].  Мы  считаем
возможным не согласиться с такой позицией,
поскольку  своеобразие  криминального  пове-
дения,  механизма  и  обстановки  ДТП  в  опре-
деленной мере зависит от личностных качеств
правонарушителей.  Без  соответствующей
информации о них немыслимо разобраться в
сущности ДТП. Выявление этих свойств лич-
ности во многом по-зволяет правильнее оце-
нить  другие  элементы  криминалистической
характеристики ДТП.
Следует  согласиться  с  мнением  про-
фессора Н.П. Яблокова о том, что, «зацепив
одно звено в системе взаимосвязей, можно
вытащить  наружу  всю  цепь.  В  частности,
выявление наличия в расследуемом престу-
плении  какого-либо  элемента  из  взаимос-
вязанной цепочки с той или иной степенью
вероятности может указывать на существо-
вание другого, ещё не установленного эле-
мента и определить направление и средства
его поиска» [14, с.12]. Применительно к рас-
следованию  ДТП  с  участием  транспортных
средств общего пользования данное выска-
зывание применимо к проверке особых тре-
бований, предъявляемых к водителям этого
вида транспортных средств. Права на управ-
ление  транспортным  средством  категории
«Д» может получить только лицо, достигшее
двадцатилетнего возраста и имеющее стаж
управления транспортными средствами дан-
ной категории более 3 лет [8]. Законодатель
повышает возрастной критерий к водителям
транспортных  средств  группы  «Д»,  как  мы
полагаем,  исходя  из  того,  что  с  увеличени-
ем  возраста  надежность  и  ответственность
водителя  возрастает.  От  надежности  води-
теля  в  значительной  степени  зависит  без-
опасность  процесса  дорожного  движения.
Надежность  определяется  квалификацией,
работоспособностью  и  дисципли-нирован-
ностью. Опыт, который приходит с течением
времени при регулярном управлении транс-
портным  средством,  является  очень  суще-
ственным,  а  иногда  решающим,  фактором,
характеризующим надежность водителя как
элемента системы ВАДС.
Управление транспортным средством,
осуществляющим  перевозку  большого  ко-
личества  пассажиров,  предъявляет  к  во-
дителям  повышенные  требования  в  плане
состояния  здоровья.  Одним  из  основопола-
гающих  факторов  обеспечения  безопасно-
сти дорожного движения является состояние
здоровья  водителей  маршрутных  транс-
портных  средств.  Водители  обязаны  про-
ходить  предрейсовый  медицинский  осмотр.
Обязательность проведения таких осмотров
водителей  предприятий  предусмотрена  по-
ложениями  трудового  законодательства
[10,  ст.213  ТК  РФ],  а  также  нормативными
актами  по  обеспечению  безопасности  до-
рожного движения [11, п.1 ст.20, 23 Закона
№196-ФЗ]. По результатам проведения ме-
дицинского  осмотра  водитель  допускается
либо отстраняется от работы. Своевремен-
но  определить  нарушения  и  отклонения  в
состоянии  здоровья  водителей  возможно
лишь при регулярном прохождении ими ме-
дицинских  осмотров.  Качественный  пред-
рейсовый  медицинский  осмотр  водителей,
своевременное выявление у водителей ав-
тотранспортных средств физиологических и
функциональных отклонений, возникающих
при потреблении различных алкогольных и
психоактивных веществ, является одной из
важнейших  задач  в  обеспечении  безопас-
ности дорожного движения не только с уча-
стием  маршрутных  транспортных  средств,
но и дорожного движения в целом. В случае
выявления  указанных  признаков  водители
не допускаются к управлению транспортны-
ми  средствами.  Алкогольное  или  наркоти-
ческое опьянение влияет на квалификацию
содеянного  и  выступает  в  качестве  отяг-
чающего  обстоятельства  [12,  ч.2,  6  ст.264
УК  РФ].  Оказание  услуг  по  организации  и
деятельности  пунктов  предрейсовых  меди-
цинских  осмотров  является  одним  из  важ-
ных  направлений  деятельности  Института
профилактики ДТП с участием маршрутных
транспортных средств.
Высокий уровень аварийности обусло-
вил  введение  предписаний,  регулирующих
режим работы и отдыха водителей, работа-
ющих  на  городских,  пригородных  и  между-
городных,  международных  пассажирских
линиях. По общему правилу нормальная про-
должительность  рабочего  времени  водите-
лей не может превышать 40 часов в неделю
и не более 10 часов в день, в зависимости
от различных нюансов все ограничения про-
писаны  в  Положении  о  рабочем  времени  и
времени  отдыха  водителей  автомобилей,
утвержденном Министерством труда и соци-
ального развития РФ [7]. Данное положение
является  своеобразным  гарантом  безопас-
ности  пассажиров,  пользующихся  услугами
маршрутных транспортных средств.
Автомобиль. Должная оценка обстоя-
тельств ДТП невозможна без учета особен-
ностей средств преступления (транспортных
средств),  представляющих  собой  следоо-
бразующие  объекты.  Они,  как  и  личность,
обладают  индивидуальными  признаками  и
являются  носителями  информации,  имею-
щей доказательственный характер. К марш-
рутным  транспортным  средствам  относятся
транспортные средства категории «Д», пред-
назначенные  для  перевозки  более  8  пас-
сажиров,  без  учета  сиденья  водителя,  осу-
ществляющие перевозку пассажиров только
на основании лицензии, которая выдается в
установленном  законом  порядке  сроком  на
5  лет.  В  зависимости  от  категории  пасса-
жиров,  различают  специально  оборудован-
ные транспортные средства категории «Д».
Пассажирами  маршрутных  транспортных
средств могут быть как обычные граждане,
так  и  граждане,  объединенные  в  социаль-
ные группы по каким-то критериям: туристы,
люди  пожилого  возраста,  инвалиды,  дети,
рабочие  определенного  предприятия.  На-
пример, школьные автобусы, осуществляю-
щие  перевозку  детей,  как  правило,  имеют
желтый яркий цвет кузова и оснащены спе-
циальными табличками «Осторожно, дети»,
данная мера безопасности носит профилак-
тический  характер,  предупреждая  осталь-
ных участников дорожного движения о повы-
шенном внимании к такому виду транспорта.
Туристические автобусы, а также автобусы,
осуществляющие  перевозку  пассажиров
на  длительные  расстояния,  более  комфор-
табельные,  за  счет  чего  имеют  большие
габариты  (туалеты,  большие  багажные  от-
деления  для  вещей  пассажиров,  большие,
удобные  кресла).  Практическое  значение
вышеуказанного в формировании кримина-
листической  характеристики  заключается  в
том,  что  конструктивные  параметры  транс-
портных  средств  оказывают  существенное
влияние на характеристики дорожного дви-
жения. Важное значение имеют габаритные
размеры рассматриваемой категории транс-
портных средств, их тяговые и тормозные ка-
чества, удобство рабочего места водителя и
легкость управления.
Дорога.  «Дорога»  -  обустроенная  или
приспособленная и используемая для движе-
ния транспортных средств полоса земли либо
поверхность  искусственного  сооружения.
Дорога  включает  в  себя  одну  или  несколько
проезжих  частей,  а  также  трамвайные  пути,
тротуары, обочины и разделительные полосы
при их наличии [9]. Автомобильная дорога ха-
рактеризуется весьма многими показателями.
Современные  автомобильные  дороги  проек-
тируют и строят в соответствии с определен-
ными требованиями, изложенными в ряде нор-
мативных документов СНиП 2.0502-85, ГОСТ
23457-86,  каждая  автомобильная  дорога
должна соответствовать стандартам [2]. Ха-
рактер  функционирования  системы  ВАДС
определяется  геометрическими  размерами,
профилем,  ровностью,  условиями  видимо-
сти для водителя.
Окружающая среда - это определен-
ная среда движения, обстановка, где функ-
ционируют элементы ВАДС. Принято разли-
чать  внешнюю  среду,  в  которой  пребывает
дорога и транспортное средство, и внутрен-
нюю - среду пребывания пассажиров в сало-
не. Окружающая среда влияет на все другие
элементы системы ВАДС.
Пассажир. Как уже отмечалось выше,
в  качестве  одного  из  основных  элементов
дорожного  движения  маршрутных  транс-
портных средств мы предлагаем рассматри-
вать такой элемент дорожного движения, как
«пассажир».  ДТП  с  участием  маршрутных
транспортных  средств  может  возникнуть  в
результате  нарушения  ПДД  не  только  води-
телями,  но  и  пассажирами,  которые  также
должны  выполнять  определенные  обязанно-
сти, указанные в ПДД. А именно при поездке
на  транспортном  средстве,  оборудованном
ремнями безопасности, быть пристегнутыми
ими, посадку и высадку производить со сто-
роны  тротуара  или  обочины  и  только  после
полной  остановки  транспортного  средства
[9]. Пассажиры влияют на формирование вну-
тренней среды движения, своими действиями
они  могут  создавать  предпосылки  к  совер-
шению  ДТП  (отвлекать  водителя,  вставать
с  места,  не  дождавшись  полной  остановки
транспорта,  не  соблюдать  правила  безопас-
ности). Так, например, трогаясь с остановки,
водитель  убеждается,  что  все  пассажиры
зашли  в  салон  автобуса,  закрывает  двери.
Внезапно опоздавший пассажир пытается на
ходу  «запрыгнуть»  в  закрывающиеся  двери
транспортного средства. Пассажира зажима-
ет  в  дверях  автобуса,  начавшего  движение
с  остановки,  в  результате  чего  он  получает
серьезные  травмы.  В  разграничении  проис-
шествий,  происходящих  в  местах  остановок
маршрутных  транспортных  средств,  очень
важно то, что «Дорожно-транспортное проис-
шествие» - событие, возникшее в процессе
движения  по  дороге  транспортного  сред-
ства и с его участием, при котором погибли
или ранены люди, повреждены транспортные
средства,  сооружения,  грузы  либо  причинен
иной материальный ущерб [9].
Поскольку  дела  о  ДТП  с  участием
маршрутных  транспортных  средств  имеют
широкий общественный резонанс, то харак-
терным признаком, вытекающим из данной
особенности,  является  преждевременное
общественное мнение о виновном в событии
ДТП, которое в какой-то степени может ока-
зать влияние на формирование внутреннего
убеждения  следователя.  То,  что  на  первый
взгляд может казаться очевидным, является
сложным и запутанным. Из чего следует, что
для  установления  виновного  в  совершении
ДТП  необходимо  детализировать  действия
всех  участников  ДТП,  объективно  исследо-
вать все обстоятельства дела, только такой
подход  будет  способствовать  правильной
юридической  квалификации  факта  ДТП.  В
процессе  расследования  и  рассмотрения
дела  связь  между  нарушением  Правил  до-
рожного движения (ведомственных инструк-
ций  водителей)  и  наступлением  вредных
последствий,  как  и  любой  другой  признак
преступления,  не  может  предполагаться,  а
должна быть доказана.
Подводя итог вышесказанному, подчер-
кнем, что в качестве источника формирования
криминалистической характеристики данного
вида  преступлений  необходимо  рассматри-
вать не только взаимосвязь и взаимозависи-
мость традиционных элементов системы до-
рожного  движения  «ВАДС»,  но  и  включить
в  данную  систему  дополнительный  элемент
«пассажир»,  что  позволит  более  полно  ха-
рактеризовать  ДТП  с  участием  маршрутных
транспортных средств.


Библиографический список:
1. Ачмиз Р.Ю. Расследование дорожно-транспортных преступлений: теоретические и тактико-методические основы: Дис. … к.ю.н. Краснодар, 1999. 212 с.
2.  ГОСТ  23457-86  Межгосударственный  стандарт.  «Технические  средства  организации дорожного движения. Правила применения» (с изменениями от 22 июня 2000 г.) // URL: http:// www.gai. ru/library/rubric11/doc266.htm.
3. Данилов Е.П. Автомобильные дела: административные, уголовные, гражданские. Второе издание. М.: Право и Закон, 2000. 480 с.
4. Квашис В.Е. Профилактика неосторожных преступлений. Киев, 1981. 280 с.
5. Коленко А.Д. Проблемы расследования дорожно-транспортных преступлений (На материалах Приморского края): Дисс. … к.ю.н. Владивосток, 2004. 174 с.
6. Основы марксистско-ленинской философии. М.: Политиздат, 1978. 287 с.
7. Постановление Министерства труда и социального развития от 25.06.1999 №16 «Об утверждении положения о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей» // URL: http://www.businesspravo .ru.
8. Постановление Правительства РФ от 15.12.1999 №1396 «Об утверждении правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений» // Электронный ресурс - СПС «Консультант плюс».
9. Правила дорожного движения РФ. М.: Издательский Дом Третий Рим, 2011. 48 с.
10. Трудовой кодекс РФ. Принят Госдумой 21.12.2001 г., одобрен Советом Федерации 26.12.2001 г.
11. Федеральный закон от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» // Электронный ресурс - СПС «Консультант Плюс».
12. Уголовный кодекс РФ. М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2010. 192 с.
13. Чих Н.В. Теоретические и практические проблемы расследования дорожно-транспортных преступлений: Монография. Ниж. Новгород, 2000. 155 с.
14. Яблоков Н.П. Криминалистика. М., 2000. 781 с.
15. Якубенко Н.В. Проблемы, правоотношения и юридическая ответственность в антропотехнической системе дорожного движения. Тюмень, 2000. 160 с.
16. Электронный ресурс URL: http://ru.wikipedia. org/wiki/.







 

Категория: Правоохранительная деятельность | Добавил: x5443x (15.12.2012)
Просмотров: 494 | Теги: Криминалистическая характеристика, пассажир, маршрутное транспортное средство, дорожно-транспортное преступление | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017