Вторник, 22.08.2017, 02:56
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

ВЗАИМОСВЯЗЬ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ

М.А.Мельник, А.И.Назарычева

ВЗАИМОСВЯЗЬ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ

Рассматривается вопрос о взаимосвязи образования и культуры, где немаловажное значение имеет новый подход к содержанию образовательных программ. Учет современных условий должен сориентировать образовательный процесс на выработку навыка поиска альтернатив поведения, приспособления к меняющимся обстоятельствам. Новый подход не должен противостоять системности сложившегося знания, наоборот, продуктивное усвоение инноваций возможно только во взаимодействии с предшествующим опытом прошлого.

Ключевые слова: глобальное мировое пространство, межкультурные контакты, современное образование, информатизация, глобализация и коммуникация, образование и коммуникация, компетенции.

 
Вопросы о сложностях образования и неоднозначности реформ в его сфере не являются новыми в последние 10-15 лет. Однако современная ситуация «атаки» России со стороны других государств по-новому открывает эти проблемы. Эфир «Время покажет» от 30.03.2015 Первого канала. Пожилая женщина, ветеран ВОВ Вера Железнякова обращается к гостям в студии: «Почему за 69 лет вдруг возник вопрос, где и как праздновать 9 Мая - День Победы и кто же является реальным освободителем мира от фашизма? Почему Америка навязывает нам стандарты, стереотипы и распространяет их на весь мир?». Ответ не заставил себя долго ждать и породил новый виток дискуссии. Однако генеральной идеей всей передачи должна была стать мысль о новых условиях современности, которые диктуют свои правила, в том числе, и в сфере образования.

Проблемы современного образования в последнее время обсуждаются достаточно широко, в основном их рассматривают в контексте глобализации [5; 6; 8], однако ряд исследований посвящен особенностям взаимодействия образования и культуры [1; 3; 4]. Основной акцент в них сделан на усвоении культурного опыта в процессе образования и неразрывной связи процесса инкультурации с получением новых знаний. Однако механизмов, которые помогают вписать культуру в образование с практической точки зрения, в них обозначено не было. Мы рассматриваем тесную взаимосвязь образования и культуры, которая основывается на понимании культуры, в первую очередь, как коммуникации, как совокупности знаний, умений и навыков, задача которых - обеспечить гармоничное вхождение личности в мировое социокультурное пространство. Культура, вписанная в систему образования через общекультурные компетенции, дает человеку возможность комфортно чувствовать себя в любых, даже самых непредсказуемых условиях, поскольку не просто расширяет кругозор и воспитывает нравственность, а формирует навыки владения межкультурной коммуникацией, дающие определенную свободу действий в современных условиях.

Культура в образовательной практике должна пониматься не просто как совокупность ценностей, как знание о других культурах, а как общение, как сфера глобальной коммуникации. Только в этом случае мы можем говорить об актуальности этого знания и необходимости его внедрения в образовательную практику.

Сегодня мы живем не в изолированной стране, а в глобальном мировом пространстве, где взаимодействие с другими является непременным условием существования. Поэтому современность ставит перед образованием новые задачи, связанные с умением включаться в межкультурные контакты, находить общий язык и толерантно относиться к другим странам и культурам. Перевирание фактов, субъективность мнений, желание эпатажа за счет высказывания резких суждений в угоду славы - все это последствия информационной войны. Задача современного образования - научить собственному взгляду, умению выбирать. Образование сегодня переживает не лучшие времена. И дело даже не в том, что повсеместное реформирование системы образования на разных уровнях проходит болезненно и не всегда корректно. Большая часть проблемы связана с невнятностью и сложностями взаимодействия общества, государственного заказа и образовательных учреждений. В нашу эпоху стандартизации и усредненности человеческих потребностей не совсем ясным оказывается вопрос о содержании современного образования в условиях межкультурного сотрудничества, нарастающих глобализационных процессов и господства массовых интересов.

Без культуры человека нет, образование является одним из способов обретения человеком культуры. Образование - это не просто обучение и воспитание, это процесс непрерывного поиска альтернатив сознания, мировоззренческих парадигм различных культур и умение находить компромиссы на основе собственных ценностей и убеждений. Все это позволяет говорить о необходимости выстраивания новой модели образования не только в опоре на прикладной характер знания (чего требует государство и общество), а в соединении с глобальностью коммуникации как таковой.

Увеличение межкультурных контактов порождает не только взаимодействие, обогащающее культурное пространство, но и массу проблем. Современная ситуация нарастания социальной и межкультурной напряженности ярко это демонстрирует. Общество ставит перед образованием следующие цели:

• воспитание культурно развитой, нравственной личности;

• владение навыками межкультурного взаимодействия / общения;

• усвоение различных моделей поведения в незнакомых ситуациях, чему способствует учет современных условий жизни;

• непрерывность образования, преемственность знаний;

• интеграция в практику.

Только во взаимодействии с культурным опытом прошлого, истории, национальными традициями возможно прекратить манипулирование массовым сознанием. Это напрямую зависит от содержания и качества современного образования, главная задача которого научить собственному взгляду, работе с информацией, умению критически мыслить, обозначая четкость своей позиции. Образовательные программы направлены на выработку компетенций, которые на практике должны связать образование с жизнью. На деле же выходит обратное: компетенции живут сами по себе, а знание - само по себе. Компетенции начинают занимать оправдательную позицию теоретичности знания, обозначая якобы прикладной ее характер. Однако чем плоха теория? Четкое знание вырабатывает «иммунитет» к различного рода спекуляциям в области интерпретации фактов. Поэтому, например, исторические события становится невозможным трактовать абсурдно, не учитывая системности и фактологичности исторических обстоятельств.

Какова роль образования в жизни конкретного индивида, каждого из нас? Что мы хотим получить в результате освоения тех или иных учебных программ? Если задуматься над этим вопросом и попытаться найти конкретные формы для выражения результата образовательной деятельности, можно привести такие возможные результаты: востребованность в рамках полученной специальности, наличие объема знаний в выбранной области, применение которых может помочь профессионально реализоваться и т. п. В самом общем виде этот блок можно назвать блоком профессиональных компетенций. Однако если мы говорим о системности образования, о его связи с культурой, то речь должна идти не только о формировании утилитарных знаний, умений и навыков, а о гораздо более широком пласте ценностей, культурных представлений, выступающих для личности в качестве ориентира [4].

В результате образования мы хотели бы получить не только личность, обладающую специальными знаниями, будущего специалиста в той или иной области, но и человека с собственной идейной позицией, сформированным мировоззрением, в основе которого лежит толерантное отношение к другим культурам и ценностям при понимании и соблюдении традиций родной культуры. То есть задача образования состоит в подготовке специалиста и воспитании высококультурной личности, готовой постоянно совершенствоваться и повышать свой культурный и образовательный потенциал. Главная трудность этого процесса - вписать стандарты российского образования в мировую систему, при этом сохранить своеобразие национальных черт и учетом отечественного менталитета.

ФГОС всех поколений вроде бы разработаны именно с этой целью, в них выделены как компетенции общекультурного характера, так и общепрофессионального. Но если говорить о тенденциях российского образования в целом, то можно констатировать: гуманитарное образование, выступающее основой формирования ценностной ориентации в глобальном межкультурном пространстве, поскольку оно опирается на достижения различных культур всех времен, признанные классическими образцами, постепенно сворачивается. На его место приходит набор знаний, умений и навыков, существующих лишь на бумаге, и по факту общекультурные компетенции остаются нереализованными в связи с отсутствием четкой позиции в их определении и трактовке.

Налицо тот факт, что релятивизм любого знания, особенно гуманитарного, ставший девизом второй половины ХХ в., привел к релятивизму нравственной, эстетической и общественной позиции. Поэтому образование сегодня - формирование и развитие личности с учетом особенностей глобальной коммуникации. Именно гуманитарные науки способны примирить человека с ситуацией глобальности пространства, в котором он живет, научить видеть, чувствовать и принимать на себя ответственность не только за себя, но и за других, расширяя границы своего «я», границы личных возможностей [2].

С позиций современного гуманитарного подхода образование напрямую связано с культурой. Эта связь проявляется и в преемственности умений, знаний и навыков, и в культуре как основы ценностей, и в понимании образования как инновации формирующейся культуры современности. Образование сегодня - это не знакомство с уже существующим знанием, это гибкость взгляда и умение работать в ситуации постоянно меняющейся реальности [9]. Подобные условия не дают возможности применить готовые модели поведения, образование должно научить человека не «доставать из кармана» знакомый и выученный вариант поведения, а научить быстро ориентироваться в новых условиях и действовать сообразно обстоятельствам. Такой вариант предполагает совершенно новый подход к пониманию образования. В него органично должно включаться понимание новых задач образования:

• формирование «гуманного» сознания - ситуация нравственного выбора, основанного на отдаленности последствий своих действий, что повышает ответственность перед будущими поколениями;

• учет повышенной мобильности современного человека, что необходимо должно привести его к умению действовать в незнакомых обстоятельствах грамотно. Сегодня человек постоянно сталкивается с такими ситуациями, для действия в которых нет готовых норм и культурных предписаний. Человек должен сам решать, как ему поступать, а значит, должен уметь социально грамотно выстраивать модель своего поведения, что требует знания культуры;

• изменение культурной ситуации, привязанной к информатизации общества. Информационная революция меняет психологию человека, меняет направленность человеческого сознания, что порождает необходимость знания основ культуры.

Образование должно, с одной стороны, формировать индивидуальность, с другой - универсальную личность. Эти требования обусловлены глобализацией, необходимостью выстраивания межкультурных контактов. Чтобы механизмы культуры как «негенетической памяти человека» действовали, необходимо выработать адекватную систему воспроизведения культурных норм и ценностей.

Образование должно быть системным. Мы слишком увлеклись новациями. Четкость, ясность задачи, своевременность, слаженность и единообразие учебных программ должны помочь и преподавателю, и учащимся. Только это может повысить качество образования. Не успели освоить ФГОС, появляются новые программы и требования. Следует остановиться и определить четкий объем знаний, умений и навыков в образовательной программе любого уровня.

Беда российского образования - в том, что последние 20 лет оно находится в состоянии перманентной реформации. Невозможно выработать четкую систему, если ее компоненты постоянно трансформируются, один формы сменяются другими. Быстрая смена образовательных парадигм вкупе с громоздкостью и инертностью бюрократического аппарата порождает гонку за формой, от чего в итоге страдает содержание и качество образования.

Сегодня новый государственный заказ, а именно - подготовка выпускника, способного занять достойное место в информационном, высокотехнологичном, конкурентном мире, - отражен в ряде документов (Закон «Об образовании», Концепция федеральной целевой программы развития образования 2011-2015, Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской федерации на период до 2020 г. и др.). Далеко не последнее место в характеристике выпускника отводится таким понятиям, как порядочность, патриотизм, ценностные ориентиры, твердая моральная позиция. Все эти характеристики отражают уровень культурного развития выпускника, соответственно, процессы образования и воспитания в системе современного образования должны быть тесно взаимосвязаны.

Именно глобальное мировое пространство сегодня предъявляет требования общекультурного характера, при отсутствии которых человек не может адекватно вписаться в систему коммуникаций, что может привести в конечном итоге к отчуждению, ощущению одиночества и непонимания. Не имея твердых ценностных ориентиров, человек становится подвержен влияниям самого разного характера, ему сложно выделить главное из огромного количества информации.

Актуальная культура вносит коррективы в систему образования, ориентируясь на требования современного общества. Можно обозначить основные направления этих изменений:

1. Трансляция культурных норм и ценностей в образовательную парадигму;

2. Востребованность обществом возрождения культурных традиций в деле сохранения национальной идентичности и государственности;

3. Необходимость аудиовизуального восприятия в процессе обучения (включение презентаций и связи с жизнью, актуальность обсуждаемых проблем и т. п.). Современный образованный человек должен обладать не только набором знаний, но и коммуникативными навыками, серьезной культурной базой. Реализовываться эта система должна с помощью информационных технологий.

4. Умения и навыки работы с информацией (формирование критического мышления, оценки информации, сравнительный анализ, выбор и обоснование собственной точки зрения и так далее).

Важное место в модернизации современного образования занимают инновации. Основное требование реформ образования, обусловленное процессами глобализации и участием России в Болонском процессе, - создание такой системы, которая находилась бы в постоянном развитии, следовательно, носила бы инновационный характер. Однако здесь мы также сталкиваемся с определенными трудностями: зачастую инновации в российском образовании носят отменяющий предшествующий опыт характер. Мы считаем, что инновационный характер образования не должен отрицать целиком и полностью традиции российского образования, не должен вступать в серьезные противоречия в той образовательной парадигмой, которая существовала до начала реформирования. Действительно, любой участник образовательного процесса сегодня должен активно использовать инновации в своей профессиональной деятельности, однако в погоне за ними совершенно не обязательно прощаться с годами накопленным опытом. Особенно это касается общекультурных компетенций: на смену жесткой государственной идеологии советского периода должна прийти новая ценностно-смысловая система, которая сможет сориентировать выпускника в современном социокультурном образовательном пространстве.

Современное образование, нацеленное на прикладной аспект, не должно отказываться от уже сложившегося академического варианта преподавания, оно должно учитывать современный контекст его использования. В этом смысле показателен гуманитарный блок, который менее подвержен резким инновациям, однако именно здесь реконструкция в опоре на современность оказывается необходимой. Теория закладывает основы, практика опирается на ситуацию. Понимание культуры как сферы глобальной коммуникации влечет за собой изучение и созидание новых культурных практик. Только гуманитарное знание может дать основу культурно-нравственных ориентаций личности. Государственный заказ на развитие прикладного знания и технической сферы в образовательной практике неизбежно приведет к замкнутости, однобокости и ограниченности личности.

Список литературы

1. Бенин, В. Л. Высшее образование и культура / В. Л. Бенин // Фундаментал. исслед. - 2006. - № 6. - С. 64-67.
2. Васева, О. X. Межкультурная коммуникация: виды и формы, проблемы и противоречия / О. X. Васева, М. В. Кожевников, М. А. Мельник, А. И. Назарычева // Юж.-урал. пед. журн. - 2014. - № 1. - С. 33-42.
3. Власенко, В. В. Диалектическая взаимосвязь социализации и культурации личности в образовательном пространстве современной школы / В. В. Власенко // Историч., философ. и юридич. науки, культурология и искусствоведение. Вопр. теории и практики. - 2014. - № 8 (46), ч. 1. - С. 37-41.
4. Забродина, Г. Д. Стратификация пространства культуры в системе «человек-среда» / Г. Д. Забродина, Т. В. Куличенко, Г. Г. Старостин // Историч., философ. и юридич. науки, культурология и искусствоведение. Вопр. теории и практики. - 2014. - № 8 (46), ч. 1. - С.62-67.
5. Зубарев, А. Е. Глобализация высшего образования и факторы ее определяющие / А. Е. Зубарев, В. Ф. Коуров // Электронное научное издание «Ученые заметки ТОГУ». - 2014. - № 4. - С. 140-144.
6. Кехян, М. Г. Основные тенденции глобализации сферы образования / М. Г. Кехян // Креатив. экономика. - 2013. - № 1 (73). - С.84-88.
7. Краснова, М. А. Связь современного образования и культуры / М. А. Краснова // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы междунар. науч. конф. - Уфа: Лето, 2011.- С. 28-30.
8. Штатская, Т. В. Глобализация образования / Т. В. Штатская // Успехи современ. естествознания. - 2009. - № 11. - С. 65-65.
9. Ячин, С. Е. Состояние метакультуры / С. Е. Ячин // Философия и культура. - № 7. - 2008. - С. 126-139.

Вестник Челябинского государственного университета
Философия Социология Культурология Выпуск 37. № 19 (374) 2015

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443x (26.07.2017)
Просмотров: 18 | Теги: глобальное мировое пространство | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь