Суббота, 03.12.2016, 01:17
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Рынок. Предпринимательство. Бизнес

НЕКОТОРЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В РАМКАХ ВТО

НЕКОТОРЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В РАМКАХ ВТО

В решении проблем международного взаимодействия, в рамках ВТО, возникает ряд актуальных вопросов, касающихся национальной безопасности. В этой связи целесообразно обратить внимание на психологические аспекты обозначенной проблемы. В частности, на совершенствование этнокультурной коммуникативной компетентности специалистов, деятельность которых связана с деловым общением и в определенной степени способствует укреплению конструктивных, стабильных и безопасных международных отношений.

Определенный круг вопросов и проблем этнокультурной коммуникативной компетентности представлен в исследованиях: Е.Н. Резникова, 1998 - 2012; Н.П. Рапохина, 2004 - 2007; Н.М. Лебедева, 1998 - 2005; В.Г. Крысько, 1987, 2002; А.И. Егоровой, 2003; В.А. Сухарева, 2000; А.А. Налчаджян, 2004; Т.Г. Стефаненко, 2004; Е.В. Мельник, 2007; В.Г. Сызмас, И.В. Морозникова, 2011 и др.

В публикациях Е.Н. Резникова излагаются результаты теоретико-методологических исследований психологии этносов. Автором предлагается новый теоретический конструкт - "этнопсихологический облик народа", который выступает предметом изучения как социологической, так и психологической науки. Его структура представлена тремя уровнями. Первый уровень - аксиологический (ценностный) - включает ценностные ориентации и имеет две составляющие: ценности-цели и ценности-средства. Согласно точке зрения Е.Н. Резникова для большинства представителей этноса этнические ценности выступают в качестве регуляторов в общении и поведении. Второй уровень - отношение представителей этноса к различным аспектам окружающей реальности. Он представлен 15 компонентами. Третий уровень - общепсихологический, характеризующий особенности проявления психических процессов, состояний и свойств. Автор обращает внимание на то, что волевые процессы у представителей различных этнических групп проявляются в особенностях саморегуляции, этических норм, а национальный характер, его специфические особенности - в процессе общения, в интеллектуальной и деловой сферах <1>. Разделяя мнение автора, необходимо отметить, что феномен общения с точки зрения этнопсихологии рассматривается как многогранное психологическое явление, включающее систему специфических детерминант национальных моделей (вербальной, невербальной) общения, отличающих представителей одной нации от другой. В этой связи следует обратить особое внимание на то, на что указывают и другие ученые <2>, - широкий диапазон различий, проявляющихся в мимике, жестах, телодвижениях, контакте глаз у представителей разных государств (например, это: жесты и мимика - угрозы; запрещающие и оскорбительные жесты; мимика и жесты, выражающие недоверие при восприятии информации; мимика, жесты, телодвижения, контакт глаз, выражающие психические процессы и состояния (пренебрежение, самовыражение, радость, гнев; передающие активное слушание, игнорирование информации и т.д.)).

--------------------------------

<1> См.: Резников Е.Н. Теоретические и методологические проблемы этнической психологии. Минск: БГУ, 2006; Психология XXI века: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Дружинина. М.: ПЕР СЭ, 2003. С. 736 - 746.

<2> См.: Налчаджян А.А. Национальная идеология и этнопсихология. Ереван, 1999; Рапохин Н.П. Прикладная психология: Учебное пособие. М.: Форум; ИНФРА-М, 2007; Резников Е.Н. Указ. соч.; Актуальные проблемы высшего профессионального образования в России: Материалы Всероссийской научно-практической конференции 26 - 27 мая 2011 г. Смоленск: Городская типография; ВА ВПВО ВС РФ, 2011. С. 170 - 173, и др.

 

Так как основу межнациональных различий составляют специфические особенности: а) национального характера, национальных чувств, национального склада ума, национального самосознания, национальных стереотипов и автостереотипов, чувства юмора; б) отношение к религии, традициям, обычаям, культурным и материальным ценностям, этикету, своему внешнему облику, семье, труду, отдыху, территории и пространству, другим народам и т.д., следовательно, игнорирование учета национальных особенностей общения, стереотипное восприятие специалистами представителей других государств могут послужить основанием создания в процессе делового общения непреднамеренной конфликтной ситуации или иных сложностей.

В связи с вышеизложенным необходимо отметить то, что проблема формирования толерантного общественного сознания и толерантных (межэтнических, межгосударственных) отношений является одной из наиболее значимых в политической сфере обеспечения стабильности и безопасности.

На целесообразность учета в процессе делового общения основных элементов национальной психологии в своих работах указывает Н.П. Рапохин. Автор на практических примерах раскрывает особенности национальных моделей делового общения, делает акцент на специфических особенностях следующих его стилей: восточный (китайский, японский, арабский); с представителями стран Западной Европы (немецкий, английский, французский); американский <1>. Невзирая на то что представленные национальные модели и стили делового общения не являются исчерпывающими, безусловно, они вносят существенный вклад в понимание феномена межкультурной коммуникации.

--------------------------------

<1> См.: Рапохин Н.П. Указ. соч.

 

В рамках обозначенной проблемы представляют интерес исследования М.В. Авдеевой. На основании сравнительного анализа подходов к подготовке специалистов в области межкультурной коммуникативной компетентности в разных странах автор делает акцент на том, что в отечественной психологии указанная проблема не обрела должного внимания, хотя в зарубежной практике вопросу обучения профессиональной коммуникации с представителями других культур придается достаточно большое значение. В соответствии с мнением автора целесообразно обратить внимание на то, что овладение умениями межкультурного коммуникативного взаимодействия считается показателем высокого уровня профессионального развития специалиста, сфера деятельности которого связана с общением <1>. Данная точка зрения автора подтверждается результатами проведенного исследования.

--------------------------------

<1> См.: Авдеева М.В. Межкультурная коммуникативная компетентность сотрудников органов внутренних дел в сфере международного сотрудничества: Дис. ... канд. психол. наук. М., 2007.

 

Различным аспектам межкультурной коммуникации посвящены многочисленные публикации ряда авторов: А.П. Садохина, 2001 - 2009; М.В. Авдеевой, 2007; Н.А. Авсеенко, 2005; Е.Л. Головлевой, 2008; В.Г. Крысько, 2002; Л.Д. Червяковой, Е.Э. Сапожниковой, 2006; М.А. Царевой, 2006; В.Г. Зинченко, 2007; Т.Г. Грушевицкой, 2002; В.П. Шейнова, 1996; Н.В. Янкиной, 2006; Grosch H., Gross A., Leenen W.R., 2000; Jonach I., 1998; Martin J., 2000 и др.

В работах А.П. Садохина рассматриваются вопросы, касающиеся проблем понимания в межкультурной коммуникации. Автор на конкретных практических примерах демонстрирует сущность невербальной (кинесика, такесика, сенсорика, проксемика, хронемика) межкультурной коммуникации, стилей (прямой и непрямой, искусный и краткий, инструментальный и аффективный) вербальной коммуникации и культурно-специфических особенностей паравербальной коммуникации. А.П. Садохин обращает внимание на целесообразность использования в учебном процессе, с чем нельзя не согласиться, тренинговых технологий, например тренинга "Формирование межкультурной толерантности" и др., которые способствуют развитию компетентности в сфере этнокультурного общения, обеспечивающего эффективное взаимодействие с представителями других культур <1>. В публикациях Н.М. Лебедевой, О.В. Луневой, Т.Г. Стефаненко представлены некоторые тренинговые психотехнологии, цель которых заключается в совершенствовании этнокультурной коммуникативной компетентности. Авторами дано обоснование их эффективного использования в учебном процессе <2>. Полностью разделяя точку зрения указанных авторов, следует заметить, что участие специалистов в тренингах способствует формированию у них более полного представления об этнокультурной коммуникативной компетентности как профессионально значимом качестве, его доминирующей роли в решении ряда профессиональных задач.

--------------------------------

<1> См.: Садохин А.П. Межкультурная коммуникация: Учебное пособие. М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2009.

<2> См.: Лебедева Н.М., Лунева О.В., Стефаненко Т.Г. Межкультурный диалог: Тренинг этнокультурной компетентности. М., 2004.

 

В контексте рассматриваемой проблемы представляют интерес публикации В.Г. Крысько, в которых излагается сравнительная характеристика психологии некоторых народов дальнего и ближнего зарубежья (американцев, англичан, немцев, французов, испанцев, финнов, греков, турков, арабов, японцев, китайцев, литовцев, латышей, эстонцев) <1>. Автором сделана попытка раскрыть сущность этнической стереотипизации, ее роли в особенностях восприятия представителей иностранных государств, специфике общения и т.д. В работах В.П. Шейнова излагается ряд психологических аспектов межкультурной коммуникации, в частности делового контакта и этики деловых приемов <2>. В связи с вышеизложенным необходимо отметить, что владение навыками межкультурного диалога, корректное отношение к национальным, религиозным различиям и особенностям в поведении и общении позволят повысить эффективность этнокультурной коммуникативной компетентности специалистов, их взаимодействия с представителями других государств, а также, в определенной степени, будут способствовать укреплению конструктивных международных отношений, их стабильности и безопасности.

--------------------------------

<1> См.: Крысько В.Г. Этнопсихология и межнациональные отношения: Курс лекций. М.: Экзамен, 2002.

<2> См.: Шейнов В.П. Психология и этика делового контакта. Минск: Амалфея, 1996.

 

В рамках исследуемой проблемы заслуживают пристального внимания работы А.А. Налчаджян, в которых автором сделан акцент на некоторых аспектах национального самосознания и его структуры, межэтнических отношений, национальных стереотипов и символов, этнозащитных механизмов, этноцентризма. Необходимо отметить, что в публикациях А.А. Налчаджян широко представлены этническая "я-концепция", этнический "я-образ", этнический "мы-образ" (для всего этноса); введено понятие этнических ролей личности <1>. Согласно мнению автора этническая "я-концепция" отдельного человека есть целая система представлений человека о себе, которая тесно связана со сформированным образом этноса, представителем которого он является. "Этнический "я-образ" человека является одной из подструктур его общей "я-концепции". Он состоит из:

--------------------------------

<1> См.: Налчаджян А.А. Этнопсихология. 2-е изд. СПб.: Питер, 2004; Он же. Национальная идеология и этнопсихология; Он же. Этническая характерология. Ереван, 2001.

 

- представлений о том, что он (данный индивид, его носитель) является одним из представителей данного этноса среди многих тысяч и миллионов;

- представлений о каких-либо физических и психических чертах, которые являются общими для него и многих других представителей данного этноса (например, имеются в виду определенные физические, антропологические признаки: цвет и форма глаз, форма носа, силуэт, рост, выражение глаз, цвет кожи и др.);

- представлений о некоторых культурных общностях (имеются в виду национальный язык, история, происхождение, определенные привычки и ценности, общенациональные символы и т.п.);

- и, главное, из чувства общности и положительной психической идентификации с данной общностью, при которых возникает особенно сильная эмпатия к ее членам, чувство родства и общей судьбы с ними. Всего два слова: "Я - русский" или "Я - армянин", но под ними скрывается огромное психологическое содержание <1>. Разделяя мнение автора, следует заметить, что наличие знаний о степени сформированности (частичной или полной, а также адекватной, деформированной) этнического "я-образа" у представителя (или этнического "мы-образа" у группы представителей) того или иного государства позволит специалистам избежать в процессе делового общения ряда ошибок и будет способствовать конструктивному взаимодействию.

--------------------------------

<1> См.: Налчаджян А.А. Этнопсихология. С. 287 - 288.

 

В работах А.А. Налчаджян указывается также на то, что оценка представителей другой нации или всей этнической группы - весьма сложный процесс, на который оказывают влияние ряд условий и факторов. В этой связи автором предлагается условно выделить три уровня (эгоцентрический, этноцентрический, общечеловеческий) межэтнического восприятия. Нельзя не согласиться с данной точкой зрения, вместе с тем необходимо отметить, что одним из доминирующих факторов адекватного восприятия представителей других государств является самооценка, уровень развития нравственного, профессионального, национального самосознания личности, обеспечивающие стабильность и безопасность позитивных отношений (на уровне личности, этнической группы и т.д.).

Исходя из анализа научной литературы и проведенных исследований, есть основания сделать следующие выводы:

- эффективность решения ряда проблем международного взаимодействия, в рамках ВТО, в определенной степени обеспечивается психологической безопасностью;

- проблема формирования толерантного общественного сознания и толерантных (межэтнических, межгосударственных) отношений является одной из наиболее значимых в политической сфере обеспечения стабильности и национальной безопасности;

- в поликультурном пространстве одними из ключевых фигур выступают специалисты, деятельность которых связана с деловым общением - им принадлежит миссия, наряду с другими, формирования толерантного общественного сознания;

- высокий уровень этнокультурной коммуникативной компетентности специалистов, деятельность которых связана с деловым общением, будет способствовать укреплению конструктивных, стабильных и безопасных международных отношений.

Вишневская В.П.

Категория: Рынок. Предпринимательство. Бизнес | Добавил: x5443x (09.04.2014)
Просмотров: 405 | Теги: ВТО | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016