Пятница, 22.09.2017, 09:22
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА

Н.В. Дерябина, И.Н. Кокорина

Кемеровский технологический институт пищевой промышленности

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И СТУДЕНТОВ

НА ОСНОВЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА


Одной из главных задач вуза является не только формирование профес­сиональных компетенций студента, но и становление его социальной сущности и личных качеств. Процесс становления личности будущего специалиста, его самореализации носит социально детерминированный характер и определяется совокупностью социальных условий общества. Ведущим видом деятельности студента является его учебно-познавательная деятельность, содержание которой есть процесс овладения профессиональными компетенциями, а также методами самостоятельного активного пополнения, расширения и обновления этих зна-ний. Этот процесс во многом зависит от формирования и развития познава-тельной активности и самостоятельности студентов [2, 64].

В процессе обучения перед преподавателем стоит сложная проблема: найти сочетание способов и методов управления воспитательно-образовательным процессом, которое обеспечивает формирование познавательной активности и самостоятельности будущих специалистов, приобретение профессиональных компетенций, а также их творческое использование. Преподаватель является не только участником межличностного взаимодействия со студентами, но и его организатором, определяя цели, содержание и формы такого взаимодействия [1, 89]. Таким образом, в процессе руководства деятельностью студентов препо­даватель выполняет два рода функций: 1) строит предметное содержание дея-тельности студентов и 2) создаёт формы их совместной работы. В основе реа-лизации этих функций лежит главная задача - развитие познавательной ак-тивности и самостоятельности студентов в процессе обучения.

Регулируя деятельность студентов, преподаватель использует как непос­редственные способы воздействия на студентов, так и опосредованные способы педагогического воздействия, связанные с созданием условий, стимулирующих организацию самостоятельной работы студентов. Развитию познавательной активности и самостоятельности студентов способствует поиск преподавателем более совершенных путей своей работы, опирающихся на замыслы студентов, их устремления к творческой деятельности, учет их личностных качеств и инди-видуальный подход в обучении.

 

Осуществление творческого сотрудничества в процессе обучения дости­гается созданием творческой атмосферы на занятиях, поддержкой, помощью студентам в преодолении познавательных трудностей, совместным иссле­дованием изучаемых проблем. В совместной деятельности преподавателя и сту-дента важно определить меру участия обеих сторон. Результат обучения вы-ражается в развитии представлений, убеждений, практических компетенций студента, что вносит вклад в общую систему развития его личности. Взаимопо-нимание, стремление к творческой деятельности способствует появлению у сту-дентов потребности общения с преподавателем и глубокого чувства удовле-творения от осознания своих познавательных возможностей. Такие благо­получные взаимоотношения преподавателя и студента являются одним из основных факторов развития познавательной активности и самостоятельности студентов в процессе обучения.

Развитие познавательной активности и самостоятельности студентов требует от преподавателя умелого руководства их познавательной деятель­ностью, использование активных форм организации учебных занятий, опти-мальных методов и приёмов преподавания и учения [3, c. 121].

Среди наиболее приемлемых форм организации учебных занятий можно выделить следующие: лекции проблемного изложения; ролевые игры; тради-ционные и модифицированные пресс-конференции; постоянную индиви­дуальную работу студентов с новой литературой и её целенаправленное исполь­зование в ходе занятий; решение специальных тематических кроссвордов; ин-дивидуальные задания, выполнение которых требует применения новых инфор­мационных технологий; познавательные задачи и т.д. [7, c. 33].

Психологические аспекты применения познавательных задач в обучении исследовали Н.А. Менчинская, Я.А. Пономорёв, А.Ф. Есаулов, И.Я. Лернер и другие учёные. Решение познавательных задач способствует не только актуали­зации, систематизации и воспроизведению ранее усвоенных знаний студента, но и ведёт его к поиску и усвоению новых знаний. Задача стимулирует мышление студентов, сближает их учебную деятельность с научным поиском, в опре-делённой степени знакомит с этапами, методами, средствами научного познания и готовит их к будущей практической деятельности.

В процессе обучения познавательные задачи применяются с целью разъяснения на занятиях теоретического материала и показа его практического использования; для повторения, воспроизведения и закрепления знаний; контроля и самоконтроля знаний; формирования умений творческого ис­пользования знаний; организации целенаправленной подготовки студентов к занятиям.

При помощи задач создаётся проблемная ситуация, поэтому познаватель­ные задачи часто применяются в проблемном обучении [6, с. 75].

Задание в педагогической практике понимается как разновидность учебной работы, которая ограничена в объёме и сроках выполнения. Содержание, объём, виды заданий определяются дидактическими целями каждого занятия. Особое значение имеют задания, способствующие развитию познавательной активно­сти и самостоятельности студентов, такие как решение познавательных задач, постановка экспериментов, подготовка докладов, творческих рефератов и др.

Одним из самых распространённых приёмов развития познавательной активности и самостоятельности студентов являются вопросы преподавателя. В вузе преподаватели широко используют вопросы, направленные на проверку

 

усвоения материала, выяснение запаса знаний студентов. Такие вопросы тре-буют воспроизведения усвоенного материала и применяются в процессе конт-роля знаний - на зачётах, экзаменах. Также применяются вопросы, требующие поиска новых знаний, глубокого анализа фактов, их сравнения и сопоставления. Такие вопросы называются проблемными. М.И. Махмутов отмечает, что проб-лемными являются вопросы, ответ на которые не содержится ни в прежних знаниях, ни в предъявляемой информации и которые вызывают интеллек­туальные затруднения [5, с. 32].

Путём постановки проблемных вопросов можно организовать активную познавательную деятельность студентов на лекциях, семинарских и других занятиях. Преподаватель вуза, являясь субъектом процесса обучения, обеспе-чивает педагогическое руководство процессом, прогнозирует и направляет деятельность студентов на овладение необходимыми компетенциями, на фор­мирование внутренних побудительных сил к такому виду деятельности и спе­цифических качеств будущего специалиста.

Объектом воздействия являются студенты, которые одновременно вы­ступают и в качестве субъекта [4, с. 73].

Познавательная потребность всегда сопровождается определёнными чув­ствами, так как, побуждая человека к познавательной деятельности, вызывает у него определённое к ней отношение. Желание приобрести новые знания, использовать их в своей деятельности обычно вызывает в личности общую эмоциональную возбужденность. В случае успешной реализации этого желания возникает обобщённое чувство симпатии к знаниям, познавательной деятель­ности, которое начинает выступать сильнейшим фактором развития позна-вательной потребности и, следовательно, познавательной активности и само-стоятельности. В случае неудачи у студента возникает чувство неудовлетво­ренности, которое вызывает отрицательные эмоции, а иногда, как следствие, отказ от деятельности [8, с. 317].

Таким образом, процесс овладения профессиональными компетенциями зависит от того, насколько студенты хорошо владеют методами учебного по­знания и эффективно ими пользуются. Поэтому следует целенаправленно учить студентов учиться. Задача преподавателя заключается в оказании помощи сту-дентам при освоении ими новых компетенций.

Активность студентов во многом зависит от деятельности преподавателя и его личности, от его методов и приёмов работы, от того, насколько педаго­гически правильно он организует поисковую деятельность студентов. Меж-личностное взаимодействие преподавателя и студентов формируется в единстве учебной, научно-исследовательской и социальной деятельности.

Такую деятельность можно рассматривать как двусторонний взаимо­связанный процесс. С одной стороны, это способ самовыражения и самоор­ганизации студента, с другой - результат усилий преподавателя в организации учебной и научно-исследовательской деятельности студента.

Задача преподавателя состоит в переводе своих усилий в собственную организацию работы студента.

Список литературы

1. Айнштейн В. Преподаватель и студент: иск–сство общения / В. Айнштейн // Высшее образование в России. - 2000. - № 6.    С. 85-91.

2.    Андреев Г. Обучение и воспитание в в–зе неразделимы / Г. Андреев // Высшее образование в России. - 1996. - № 3.    С. 61-66.

3.    Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. - М.: Педагогика, 1989. - 190 с.

4.    Гарькин В.П. Динамика учебно-познавательной активности студентов / В.П. Гарькин, И.Е. Столярова // Социологические исследования (СОЦИС). -2000. - № 12. - С. 70-74.

5.    Махмутов М.И. Принцип проблемности в обучении / М.И. Махмутов // Вопросы психологии. - 1984. - № 5. - С. 30-35.

6.    Митрофанова И.И. Пути повышения эффективности учебного процесса / И.И. Митрофанова // Объединённый научный журнал. - 2004. – № 27. - С.73-77.

 

7.     Соколова Н.Ю. Как активизировать познавательную деятельность учащихся / Н.Ю. Соколова // Педагогика. - 2001. - № 7. - С. 32-36.

8.     Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. В 2-х т. Т. 1 / X. Хекхаузен; под ред. Б.М. Величковского. - М.: Педагогика, 1986. - 408 с.

УДК 341.176.2(4)

 

 

ISSN 2223-9324 Социогуманитарный вестник. 2012. № 1(8).

 

 

 

 

 

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443x (03.01.2013)
Просмотров: 794 | Теги: студентов, преподавателя, ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ, МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ, взаимодействие, процессе, вуза, :компетенции, основе | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь