Вторник, 06.12.2016, 05:49
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

Взаимодействие начальной школы и семьи в физическом воспитании младших школьников

И.И.Толстякова

Взаимодействие начальной школы и семьи в физическом воспитании младших школьников

Физическое воспитание детей - важнейшая проблема всех времен и народов. Особенно остро эта проблема поставлена перед нашей страной, находящейся в состоянии социально-экономических и политических преобразований, оборотной стороной, которых является процветание алкоголизма, наркомании, рост количества правонарушений, падений нравственности.

Проблемы физического воспитания с точки зрения семьи и школы освещались в трудах отечественных ученых, педагогов и психологов: Л.И. Божович, Г.Н. Волкова, В.В.Давыдова, П.Ф. Лесгафта и других.

К сожалению, в настоящее время большинство семей практически не занимаются воспитанием своих детей, особенно их физическим оздоровлением в семейном кругу, в этом плане нет тесной взаимосвязи семьи и школы.

Цель исследования состоит в том, чтобы раскрыть теоретико - методологические основы физического воспитания младших школьников в семье и обосновать пути взаимодействия начальной школы и семьи в этом процессе.

В результате изучения личных медицинских карт выявлено, что примерно у 61% учащихся есть отклонения в физическом развитии.

Так, у 43,5% детей - нарушение осанки, у 34,8% - плоскостопие, у 8,7% - ожирение.

Один страдает высокорослостью, другой - низкорослостью. 78% имеют вторую группу здоровья, у них физкультурная группа основная;
21,8% - третью группу здоровья, из них 8,6% детей имеют специальную физкультурную группу. Это позволяет делать вывод о том, что родители не уделяют достаточного внимания физическому развитию и воспитанию своих детей.

Экспериментальная часть исследования подразумевала разработку анкеты для первоклассников, отслеживающую повышение мотивации и ориентацию на здоровый образ жизни. Анализ большого числа сведений, рассуждений и ответов на вопросы анкеты детей позволяет делать определенные выводы по данной проблеме.

Так, на 1 вопрос 55% ответили, что соблюдают режим дня, 17,3% учащихся честно признались, что режим дня не соблюдают, 23% ответили, что не всегда и 4,3% детей, т.е. 1 ученик не знает, что значит - соблюдать режим дня. На вопрос «Делаешь ли ты зарядку по утрам?» положительный ответ дали 26% детей, зарядку по утрам вообще не делают 43,4%, время от времени - 30,4%.
Спортивные секции, занятия посещают 30,4%, в основном это плавание, хоккей, гимнастика, фигурное катание. При устном собеседовании эти дети признались, что данный вид занятий они посещали разово, только 13,4% ответили, что они постоянно занимаются данным видом спорта.

Несмотря на то что, очень мало детей посещают спортивные секции и занятия, 65% из них любит смотреть спортивные передачи такие, как футбол, хоккей, лыжный спорт, фигурное катание, художественную гимнастику и т.д.

На вопрос «Хочешь ли быть здоровым?» все ответили положительно, но на вопрос «Что значит - быть здоровым?» ответы у всех разные. Так:
Быть здоровым - значит не болеть, написали-43,7%.
Быть здоровым - значит быть сильным - 4,3%,
это хорошо учиться - 26%,
это быть здоровым - 8,6%.

Таким образом, из ответов детей мы узнали, что мотивация занятиями физической культурой и спортом имеет средний уровень, но дети в основном не ориентированы на здоровый образ жизни, так как в их ответах отражались скрытые формулировки их родителей.
Вторую анкету первоклассники заполнили уже в конце эксперимента, т.е. в марте месяце. Вопросы анкеты мы не изменили, с тем, чтобы проследить, насколько изменились мотивации и ориентиры детей.

Соблюдающих режим дня выросло на 23,2%, делающих зарядку по утрам - на 17,4%. Теперь спортивные секции и занятия посещают не 30,4%, а целых 74% детей, что составляет большую половину детей, прирост на 43,6%. И, наконец, спортивные передачи смотрит почти весь класс, т.е. 82,6% детей, прирост на 17,6%

Для того чтобы нацелить родителей на физкультурно-оздоровительную работу в семье, проведено анкетирование.
На основе авторской анкеты Н.К.Шамаева было проведено анкетирование.

В процессе исследования получены от родителей ответы на интересующие нас вопросы.

- Так, в вопросе №1 «Знаете ли вы, насколько хорошо развиты двигательные качества своего ребенка?» родители должны заполнить тест на развитие физических качеств своего ребенка. Сопоставив данный тест с результатами показателей физических качеств детей, мы пришли к выводу, что знающих о двигательных качествах своего ребенка не оказалось, частично знает - 56,5% родителей, совершенно не знает - 43,5%опрошенных.

- Занимаются со своими детьми физкультурой и спортом постоянно -всего 26% семей, время от времени, когда позволяет финансовое положение и желание заниматься физкультурой -43,5% родителей, и не считают «нужным» заниматься физической культурой - 30,5% опрошенных.

- Основными причинами, мешающими занятиям по физическому воспитанию в домашних условиях, большинство (65,2%) считают неустроенность быта, нехватку времени, усталость после работы и т.д.

Есть родители, которые ответили, что им ничего не мешает заниматься физкультурой и спортом дома (26%), т.е. это те, которые постоянно занимаются в свободное от работы время со своими детьми.

- Во многих семьях (60,6%) в анкетировании указали на отсутствие спортивных уголков, но при устном собеседовании оказалось, что у некоторых (26%) имеются или турники, или мелкие инвентари. Из опрошенных 30,4% хотели бы иметь дома спортивные уголки или тренажеры, но из-за жилищных проблем (маленькая квартира) или финансовых затруднений не имеют такой возможности. 13,4% отметили, что у них есть спортивные уголки.

- Вопрос №5 анкетирования, «Какие методы и приемы используете для того, чтобы ваш ребенок занимался физкультурой?» попутно выявил количество родителей (26%), занимающихся со своими детьми.

Исходя из вышеизложенного, нужно сказать, что данная методика изучения особенностей физического воспитания младшего школьника в семье, составленная с учетом индивидуальных качеств ребенка и семьи прошла успешную апробации 2 «а» и «2б» классе и выявила следующее:

• После изучения медицинской карты учеников мы пришли к выводу, что большинство (61%) имеют отклонения в физическом развитии, что должно обязательно учитываться учителями и родителями.

• Результаты тестирования двигательных качеств в начале и в конце эксперимента показали, что вся проведенная работа с родителями по физическому воспитанию ребенка в семье произвела положительный эффект.

• Проведенное анкетирование пероклассников в начале и в конце эксперимента показало, что у детей повысились мотивация на занятие физической культурой и установка на здоровый образ жизни. Составленное нами анкетирование для родителей оказалось наиболее эффективной формой выявления заинтересованности    родителей физическим воспитанием своего ребенка и забоченности состоянием его физического развития. Воспитание лишь тогда может считаться эффективным, если оно перерастает в самовоспитание. «Листок здоровья» составлен таким образом, что подводит ребенка к самонаблюдению, самоконтролю и к началу самоанализа.

Современные проблемы физической культуры и спорта: материалы вузовской научно-практической конференции молодых ученых, студентов, аспирантов, соискателей и школьников от 27 февраля 2015 г. - Чурапча: ООП ФГБОУ ВПО «ЧГИФКиС». - 141 с.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (25.04.2016)
Просмотров: 89 | Теги: физическое воспитание | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016