Воскресенье, 26.02.2017, 15:44
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Законодательство. Государство и право

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОБЛЕМ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И УГРОЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

Взаимосвязь проблем высшего образования и угроз экономической безопасности России

Е.В.Михайлин

Статья посвящена проблемам взаимосвязи высшего образования с существующими отдельными общими аспектами угроз обеспечения экономической безопасности России. Автор обозначает классификацию угроз по агрегированным группам — внутренние и внешние, но рассматривает только внутренние.

 

Стратегической целью обеспечения экономической безопасности является создание приемлемых условий для жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз.

Непосредственную опасность экономическим интересам создают экономические угрозы, нарушающие нормальный ход общественного воспроизводства. В самом общем виде они могут быть классифицированы по таким агрегированным группам, как внутренние и внешние угрозы.

Рассматривая обеспечение экономической безопасности государства через взаимосвязь защиты интересов личности, общества и государства, можно определить, что система высшего образования, оказывая образовательные услуги, а также научные исследования обеспечивают удовлетворение потребностей (интересов) каждого из указанных элементов.

Среди внутренних угроз, определенных Стратегией экономической безопасности РФ, выделим те, степень опасности, а также решение задач по нейтрализации которых, по нашему мнению, напрямую зависит от дальнейшего развития системы высшего образования в России. Это прежде всего:

- низкая конкурентоспособность национальной экономики, вызванная отсталостью технологической базы большинства отраслей, высокой энергоемкостью и ресурсоемкостью;

- ухудшение состояния научно-технического потенциала страны, потеря ведущих позиций на отдельных направлениях научно-технического развития, в том числе и в результате «утечки мозгов» за рубеж и в другие сферы деятельности, утрата престижности интеллектуального труда;

- свертывание фундаментальных исследований, распад научно- исследовательских коллективов и конструкторских бюро мирового класса, резкое сокращение заказов на высокотехнологичную и вполне конкурентоспособную продукцию.

К числу внутренних угроз социальной стабильности общества и, в конечном счете, экономической безопасности относится рост безработицы. Этот негативный процесс вызывает особую тревогу тогда, когда безработица приобретает массовый и застойный характер.

Высшее профессиональное образование (университеты, академии, институты) в настоящее время столкнулось со следующими проблемами:

- отсутствие равного доступа выпускников школ из различных регионов, из семей с низкими доходами, из сельской местности к поступлению в ведущие высшие учебные заведения;

- разрыв между уровнем знаний выпускников школ и требованиями вступительных испытаний в вузах. Процветание репетиторства и различных платных курсов по подготовке в вуз;

- недостаточная связь системы высшего образования с рынком труда как на федеральном, так и региональном уровнях и, как следствие, отсутствие заинтересованности предприятий в организации практик и приглашении молодых специалистов на работу;

- низкая результативность подготовки молодых специалистов для сельской местности из-за нежелания их ехать на работу в село;

- старение учебно-лабораторной и материально-технической базы вузов. В то же время подготовка специалистов требует использования в учебном процессе дорогостоящего оборудования;

- низкий процент трудоустройства выпускников по профилю подготовки. Особенно остро стоит вопрос о работе выпускников высшей школы в сельской местности;

- отсутствие механизма, позволяющего вести обучение студентов на частично платной основе;

- отсутствие современной системы трудоустройства выпускников вузов в условиях, когда отменена ранее действующая система распределения молодых специалистов;

- недостаточное взаимодействие учебных заведений профессионального образования между собой как по вертикали, так и по горизонтали;

- низкий уровень интеграции вузов с научными учреждениями Российской академии наук и отраслевой наукой;

- отсутствие современных экономических механизмов в системе высшего образования;

- отсутствие сопряжения структуры высшего образования в международном масштабе, необходимом для расширения экспорта образовательных услуг.

Особую тревогу вызывают такие установки в реформировании образования, как (Филимонова А. А. Образование в России. Реалии, тенденции, перспективы развития, мнения // URL: http: // www.relga.ru /Environ /WebObjects/tgu-www. woa/wa/Main?textid=1078&level1=main&level2 articles):

- ориентация на принятие западных моделей образования, игнорирование лучших традиций российской педагогики;

- внедрение рыночного подхода к образованию. На практике он означает, что извечные цели образования ¾ дать ребенку знания о мире, развить его как многогранную личность, ответственную за себя и общество, практически отвергнуты. Это приведет к тому, что школа будет не воспитывать человека, а создавать биокомпьютер, вкладывая в него программы, пользующиеся спросом на рынке. Не случайно вместо искусства учителя и педагогического творчества все чаще говорится об «образовательных технологиях», «антропотехнике», «человеческом ресурсе» и т. д.;

- дефундаментализация образования, т. е. подмена знаний, ориентированных на формирование в сознании подрастающих поколений целостной научной картины мира, информацией и навыками сугубо прагматического и технологического характера;

- дегуманитаризация образования, выражающаяся в замене собственно гуманитарных, мировоззренческих дисциплин, формирующих нравственный стержень личности и широту мышления (истории, философии, литературы), науками социально-экономического цикла (политологией, экономикой, маркетингом, менеджментом);

- ориентация на «уход» государства из образования, что коммерциализирует образование, закрепляет нищенское положение педагогических работников;

- реструктуризация сельской школы;

- переход на 12-летнее школьное обучение, хотя ученые, педагоги-практики, родители выступают против этого «новшества» и считают его очередной авантюрой с трудно предсказуемыми социальными и экономическими последствиями.

Указанные проблемы и угрозы экономической безопасности в определенной степени вызваны представленными недостатками в системе высшего образования. Здесь можно выделить следующие закономерности.

Крайне недостаточное бюджетное финансирование вузов в середине 90-х гг. прошлого века, старение учебно-лабораторной и материально-технической базы вузов привело к снижению профессиональных качеств выпускаемых специалистов, которые являются основным источником человеческого и интеллектуального капитала страны. Вышеперечисленное во взаимосвязи с низким уровнем интеграции вузов с научными учреждениями Российской академии наук и отраслевой наукой является одной из причин низкой конкурентоспособности отечественной продукции.

Отсутствие эффективного среднесрочного количественного и качественного прогнозирования в потребностях экономической системы в тех или иных специалистах является причиной, с одной стороны, нехватки, а с другой ¾ перепроизводства кадров определенной специальности. Отсутствие современной системы трудоустройства выпускников вузов в условиях, когда отменена ранее действующая система распределения молодых специалистов, низкий процент трудоустройства выпускников по профилю подготовки ¾ это служит источником безработицы. Безработица, в свою очередь, является базой для расширения сферы криминализации.

Появление огромного количества платных вузов во взаимосвязи с низким качеством предоставляемых услуг привело к обесцениванию     самой сути высшего образования. отсутствие равного доступа выпускников школ из различных регионов, из семей с низкими доходами, из сельской местности к поступлению в ведущие высшие учебные заведения. Разрыв между уровнями знаний выпускников школ и требований вступительных испытаний в вузах. Деньги взамен знаний стали пропуском к высшему образованию. Вместе с тем во многих научных исследованиях доказана обратная зависимость между уровнем качества образования и уровнем криминализации.

Отсутствие сопряжения структуры высшего образования в международном масштабе, необходимом для расширения экспорта образовательных услуг, является причиной низкой конкурентоспособности отрасли высшего образования на международном рынке образования, что является самостоятельной угрозой экономической безопасности государства.

Указанные закономерности отражают необходимость решать проблемы высшего образования во взаимосвязи с проблемами обеспечения экономической безопасности. Определяя главным принципом обеспечения экономической безопасности принцип динамичного развития экономической системы, мы обосновываем целесообразность инновационного пути развития высшего образования и его интеграции в мировое образовательное пространство при обязательном приоритете национальных интересов России.

Источник: Вестник Волгоградской академии МВД России. № 2 (9) 2009.

Категория: Законодательство. Государство и право | Добавил: x5443x (26.12.2012)
Просмотров: 592 | Теги: реформирование образования, Экономическая безопасность, Высшее образование | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017