Вторник, 20.08.2019, 04:23
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Культура. Общество. Психология

ВЫСОКАЯ КУЛЬТУРА КУЛЬТУРНОГО ЧЕЛОВЕКА

А. Я. Флиер, доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Экспертно-аналитического центра развития образовательных систем в сфере культуры Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачёва, Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации

ВЫСОКАЯ КУЛЬТУРА КУЛЬТУРНОГО ЧЕЛОВЕКА

В статье рассматриваются особенности высокого культурного уровня сознания и поведения, носителя которого принято называть «культурным человеком». Систематизируются отличительные признаки такого культурного человека, источники его высокой культуры, жизненные ситуации, в которых такой культурный уровень наиболее продуктивен. Общий вывод гласит, что высокая культура транслируется от одних носителей к другим, и иного пути получения её нет.

Ключевые слова: культура, культурный человек, признаки высокой культуры, источники высокой культуры, зоны применения высокой культуры.


Мне уже неоднократно приходилось писать о том, что взгляды на культуру и профили культурологической науки делятся на два направления: гуманитарное и социологическое / антропологическое. Гуманитарное направление видит в культуре преимущественно продукцию художественного творчества, а социологическое направление — нормы и обычаи человеческих взаимодействий и коммуникаций. Очевидно, что понятие «культурный человек» относится к проблематике именно социальной культурологии.

Что же такое «культурный человек»? Чем он отличается от человека некультурного / малокультурного?

Во-первых, культурный человек должен хорошо знать и автоматически выполнять все нормы общения и взаимодействия, принятые в данной культуре, особенно в высшем её слое (быть вежливым, воспитанным, доброжелательным, гостеприимным, отзывчивым, участливым, готовым прийти на помощь и т.п.). По этому признаку самыми культурными людьми в истории были неандертальцы, кроманьонцы и прочие жители эпохи палеолита. Их социальная активность в наибольшей мере регулировалась культурными обычаями, а в случае нарушения правил их просто уничтожали. Во всяком случае, именно так обстоят дела с поведением отдельной особи в обезьяньей стае [3], и навряд ли нравы первобытной родовой общины сильно отличались от этого.

Другое дело, что в ходе человеческой истории произошло разделение людей на разные сословия / классы, в которых нормы общения и взаимодействия уже заметно различались. Стиль социального поведения крестьянина и аристократа был разным в аграрную эпоху, так же как в индустриальную эпоху весьма разнилась бытовая культура лавочника и интеллигента. Сейчас, в постиндустриальную эпоху, в больших городах произошло заметное стилевое сближение бытовой культуры разных групп населения; но ещё рано делать выводы о степени устойчивости этой тенденции. Так или иначе, но нормой культурного человека уже со времён Античности (в Европе) и Древних царств (в Азии) стал признаваться набор бытовых условностей поведения и сознания, принятый в среде аристократии, а ныне — интеллигенции. Нельзя сказать, что по своим основным сущностным составляющим этот набор очень отличается от соответствующего набора обычаев крестьянской среды, но стилевые различия здесь очевидны.

Во-вторых, культурный человек свободно владеет классическим литературным языком страны проживания. Здесь опять полный приоритет принадлежит интеллигенции, так как только она способна использовать классический литературный язык в качестве разговорного. Другое дело, что она не всегда это делает, но она в принципе способна делать это. Представители иных социальных страт обычно разговаривают на разных социальных сленгах, а использование классического литературного языка в качестве разговорного вызывает у них затруднения. Культурный же человек делает это свободно и по этому признаку заметно отличается от основной массы населения.

В-третьих, культурный человек обладает обширной гуманитарной эрудицией, что включает значительные знания в области искусства и литературы, истории и этнографии, религии и в некоторых иных областях. Разумеется, в зависимости от образования и профессии композиция этих знаний может быть разная, но факт наличия их для культурного человека является обязательным. И здесь представители интеллигенции обладают существенным превосходством над людьми из иных общественных страт, поскольку для них эти знания являются не только элементом профессионализма, но и частью их общего культурного уровня.

Показательно, что интеллигентные инженеры или врачи гуманитарно эрудированны, как правило, не меньше, чем представители собственно гуманитарных профессий.

Таким образом, культурный человек обладает:

• знанием и практическими навыками использования основной массы культурно принятых в данном народе / обществе паттернов вежливости, воспитанности, доброжелательности, гостеприимства, отзывчивости и пр., более или менее владеет аристократическим этикетом поведения;

• умением использовать классический литературный язык в качестве бытового, разговорного;

• обширной гуманитарной эрудицией.

Всеми этими знаниями и умениями на высоком уровне в наше время обладает только интеллигенция, которая и может считаться эталоном социальной культурности [см., например: 4, с. 294-381; 5; 7, с. 206-217 и другие]. Разумеется, эта характеристика очень условна; бытовая культура потомственных крестьян или священнослужителей ничем не хуже. Она просто иная. Но в течение XIX-XX веков сложилась именно такая модель признаков культурного человека, что было обусловлено определёнными социальными обстоятельствами, которые мы сейчас рассматривать не будем.

В свое время мной исследовался вопрос о культурной компетентности личности и её инкультурации [см.: 8, с. 92122]. Это имеет отношение к формированию культурного человека, хотя, в принципе, охватывает всех людей, обладающих хоть какими-то культурными потенциями. Признаками инкультурирован- ности личности я определял:

• освоение систем ценностных ори- ентаций и предпочтений, принятых в обществе;

• освоение этикетных норм поведения в разных жизненных ситуациях;

• освоение более или менее общепринятых интерпретативных подходов к различным явлениям и событиям;

• наличие определённых познаний в области национальных и сословных традиций, господствующей морали, нравственности, мировоззрения, обычаев, обрядов;

• наличие обыденной эрудиции в социальных и гуманитарных знаниях, распространённых в данном обществе, и т.п. [9, с. 179-193].

Культурным человеком мы называем того, кто инкультурирован в высшей степени. Вместе с тем рядовой и даже малообразованный человек, несомненно, в той или иной мере владеет этими элементами поведения и сознания, но, как правило, в сильно урезанном или фрагментирован- ном виде. И лишь того, кто владеет этим в совершенстве и свободно пользуется в любой жизненной ситуации, мы считаем культурным человеком.

Возникает вопрос о том, откуда берутся все эти знания и навыки? Ведь культура не передаётся от родителей детям с генами; ей нужно специально учиться. И «культурность» социального сознания и поведения также транслируется методом научения.

Естественно, первый источник освоения культурных навыков — это домашнее воспитание. Можно спорить о том, какая доля культурных стереотипов усваивается человеком в ходе детского воспитания, но я думаю, что большинство поведенческих навыков усваивается ребёнком именно в этот период методом имприн- тинга (механического копирования) детьми элементов поведения своих родителей. Импринтинг широко развит и у животных (как низших, так и высших) [6]. Но у человека, как и у некоторых высших животных [3], импринтинг дополняется и сознательным научением ребёнка / детёныша определённым нормам поведения (что, собственно, и называется воспитанием). Здесь же ребёнку прививаются и первые стилевые навыки пользования разговорным языком.

Другим источником овладения культурой является образование (всех уровней). Здесь человек усваивает основы философской, естественно-научной и гуманитарной эрудиции, осваивает тот вариант языка, который в дальнейшем станет для него основным, знакомится с историей, географией, классикой национальной и мировой литературы и т.п.

Роль образования в «окультуривании» человека представляется чрезвычайно важной, особенно в плане усвоения языка и всей коммуникативной культуры, распространённой в той социальной среде, к которой принадлежит данный человек. Другое дело, что человек усваивает, как правило, лишь фрагменты того, что изучает; и такая «фрагменитирован- ная культура» остаётся его пожизненным маркером. Тем не менее образование (возможно, в силу своей длительности и системности) является одним из наиболее эффективных средств «окультуривания» человека.

Третим по важности источником «окультуривания» является мировая художественная культура (включая литературу). Она не только влияет на уровень гуманитарной эрудиции, но и на все иные составляющие сознания культурного человека, поскольку задаёт эталонные примеры «правильного» поведения и мировосприятия, литературной речи и т.п. По существу, нет области жизни, которая не получила бы отражения в художественной культуре, то есть в образной форме не выражала бы социальный опыт человечества. Поэтому знакомство человека с соответствующими произведениями искусства и литературы производит определённый обучающий эффект. Другое дело, что ситуативно этот эффект может быть заметным и влияющим на поведение человека, а может быть чрезвычайно малым. Но, так или иначе, чем шире знакомство человека с мировой художественной культурой, тем выше общий уровень его «окультуренности» во всех её проявлениях.

Четвёртый источник — это социальные контакты. Еще 200 лет назад рядовой крестьянин имел социальные контакты только с узким кругом своих односельчан, культурно почти не отличавшихся от него самого. А сейчас в современном городе, да ещё при современных средствах связи, количество таких контактов неисчислимо. Даже теоретически невозможно предположить, сколько современный горожанин за свою жизнь осуществляет социальных контактов. Поэтому культура крестьянина была очень определённой, локальной, ограниченной информационными потенциями его односельчан; а культура современного горожанина - очень широка, хотя и поверхностна, «размыта» в своих объёмах, границах и характеристиках. Здесь — контакты и в семье, и с родственниками, и с друзьями, учителями, коллегами по работе, начальниками, врачами и т.п. А плюс ещё множество почти случайных контактов, связанных с событиями жизни. Большинство этих контактов стирается из оперативной памяти человека, но некоторые производят такое впечатление, что человек помнит о них всю жизнь. А ведь каждый контакт хоть чуть-чуть, но влияет на культуру человека. Эти контакты также имеют учебный характер, задавая человеку образцы поведения в разных жизненных ситуациях или их оценки.

Пятым источником «окультуривания» в прошлом были местные религиозные структуры (в России — это в основном приходские священники, с которыми общалось население), а с конца XIX века (по мере расширения грамотности) это место прочно заняли СМИ — сначала газеты и журналы, затем радио, потом телевидение и, наконец, Интернет. Сейчас телевидение и Интернет прочно лидируют в перечне наиболее распространённых СМИ, и они же оказывают наибольшее влияние на динамику культурного уровня населения. Механизм культурного влияния СМИ — это информация, касающаяся всех аспектов культуры человека, необычайно расширяющая индивидуальный социальный опыт, эрудицию и т.п., но тоже, к сожалению, очень поверхностная и часто ложная.

Если домашнее воспитание больше всего влияет на культуру поведения, образование — на все составляющие культуры, но больше всего на язык, то по отношению к художественной культуре, социальным контактам и СМИ уже невозможно выделить какую-то сферу преимущественного влияния. Эти источники тоже влияют на всю культуру человека в целом, расширяя и углубляя её по мере погружения человека в информационные потоки.

Кроме того, есть ряд источников культурного воздействия, актуальных не для всего населения, а только для определённой его части. Например, ещё остаются очень влиятельными религиозные структуры, которые эффективно участвуют в «окультуривании» человека, но, естественно, только верующего [см., например: 1, с. 118—127].

Таким образом, основные источники «окультуривания» человека — это:

• домашнее воспитание и подражание ребёнка родителям;

• образование всех уровней;

• произведения искусства и литературы;

• социальные контакты во всём их многообразии;

• средства массовой информации;

• а также некоторые иные, не столь общедоступные.

Возникает вопрос: в каких жизненных коллизиях высокий культурный уровень человека особенно важен?

Я думаю, что высокая культура характеризует прежде всего работников художественного творчества. В Новое время именно писатель, художник, музыкант (а ныне также артист и режиссёр) стали эталонными выразителями высокой культуры сначала для аристократии, затем для буржуазии, а потом и для всего грамотного населения. Их произведения выступали своеобразными учебниками проявлений высокой культуры. Даже при снижении критериев такой культуры в наше время всё равно деятели искусства и литературы сохраняют эту эталонную значимость, и поэтому их высокая культура превратилась, фактически, в социальную функцию, вне которой художественную культуру уже невозможно представить.

Другая сфера - управление. От уровня культуры начальника в существенной мере зависит и эффективность процессов управления. Здесь нужно различать управление низшего звена, когда объектом управления являются непосредственно люди, руководство которыми строится в большой мере на личных взаимоотношениях с ними, и управление среднего и высшего звена, когда объектом управления являются уже структурные подразделения и их руководители. Высокая культура личности начальника и его управленческого стиля важна в обоих случаях, позволяя осуществлять руководство сравнительно мягкими способами, не прибегая к наказаниям.

Высокая культурность столь же важна в образовании (любого уровня), поскольку личность учителя / преподавателя также выступает культурным эталоном для учащихся, критерием того уровня культурности, который актуален сегодня [см.: 2, с. 128-138]. В связи с постепенной переменой социальной значимости разных сфер деятельности и изменением сознания в постиндустриальном обществе и радикальным ростом значимости образования для современного социально активного человека поддержание высокого культурного уровня учителя / преподавателя становится важным как никогда прежде.

Наконец, уровень культуры участников различных социальных контактов заметно влияет на любые личные взаимоотношения, коммуникации и практические взаимодействия, поскольку именно культура есть свод правил доброжелательного конструктивного контакта, снимающий избыточные напряжения, недопонимания и пр. Именно здесь вежливость и этикет- ность играют особую - системообразующую - роль, способствуют конструктивности контакта.

Здесь важна и коммуникативная составляющая взаимодействия, то есть общение. С высококультурным человеком общаться много интереснее, поскольку он гораздо шире эрудирован, нежели малокультурный человек, и всегда может рассказать что-то интересное из истории, литературы, искусства, социальной практики. Культура межличностного взаимодействия и коммуницирования во все времена была важнейшей компонентой социальной жизни в любых общественных стратах.

В этом перечне можно было бы перечислить научную, религиозную, врачебную и иную деятельность, в которых высокая культура личности имеет особую значимость в установлении взаимопонимания между специалистом и иным человеком.

Таким образом, культура культурного человека в конечном счёте представляет собой обычную национальную культуру того или иного народа, в которой максимально преодолено её фрагменти- рование, как правило характерное для большинства населения. Такая культура имеет высокий уровень концентрации её основных составляющих и системный комплексный характер. Она приобретается в процессе воспитания, образования, ознакомления с художественной культурой и, особенно, в ходе социальных контактов с такими же высококультурными людьми.

Последнее хотелось бы подчеркнуть. Высокая культура редко когда появляется сама в силу врождённых способностей человека. Она именно транслируется от одних высококультурных людей другим. То есть высокая культура (как, впрочем, и всякая иная культура) воспроизводится методом целенаправленного научения.

Иным путем её воспроизвести нельзя.

 
Примечания

1. Баёв П. А. Церковь и служитель культа в медийном дискурсе отечественного социума // Социологические исследования. 2011. № 2. С. 118-127.
2. Гуребич П. С. Психология элитарного образования // Знание. Понимание. Умение. 2005. № 4. С. 128-138.
3. Дольник В. Р. Непослушное дитя биосферы : беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. 5-е изд., доп. Санкт-Петербург : Петроглиф ; Москва : МЦНМО, 2009. 350 с.
4. Милюков П. Н. Интеллигенция и историческая традиция // Интеллигенция в России : сборник статей / К. Арсеньев, Н. Гредескул, М. Ковалевский и др. Санкт-Петербург : Земля, 1910. С. 294-381.
5. Современная интеллигенция: проблемы социальной идентификации : сборник научных трудов : в 3 томах / отв. ред. И. И. Осинский. Улан-Удэ : Изд-во Бурятского госуниверситета, 2012. Том 1. 260 с. Том 2. 296 с. Том 3. 302 с.
6. Тинберген Н. Социальное поведение животных / перевод с английского Ю. Л. Ам- ченкова ; под редакцией акад. РАН П. В. Симонова. Москва : Мир, 1993. 192 с.
7. Филатова А. А. Концепт интеллигенция в смысловом пространстве современной русской культуры // Логос. 2005. № 6 (51). С. 206-217.
8. Флиер А. Я. Культурология как образование: формирование культурной компетенции личности // Культурология для культурологов : учебное пособие для магистрантов, аспирантов и соискателей / Научно-образовательное культурологическое общество, Научная коллегия, Московский государственный университет культуры и искусств, Высшая школа культурологии. 2-е изд., перераб. и доп. Москва : Согласие, 2010. С. 92-122.
9. Флиер А. Я. Культурология в образовании и её возможности по социализации и инкуль- турации личности // На пути к культурной парадигме современного образования / редкол.: А. Я. Флиер [и др.]. Санкт-Петербург : СПбГУП, 2011. С. 179-193.

Источник: Научный журнал "Вестник Московского государственного университета культуры и искусств". 2018. № 1 (81)


Категория: Культура. Общество. Психология | Добавил: x5443 (07.08.2019)
Просмотров: 9 | Теги: Культура, культурный человек | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь