Вторник, 23.05.2017, 09:52
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Правоохранительная деятельность

ВЫЯВЛЕНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ТОРГОВЛЕЙ ЖЕНЩИНАМИ С ЦЕЛЬЮ СЕКСУАЛЬНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ

ЗИБЕРОВА О.С.,
кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры
криминалистики Калининградского юридического института МВД России

ЗИБЕРОВ С.В.,
специалист Центра профессиональной подготовки
УМВД России по Калининградской области


ВЫЯВЛЕНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ
С ТОРГОВЛЕЙ ЖЕНЩИНАМИ С ЦЕЛЬЮ СЕКСУАЛЬНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ



Торговля  женщинами  является  ком-
плексным  уголовным  преступлением  с  вы-
сокой степенью латентности. Во многом этот
фактор  определяет  статистика:  торговля
женщинами  с  целью  оказания  сексуальных
услуг составляет 92% от всех иных форм ра-
боторговли [1, с.9]. В сексуальное рабство в
мире ежегодно продается 1 млн. человек [2].
Выявление  и  расследование  таких  престу-
плений  связано  с  серьезными  трудностями
из-за  специфики  работы  с  потерпевшими,
частыми  отказами  последних  сотрудничать
со  следствием.  Это  требует  определенных
знаний, опыта и квалификации от правоох-
ранительных органов.
Уголовно-правовое  законодательство
определило  двух  субъектов  данного  вида
преступления - продавца и покупателя. Поку-
пателем  может  быть  любое  лицо,  достигшее
16-летнего возраста, а продавцом, в большин-
стве случаев, - лицо, заинтересованное в по-
лучении выгоды от продажи конкретной жен-
щины. За границу работорговцами вывозятся
в основном молодые женщины возраста 21-25
лет, многие из которых давно ведут самосто-
ятельную жизнь. Практически 100% женщин, 
потерпевших по ст.127.1 УК РФ, молодые, 1/3
из них - несовершеннолетние [3].
Торговля  женщинами  с  применением
насилия  или  угрозы  его  применения,  с  ис-
пользованием  поддельных  документов,  а
равно  с  изъятием,  сокрытием  либо  уничто-
жением  документов,  удостоверяющих  лич-
ность  потерпевшего,  с  целью  изъятия  ор-
ганов  или  тканей  для  трансплантации  -  ч.2
ст.121.1  УК  России  -  обычно  совершается
организованными  группами  преступников
(от двух и более человек). Большинство чле-
нов групп ранее судимы. Некоторые группы
ранее занимались одновременно иным про-
тивоправным бизнесом, другие создавались
непосредственно для торговли женщинами,
имея связи в дальнем зарубежье. Так, проку-
ратурой  Сыктывкара  окончено  расследова-
ние  уголовного  дела  по  факту  незаконного
лишения свободы и принуждения к занятию
проституцией  двух  несовершеннолетних
девушек. 3 февраля 2007 года в УБОП при
МВД по Коми обратилась несовершеннолет-
няя, которая заявила о том, что неизвестные
ей  лица  на  протяжении  недели  насильно
удерживали  ее  и  ее  подругу  в  неизвестной
квартире.  При  этом  в  отношении  девушек
совершались насильственные действия сек-
суального характера, физического насилья.
К  уголовной  ответственности  по  данному
уголовному  делу  привлечены  пятеро  при-
частных  к  совершению  преступлений,  в  от-
ношении каждого из которых следователями
прокуратуры  собраны  достаточные  доказа-
тельства  их  вины.  Двум  лицам  предъявле-
но  обвинение  в  совершении  преступления,
предусмотренного  п.  «а,  б»  ч.2  ст.127-1  УК
РФ  (торговля  людьми).  Также  предъявлены
обвинения по п. «в» ч.3 ст.241 УК РФ (орга-
низация  занятия  проституцией,  совершен-
ная  с  использованием  заведомо  несовер-
шеннолетней), ч.2 ст.127 УК РФ (незаконное
лишение  свободы),  ч.2  ст.131  (изнасилова-
ние),  ч.2  ст.132  (насильственные  действия
сексуального характера), по ст.115 (причине-
ние легкого вреда здоровью), ст.30 ч.3, ст.318
ч.2 УК РФ (применение насилия в отношении
представителя власти, опасное для жизни и
здоровья).  Все  обвиняемые  содержатся  под
стражей, за исключением женщины, обвиня-
емой в причинении легкого вреда здоровью
одной из потерпевших [4]. Подобных фактов
множество,  и  все  они  отличаются  высокой
степенью  латентности.  Чаще  всего  факты
торговли  женщинами  с  целью  сексуальной
эксплуатации  совершаются  в  организован-
ной  форме,  в  том  числе  и  в  транснацио-
нальном  масштабе.  Степень  общественной
опасности  подобных  преступлений  намного
выше,  а  возможность  раскрытия  существо-
вания таких преступных групп и сообществ
низка. Прошлым летом в Китае было разо-
блачено  преступное  сообщество  численно-
стью в несколько тысяч человек, сотни жертв
торговцев людьми были освобождены, при-
чем в их числе были и младенцы [5].
Преступная  деятельность  в  сфере
торговли людьми с целью сексуальной экс-
плуатации  в  России  носит  также  организо-
ванный,  сложно  структурированный  харак-
тер.  Об  этом  говорят  следующие  факты.  В
г.Находка  была  раскрыта  организованная
преступная  группа  П.  Освобождены  72  де-
вушки,  вовлеченные  в  занятие  проституци-
ей  и  подготовленные  к  продаже  в  страны
ближнего  и  дальнего  зарубежья  (Финлян-
дия,  США,  Средняя  Азия)  /Уголовное  дело
в 2004 году возбуждено по ст.127.1 УК РФ/.
В  г.Калуга  выявлено  организованная  пре-
ступная группа Д., участники которой свыше
3  лет  занимались  вербовкой  молодых  жен-
щин, в т.ч. и несовершеннолетних жительниц
Калужской, Владимирской и Ленинградской
областей.  С  использованием  поддельных
документов  их  поставляли  в  королевство
Таиланд и ОАЭ, где помещали в притоны и
принуждали  к  занятию  проституцией  /Уго-
ловное дело возбуждено по ст.152 УК РФ до
введения ст.127.1 УК РФ/. Подобные ОПГ [1]
в 2004 году раскрыты также в Воронеже, Ар-
мянская ОПГ в Москве (переправляли жен-
щин из Армении в Дубай), Ростове-на-Дону
(раскрыто  две  ОПГ,  которые  переправляли
женщин на Мальту и во Францию) и других
регионах. Часто ОПГ носят транснациональ-
ный характер. Есть многочисленные свиде-
тельства о действии российских ОПГ в США.
В  самой  же  России  раскрыта  деятельность
российско-мальтийской,  российско-изра-
ильской и других подобных организованных
преступных групп (ОПГ).
Сложности  с  выявлением  фактов
торговли  женщинами  обусловлены  рядом
причин.  Подобные  сделки  осуществляются
тайно: ни продавец, ни покупатель не заин-
тересованы в огласке. Из предусмотренных
уголовно-процессуальным  законодатель-
ством  источников  информации,  служащих
поводами  к  возбуждению  уголовного  дела,
наиболее  распространенными  являются
[6]:  1)  непосредственное  обнаружение  пре-
ступления  органами  дознания,  следовате-
лем, прокурором или судом; 2) заявления и
письма граждан; 3) сообщения учреждений,
организаций,  должностных  лиц.  Однако  на
основе информации, содержащейся в пере-
численных  источниках,  получить  достаточ-
ные данные, указывающие на признаки пре-
ступления, то есть основания к возбуждению
уголовного  дела,  возможно  только  в  ходе
проведения тщательно спланированных ме-
роприятий  по  проверке  этой  информации,
проводимых  оперативными  подразделения-
ми. Например, в случае незаконного вывоза
женщины  за  границу  с  целью  продажи,  а
также пресечение преступных действий осу-
ществляется  совместными  усилиями  мест-
ных правоохранительных органов и россий-
ских консульств в этих странах [7].
Среди  возможных  методов  выявле-
ния преступлений в сфере торговли женщин
с  целью  сексуальной  эксплуатации  можно
выделить  следующие:  рейды  на  торговых
точках  -  проверки  документации  на  прода-
ваемый  товар,  особенно  изготавливаемый
рабским  трудом;  рейды  на  подпольные  и
теневые  биржи  труда;  мониторинг  рекламы
по демпинговым ценам в СМИ и Интернете;
проверки  складских,  заводских  и  иных  по-
добных помещений, находящихся в частной
собственности, где может применяться раб-
ский труд мигрантов и других граждан.
Некоторая  часть  сделок  совершается
преимущественно для последующего вовле-
чения женщин в занятия проституцией еще
до совершения самого преступления (пере-
дачи женщины покупателю, а денег или иных
ценностей - продавцу), осуществляются дей-
ствия,  направленные  на  сокрытие  данного
преступления  путем  оформления  поддель-
ных документов [8].
При  расследовании  торговли  жен-
щинами  в  целях  сексуальной  эксплуатации
подлежат  установлению  следующие  обсто-
ятельства:  имел  ли  место  факт  купли-про-
дажи  женщины;  женщины  была  продана  в
целях  ее  сексуальной  эксплуатации;  в  чем
выразилось  вознаграждение  за  женщину
(деньги,  драгоценности,  машина,  др.);  кто
является  продавцом  женщины;  кто  являет-
ся  покупателем  и  посредником;  каковы  об-
стоятельства  преступления  (время,  место,
способ  передачи  женщины,  пр.);  какие  ус-
ловия сделки выполнены покупателем (воз-
награждение,  услуги,  содействие  и  пр.);  не
предшествовало  ли  торговле  ребенком  его
похищение из детского учреждения; нет ли в
действиях  преступников  квалифицирующих
признаков  торговли  ребенком  (совершение
преступления  неоднократно;  в  отношении
двух  или  более  несовершеннолетних;  груп-
пой  лиц  по  предварительному  сговору  или
организованной  группой;  с  использованием
служебного положения; другие); какие цели
и мотивы преследовали продавца и покупа-
теля;  не  оказывалось  ли  на  продавца  дав-
ление со стороны покупателя; какие обсто-
ятельства  способствовали  преступлению,
какие противоправные деяния связаны с его
совершением.
Можно  выделить  следующие  след-
ственные ситуации:
1.  В  случае  выявления  преступления
и задержания продавца на первоначальном
этапе  проводят  допрос  лица,  продавшего
женщину; наложение ареста на имущество,
послужившее  вознаграждением;  допросы
возможных свидетелей; задержание покупа-
теля, его личный обыск, допрос, предъявле-
ние для опознания заявителям; медицинское
освидетельствование  женщины  специали-
стом; обыск по месту жительства продавца
и  покупателя  с  целью  обнаружения  вещей
ребенка и документов, указывающих на со-
вершенное преступление; выемка и осмотр
документов;  очные  ставки.  При  обнаруже-
нии подложных документов на женщину, на-
пример паспорта, необходимо выяснить, кто
оформил этот документ.
2.  В  ситуации,  когда  женщину  успели
незаконно или легальным путем вывезти за
рубеж, в другой населенный пункт, область,
республику  или  зарубежное  государство,
необходимо допросить продавцов об обсто-
ятельствах  сделки,  о  покупателе  и  приме-
тах (в случае, если они скрылись, организо-
вать из розыск, в том числе и по «горячим
следам»);  осмотреть  место  осуществления
сделки  и  предварительного  перед  сделкой
места  содержания  женщины;  изъять  и  ос-
мотреть фотографии женщины, предметы с
его следами, документы, включая медицин-
ские;  составить  словесный  портрет  покупа-
теля;  информировать  о  факте  продажи-по-
купки  женщины,  его  приметах  и  известных
приметах  покупателя  территориальные  и
транспортные  органы  внутренних  дел  и  об-
щественность через СМИ; фотографии жен-
щины и субъективный портрет покупателей
(покупателя)  разослать  в  информационные
органы;  по  результатам  осмотра  и  выемок
назначить  необходимые  экспертизы;  при-
нять  меры  к  установлению  личности  пре-
ступника  и  его  местонахождения;  провести
поисковые, заградительные мероприятия на
авто- и железнодорожных вокзалах, в аэро-
портах, поездах, на автодорогах и т.д.
3.  В  ситуации,  когда  покупателями  яв-
ляются  иностранные  граждане,  методика
расследования  торговли  женщинами  ослож-
няется;  она  должна  сочетаться  с  методикой
расследования  преступлений,  совершаемых
иностранными гражданами, в том числе орга-
низованными преступными группировками.
4.  Если  информация  о  торговле  жен-
щинами  поступает  из  оперативных  источ-
ников,  то  необходимо  изобличить  одновре-
менно  и  продавца,  и  покупателя,  которым
пока еще неизвестно о начавшемся рассле-
довании.  На  первоначальном  этапе  обычно
осуществляют  задержание  всех  участников
сделки  с  поличным  (продавца,  покупателя,
посредника);  их  личные  обыски;  освобож-
дение  женщины,  ее  освидетельствова¬ние
и  помещение  в  медицинское  учреждение,
если есть подозрения, что здоровье женщи-
ны  пострадало;  осмотр  места  совершения
сделки; изъятие и осмотр предметов и доку-
ментов, имеющих отношение к факту прода-
жи; осмотр предмета, послужившего платой
за женщину (денег, банковского чека, драго-
ценностей, документов, дающих право соб-
ственности  на  какое-либо  движимое  и  не-
движимое имущество). Сложнее установить
плату,  выразившуюся  в  оказании  каких-ли-
бо услуг, возможно, с использованием сво-
его служебного положения или родственных
связей. В подобной ситуации важно (помимо
анкетных  данных)  собрать  всю  имеющуюся
информацию, характеризующую как продав-
ца, так и покупателя.
Все  международные  документы  гово-
рят  о  том,  что  правоохранительные  органы
должны придерживаться активной стратегии
в  выявлении  и  расследовании  преступле-
ний, связанных с торговлей женщинами. Это
означает,  что  они  должны  самостоятельно
инициировать меры по выявлению и рассле-
дованию  соответствующих  преступлений.
Это общее для расследования многих видов
преступлений положение особенно важно в
случае с торговлей женщинами, поскольку в
данном случае вероятность того, что жертва
сама заявит о преступлении, даст показания
и предоставит доказательства совершенно-
го преступления, особенно низка.
Активная стратегия зависит от харак-
тера преступления и может включать следу-
ющие действия: проверка жилых и офисных
помещений в целях обнаружения борделей,
подпольных  производств;  проверка  объек-
тов,  подозреваемых  в  оказании  услуг  сек-
суального  характера  (уличная  проституция,
бордели,  гостиницы,  бары  и  клубы,  сауны,
массажные  салоны  и  т.п.  агентства  эскорт-
услуг и пр.); мониторинг строек, рынков, вок-
залов и других «рисковых» объектов с точки
зрения распространения торговли людьми и
рабского  труда;  рейды  по  «черным  биржам
труда»  (где  много  мигрантов);  мониторинг
рекламных  объявлений  в  СМИ  и  в  других
местах  (рекламные  доски,  на  остановках
транспорта  и  пр.)  особенно  действенны  в
целях  выявления  проституции  и  в  случаях
сексуальной эксплуатации (специалисты на-
зывают рекламу «ахиллесовой пятой» секс-
торговцев).
Таким  обстоятельством  может  быть
следующее:  обращение  жертвы  преступле-
ния, которая находится в ситуации торговли
женщинами  (либо  находилась  в  ней  рань-
ше); выявление жертвы торговли женщина-
ми в процессе различных рейдов, проверок,
расследований и других мероприятий (такие
мероприятия  могут  быть  специализирован-
ными и направленными на раскрытие случа-
ев торговли людьми, а могут иметь и другие
цели:  выявление  нелегальных  мигрантов,
подпольных  производств,  борделей,  кана-
лов  наркотрафика  и  пр.);  обращение  «тре-
тьей  стороны»  с  сообщением  о  предполо-
жительно  имеющем  место  случае  торговли
женщинами  (такой  «стороной»  может  быть
социальный  работник,  к  которому  обрати-
лась  жертва,  представитель  образователь-
ного  учреждения  или  другой  организации,
родители или друзья предполагаемой жерт-
вы,  любое  частное  лицо  или  организация);
публикация в СМИ и др.
Основные  источники  и  типы  инфор-
мации,  использующиеся  для  выявления  и
расследования  преступлений:  жертва,  со-
трудники  полиции  на  территории  или  погра-
ничники,  мониторинг  рекламы  в  СМИ  (про-
ституция),  агенты,  информанты,  население,
журналисты,  публикации  в  СМИ,  служащие
различных  организаций  (работники  клубов,
строек и др.), оказавшиеся свидетелями пре-
ступления, базы данных правоохранительных
органов  на  местном,  национальном,  регио-
нальном и международном уровне (террито-
риальные органы МВД, Интерпол, база СНГ
и др.), данные других организаций (МИД, со-
циальные службы, торговая палата, миграци-
онные службы, авиа- и ж/д перевозчики пр.).
При расследовании преступлений, свя-
занных  с  торговлей  женщинами,  правоохра-
нительные,  миграционные  или  другие  соот-
ветствующие органы государств - участников
«Протокола  о  предупреждении  и  пресечении
торговли людьми, особенно женщинами и не-
совершеннолетними девушками, и наказании
за нее, дополняющий Конвенцию ООН против
транснациональной  организованной  преступ-
ности», в надлежащих случаях сотрудничают
между собой путем обмена, в соответствии с
их внутренним законодательством, информа-
цией, позволяющей им определять:
а)  являются  ли  лица,  пересекающие
или  пытающиеся  пересечь  международную
границу  без  документов  на  въезд/выезд
или с такими документами, принадлежащи-
ми  другим  лицам,  торговцами  людьми  или
жертвами такой торговли;
б)  виды  документов  на  въезд/выезд,
которые использовали или пытались исполь-
зовать такие лица для пересечения между-
народной границы с целью торговли людьми;
в)  средства  и  методы,  применяемые
организованными  преступными  группами  с
целью  торговли  людьми,  в  том  числе  вер-
бовку и перевозку жертв, маршруты и связи
между занимающимися такой торговлей от-
дельными лицами и группами, а также связи
внутри таких групп и возможные меры по их
выявлению.
В  ходе  расследования  торговли  людь-
ми  общеприняты  два  метода  ведения  след-
ствия [7]: расследование на основе информа-
ции от жертвы - менее эффективный метод;
расследование  на  основе  данных  оператив-
но-розыскной  деятельности  -  наиболее  эф-
фективный метод.
Практика  раскрытия  и  расследования
отдельных видов преступлений правоохрани-
тельными  органами  Российской  Федерации
в  большей  мере  складывается  из  работы  по
факту  совершения  противоправного  деяния.
Такая практика борьбы с преступностью и, в
частности, с преступлениями в сфере торгов-
ли  людьми  является  самым  неэффективным
методом. Отечественная и зарубежная след-
ственная  практика  дает  основание  полагать,
что наиболее эффективным методом борьбы
с  торговлей  людьми  является  возможность
расследования  на  основе  собранной  сотруд-
никами  оперативно-розыскных  и  следствен-
ных  подразделений  информации  о  событии
преступления  как  с  учетом  заявлений  и  сви-
детельских показаний потерпевших, так и без
таковых. Объяснений тому несколько [1, с. 86]:
1. Жертвы торговли людьми, как пра-
вило, не желают контактировать с предста-
вителями правоохранительных органов.
2. Собрать весь спектр доказательств
и  доказательственных  фактов,  уличающих
торговцев  людьми  и  лиц,  осуществляющих
эксплуатацию  человека  в  совершении  рас-
сматриваемого вида преступлений, возмож-
но лишь путем введения в процесс доказы-
вания  результатов  оперативно-розыскной
деятельности.
3.  Торговцы  людьми  рассматривают
своих  жертв  как  товар,  который  подлежит
вербовке, перевозке и последующей эксплу-
атации, то есть это бизнес: товар - деньги.
Основу  процессов  раскрытия  и  рас-
следования рассматриваемого вида престу-
плений  должна  составлять  разведыватель-
ная  информация  и  грамотное,  основанное
на  законе  документирование  преступной
деятельности торговцев людьми и лиц, осу-
ществляющих ту или иную форму эксплуата-
ции человека.
Следует  отметить,  что  порой  един-
ственным  источником  доказательственной
информации  о  рассматриваемом  виде  пре-
ступлений являются данные ОРД.

Библиографический список:
1. Сборник материалов по проблеме: Предупреждение трэффика: законотворческий и правовой аспекты. Российский и международный опыт / Под ред. Л.С. Васильевой. Челябинск, 2006.
2. Там же.
3. Торговля людьми в Калининградской области: постановка проблемы, противодействие, профилактика / Под ред. проф. Т.С. Волчецкой. Вильнюс, 2007. С. 78-79.
4. http://www.arnews.ru/news/1067018.html.
5. Информационная справочная система Рамблер, 12.12.2011 г.
6. Стокер С. Торговля людьми как одна из форм проявления преступности. М., 2005. С.187.
7. Особенности предотвращения и расследования преступлений, связанных с торговлей людьми: Учебное пособие / Под ред. И.Ч. Шушкевича. М, 2008. С. 56-112.
8. Кушпель Е.В. Проблемы выявления и расследования торговли несовершеннолетними // Вестник криминалистики. Выпуск 1(17). М, 2006. С. 73.










 

Категория: Правоохранительная деятельность | Добавил: x5443x (15.12.2012)
Просмотров: 887 | Теги: психологическое насилие, сексуальная эксплуатация, Расследование преступлений, торговля женщинами | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь