Четверг, 08.12.2016, 10:50
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Законодательство. Государство и право

ВВЕДЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

 

Российская Федерация в настоящее время состоит из 85 равноправных субъектов. Два из них - города федерального значения Москва и Санкт-Петербург - обладают уникальным правовым статусом <1>.

--------------------------------

<1> Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" в составе Российской Федерации был образован новый субъект, третий город федерального значения - Севастополь. В монографии автор умышленно не касается проблем правового регулирования предоставления земельных участков для строительства на его территории, поскольку к настоящему моменту специфика регионального законодательства этого субъекта РФ в изучаемой сфере общественных отношений практически отсутствует. Появление такой специфики, несомненно, явится предпосылкой для еще более глубокого и системного изучения вопросов предоставления земельных участков для строительства в городах федерального значения.

В связи со сказанным автор в настоящем исследовании под городами федерального значения понимает только Москву и Санкт-Петербург.

 

Москва и Санкт-Петербург являются одновременно субъектами Российской Федерации (городами федерального значения) и населенными пунктами (городами). Город Москва - столица Российской Федерации и административный центр Центрального федерального округа. Город Санкт-Петербург в течение длительного времени также являлся столицей Российского государства, а в настоящее время выполняет ряд важнейших федеральных функций (в том числе центра Северо-Западного федерального округа). Эти города являются "ядрами" крупнейших в России городских агломераций, соответственно Московской и Санкт-Петербургской, образуя с ними единую, практически полностью урбанизированную территорию.

Указанные обстоятельства с неизбежностью влекут возникновение специфики правового регулирования земельных и градостроительных отношений.

При этом наряду с общей спецификой, обусловленной уникальностью правового статуса городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, в каждом из них можно выделить присущие только этому субъекту РФ особенности в сфере предоставления земельных участков для строительства. Это обстоятельство объясняется тем, что г. Москва и Санкт-Петербург сами по себе являются крупнейшими политическими, экономическими, историческими, культурными, транспортными центрами страны.

К настоящему моменту площадь г. Москвы с учетом присоединенных территорий составляет 255 тыс. га. Площадь земельных участков, пригодных для передачи в собственность или на праве аренды в коммерческих целях, в том числе и для строительства, составляет чуть более 28 тыс. га; на праве постоянного (бессрочного) пользования для учреждений социальной сферы - более 10 тыс. га <1>. При этом историческое ядро г. Москвы (в пределах Садового кольца) является зоной наиболее плотной застройки <2>, здесь сконцентрирована большая часть исторических зданий и памятников архитектуры. Возможности экстенсивного строительства в центре г. Москвы исчерпаны, в связи с чем требуется освоение новых площадей в границах города, которые пригодны для строительства.

--------------------------------

<1> Постановление Правительства Москвы от 20 сентября 2011 г. N 430-ПП (в ред. от 24 сентября 2013 г.) "Об утверждении Государственной программы города Москвы "Имущественно-земельная политика города Москвы на 2012 - 2016 гг." // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2011. N 55.

<2> Постановление Правительства Москвы от 3 октября 2011 г. N 460-ПП (в ред. от 4 июля 2013 г.) "Об утверждении Государственной программы города Москвы "Градостроительная политика" на 2012 - 2016 гг." // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2011. N 58.

 

Как известно, с 1 июля 2012 г. в рамках проекта "Новая Москва" к г. Москве были присоединены территории Московской области общей площадью 148 тыс. га <1> (далее - присоединенные территории; территория Новой Москвы). Это повлекло необходимость размещения на присоединенных территориях объектов федерального и регионального значения, обеспечивающих реализацию государственных задач в области развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур.

--------------------------------

<1> См.: Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее - СФ ФС РФ) от 27 декабря 2011 г. N 560-СФ "Об утверждении изменения границы между субъектами Российской Федерации городом федерального значения Москвой и Московской областью" // СЗ РФ. 2012. N 1. Ст. 17.

 

С целью урегулирования указанных вопросов был принят Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 43-ФЗ <1> "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к г. Москве территорий"), предусматривающий значительные особенности правового регулирования предоставления земельных участков в целях строительства на присоединенных территориях. Изучение этих особенностей видится особо актуальным в свете того, что многие из них носят исключительный характер, так как обусловлены целью скорейшего размещения на территории Новой Москвы объектов различной инфраструктуры.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 43-ФЗ (в ред. от 2 декабря 2013 г.) "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СЗ РФ. 2013. N 14. Ст. 1651.

 

В столице Российской Федерации до недавнего времени имело широкое применение точечное предоставление земельных участков для строительства посредством заключения инвестиционных контрактов (минуя аукционы). При этом несколько лет назад в г. Москве наметилась тенденция перехода к предоставлению земельных участков посредством конкурсных процедур. К настоящему моменту московскими властями сделаны значительные шаги в этом направлении: были приняты важнейшие нормативные акты, проведена ревизия заключенных ранее инвестиционных контрактов, многие из которых были расторгнуты <1>.

--------------------------------

<1> См.: Постановление Правительства Москвы от 2 февраля 2011 г. N 25-ПП (в ред. от 28 мая 2012 г.) "О мерах по завершению реализации инвестиционных контрактов с участием Правительства Москвы" // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2011. N 9.

 

На сегодняшний день общая площадь г. Санкт-Петербурга - 143,6 тыс. га. Земли, отнесенные к землям застройки (уже застроенные или пригодные для застройки), составляют 36,6% <1>. В 2014 г. Правительством г. Санкт-Петербурга запланировано предоставление в целях строительства 62 га земли (для жилищного строительства и комплексного освоения земель - 13,2 га), в 2015 г. - соответственно 63 га (13,4 га) <2>. При этом, как подчеркнул Губернатор Санкт-Петербурга, исторический центр Петербурга по-прежнему совмещает в себе много функций - деловую, культурно-развлекательную, торговую, образовательную, коммуникационную и др. Его нужно максимально разгрузить <3>. Это обстоятельство по аналогии с г. Москвой повлечет поиск новых территорий в границах города, которые пригодны для застройки.

--------------------------------

<1> Распределение земель Санкт-Петербурга: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу: офиц. сайт. URL: http://www.to78.rosreestr.ru/kadastr/zemmonitoringr/raspred_zemel_spb/ (дата обращения: 6 апреля 2014 г.).

<2> См.: п. 10.9.1.8 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 12 ноября 2012 г. N 1200 (в ред. от 25 сентября 2013 г.) "Об Основных направлениях деятельности Правительства Санкт-Петербурга на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов". Документ опубликован не был.

<3> Отчет Губернатора Санкт-Петербурга Законодательному Собранию Санкт-Петербурга от 15 мая 2012 г. "Ежегодный отчет Губернатора Санкт-Петербурга Законодательному Собранию Санкт-Петербурга" // Петербургский дневник. 2012. N 19.

 

Нельзя обойти вниманием тот факт, что в г. Санкт-Петербурге к настоящему моменту накоплен значительный опыт создания искусственных земельных участков. В 2005 г. в целях осуществления на Васильевском острове строительства морского пассажирского терминала, а также объектов инженерной, транспортной, жилой, общественно-деловой и социальной застройки из состава земель водного фонда в земли населенных пунктов был переведен земельный участок площадью 476,9 га (Невская губа Финского залива (западнее Васильевского острова) <1>). В 2009 г. в границы г. Санкт-Петербурга были включены земли водного фонда площадью 376,92 га (акватория Финского залива) <2> в целях осуществления строительства жилой, социальной, транспортной инфраструктуры. Создание намывных территорий логически завершается предоставлением земельных участков для строительства в границах таких территорий. Процедура предоставления земельных участков в таких случаях также не может остаться за рамками внимания настоящего исследования.

--------------------------------

<1> См.: распоряжение Правительства РФ от 5 декабря 2005 г. N 2117-р "О переводе земельного участка (Невская губа Финского залива (западнее Васильевского острова)) из состава земель водного фонда в земли поселений и передаче его в собственность г. Санкт-Петербурга" // СЗ РФ. 2005. N 50. Ст. 5381.

<2> См.: Постановление СФ ФС РФ от 16 декабря 2009 г. N 490-СФ "Об утверждении изменения границы города федерального значения Санкт-Петербурга" // СЗ РФ. 2009. N 51. Ст. 6202.

 

Перечисленные выше ситуации и проблемы составляют лишь малую часть того, что вызывает живой интерес в сфере предоставления земельных участков для строительства в городах федерального значения.

Стоит отметить, что вопросам предоставления земельных участков для строительства посвящено значительное количество исследований. Предметом изучения становилось правовое регулирование указанной сферы отношений как на федеральном уровне <1>, так и на примере одного из субъектов Российской Федерации - г. Москвы <2>.

--------------------------------

<1> См.: Воронин А.О. Предоставление земель населенных пунктов для строительства хозяйственных и иных объектов: Дис. ... канд. юрид. наук. Тверь, 2009; Гордиенко И.И. Правовое регулирование предоставления земельных участков для строительства: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010; Гречко В.В. Правовое регулирование предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013; Грицкова Ю.В. Правовое регулирование предоставления и изъятия земельных участков в целях развития застроенных территорий: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009; Старова Е.В. Правовое регулирование предоставления и использования земельных участков для размещения и эксплуатации промышленных объектов: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010.

<2> См.: Андреев С.В. Земельный правопорядок в области градостроительства (с использованием законодательства города Москвы): Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007; Дмитриева А.В. Государственная регистрация прав на землю в городе Москве: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000; Мальцев Д.Л. Предоставление прав на земельные участки в городе Москве: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008; Солдатенков В.В. Правовое регулирование купли-продажи права аренды земельных участков по конкурсу в городе Москве: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001; Ткачева И.В. Правовое регулирование предоставления для строительства земельных участков в городе Москве: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008.

 

При этом почти все указанные исследования выполнены в период до 2010 г. Они не содержат анализа новейшего законодательства, а также тенденций правового регулирования предоставления земельных участков для строительства, которые обусловлены необходимостью перехода на новую Концепцию развития гражданского законодательства Российской Федерации <1>, предусматривающую введение вещного права застройки земельных участков.

--------------------------------

<1> Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации (одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 7 октября 2009 г.) // Вестник ВАС РФ. 2009. N 11.

 

Последние комплексные исследования, посвященные предоставлению земельных участков для строительства в городе Москве, были проведены Д.Л. Мальцевым и И.В. Ткачевой в 2008 г. За шесть лет законодательство города Москвы в сфере предоставления земельных участков для строительства существенно обновилось. Были приняты важнейшие нормативные акты (Закон г. Москвы от 5 мая 2010 г. N 17 "О Генеральном плане города Москвы" <1>, Постановления Правительства Москвы от 12 апреля 2011 г. N 119-ПП "О предоставлении земельных участков в городе Москве с проведением процедуры торгов" <2>, от 3 октября 2011 г. N 460-ПП "Об утверждении Государственной программы города Москвы "Градостроительная политика" на 2012 - 2016 гг." <3> и др.), сформировалась новейшая судебная практика.

--------------------------------

<1> Закон г. Москвы от 5 мая 2010 г. N 17 (в ред. от 26 октября 2011 г.) "О Генеральном плане города Москвы" // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2010. Спецвыпуск N 1. Т. 1 - 3.

<2> Постановление Правительства Москвы от 12 апреля 2011 г. N 119-ПП (в ред. от 17 декабря 2012 г.) "О предоставлении земельных участков в городе Москве с проведением процедуры торгов" // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2011. N 22.

<3> Постановление Правительства Москвы от 27 сентября 2011 г. N 454-ПП (в ред. от 15 июня 2012 г.) "Об утверждении Государственной программы города Москвы на среднесрочный период (2012 - 2016 гг.) "Жилище" // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2011. N 57.

 

Законодательство города Санкт-Петербурга в указанной сфере общественных отношений никогда ранее не становилось предметом отдельного исследования. Также никогда ранее комплексно не исследовалось правовое регулирование предоставления земельных участков на примере двух субъектов РФ.

Учитывая сказанное, правовое регулирование заявленной темы требует глубокого и системного теоретического осмысления и анализа, что и предопределило выбор темы настоящего исследования.

Содержание

Категория: Законодательство. Государство и право | Добавил: x5443x (24.12.2014)
Просмотров: 295 | Теги: участок, Москва, земельный | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016