Пятница, 09.12.2016, 10:40
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Трудовые отношения

Вправе ли работодатель не проводить специальную оценку условий труда

Вопрос: В связи с вступлением в силу с 01.01.2014 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" вправе ли работодатель не проводить специальную оценку условий труда? Как влияет на размер уплачиваемых дополнительных страховых взносов в ПФР проведение либо непроведение специальной оценки условий труда?

 

Ответ: По рабочим местам, по которым ранее была проведена аттестация, спецоценка может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации. Провести специальную оценку условий труда нужно как можно скорее в отношении рабочих мест, поименованных в ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N 426-ФЗ), по которым отсутствуют действующие результаты аттестации. Иначе организация может быть оштрафована в соответствии с ч. 2 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. По остальным рабочим местам, по нашему мнению, с учетом судебной практики спецоценка может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее 31 декабря 2018 г.

Работодатели, которые провели специальную оценку условий труда, начисляют дополнительные взносы в ПФР по дифференцированным тарифам в размере от 0 до 8% в зависимости от класса и подкласса условий труда. При признании условий труда по результатам спецоценки оптимальными или допустимыми дополнительный тариф составит 0%, что освобождает от уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам.

При наличии актуальных результатов аттестации рабочих мест, согласно которым условия труда признаны вредными и опасными, применяются дифференцированные тарифы взносов от 2 до 8%. Однако, если по результатам аттестации условия труда были признаны оптимальными или допустимыми, тариф в размере 0% применять нельзя. В этом случае, а также при отсутствии результатов аттестации или специальной оценки условий труда работодатель должен начислять страховые взносы в ПФР по общим тарифам в размере 9 и 6% в зависимости от сферы деятельности.

 

Обоснование: С 2014 г. все работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда на рабочих местах (далее - спецоценка), которая введена вместо аттестации рабочих мест, с целью определения на них вредных и опасных факторов, воздействующих на работников (ст. 212 Трудового кодекса РФ, Закон N 426-ФЗ).

Согласно Закону N 426-ФЗ спецоценка должна проводиться в отношении всех рабочих мест не реже чем один раз в пять лет, если нет оснований для внеплановой оценки (ч. 4 ст. 8 и ст. 17 Закона N 426-ФЗ).

Согласно ст. 7 Закона N 426-ФЗ итоги специальной оценки условий труда применяются, в частности, для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных ТК РФ, а также для установления дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР, расчета надбавок (скидок) к тарифу взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий охраны труда.

Если в отношении рабочих мест ранее была проведена аттестация, то специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в ч. 1 ст. 17 Закона N 426-ФЗ. Работодатель вправе провести специальную оценку условий труда в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда (ч. 4 ст. 27 Закона N 426-ФЗ).

При этом ч. 6 данной статьи установлено, что организация может проводить спецоценку поэтапно и завершить ее не позднее 31 декабря 2018 г., если у нее нет работников с рабочими местами, указанными в ч. 6 ст. 10 Закона N 426-ФЗ (Письма Минтруда России от 20.10.2015 N 15-1/ООГ-5597, от 08.12.2014 N 15-1/В-1829). Это рабочие места работников, чьи профессии и специальности включены в списки, с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости; рабочие места работников, которым предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда; рабочие места, на которых по результатам ранее проведенных аттестаций рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда. Если по данным должностям ранее не проводилась аттестация рабочих мест либо истек срок действия ее результатов, то спецоценка должна быть проведена в безотлагательном порядке.

При этом Роструд полагает, что в кратчайшие сроки должна быть проведена спецоценка тех рабочих мест, действующие результаты аттестации рабочих мест по которым отсутствуют (Письмо от 20.11.2015 N 2628-6-1).

Однако в Постановлении Верховного Суда РФ от 22.01.2016 N 36-АД15-5 подтверждается вывод о том, что специальная оценка условий труда по должности, не указанной в ч. 6 ст. 10 Закона N 426-ФЗ, и при отсутствии оснований для проведения внеплановой спецоценки может быть осуществлена не позднее чем 31 декабря 2018 г.

Ранее судебная практика по этому вопросу складывалась противоречиво. Некоторые суды считают, что нельзя откладывать спецоценку, если организацией не была проведена аттестация рабочих мест. Такие выводы сделаны в Апелляционных определениях Архангельского областного суда от 23.03.2015 по делу N 33-1316/2015, Московского городского суда от 26.02.2015 по делу N 33-5865/15.

Однако есть решение, в котором суд указал, что, если отсутствуют рабочие места, содержащие потенциально вредные или опасные факторы, специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее 31 декабря 2018 г. (Апелляционное определение Челябинского областного суда от 11.11.2014 по делу N 11-11698/2014).

Нормами ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) и ст. 33.2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) предусмотрена уплата работодателями страховых взносов по дополнительным тарифам в Пенсионный фонд РФ с выплат работникам, которые заняты на работах с вредными или опасными условиями труда, указанными в п. п. 1 - 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ) (Письмо Минтруда России от 25.02.2014 N 17-3/В-76).

Размер дополнительных тарифов зависит от того, проведена ли в организации специальная оценка условий труда или аттестация рабочих мест. Если в организации не проводились ни специальная оценка условий труда, ни аттестация рабочих мест, то надо применять дополнительные тарифы страховых взносов, которые установлены ч. 1 - 2 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ и п. п. 1, 2 ст. 33.2 Закона N 167-ФЗ в размере:

- 9% - в отношении выплат работникам, занятым на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах (п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ);

- 6% - для выплат в пользу персонала, работающего в тяжелых условиях труда, которые поименованы в п. п. 2 - 18 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ (Письмо Минтруда России от 22.08.2014 N 17-3/В-402).

Помимо этих общих дополнительных тарифов в ПФР предусмотрены специальные дифференцированные тарифы для тех работодателей, которые провели специальную оценку условий труда. Такие организации начисляют дополнительные взносы в ПФР по дифференцированным ставкам, установленным ч. 2.1 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ, в размере от 0 до 8%.

При этом данный дополнительный тариф зависит от класса и подкласса условий труда, установленных по результатам спецоценки (Письмо Минтруда России от 26.03.2014 N 17-3/10/В-1579). Начислять взносы по дифференцированной шкале нужно с даты утверждения отчета о проведении специальной оценки (Письмо Минтруда России N 17-3/10/В-1579). При этом если по итогам проведения спецоценки рабочих мест условия труда признаны вредными или опасными (классы 3, 4 с подклассами), то работодатель в отношении выплат лицам, имеющим право на досрочную пенсию по старости, должен применять тарифы в размере от 2 до 8%. При признании условий труда по результатам спецоценки оптимальными или допустимыми дополнительный тариф составит 0%, что фактически освобождает работодателя от уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам.

При этом п. 5 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" предусмотрено, что результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, действительные до окончания срока их действия, но не более чем до 31 декабря 2018 г. включительно, применяются при определении размера дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР, установленных п. 2.1 ст. 33.2 Закона N 167-ФЗ и ч. 2.1 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ, в отношении рабочих мест, условия труда на которых по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда признаны вредными и (или) опасными.

При наличии актуальных результатов аттестации в отношении рабочих мест на работах, включенных в перечень вредных работ, согласно которым условия труда признаны вредными или опасными, следует применять для определения размера дополнительного тарифа в ПФР дифференцированные тарифы от 2 до 8%, установленные ч. 2.1 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ (Письма Минтруда России от 24.04.2015 N 17-3/В-215, от 13.03.2014 N 17-3/В-113, от 18.04.2014 N 17-3/В-171). Однако, если по результатам аттестации рабочих мест условия труда на таких работах были признаны оптимальными или допустимыми, организация не вправе применить тариф 0%.

В этом случае и при отсутствии результатов аттестации работодатель с выплат работникам, задействованным на работах с вредными и опасными условиями труда, должен перечислять страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по общим дополнительным тарифам в размере 9 и 6% в зависимости от сферы деятельности.

Отметим также, что за непроведение аттестации организация может быть привлечена к административной ответственности. Согласно ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

- на должностных лиц - в размере от 5000 до 10 000 руб.;

- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 5000 до 10 000 руб.;

- на юридические лица - от 60 000 до 80 000 руб.

Причем к административной ответственности одновременно могут быть привлечены и должностное лицо организации, и сама организация (Решения Московского городского суда от 10.09.2015 по делам N N 7-9384/2015, 7-9374/2015).

Категория: Трудовые отношения | Добавил: x5443x (17.03.2016)
Просмотров: 264 | Теги: спецоценка условий труда | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016