Четверг, 13.12.2018, 23:05
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

Возрастные особенности развития физических качеств у детей, занимающихся плаванием

Пинясова М. В., Иванова Е. Ю.

Возрастные особенности развития физических качеств у детей, занимающихся плаванием

Аннотация. В статье на основе анализа научно-методической литературы раскрываются ключевые аспекты возрастных особенностей развития физических качеств у детей школьного возраста, занимающихся плаванием. В работе констатируется факт, что многократные повторения специализированных упражнений при обучении плаванию, с одной стороны, улучшают формирование двигательного навыка и, с другой стороны, позитивно влияют на повышение уровня развития базовых физических качеств: силы, ловкости (координационные способности), выносливости.

Ключевые слова: плавание, развитие физических качеств, дети школьного возраста, техника плавания.

 

Функциональный потенциал организма детей при обучении азам плавания определяется во многом возрастными нюансами развития и формирования ключевых систем организма: дыхательной, сердечнососудистой системы и нервно-мышечного аппарата. Асинхронность формирования отдельных систем организма человека влияет непосредственно на процесс физического развития и проявление физических качеств.
В последние несколько десятилетий возрастные особенности становления и проявления физических качеств изучены достаточно основательно. По данным ряда специалистов наблюдается несколько возрастных периодов интенсивного прироста силовых качеств у школьников: в 7, 10, 14 и 17 лет (В. С. Вайцеховский, 1979; Д. Каунсил- мен, 1982). Первое ощутимое возрастание мышечной силы относится к 7-летнему возрасту, а далее — к 10 годам. Отметим, что быстрее сначала развиваются крупные мышечные группы. Изучение возрастной специфики развития силы отдельных мышц тела позволяет констатировать, что наиболее существенные темпы прироста становой силы и силы кисти, силы мышц нижних конечностей, разгибателей и сгибателей предплечья отмечаются у старшеклассников. По данным исследователей (В. В. Федоров, 1981; Р. Н. Дорохов, 1984), значительный прирост силы группы мышц кисти и спины зафиксирован у девочек в возрасте 9-10 лет. Временные интервалы достоверных приростов взрывной силы отмечены у девочек в 8-10 лет и далее в 11-14 лет, а у мальчиков в 11-12 лет и затем в 13-15 лет.

Плавание — циклический вид спорта с акцентированной направленностью на развитие выносливости.

Многочисленные исследования специалистов и ученых посвящены возрастным изменениям разных видов и форм выносливости: динамической и статической, скоростной и силовой, специальной и общей. Анализируя выносливость статической направленности, исследователи отмечают ее значительный прирост у школьников начальных классов. Так, Э. А. Городниченко (2000) указывает на возраст 8-11 лет у мальчиков, как на наиболее благоприятный период в параметрах статической выносливости кисти. За этот временной отрезок продолжительность удержания на кистевом динамометре заданного усилия увеличилась на 76%, далее за период с 11 до 14 лет — лишь на 11,4%, а в интервале с 14 до 17 лет — только на 10,4%. По данным исследователей (А. А. Литвинов, Е. В. Ивченко, В. М. Федчин, 1995) у девочек эта разновидность выносливости ощутимо улучшается в период с 8 до 10 лет.

Ощутимый прирост выносливости скоростно-си- лового характера отмечается у мальчиков в возрасте 8-11 лет. Выносливость динамической направленности, обеспечиваемая за счет аэробных ресурсов энергообеспечения, существенно повышается в 12 и далее в 15-16 лет, тогда как анаэробная усиливается в 14 и в 17 лет. Эти возрастные промежутки совпадают с ростом спортивных успехов на длинных и коротких дистанциях.

Анализ возрастной динамики выступлений пловцов демонстрирует, что прирост результатов на 1500 и 800 метров наиболее ощутим в 12 лет и в 15 лет. А далее, в 16 лет стайеры достаточно часто показывают результаты на уровне мировых лидеров. На спринтерских дистанциях (50 метров и 100 метров) первое значительное усиление результативности отмечается в 14 лет, а далее в 17 лет. Отмеченные моменты указывают, что возрастная динамика результативности спортивных достижений по своему направленности совпадает с возрастной динамикой изменений формирования выносливости анаэробного и аэробного характера.

Качество быстроты в научно-методической литературе изучается с позиций трех ее проявлений: скорость или время одиночного движения, латентное время двигательной реакции и непосредственно скоростные качества человека. По данным А. В. Коробкова и Ф. М. Та- лышева (1964), скрытое (латентное) время двигательной реакции в тесте, проводимом на пальцевом эргографе, в возрасте в 9-10 лет уже приближается к результатам взрослых. В 13-14-летнем возрасте этот результат в движениях стопы, бедра, плеча и голени также вплотную приближен к взрослым показателям. Темп движений равномерно и последовательно увеличивается в возрасте от 7 лет до 16 лет в полтора раза, при этом наблюдается небольшое преимущество в диапазоне 7-9 лет и далее в 12-13 лет. Также, по данным А. В. Коробкова и Ф. М. Талышева (1964), быстрота одиночного движения и двигательная реакция существенно улучшаются в возрасте 7-11 лет. Максимальный прирост скорости бега наблюдается в диапазоне от 10 лет до 17 лет.

Ловкость — физическое качество, от которого зависит во многом качество овладения человеком новых двигательных умений и навыков.
В плавании ловкость находит свое отражение в способности воспроизвести заданные параметры техники плавания спортивными способами. В таких случаях обычно изучают одну из разновидностей ловкости — координационные способности пловца. Ловкость также демонстрируется в умении в удобной позе (с позиции биомеханики) создать максимально возможные усилия при гребках, которые, при этом, не превышали бы величины сопротивления воды. Известен факт, что высококвалифицированный пловец при одной и той же длине дистанции и скорости плавания затрачивает меньше усилий, чем спортсмен более низкой квалификации. Одним из параметров проявления ловкости выступает точность пространственной ориентировки. В научно- методической литературе есть данные, которые характеризуют точность двигательной ориентировки у юных пловцов при выполнении движений, различных по характеру. В частности, при стоянии на горизонтально расположенной поверхности амплитуда колебаний тела снижается в возрасте с 8 лет до 10 лет и, далее еще ощутимее с 11 лет до 12 лет. Функция динамического равновесия существенно прогрессирует у юных пловцов 7-10 лет. Значительно повышается пространственная точность у детей 7-10 летнего возраста в таких испытаниях как метания в горизонтальную цель, прыжок с места. При этом у девочек точность метания достигает максимальных показателей в 13 лет, а у мальчиков в 14-15 лет. По данным И. Ю. Кистяковского (1976) у детей точность воспроизведения заданных усилий повышается в преимущественно в возрасте с 11 до 16 лет.

Гибкость — интегральное физическое качество спортсмена, зависящее от нюансов строения скелета, эластичности связок и мышц. Различают активную (позволяющую увеличить амплитуду движения с помощью извне) и пассивную (проявляющуюся в способности выполнить движение с максимальной амплитудой) гибкость. Данные, зафиксированные Б. В. Сермеевым (1972) на значительном числе (около 10 тысяч) детей, свидетельствуют о неравномерных проявлениях возрастных изменений гибкости. Так, общая подвижность отделов позвоночного столба в движениях на сгибание очевидно улучшается как у девочек, так и у мальчиков в возрасте с 7 лет до 10 лет. Далее улучшение в диапазоне 11-13 лет замедляется, а позднее в возрасте 14-15 лет опять возрастает. Р. А. Белов (1971) отмечал, что подвижность плечевых суставов у детей, регулярно спортом не занимающихся, улучшается до возрастной отметки в 12-13 лет, а затем наблюдается ухудшение этого показателя.

Отметим, что исследования, посвященные анализу возрастных особенностей проявления гибкости, указывают на неравномерность изменения этого качества с возрастом, раскрывая, при этом, благоприятные предпосылки его проявления у детей младшего школьного возраста. Стоит подчеркнуть, что учитывая ограниченный возрастной интервал (до 13-15 лет) естественных позитивных предпосылок разработки подвижности в суставах у спортсменов данное качество развивается и далее, сохраняет достаточно высокий уровень на всем протяжении спортивной карьеры.

Специалисты (Б. И. Оноприенко, 1967) утверждают, что между функциональным развитием и морфологическим ростом наблюдается обратная зависимость. Периоды замедленного развития функций организма сопровождаются обычно периодами усиленного морфологического роста. Так, позитивное влияние больших показателей роста на гидродинамическое качество пловцов объясняется тем, что с увеличением параметров длины тела снижается относительное сопротивление водной среды на единицу массы и уменьшается удельная величина площади поверхности тела спортсмена.

Двигательные навыки на этапе начальной подготовки в плавании формируются на определенной по уровню развития базе физических качеств. У юных пловцов базовые физические качества выполняют конкретную роль — они способствуют становлению плавательных специальных навыков.

Координационные возможности активно влияют на формирование специфического для юных пловцов «чувства воды», а также успешное освоение водноопорных навыков. По данным ряда специалистов (В. Б. Иссурин, 1989; А. Д. Котляров, 1989; А. И. Погребной, 1994) обучение проходит успешно, если юный пловец обладает должным арсеналом двигательных навыков и хорошим уровнем развития базовых физических качеств.

Наличие хорошего уровня развития базовых физических качеств существенно облегчает освоение техники различных спортивных способов плавания, если базовые физические качества развиваются и совершенствуются непосредственно в водной среде.

В ряде работ (Р. Н. Дорохов, 1984; В. Б. Иссурин, 1989) отмечено, что многократные повторения специализированных упражнений при обучении плаванию, с одной стороны, улучшают формирование двигательного навыка и, с другой стороны, позитивно влияют на повышение уровня развития базовых физических качеств: силы, ловкости (координационные способности), выносливости. При этом отмечается, что использование упражнений, ориентированных на развитие базовых физических качеств, на суше дает возможность развивать их в более короткие по времени сроки, чем в условиях водной среды. Однако следует помнить, что перенос базовых физических качеств осуществляется в более длинные сроки и далеко не всегда в качественном исполнении. Если для высококвалифицированных спортсменов это имеет малосущественное значение (поскольку они овладели уже устойчивым двигательным навыком техники плавания), то для начинающих пловцов, осваивающих азы техники плавания, это играет существенную роль. Это объясняется тем, что перед начинающими пловцами не стоит задача поднять физические качества на определенный, высокий уровень, к чему стремятся высококвалифицированные спортсмены, а только до уровня, обеспечивающего успешность обучения основам техники плавания. Практика обучения на этапе начальной подготовки свидетельствует, что если юный пловец недостаточно скоростной спортсмен, то есть большая вероятность возникновения у него технических погрешностей в ритме и темпе гребковых движений, характере гребка. Если у начинающего пловца низкий показатель уровня гибкости, то это способствует увеличению крена тела при проносе рук по воздуху и вдохе и, в дальнейшем, влечет за собой увеличение размаха движения стоп, что неизбежно вызывает дополнительное лобовое сопротивление. Недостаточно развитые силовые качества не позволят юному пловцу выполнять гребок с поступательным нарастающим усилием и за короткий отрезок времени. А пробелы в координации повлекут за собой снижение эффективности техники в связи с невозможностью оперативной смены расслабления и напряжения и отсутствием «сцепления», под которым понимается непрерывная передача усилий с гребка одной рукой на другую. В итоге, недостаточно продуманное и реализованное развитие базовых физических качеств может с одной стороны, негативно повлиять на становление двигательных навыков при отработке спортивной техники, а, с другой стороны, следует помнить, что развитие базовых физических качеств носит специфический характер в контексте с используемой программой обучения технике плавания.

Литература:

  1.  Белов В. И. Энциклопедия здоровья: Молодость до ста лет. М.: Химия, 1994. 400 с.
  2.  Вайцеховский С. М. Оперативное управление процессом спортивной тренировки (на примере плавания) // Теория и практика физической культуры. 1979. № 1. С.47-50.
  3.  Городниченко Э. А. Приспособительные реакции физиологических систем в оценке функциональных резервов организма // Теория и практика физической культуры. 2000. № 9. С. 8-9.
  4.  Дорохов Р. Н. Соматические типы и варианты развития детей и подростков: Дис. ... д-ра мед. наук. М., 1984. 340 с.
  5.  Иссурин В. Б. Формирование спортивно-технического мастерства в водных циклических видах спорта: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1989. 45 с.
  6.  Каунсилмен Д. Спортивное плавание. М: Физкультура и спорт, 1982. 208 с.
  7.  Кистяковский И. Ю. Рекомендации по методике обучения детей плаванию // Плавание: Сборник. статей. М.: Физкультура и спорт, 1976. Вып.1. С. 46-52; Вып.2. С. 47-55.
  8.  Коробков А. В., Талышев Ф. М. Особенности координации в водной среде // Теория и практика физической культуры. 1969. № 10. С. 35-37.
  9.  Котляров А. Д. Дифференцирование средств обучения технике плавания детей дошкольного возраста: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Омск, 1989. 19 с.
  10.  Литвинов А. А., Ивченко Е. В., Федчин В. М. Азбука плавания: для детей и родителей, бабушек и дедушек. СПб.: Фолиант, 1995. 96 с.
  11.  Оноприенко Б. И. Влияние антропометрических данных на гидродинамику пловца // Теория и практика физической культуры. 1967. № 4. С. 34-37.
  12.  Погребной А. И., Васильченко М. А., Маряниче- ва Е. Г. Некоторые биомеханические и психолого-педагогические аспекты обучения плаванию школьников // Теория и практика физической культуры. 1994. № 11. С. 19-22.
  13.  Сермеев Б. В. Физиологическая и морфологическая характеристика развития подвижности в суставах человека в связи с возрастом и физической тренировкой: Автореф. дис. ... д-ра биол. наук. Пермь, 1972. 32 с.
  14.  Федоров В. В. Программированное обучение технике спортивных способов плавания детей младшего школьного возраста (на примере способа плавания кроль на спине): Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Л., 1981. 22 с.

Международные спортивные игры «Дети Азии» -- фактор продвижения идей Олимпизма и подготовки спортивного резерва: материалы международной научной конференции, 7-8 июля 2016 г. / под общ. ред. М.Д. Гуляева. - Якутск, 2016.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (27.11.2018)
Просмотров: 29 | Теги: плавание | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь