Пятница, 20.07.2018, 05:46
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

Возрастно-половые особенности мотивации юных спортсменов на начальном этапе спортивной карьеры

Е.Е.Хвацкая, Н.Е.Латышева

Возрастно-половые особенности мотивации юных спортсменов на начальном этапе спортивной карьеры

Аннотация. В статье представлены результаты исследования особенностей мотивации 65 спортсменов 7-15 лет (26 мальчиков и 39 девочек), специализирующихся в борьбе, легкой атлетике, спортивных играх и художественной гимнастике на основе дифференцированного подхода. Выделено три интегральных мотива: эмоциональный, познавательный и результативный, которые рассматриваются как компоненты отношения к занятиям спортом. Сформулированы практические рекомендации.

Ключевые слова: возрастно-половые особенности мотивации, юные спортсмены, интегральные мотивы занятий спортом, начало спортивной карьеры.

 

Мотивация является пусковым механизмом любой деятельности [1; 3]. Ее формирование, поддержание и коррекциятрадиционнорассматривается в качестве одной из основных задач психологической подготовки спортсмена независимо от этапа спортивной карьеры [2; 4; 5]. Однако, именно на начальном этапе занятий спортом решение данной задачи является ключевым для «закрепления» ребенка в спорте, принятия им данного вида деятельности в привлекательном статусе.

В связи с этим было проведено специальное исследование особенностей мотивации спортсменов группы начальной подготовки и учебно-тренировочной группы, которые соответствуют начальному этапу спортивной карьеры.

Для выяснения общей картины мотивов занятий спортом применялся метод неоконченных предложений. Юным спортсменам было предложено закончить фразу «Я занимаюсь физическими упражнениями и спортом потому, что ...»

В результате обобщения ответов 65 детей 7-15 лет (26 мальчиков и 39 девочек), занимающихся разными видами спорта, выделено три группы мотивов или три интегральных мотива занятий спортом на начальном этапе спортивной карьеры:
1) «получение удовольствия» или эмоциональный мотив;
2) «овладение знаниями и умениями» или познавательный мотив;
3) «желание побеждать» как результативный мотив или мотив самоутверждения.

Содержание эмоционального мотива раскрывается следующими конкретными мотивами: «нравится играть», «нравится делать упражнения», «нравится заниматься», «нравится тренер», «хочу найти друзей» и др.

Познавательный мотив проявляется через комплекс таких мотивов, как: «хочу научиться красиво двигаться», «хочу научиться разным приемам», «хочу научиться выполнять разные фокусы с мячом, как в американском баскетболе», «интересно» и др.

Результативный мотив объединил конкретные мотивы, так или иначе связанные с самоутверждением: «хочу стать увереннее», «не хочу кого-то бояться», «хочу быть чемпионом», «хочу обыграть П.С.», «тренер меня хвалит», «у меня почти все получается» и др.

Отметим, что мотивы здоровья практически не представлены в ответах респондентов, что, по всей видимости, связано с невысокой субъективной значимостью проблемы здоровья для детей и подростков.

Выделенные интегральные мотивы по существу являются компонентами отношения к занятиям спортом: эмоциональным, познавательным и поведенческим. Следовательно, по ним можно косвенно судить о доминирующей направленности отношения юных спортсменов к спортивной деятельности.

Для определения доминирующей направленности отношения юных спортсменов к спортивной деятельности им было предложено проранжировать интегральные мотивы. По сумме рангов определялась значимость каждого из них на начальном этапе спортивной карьеры: чем меньше сумма, тем более значим данный мотив для юного спортсмена. В таблице 1 представлена значимость трех интегральных мотивов в зависимости от возраста и пола юных спортсменов, где буквой А обозначен наиболее значимый мотив, буквой Б — значимый мотив, буквой В — наименее значимый мотив.

Анализ показал, что на начальном этапе спортивной карьеры в целом наиболее значим результативный мотив. Он явно преобладает у мальчиков во всех изученных видах спорта и во всех возрастных группах. У девочек результативный мотив явно доминирует у легкоатлеток 10-12 лет и очень значим у юных гимнасток. У дзюдоисток 13-15 лет этот мотив оказался вторым по значимости после познавательного мотива.

Познавательный мотив в целом несколько более значим для девочек, чем для мальчиков. Он доминирует у девочек старшей возрастной группы (дзю-до), а в младшей группе (гимнастика) имеет одинаковую значимость с результативным мотивом. Познавательный мотив несколько менее важен для мальчиков, особенно у борцов младшей возрастной группы.

Эмоциональный мотив, как оказалось, имеет для юных спортсменов наименьшее значение. Несколько более отчетливо он проявился у представителей борьбы: у мальчиков 10-12 лет и девочек 13-15 лет. Однако, в целом у первых доминирует результативный мотив, у вторых — познавательный.

Психолого-педагогические наблюдения в группах борьбы и художественной гимнастикипозволили установить конкретные проявления доминирующей направленности отношения юных спортсменов к тренировочному процессу.Предметом наблюдений явилось поведение юных спортсменов, их взаимодействие с тренером, другими членами спортивной группы в ходе тренировочной и соревновательной деятельности.

При изучении поведения юных спортсменов фиксировалась степень активности (выполняет полностью, активен; выполняет частично; практически не выполняет; пассивен) и контроля своих действий (не контролирует; только при замечаниях тренера; старается контролировать и исправлять) .

Это позволило определить наиболее/наименее предпочитаемые виды деятельности и выделить три типа отношения юных спортсменов к тренировочному процессу: пассивное, избирательное и активно-положительное.

Общим для испытуемых оказалось избирательное отношение к тренировке. Однако, у юных борцов 9-11 лет это связано с доминирование результативного мотива в сочетании с эмоциональным, а у юных гимнасток — с доминированием познавательного и результативного мотивов. У первых избирательное отношение выражается в том, что их активность зависит от успешности выполнения заданий тренера. В случае неуспеха они редко продолжали выполнять упражнения, особенно общего характера, где зафиксированы проявления пассивного отношения к тренировочному процессу. У вторых избирательное отношение зависит от интереса к тому или иному упражнению. Если юным гимнасткам было интересно задание тренера, они проявляли настойчивость при его выполнении.

Уточнить возрастные особенности адаптации юных спортсменов позволили данные «Анкеты юного спортсмена», направленной в основном на изучение системы их отношений к спорту. Респонденты — 45 борцов 9-11 и 13-15 лет. Спортсмены были сгруппированы в две группы: младшую (9-11 лет) и старшую (13-15 лет) (18 и 27 чел. соответственно). Представим специфику их отношения к учебно-тренировочному процессу.

У «младших» преобладает эмоциональный компонент отношения к занятиям спортом. Они в большей степени ориентируются на свои желания, чем на требования тренера. Для 43% более важным представляется «общение с ребятами», чем непосредственно спортивная деятельность. Упражнения общего характера субъективно не значимы для «младших» борцов, особенно, упражнения на гибкость.

У «старших» более выражен результативный мотив, что проявляется в продолжении выполнения ими трудных упражнений, несмотря на неудачу. При этом они склонны рассматривать новые упражнения как очередные препятствия в достижении цели. Для подростков упражнения общего характера более значимы, чем для младших школьников. Общая физическая подготовка является наиболее привлекательной стороной занятий спортом для 40% «старших». Данные психолого-педагогических наблюдений показали, что активность «старших» в большей мере связана со стремлением «не быть хуже других».

Полученные результаты позволили разработать некоторые общие рекомендации тренеру по формированию, поддержанию и коррекции мотивации спортсменов на начальном этапе занятий спортом:

Таблица 1
Значимость трех интегральных мотивов для юных спортсменовразного пола, возраста и видов спорта (А- наиболее значимый мотив, Б - значимый мотив, В - наименее значимый мотив)

1) Общая установка — на формирование мотивации «сегодня лучше, чем вчера» (преобладание личностного критерия оценивания), что определяет у спортсменов понимание «успешности» как достижение задачи, а не превосходство над соперником, что более психологически выгодно и др.

2) Опора на развитие процессуальных мотивов на основе интереса к спорту вообще и своему виду спорта в частности.

3) Постановка конкретных целей/задач.

4) Стимулирование познавательной активности (самоотчеты, стимулирование вопросов, совместный анализ действий, психотехнические игры и упражнения и др.)

5) Спортсмены-младшие школьники чаще испытывают трудности, связанные с отсутствием собственной мотивации. Поэтому важно их оценивать, как можно чаще, что поможет юным спортсменам в формировании привычки руководствоваться в деятельности принципом «должен», т.е. подчинять свои желания задачам тренировки. Необходимо при проявлении волевых усилий оказывать эмоциональную поддержку ученикам.

6) Подросткам свойственна чрезмерная мотивация, поэтому постановка конкретных целей, реальная оценка их возможностей поможет спортсменам на начальном этапе спортивной карьеры избежать разочарования по поводу отсутствия быстрых успехов.

7) Важно учитывать, что в целом для девочек характерен познавательный мотив, а для мальчиков — результативный. Целесообразно в содержание тренировки для девочек постепенно вводить игровые и соревновательные формы, поощряя проявление волевых усилий в достижении цели и стремлении победить.

8) В работе с мальчиками введение самоотчетов, стимулирование вопросов, совместный анализ действий и др. будет способствовать активизации познавательной деятельности юных спортсменов.

Литература:

1. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2002. 512с
2. Ильина Н. Л. Динамика мотивации на протяжении спортивной карьеры: автореф.дис. ... канд. психол. наук. СПб., 1998. 21с
3. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. С. 3-258.
4. Стамбулова Н. Б. Психология спортивной карьеры: учебное пособие. СПб.: Центр карьеры, 1999. 367с.

Международные спортивные игры «Дети Азии» -- фактор продвижения идей Олимпизма и подготовки спортивного резерва: материалы международной научной конференции, 7-8 июля 2016 г. / под общ. ред. М.Д. Гуляева. - Якутск, 2016.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (17.06.2018)
Просмотров: 22 | Теги: спорт | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь