Среда, 18.01.2017, 15:01
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

ВОЗМОЖНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ КОММУНИКАЦИЙ ДЛЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ К ВОЛОНТЕРСКОЙ РАБОТЕ

Л.А.Обухова, доктор педагогических наук, профессор, Н.В.Трофимова. Известия ВГПУ. Педагогические науки № 4 (273), 2016

ВОЗМОЖНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ КОММУНИКАЦИЙ ДЛЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ К ВОЛОНТЕРСКОЙ РАБОТЕ

АННОТАЦИЯ. В статье затронут вопрос влияния Интернета на личные мотивы участников благотворительных проектов, обосновывается необходимость использования информационных технологий в целях формирования социальной ответственности учащихся, получающих среднеспециальное образование. В результате проведенных исследований сделан вывод о перспективности использования социальных сетей и Интернета в целом для воспитания нравственных качеств и социальной ответственности у подрастающего поколения посредством участия в волонтерской деятельности.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: волонтерство, благотворительная деятельность, интернет-ресурсы.

 

Возрождение процессов, связанных с благотворительной деятельностью в современном творительной деятельностью в современном обществе, вызывает неоспоримую потребность более подробно изучить и осмыслить цели и возможности реализации идей бескорыстной помощи людям в России. До недавнего времени этой проблеме не уделялось должного внимания отчасти из-за отсутствия организованной и упорядоченной системы действующих добровольческих организаций, отчасти из-за уже существующих предубеждений и домыслов обывателей. Лишь в последние годы начала формироваться должная поддержка, появилось уважение к волонтерскому труду и принятие его как необходимого элемента гражданского общества. Постепенно в благотворительную деятельность начали приходить представители различных слоев российских граждан, неравнодушных к существующим в обществе социальным проблемам. Для более успешного функционирования благотворительных организаций необходимо детально исследовать различные методики, позволяющие привлекать людей к подобной работе. Особую важность представляет собой тема привлечения к волонтерской работе студентов - активной и творческой молодежи, еще не обремененной социальными и семейными обязанностями и часто готовой посвятить часть своего времени помощи нуждающимся [1].

У современного учащегося колледжа часто отсутствует понятие о нравственных законах и духовной составляющей. Иногда они не подозревают, что критерием «успешности» не всегда являются материальные блага, и имеют о личностном росте и социальной ответственности весьма туманное представление [2; 3; 6; 10; 12]. Часто педагоги не уделяют должного внимания формированию гуманистических ценностей и нравственному воспитанию студентов, а в задачи современного образования не всегда входит выявление лучших качеств личности студента, привлечение их к совершению бескорыстных добрых поступков, помощи нуждающимся [4].

А ведь педагог, проводящий с учениками большую часть времени, может и должен помочь студенту стать более ответственным членом современного общества, способным к принятию решений и отвечающим за свои поступки впоследствии. Ранее уже была произведена попытка анализа деятельности педагога-куратора по привлечению студентов к различным видам волонтерской работы [11].

Несомненно, огромную роль в закладке правильных моральных качеств и выборе верных духовных ориентиров играет личность самого педагога-агитатора, а также наличие или отсутствие его устойчивого авторитета среди подростков. Агитатор, говорящий о нравственности, милосердии и гуманизме, сам должен быть гуманным и по возможности на личном примере показывать студентам различные способы помощи нуждающимся людям. Степень доверия к такому агитатору будет несоизмеримо выше, чем к формальным призывам, не опирающимся на факты реальной помощи. Часто студенты соглашаются с общепринятыми формулировками и призывами лишь теоретически и лишь для того, чтобы не вызывать негативной реакции со стороны педагога. На практике же студенты остаются пассивными, голословные призывы часто вызывают неприятие и даже отторжение, в общем-то, верных постулатов. Чтобы избежать подобной ситуации, необходимо постоянно искать новые способы влияния на нравственную составляющую в характере учащегося, которые вызывали бы доверие и были бы близки и понятны современному молодому человеку [5; 8; 9]. И среди таких возможностей на первое место выходит интернет с его неограниченными коммуникативными возможностями.

На основании опросов, проведенных среди учащихся колледжа, становится понятно, что некоторая часть респондентов готова участвовать и уже принимает участие в благотворительных акциях (19%), но для некоторых одним из механизмов, препятствующих данному процессу, является отсутствие достоверной информации о существующих волонтерских проектах (35%), а также недоверие к уже работающим из-за невозможности проверить реальные результаты их деятельности (46%). Большинство же студентов (69% опрошенных) хотели бы узнавать о новых благотворительных акциях и волонтерских проектах из социальных сетей, доверяют размещенной там информации и готовы рассматривать различные способы посильного в них участия. На вопрос «Какой источник информации помог вам узнать о существовании волонтерских движений в вашем городе?» отвечали участники благотворительной организации «Общие Дети» г. Воронеж (табл. 1).

Таблица 1 - Результаты опроса


Если представить результаты опроса в виде круговой диаграммы, то совершенно очевидно, что Интернет в целом и социальные сети в частности явились главным источником информации, побудившим конкретных людей участвовать в благотворительном проекте (рис. 1).

Источники информации

 

Рис. 1 - Источники информации

С другой стороны, отдельного внимания заслуживает рассмотрение вопроса о доверии респондентов к информации, выложенной на сайтах. Около трети опрашиваемых студентов не уверены в бескорыстии как главной определяющей работы благотворительных организаций и считают, что такие проекты приносят выгоду создателям, организаторам или каким-либо третьим лицам. Подобное отношение не возникло само по себе. Надо признать, что долгое время благотворительный сектор был одним из самых закрытых, непрозрачных и малопонятных для рядового российского наблюдателя.

Естественно, что общественное мнение и в частности мнение учащихся, о благотворительных организациях остается в значительной мере несформиро- ванным и полным мифов, противоречий и т.п.

Анализируя данную информацию, можно делать выводы о необходимости постоянной работы фондов и благотворительных организаций над созданием позитивного имиджа, а также важно показывать результаты своей деятельности, рассказывать в Интернете о том, как идет борьба с недобросовестными и публиковать информацию о людях, уже принимающих участие в подобных акциях, что, несомненно, должно способствовать привлечению в ряды волонтеров новых членов. Если уделять должное внимание подобным моментам, интернет-ресурсы могут стать незаменимыми помощниками в любом из практических аспектов добровольной работы - от организации волонтерской деятельности до реальных возможностей выделения и поощрения конкретных участников акций, что зачастую является мощным стимулом для молодых людей, задействованных в подобной работе [13].

Вопрос мотивации для участия в волонтерской работе и влияния Интернета и социальных сетей на данную сторону вопроса очень важен и нуждается в дальнейшем изучении. Ведь для успешного и, главное, долговременного участия молодежи в процессах благотворительности необходимо детально исследовать, а затем воздействовать именно на мотивы, побуждающие студента к такому роду деятельности. Тема мотивирующих факторов обсуждалась ранее [7]. В данной статье рассматривается более подробно вопрос влияния именно Интернета на личные мотивы каждого из участников благотворительных проектов.

Нередко мотивацией для участия в волонтерской работе является потребность студента в признании - оправданном желании сделать свою деятельность заметной и оцененной другими. Несмотря на некую неоднозначность данной мотивации, ее нельзя не учитывать, и именно здесь может помочь задействование Интернета и социальных сетей. О работе студента узнают другие, что непременно повысит его авторитет и самооценку и, скорее всего, не позволит бросить начатую работу.

Другим мотивом для участия в благотворительной деятельности может стать потребность молодых людей в достижении действительно важных целей в жизни - отличных от тех, которые ставятся перед студентом в процессе обучения. И здесь информированность о предстоящих проектах и осведомленность об их значимости для общества может быть достигнута через Интернет.

Социальные сети также могут сыграть решающую роль в реализации потребности молодого человека в получении нового опыта через участие в волонтерской работе [4]. Нередко студенты не знают, на что способны вне стен учебного заведения и где ещё существует возможность проявить себя, развить лучшие стороны своей личности. Учебные заведения предоставляют достаточно специфический спектр деятельности, часто ограниченный целями, направленными лишь на процесс обучения. Не всякий может найти себе достойное применение, часто неуверенность в собственных силах мешает молодому человеку узнать о существующих организациях волонтеров и присоединиться к ним. Современным студентам проще именно с помощью Интернета начать свою работу в новом необычном формате, поскольку имеется возможность неторопливого изучения и в конечном счете выбора интересующей сферы деятельности из множества предлагаемых вариантов.

Следующим мотивом для благотворительной работы может служить элементарная потребность молодого человека в общении, знакомстве с новыми, интересными людьми, способными привлечь внимание к существующим проблемам социума, о которых у современного студента имеется весьма приблизительное представление. Социальные сети в данном случае предоставляют неограниченный простор для деятельности, ведь согласно многочисленным исследованиям на сегодняшний момент большинство молодых людей предпочитают общение через Интернет живому диалогу. С большинством друзей и знакомых у опрашиваемых студентов колледжа общение осуществляется посредством социальных сетей.

Там же они проводят значительную часть своего свободного времени. И здесь важно воспользоваться удобной возможностью воздействовать на становление личности молодого человека, предоставляя нужную и полезную информацию, подталкивающую к движению в правильном направлении, заставляющую, наконец, задуматься и начать действовать. Именно социальные сети помогают студентам знакомиться, объединяться на почве совместной благотворительной работы, способствующей реализации многочисленных духовных потребностей формирующейся личности. К тому же нельзя сбрасывать со счетов тот факт, что молодые люди, как никакая другая социальная прослойка общества, любят работать в коллективе, чувствуя поддержку друзей, и Интернет вполне справляется с задачей по объединению учащихся в такие команды, где каждому будет комфортно заниматься интересным и полезным делом.

И наконец, нельзя оставить без внимания ещё одну немаловажную потребность, о реализации которой часто забывают, пытаясь привлечь студентов к волонтерской деятельности - это совершенно нормальная для 16-18-летнего молодого человека потребность в развлечении и приключениях. Ведь для некоторых участие в каких-либо проектах часто является неким «приключением», возможностью сбежать от рутины повседневных домашних обязанностей и зачастую однообразных дней учёбы. Студенты приходят в благотворительность, чтобы реализовать потребность прикоснуться к чему-то новому, нестандартному. Но уже в процессе работы происходит переоценка ценностей, переосмысление былых и формирование новых качеств - терпеливости, решительности, способности бороться с трудностями, доводить до конца начатое дело [14]. Молодые люди меняются к лучшему, начинают более ответственно относиться к учебе и своей жизни в целом.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о несомненно значимом влиянии интернета на формирование правильного мировоззрения и укрепление нравственных основ личности при грамотно организованном подходе к

Именно интернет может способс  среди общей массы обучающихся неравнодушных творческих личностей, готовых вопреки сложившимся стереотипам бескорыстно помогать нуждающимся, а также появлению объединений молодежи, ставящих своей задачей посильное решение наболевших социальных проблем.

Социальные сети, в которых современная молодежь проводит огромное количество свободного времени, могут служить отличной агитационной площадкой, позволяющей распространять информацию о работающих благотворительных проектах, непосредственных результатах работы волонтеров, а также о людях, нуждающихся в подобной помощи. Организаторам необходимо сделать все возможное, чтобы искоренить существующее недоверие пользователей к размещаемой фондами информации, укрепить положительный имидж благотворительных организаций и найти возможности индивидуального подхода к потенциальным волонтерам, учитывая разнообразие мотиваций и характеров каждого из них.

 
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ахметгалеев, Э.Д. Формирование профессиональной направленности будущего социального работника в процессе участия в студенческом волонтерском движении: дисс. ... пед. наук [Текст] / Э.Д. Ахметгалеев. — Казань, 2009. - 214 с.
2. Барановская, Л.A. Формирование социальной ответственности студента : автореф. дисс. ... д-ра пед. наук [Текст] / Л.A. Барановская. — Чита, 2012. — 54 с.
3. Бондаревская, Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания уч. пос. [Текст] / под общ. ред. Е.В. Бондаревской. — М.;Ростов на/Д : Творческий центр «Учитель», 1999. — 560 с.
4. Донева, О.В. Педагогические условия развития социальной ответственности у студентов технологического вуза автореф. дис. ... канд. пед. наук [Текст] / О.В. Донева. — Пятигорск, 2014. — 24 с.
5. Иванов, М.Г. Формирование социальной ответственности студентов средствами правового воспитания : автореф. дисс. ... канд. пед. наук [Текст] / М.Г. Иванов. — Тамбов, 2009. — 24 с.
6. Кривошеева, О.Р. Формирование социальной ответственности студентов физкультурного вуза : автореф. дис. ... канд. пед. наук [Текст] / О.Р. Кривошеева. — Омск, 2007. — 22 с.
7. Обухова, Л.A. Значимость формирования социально-ответственной личности при обучении в средне- специальном учебном заведении [Текст] / Л.A. Обухова, Н.В. Трофимова // Антропоцентрические науки: инновационный взгляд на образование и развитие личности: материалы IV Международной научно- практической конференции 21—23 июля 2016 г. Университет Черногории. — Воронеж : Научная книга, 2016, С. 60-62.
8. Панарин, И.А. Психология социальной ответственности лидеров молодежных движений : автореф. дис. ... д-ра псих.наук [Текст] / И.А. Панарин. — М., 2010. — 44 с.
9. Саенко, Л.A. Социальная ответственность учащейся молодежи: результаты исследования [Текст] / Л.A. Саенко // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. — 2015. — № 1 (46). — С. 262—265.
10. Сериков, В.В. Личностно-ориентированное образование : поиск новой парадигмы [Текст] / В.В. Сериков. — М., 1998. - 229 с.
11. Трофимова, Н.В. Участие в совместных социально-благотворительных проектах педагога-куратора и студента высшей школы, как эффективная методика, влияющая на становление духовно-нравственных основ формирующейся личности [Текст] / Н.В. Трофимова //В сборнике: Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты. Материалы IV Международной научно-практической конференции. — 2015. — С. 149—152.
12. Трофимова, Н.В. Некоторые вопросы формирования творческой личности выпускника как часть психолого-педагогических проблем высшей школы [Текст] / Н.В. Трофимова // Территория науки. — 2014. — Т. 5. - № 5. - С. 46-48.
13. Якиманская, И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения [Текст] / И.С. Якиманская // Вопросы психологии. — 1999. — № 3. — С. 39—45.
14. Ядов, В.А. Диспозиционная концепция личности [Текст] / В.А. Ядов // Социальная психология. — Л., 1979. - С. 106-121.

Известия ВГПУ. Педагогические науки № 4 (273), 2016

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (11.01.2017)
Просмотров: 7 | Теги: волонтер | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017