Среда, 22.01.2020, 11:53
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

ВОЗМОЖНОСТИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ ВУЗА В ФОРМИРОВАНИИ СПЕЦИАЛИСТОВ КОРПОРАТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Е.С.Сахарчук, доктор педагогических наук

ВОЗМОЖНОСТИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ ВУЗА В ФОРМИРОВАНИИ СПЕЦИАЛИСТОВ КОРПОРАТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья посвящена одной из наиболее острых проблем развивающейся в Российской Федерации системы корпоративного образования, а именно - содержанию и организационно- педагогическим условиям подготовки специалистов по обучению и развитию персонала организаций. Исходя из понимания того, что в настоящее время компетентностная модель специалиста по корпоративному образованию, так же как и связанная с ней модель выпускника образовательной программы соответствующего профиля, недостаточно отрефлексирована в профессиональной педагогике, автор статьи исследует сложившиеся в современной науке представления о социокультурной среде вуза и о корпоративной культуре как её элементе, с тем чтобы определить, насколько возможно студенту - будущему специалисту корпоративного образования обучаться технологиям проектирования и реализации образовательных программ на примере системы корпоративного образования вуза, в котором он обучается, понимаемом в данном случае как обучающаяся организация. Теоретический анализ и систематизация практического опыта деятельности вузов позволили автору статьи прийти к заключению, что типичные для Российской Федерации процессы развития организационной культуры «экономического», или «рыночного», типа в вузах, реализующиеся на разных уровнях развития и в разных формах, предоставляют студентам возможность в течение всего периода обучения приобщаться к содержанию корпоративной культуры (и основным технологиям её поддержания) посредством исследования её отдельных элементов: управленческой, организационной, производственной культуры, культуры интеллектуально-творческой и проектной деятельности, культуры многообразия. Выводы статьи могут быть использованы разработчиками основных профессиональных образовательных программ при проектировании содержания педагогических практик обучающихся. Теоретические выводы могут представлять ценность при построении компетентностной модели специалиста по корпоративному образованию.

Ключевые слова: компетентностная модель специалиста по корпоративному образованию, вуз как обучающаяся организация, корпоративная культура вуза.

 

Исходные положения. Мы исходим из определения корпоративного образования как части системы непрерывного образования, которая представляет собой целенаправленный процесс проектирования, реализации и оценки результатов освоения образовательных программ, а также формирования необходимых организационно-педагогических условий, осуществляемый в интересах работника корпорации, его духовного и нравственного становления, профессионального развития, удовлетворения потребностей корпорации-заказчика (В. В. Кузнецов, Е. С. Сахарчук). Понятие «корпоративное образование» напрямую не связано с экономическим смыслом «корпорации», речь идёт о реализации различных моделей обучения сотрудников на предприятии (в сети предприятий), в организации, носящей целенаправленный, системный, постоянно действующий характер.

Постановка проблемы. Методы исследования. Большинство федеральных государственных образовательных стандартов последнего поколения (3++), реализуемых по направлениям подготовки, типичным для вузов культуры (таким, как культурология, народная художественная культура, социально-культурная деятельность, библиотеч- но-информационная деятельность и т.д.), синхронизированы с профессиональными стандартами, среди прочих, и в области педагогической деятельности, что предполагает возможность выполнения выпускниками этих направлений подготовки профессиональных задач в области корпоративного образования на предприятиях профильной сферы деятельности.

Практика корпоративного образования в сфере реализации услуг культурно-досу- говой, просветительской и туристской деятельности реализуется в настоящее время в различных формах, в зависимости от специфики организации (предприятия), целепо- лагания деятельности, истории и традиций, количества сотрудников и т.п.; очевидно при этом, что каждая организация решает вопросы профессиональной адаптации и развития своих сотрудников, в особенности новых сотрудников, и задачи эти решаются наиболее эффективно, если в их решении задействованы наиболее профессиональный подход и наиболее компетентные кадры.

Исходя из понимания того, что в настоящее время компетентностная модель специалиста по корпоративному образованию, так же как и связанная с ней модель выпускника образовательной программы соответствующего профиля, недостаточно отрефлексирована в профессиональной педагогике, попытаемся определить возможности обучения студента - будущего специалиста корпоративного образования - технологиям проектирования и реализации образовательных программ на примере системы корпоративного образования вуза, в котором он обучается.

Для целей исследования использованы методы теоретического обобщения и анализа опыта деятельности современных российских вузов.

Результаты исследования. Очевидно, что для выполнения функций корпоративного педагога сотруднику необходимо овладеть необходимыми знаниями, умениями и опытом педагогической деятельности. Интернациональный авторский коллектив (М. Н. Певзнер, П. А. Петряков, О. Грауманн) в книге «Корпоративная педагогика» [6] даёт определение обучающимся организациям (к которым относят как предприятия (организации, объединения предприятий), так и образовательные организации) как одному из условий общественного прогресса в эпоху глобализации и интернационализации экономики и образования.

Опираясь на систематизацию структуры социального опыта (опыт познавательной, репродуктивной, творческой деятельности и эмоционально-ценностный опыт) А. В. Хуторского, В. В. Кузнецов [3] определил содержание корпоративного образования как тождественный по структуре человеческой культуре, педагогически адаптированный социальный опыт взрослого человека; процессы социализации студентов связаны в существенной степени с социокультурной средой вуза. Разделяя мнение А. К. Орешкиной (2017) [5], М. В. Богуславского и И. Д. Лельчинского [17; 10] и других, мы исходим из представления о социально и культурно интегрирующей сущности информационно-образовательной среды вуза. В социокультурной среде вуза как во взаимодействующем единстве сообщества субъектов образовательной деятельности, социальных связей, норм и процессов проходят процессы социализации студентов и становления их социальной зрелости.

Сложившиеся представления о социальных и культурных нормах как компоненте социокультурной среды вуза и о социо
культурной среде вуза как части социально- и культурно-образовательного пространства позволяют представить совокупность культурных установок образовательной организации по отношению к внешней, внутренней среде и своей деятельности (выраженных эксплицитно или имплицитно) как проявление культурных норм, среди прочих и в числе корпоративных культурных норм [18, 9, 11].

П. Мендоса [19], исследовав влияние экономики знаний на академическую культуру, выделила следующие её структурные элементы: институциональный, определяющий организационную культуру вуза; социальный, базирующийся на социальных ожиданиях, и производственный, отражающий вклад вуза в экономический рост.

А. В. Прохоров [8] считает сильную корпоративную культуру университета, при условии сохранения им традиционных академических ценностей, основой для формирования корпоративной идентичности вуза и укрепления его конкурентоспособности.

Основываясь на структуре академической культуры, предложенной П. Мендоса, под институциональным ядром корпоративной культуры университета следует понимать традиционные академические ценности.

Современной наукой исследованы отдельные аксиологические и функциональные аспекты корпоративной культуры вуза в качестве компонента социокультурной среды. Так, рассматривая корпоративную культуру университета как «культуру профессиональной деятельности», А. С. Франц [12] определяет её специфику, которая обусловлена основной целью деятельности университетов: это - максимальное раскрытие интеллектуально-творческого потенциала участников образовательной деятельности; основополагающий принцип её формирования - учёт системы нравственных ценностей, типичных для страны, при этом наиболее, с его точки зрения, продуктивный тип нравственной культуры и характерной для неё системы нравственных ценностей - гедонический, который выступает в качестве этико-аксиологической основы поведения наиболее продуктивных работников университетов.

И. А. Волошина и И. О. Котлярова [2] дифференцируют инвариантные и вариативные корпоративные университетские ценности, к первым они относят традиционные академические ценности, ко вторым - ценности, характерные для определённой образовательной организации.

Е. А. Юрина и Н. С. Гулиус [16], определяя доминирующую культуру и её динамику на основе проведённого дискурсивного анализа корпоративного языка организации, делают акцент на «традиционном» для российских университетов конфликте между клановым и рыночным типом культуры; представления о клановой культуре (сотрудничество, альтруизм, служение целям науки и образования) как об искомом инварианте корпоративной культуры близки представлениям о традиционной академической культуре.

И. В. Троцук и Д. В. Суховерова [11], проанализировав результаты оценки организационной культуры в Российском университете дружбы народов, пришли к выводу о снижении доли бюрократического / иерархического типа организационной культуры и об увеличении доли рыночного и адхократического типа.

И. В.Легостаева [4] определяет три уровня корпоративной культуры вуза: этический, нравственный и коммуникативный в контексте управленческого подхода («чёткая организация процесса управления культурой вуза»).

М. Н.Певзнер, П. А.Петряков, И. А. Ушанова [7] определили характеристики современного состояния полиэтнической корпоративной культуры университетов, а также значение инструментов «менеджмента разнообразия», обобщив опыт нескольких университетов Германии, демонстрирующих реализацию принципов равенства возможностей, межкультурной коммуникации и открытой академической среды. «Культура многообразия» в университетах претворяется в конкретные действия, обеспечивающие реализацию обозначенных принципов: специально организованная интернет-среда вуза, наставничество, коучинг, поддержка инклюзии всех гетерогенных групп обучающих и обучающихся в информационно-образовательную среду.

М. Д. Щелкунов, анализируя влияние модернизации университетов в связи с их переориентацией на «предоставление услуг потребителям», подчёркивает, что в сложившихся условиях «академизм» как традиционный принцип внутриуниверситет- ских отношений уступает под давлением «экономизма», с которым связывается понятие корпоративной культуры, призванной «солидаризировать членов академического сообщества в целях интересов корпорации по производству научно-образовательных продуктов» [15].

Н. В. Волкова и М. А. Зарипова [1] выявили особенности и периоды идентификации новых сотрудников в среду корпоративной культуры вуза (по срокам - более года, гендерные и другие).

Т. Л. Чернышева [14], характеризуя специфику корпоративной культуры опорного университета, обращает внимание на необходимость построения «сильной корпоративной культуры» опорных университетов с целью синхронизации исследовательских задач профессорско-преподавательского состава университетов с масштабом, глубиной и темпами реализации исследовательских задач опорного вуза.

Выводы по результатам исследования. Обобщая вышеизложенное, отметим, что социокультурная среда современного вуза предоставляет возможности для формирования профессиональных компетенций специалиста корпоративного образования, в первую очередь за счёт обучения проектированию содержания корпоративных образовательных программ.

Как показывает практика, процессы развития организационной культуры «экономического», или «рыночного», типа реализуются во всех российских вузах, хотя и на разном уровне развития и в разных формах (в зависимости от статуса, роли в обществе и науке, отраслевой принадлежности, истории, традиций и т.д.). Таким образом, студенты направлений подготовки, синхронизированных с профессиональными стандартами в области педагогики, имеют возможность в течение всего периода обучения в вузе на системной основе изучать и осваивать корпоративную культуру организации образования, в которой они обучаются, в её основных проявлениях: управленческой, организационной и производственной культуре, культуре интеллектуально-творческой и проектной деятельности, культуре многообразия.

В связи с вышеизложенным подчеркнём, что целенаправленное развитие вузом своей сильной корпоративной культуры сыграет положительную роль для приобретения студентом необходимого практического опыта образцового корпоративного поведения, проявляющегося во взаимодействиях вуза с другими организациями, во внутривузовском взаимодействии, в успешном достижении целей деятельности и конкурентоспособной позиции.

Примечания

1. Волкова Н. В., Зарипова М. А. Особенности организационной идентификации новых сотрудников в университетской среде // Психология XXI века: психология как наука, искусство и призвание : сборник научных трудов участников международной научной конференции молодых учёных : в двух томах / под научной редакцией А. В. Шаболтас, С. Д. Гуриевой. Санкт-Петербург, 2018. С. 420-426.
2. Волошина И. А., Котлярова И. О. Развитие системы корпоративных ценностей преподавателей и студентов университета в системе непрерывного образования // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития : материалы 14-й международной конференции. Санкт-Петербург, 2016. С. 394-397.
3. Кузнецов В. В. Корпоративное образование : учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Екатеринбург : Изд-во Российского государственного профессионально-педагогического университета, 2010. 227 с.
4. Легостаева И. В. Педагогическое сообщество университета как носитель и транслятор социокультурных ценностей // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 2. С. 230.
5. Орешкина А. К. Развитие образовательного пространства системы непрерывного образования: теоретико-методологический аспект // Сборник научных трудов международной научно-практической конференции «Образовательное пространство в информационную эпоху» (EEIA-2017) / под ред. С. В. Ивановой. Москва, 2017. С. 253-258.
6. Певзнер М. Н., Грауманн О., Петряков П. А. Корпоративная педагогика : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 050500 «Технологическое образование» / Министерство образования и науки Российской Федерации, Государственное образовательное учреждение «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого». Великий Новгород : Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, 2010. 457 с. : ил., табл.
7. Певзнер М. Н., Петряков П. А., Ушанова И. А. Менеджмент многообразия как инструмент корпоративной культуры вуза // Вестник Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого. 2015. № 5 (88). С. 85-88.
8. Прохоров А. В. Новые академические ценности высшего образования // Гаудеамус = Gaudeamus : психолого-педагогический журнал. 2012. № 1 (19). С. 25.
9. Сахарчук Е. С. Анализ зарубежных моделей подготовки кадров для сферы туризма : монография. Москва : Ruscience, 2016. 162 с. : ил., табл.
10. Социальный работник как личность и профессионал: компетентностная версия : монография / [О. Н. Борисова и др. ; под ред. И. Д. Лельчицкого] ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тверской государственный университет». Тверь : Тверской государственный университет, 2015. 164 с. : ил.
11. Троцук И. В., Суховерова Д. В. Корпоративная культура как инструмент повышения конкуренто способности вуза // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 11. С. 44-54. DOI: https://doi. org/10.31992/0869-3617-2018-27-11-44-54
12. Федулин А. А., Сахарчук Е. С., Лебедева О. Е. Организационные аспекты повышения квалификации специалистов в сфере туризма // Актуальш проблеми економжи. 2015. № 4 (166). С. 332-335.
13. Франц А. С. Корпоративная культура университета (этико-аксиологический аспект) // Университетское управление: практика и анализ. 2006. № 2 (42). С. 26-30.
14. Чернышева Т. Л. Специфика корпоративной культуры опорного университета // Культура и цивилизация. 2018. Том 12. № 1. С. 123-124.
15. Щелкунов М. Д. Государство и университет: модернизация по-российски // Вестник ТИСБИ. 2012. № 2. С. 8-17.
16. Юрина Е. А., Гулиус Н. С. Трансформация корпоративной культуры университета: социологические и лингвистические методы диагностики // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Том 21. № 2 (108). С. 106-121.
17. Boguslavskii M. V., Lelchitskii I. D. Modern development strategies of the Russian education in the conditions of the information society. SHS Web of Conferences. 2016, vol. 29, 5 p. doi:10.1051/ shsconf/20162901010
18. Fedulin A. A., Sakharchuk E. S., Ilkevich S. V. Moscow regional education cluster in tourism and services: a new sustainable development paradigm. World Applied Sciences Journal. 2014, vol. 30, no. 30, pp. 80-81.
19. Mendoza P., Berger J. B. Academic Capitalism and Academic Culture: a Case Study. Education Policy Analysis Archives. 2008, vol. 16, no. 23, pp. 1-24.

Источник: Научный журнал "Вестник Московского государственного университета культуры и искусств". 2019. № 2 (88)


Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (25.12.2019)
Просмотров: 20 | Теги: ВУЗ, компетентностный | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2020 Обратная связь