Четверг, 29.06.2017, 03:25
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ДЕТСКОМУ ФИТНЕСУ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Н.В.Егорова, "Физическая культура и спорт северо-запада России". Вып. 1

ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ДЕТСКОМУ ФИТНЕСУ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Введение. Современные тенденции в мировом оздоровительном движении предлагают широкий спектр направлений спортивной индустрии, одним из которых является фитнес, в том числе детский, представляющий собой комплекс танцевальных и гимнастических упражнений с включением элементов различных видов спорта, выполняемых под музыкальное сопровождение [2]. Одновременно имеет место отсутствие образовательных программ по детскому фитнесу в государственных учреждениях дополнительного образования, несмотря на очевидную востребованность таковых среди современных школьников [1]. Поэтому целью исследования явилась разработка и экспериментальное обоснование авторской программы по детскому фитнесу танцевальной направленности для занятий с детьми 7-9 лет в учреждениях дополнительного образования.

Организация исследования. С сентября 2007 по май 2008 года на базе ГОУ Центр детского творчества Ю30У0 ДО города Москвы был проведен основной педагогический эксперимент. Все испытуемые с учетом их интересов и личностных мотивов были разделены на две группы. Экспериментальная группа (ЭГ) включала 11 девочек (7-8 лет), желающих заниматься детским фитнесом танцевальной направленности по разработанной авторской программе. В контрольную группу (КГ) вошло то же количество девочек 7-8 лет (п=11). Следует заметить, что КГ детей занималась общей физической подготовкой (ОФП) с элементами хореографии по программе дополнительного образования, утвержденной департаментом образования города Москвы (2006 г.). Было решено использовать эту группу для контроля, так как занятия в ней носили оздоровительную направленность, а основные цели приближались к таковым в разработанных авторских программах по детскому фитнесу. Срок реализации каждой программы - 1 год (с сентября по май). Занятия во всех группах проводились три раза в неделю, длительность каждого - 60 минут.

Влияние занятий детским фитнесом на показатели физического развития и физической подготовленности детей 7-9 лет. Для определения исходного уровня физической подготовленности и физического развития детей, а также с целью формирования однородных групп, участвующих в основном педагогическом эксперименте, в начале педагогического эксперимента мы исследовали показатели контрольных упражнений и антропометрических измерений испытуемых ЭГ и КГ (таблица 1).

Показатели физической подготовленности и физического развития детей ЭГ и КГ до эксперимента

Анализ этой таблицы показал, что перечисленные ниже показатели физического развития и физической подготовленности у испытуемых ЭГ и КГ различались недостоверно - вес (р>0,05), рост (р>0,05), прыжки через обруч за 15 с (р>0,05), прыжок в длину с места (р>0,05), поднимание туловища из положения лежа на спине (р>0,05), гимнастический мост (р>0,05), наклон вперед (р>0,05), сгибание и разгибание рук в упоре лежа опорой руками о пол (р>0,05), прыжки через скамейку за 10 с на двух ногах (р>0,05). Таким образом, можно сделать заключение об однородности контрольной и экспериментальной групп в начале педагогического исследования.

Для того чтобы оценить эффективность влияния разработанной нами образовательной программы по детскому фитнесу на динамику физической подготовленности и физического развития детей, мы сравнили показатели контрольных упражнений и антропометрических измерений ЭГ и КГ, полученные после эксперимента, то есть в мае 2008 года. Результаты представлены в таблице 2.

Показатели физической подготовленности и физического развития детей ЭГ и КГ после эксперимента

Примечание. * - этот знак показывает, в какой группе при наличии статистически значимых отличий достигнут лучший результат упражнения

Установлено, что показатели роста (р>0,05) и веса (р>0,05) у испытуемых ЭГ и КГ после эксперимента отличались недостоверно. Различия достоверны, но в разной степени в прыжках через обруч за 15 с (р<0,05), сгибании-разгибании рук в упоре лежа (р<0,05), в поднимании туловища из положения лежа (р<0,05), наклоне вперед (р<0,01). Более того, как показал анализ таблицы 2, в этих контрольных упражнениях девочки из экспериментальной группы показали более высокие результаты по сравнению с испытуемыми контрольной группы. Данный факт свидетельствует о том, что занятия девочек в течение учебного года по образовательной программе для системы дополнительного образования «Детский фитнес танцевальной направленности», по сравнению с занятиями ОФП с элементами хореографии, способствуют ускоренному развитию сростно-силовых способностей в сочетании с ловкостью (прыжки через обруч за 15 с), общих силовых показателей, а также гибкости.

В таких контрольных упражнениях, как прыжок в длину с места, прыжки через скамейку и гимнастический мост после педагогического эксперимента между ЭГ и КГ достоверных различий обнаружено не было (р>0,05) (табл. 2).

В таблицах 3 и 4 представлена динамика изучаемых показателей физического развития и физической подготовленности младших школьниц, продемонстрированная испытуемыми ЭГ и КГ, за период проведения педагогического эксперимента, в течение которого девочки занимались либо детским фитнесом, либо ОФП. Стоит отметить, что тотальные размеры тела (рост стоя и вес) у младших школьниц двух групп за указанный период не претерпели существенных изменений (р>0,05) (табл. 3, 4).

Сравнительная характеристика физической подготовленности и физического развития детей ЭГ до и после эксперимента

Таблица 3 позволяет проанализировать изменения физической подготовленности у испытуемых ЭГ, занимавшихся по разработанной программе детского фитнеса танцевальной направленности в течение учебного года. Можно констатировать, что занятия детей по данному направлению позволяют добиться значимых результатов в развитии: скоростно-силовых способностей, связанных с проявлением ловкости; силы мышц брюшного пресса, спины и пояса верхних конечностей, а также гибкости. Об этом свидетельствуют статистически значимые изменения, произошедшие за период эксперимента в этой группе, по следующим контрольным упражнениям: прыжки через обруч (р<0,05), сгибание-разгибание рук в упоре (р<0,01), поднимание туловища из положения лежа на спине (р<0,01), наклон вперед (р<0,001), гимнастический мост (р<0,001) (табл. 3). Причем легко заметить, что именно на развитие гибкости девочек занятия по образовательной программе «Детский фитнес танцевальной направленности» оказали наиболее значительное влияние, чуть менее эффективно развивались силовые способности.

Сравнительная характеристика физической подготовленности и физического развития детей КГ до и после эксперимента

Данные, представленные в таблице 4, позволяют судить об изменениях результатов контрольных упражнений, наблюдавшихся в КГ за период, соответствовавший времени педагогического эксперимента. Анализ этой таблицы показал отсутствие достоверных изменений практически по всем результатам, продемонстрированным испытуемыми КГ в контрольных упражнениях после эксперимента относительно их исходного уровня (р>0,05). Исключение составили среднегрупповые показатели контрольного упражнения «гимнастический мост» до и после эксперимента, по которым в КГ обнаружились достоверные изменения (р<0,01) за исследуемый период.

Заключение. На целесообразность разработки и применения авторских программ по детскому фитнесу в системе дополнительного образования указывает ряд обоснованных с точки зрения науки фактов. Во-первых, до эксперимента между двумя группами испытуемых ни по показателям физического развития, ни по критериям физической подготовленности значимых отличий не обнаружено. Изучение влияния предлагаемой программы и программ физкультурно-спортивной направленности, использующихся в настоящий момент в системе дополнительного образования Москвы (на примере программы занятий ОФП с элементами хореографии), показало преимущества детского фитнеса для достижения большей гармонизации процесса развития детей младшего школьного возраста.

Литература

1. Борилкевич В. Е. Об идентификации понятия «фитнесс»//Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 2. - С. 45-46.
2. Сайкина Е. Г. Социокультурные предпосылки развития детского фитнеса в системе физкультурного образования детей и подростков.// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2007. № 2. - С. 2-6.

"Физическая культура и спорт северо-запада России". Вып. 1

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (10.11.2016)
Просмотров: 142 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь