Воскресенье, 04.12.2016, 00:47
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ВОЗМОЖНОСТИ ПОЖАРНО-ПРИКЛАДНОГО СПОРТА КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЙ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ

Т.А.Крюкова

ВОЗМОЖНОСТИ ПОЖАРНО-ПРИКЛАДНОГО СПОРТА КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЙ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ

В данной статье рассматриваются возможности реализации факультативного курса «Пожарно-прикладной спорт» как средства формирования умений безопасного поведения школьников в экстремальных ситуациях в условиях общеобразовательной школы в соответствии с требованиями образовательных стандартов нового поколения (ФГОС ООО).

Ключевые слова: пожарно-прикладной спорт, экстремальная ситуация, школьники, уровни, формирование, знания, умения, навыки, анкетирование.


В современном мире, в связи с обострившимися геополитическими проблемами, количество экстремальных ситуаций заметно возросло: террористические акты, войны, различные техногенные катастрофы, природные катаклизмы, повышенная пожаро- опасность. Такое положение дел обостряет проблему безопасности жизнедеятельности. Пожары являются одной из опаснейших экстремальных ситуаций по количеству жертв и негативных последствий, поэтому перед образовательной системой страны встает актуальная задача формирования у обучающихся умений безопасного поведения и готовности к преодолению экстремальных ситуаций, что соответствует требованиям, предъявляемым Государственными образовательными стандартами (ФГОС, 2010) среднего (полного) общего образования второго поколения [ФГОС ООО]. В законе «Об образовании в РФ» (2012 г.) говорится, что педагоги должны: «... развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, а т.ж должны формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, культуру здорового и безопасного образа жизни» [ФЗ «Об образовании в РФ» п. 4 ст. 14]. Проблема формирования умений безопасного поведения школьников в экстремальных ситуациях неоднократно поднималась российскими исследователями Н.В. Елисеевой, В.Н. Мошкиным, А.А. Сергиным, Л.Ю. Скрипник, A.M. Столяренко, А.В. Шигаевым. Анализ результатов их исследований показал, что реализация задач формирования у школьников умений безопасного поведения в экстремальных ситуациях в общеобразовательной школе затруднительна из-за недостаточной разработанности методов и средств.

Процесс формирования у школьников умений безопасного поведения в экстремальных ситуациях длительный, в основу которого положены адекватное отношение к действительности и потенциальные возможности каждого учащегося. Начинать формирование данных умений необходимо на уроках физической культуры, но общая физическая подготовка учащихся не может достаточно полно обеспечить их готовности к преодолению различных сложностей в экстремальных ситуациях.
Проведенный нами опрос школьников 8-11 классов МОУ СШ № 73 г. Волгограда показал, что 63% респондентов признают отсутствие у них умений безопасного поведения в экстремальных ситуациях и выражают желание учиться этому, в частности, в процессе дополнительных занятий пожарно-прикладным спортом.

Для решения проблемы нами был разработан факультативный курс «Пожарно- прикладной спорт», в основу которого положены комплексы разнообразных приёмов пожарно-прикладного спорта используемые как средства формирования у школьников умений безопасного поведения в экстремальных ситуациях во внеучебной деятельности. Данный курс позволит в соответствии с требованиями ФГОС ООО сформировать у школьников ценности безопасного поведения, культуру безопасного образа жизни, усвоить ими правила коллективного и индивидуального эффективного противостояния экстремальным ситуациям.

Экспериментальная работа по апробации факультативного курса проводилась на базе МОУ СШ № 73 г. Волгограда.

В программу факультативного курса «Пожарно-прикладной спорт» были включены теоретические и практические занятия, а также обязательные личные и командные соревнования по пожарно-прикладному спорту. Структура соревнований включала упражнения четырёх видов: преодоление 100 метровой полосы с препятствиями; подъем по штурмовой лестнице в окно 2-го и 3-го этажей учебной башни; боевое развертывание; пожарная эстафета 4х100 м. Основная цель курса - сформировать у школьников готовность к преодолению экстремальных ситуаций.

Командные соревнования необходимы для развития у учащихся командного духа, чувства «плеча», умений работать в группе, ответственности. Сформированность данных качеств - возможность преодолевать различные экстремальные ситуации. Наличие физических качеств, знаний, умений и навыков безопасного поведения помогут в будущем школьникам успешно решать сложные задачи, которые могут возникнуть в условиях пожара. Соревнования развивают жизненно необходимые качества - силу, выносливость, умения безопасного поведения в экстремальных ситуациях. Пожарно-прикладной спорт развивает у школьников возможности нервно-мышечного аппарата и двигательной системы, координацию движений; обеспечивает двигательную активность, адаптацию организма к стрессу, психологическую подготовку к стрессовым ситуациям, волю и т.д.

При проведении теоретических занятий факультативного курса проходила апробация экспериментальных методик формирования умений безопасного поведения школьников в экстремальных ситуациях путем моделирования учебно- профессиональных ситуаций, что давало возможность школьникам демонстрировать усвоенные знания и умения. Ситуации организовывались учителем при помощи активных и интерактивных методов обучения. Школьники вовлекались в учебно- профессиональные ситуации, посредством которых они получали возможность поиска выхода из них, используя полученные теоретические знания.

В начале занятия класс делился учителем на несколько групп. Каждой группе предлагалось смоделировать пожароопасную ситуацию (пожар в жилом доме, пожар в школе, пожар в торговом центре и др.) и свои действия по выходу из неё. В результате дискуссии школьники анализировали, насколько правильно они поведут себя, выявляли типичные ошибки, допускаемые в таких ситуациях, и разбирали, как их исправить. Занятие заинтересовало школьников, они активно участвовали в обсуждении.

Для диагностик, с целью выявления отношения школьников к необходимости формирования у них умений безопасного поведения в экстремальных ситуациях, а также их отношения к пожарно-прикладному спорту как основному источнику умений в данной области, нами была разработана и проведена анкета, которая включала в себя следующие вопросы:
1. Является ли Ваша жизнь одной из главнейших универсальных ценностей?
2. Способен ли, по Вашему мнению, курс пожарно-прикладной подготовки решить проблемы Вашей готовности к безопасному поведению?
3. Интересны ли Вам занятия по пожарно-прикладному спорту?
4. Надо ли школьникам учиться навыкам выживания в экстремальных ситуациях (например, при пожарах)?

Анкетирование проводилось в 10-х классах МОУ СШ № 73 г. Волгограда. Вопросы анкеты были открытыми. Отвечая на них, респонденты имели возможность высказать своё мнение и вносить предложения.

Ответы респондентов на первый вопрос были практически одинаковыми, так как 100% школьников считают, что безопасность их жизни является важнейшей универсальной ценностью.

Ответы респондентов на второй вопрос разделились. Согласны с тем, что занятия пожарно-прикладным спортом могут решить проблемы их подготовки к трудностям жизни - 69% школьников. Не интересуются вопросами своей безопасности в случае пожаров, но и не отрицают возможности пожарно-прикладного спорта в решении проблемы готовности к безопасному поведению - 31% школьников (в большинстве девушки).

Приведем примеры высказываний учащихся.

Иванов Юрий: «Я не представляю, что окажусь в пожароопасной ситуации, но в то же время считаю, что надо быть готовым к любым событиям в жизни и мне интересны проблемы, которые мы разбираем на занятиях по пожарно-прикладному спорту. На мой взгляд, приобретенные на этих занятиях умения очень помогут мне в жизни».

Скрябин Анатолий: «Пожарно-прикладная подготовка нужна, так как она помогает нам приобрести умения и навыки необходимые в различных экстремальных ситуациях. На этих занятиях я узнал много нового».
Песков Андрей: «Проблема личной безопасности меня очень интересует, но я не считаю, что попаду в ситуацию возникновения пожара в школе или дома, хотя занятия мне нравятся, я узнаю на них много нового».

Елистратова Таня: «Мне не интересно ходить на факультатив, так как я считаю, что при возникновении пожара я не буду полагаться на знания, а буду действовать интуитивно. Существуют люди, которые этим занимаются профессионально, вот пусть они нас и спасают».

На третий вопрос анкеты респонденты ответили следующим образом: 73% учащихся ответили положительно, видя в занятиях определенный источник знаний и умений; 10% ответили отрицательно, отмечая недостаточную мотивацию к занятиям, и не видя применения их в своей дальнейшей жизни; 17% респондентов затруднились ответить на этот вопрос.

Иванов Юрий: «Я не собираюсь связывать свою дальнейшую жизнь и работу с профессией пожарного, но занятия на факультативе вызывают у меня большой интерес, так как я понимаю, что без специальной подготовки не смогу правильно действовать в чрезвычайных ситуациях».

Скрябин Анатолий: «Мне очень интересны занятия по пожарно-прикладному спорту, я с удовольствием принял участие в соревнованиях, в дальнейшем планирую заниматься этим профессионально».

Елистратова Таня: «Пожарно-прикладной спорт никакого интереса у меня не вызывает, для меня важнее занятия по предметам, которые понадобятся мне для поступления в университет».

На четвертый вопрос большинство респондентов ответили положительно (89%), отмечая, что сегодня в мире происходит много негативных событий (террористические акты, войны, пожары и т.д.), которые могут создать опасность для их жизни и жизни окружающих. В этих случаях знания действий, которые необходимо совершить для спасения себя и своих близких, помогут им выжить.

Результаты анкетирования, проводимого с целью выявления отношения школьников к необходимости формирования у них умений безопасного поведения, показывают их высокую мотивацию в данной области.

Основными педагогическими средствами, обеспечивавшими эффективность процесса формирования у школьников умений безопасного поведения в экстремальных ситуациях, являлись:
• интерактивные игры, направленные на осознание школьниками ценности жизни и здоровья, развитие потребности в умениях преодоления экстремальных ситуаций, в ходе которых учитель целенаправленно готовил школьников к рискованным действиям, регулируя степень сложности и предусматривая помощь при возникновении реальной угрозы для жизни;
• творческие задания, нацеленные на развитие командного духа, умений работать в группе, способностей принимать быстрые и конструктивные решения в ситуациях возникновения угрозы для жизни школьника, т.е. того, что необходимо для психологической готовности к преодолению экстремальных ситуаций.

Дополнительными педагогическими средства являлись комплексы упражнений (силовые, скоростные, координационные, общая выносливость), направленные на развитие и совершенствование двигательных способностей обучающихся и повышение уровня физической подготовки, а также спортивные внеклассные мероприятия.

Динамика этого процесса формирования умений безопасного поведения школьников в экстремальных ситуациях представлена в таблице 1.

В целом, результаты исследования подтвердили наше предположение, что после проведения факультативного курса «Пожарно-прикладной спорт» как средства формирования у школьников умений безопасного поведения в экстремальных ситуациях, их заинтересованность в умении преодолевать экстремальные ситуации и в вопросах обеспечения собственной безопасности - высока, как и уровень мотивов к занятиям пожарно-прикладным спортом.

Таблица 1
Динамика сформированности умений безопасного поведения школьников в экстремальных ситуациях

Литература

1. Елисеева Н.В. Формирование готовности учащихся старших классов к эффективным действиям в экстремальных ситуациях: дис. ... канд. пед. наук. - Ставрополь, 2007. - 160 с.
2. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования: приказ Минобрнауки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 (с прилож.) // Сборник официальных документов и материалов. - 2012. - № 9. - С. 34-46.
3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ [Электронный ресурс].
URL:http://standart.edu.ru/doc.aspx?Dodd=10688 (дата обращения: 02.04.2016 г.).

"Физическое воспитание и спортивная тренировка" № 2 (16) - 2016

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (25.08.2016)
Просмотров: 43 | Теги: пожарно-прикладной спорт | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016