Пятница, 22.06.2018, 21:41
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ВОЗМОЖНОСТИ ПОВЫШЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 10-12-ТИ ЛЕТ

Седых Н.В., доктор педагогических наук, профессор Волгоградская государственная академия физической культуры

Виноградская О.В., кандидат биологических наук зам. директора по учебной работе ДЮСШОР №21

Пимонова Т.Н.

ВОЗМОЖНОСТИ ПОВЫШЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 10-12-ТИ ЛЕТ

Актуальность вопроса заключается в том, что уроки физической культуры в школе не могут удовлетворить в полной мере потребность детей и подростков в движении, вследствие чего образуется дефицит двигательной активности. Вполне закономерно в данной ситуации возникает необходимость поиска новых форм и методов организации процесса физического воспитания, которые могли бы дополнить три урока физической культуры в неделю, предусмотренные программой, и тем самым решить данную проблему.

Ключевые слова: двигательная активность; урок физической культуры; двигательные умения и навыки.

 

Многие авторы отмечают, что наибольшую значимость в структуре двигательной активности имеют организованные движения, планируемые для развития двигательных умений, навыков и двигательных способностей для повышения адаптационных возможностей организма школьника. При достаточном объеме двигательной активности в режиме жизни ребенок может удовлетворить и биологическую потребность в движении, и повысить уровень физической подготовленности [1; 2; 3].

Для детей 10-12 лет в занятия физической культурой можно включать любые физические упражнения, кроме упражнений с длительным статическим удержанием веса и натуживанием. В этом возрасте дети не любят выполнять длительные монотонные упражнения, поэтому лучшим средством физического воспитания для них являются игры, стимулирующие не только двигательную, но и познавательную активность ребенка.

Измеряется двигательная активность чаще всего суточным расходом энергии или показателем шагометрии. Ежедневная двигательная активность школьников колеблется от 6 до 48 тысяч шагов в сутки, в среднем составляя 12-18 тысяч шагов. В период бодрствования здоровые дети делают в среднем 22 движения ежеминутно, т.е. 840 и 1320 движений в час.

Данные многих исследователей подтверждают мнение о том, что до 85% времени бодрствования (для возраста 10-12 лет - 15 часов 30 минут) школьники проводят в сидячем положении [1; 3]. Двигательная активность детей в сутки достигает 2,5 часа, из которых привычная (необходимая) - до 1 часа, специально организованная - 1,5 часа.

Рядом авторов выявлено отставание двигательной активности детей 10-12-ти лет от нормы (20000 шагов - норма, 5400 шагов - участники исследования) для данного возраста. С учетом этих данных и возможностей школы строилась экспериментальная методика.

Экспериментальная группа занималась по разработанной методике. Уроки, продолжительностью 40 минут, проводились с кратностью 3 раза в неделю с сентября по май: общеразвивающие упражнения и подвижные игры на свежем воздухе - ежедневно, кроссовый бег - в весенне-осенний период и ходьба на лыжах - в зимний период - 2-3 раза в неделю. В содержание физкультурно-оздоровительных прогулок включались двигательные задания на развитие координации движений; игровые задания на развитие дыхательной системы, мелкомоторной координации, познавательных процессов; подвижные игры на развитие физических способностей.

Педагогический эксперимент проводился с целью проверки рабочей гипотезы, апробации и определения эффективности влияния процесса физического воспитания учащихся среднего школьного возраста с ежедневным проведением физкультурно- оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня на физическую и функциональную подготовленность занимающихся.

Учащиеся контрольной группы занимались по традиционной программе физического воспитания с аналогичной продолжительностью и кратностью уроков. Эффективность предлагаемой методики оценивалась посредством сравнения критериальных показателей до и после проведения педагогического эксперимента.

В состав испытуемых вошли 21 учащийся (мальчики) из двух 6-х классов (экспериментальная группа - 11 человек, контрольная - 10).

Из рисунков 1 и 2 видно, что экспериментальная методика оказала положительное влияние на развитие физических способностей. Наблюдается улучшение показателей по следующим тестам: в беге на 30 метров, прыжке в длину, метании набивного мяча на дальность, поднимании туловища из положения лежа на спине.

Рис. 1. Динамика показателей физической подготовленности (бег 30 м, метание набивного мяча и подтягивание на перекладине) участников исследования

Рис. 2. Динамика показателей физической подготовленности (прыжки в длину с места и поднимание туловища из положения лежа) участников исследования

В процессе исследований нами была получена следующая динамика показателей двигательной активности школьников, усредненные данные которых представлены в таблице 1 .

Таблица 1
Уровень двигательной активности детей школьного возраста

Примечание: курсивом обозначены результаты формирующего педагогического эксперимента.

Как показали результаты исследования, уровень двигательной активности в результате применения экспериментальной методики значительно возрос, что подтверждается полученными данными, которые в среднем составили: объем двигательной активности у мальчиков - 17200 движений (Р<0,05); показатели интенсивности у мальчиков - 59 дв./мин; показатель длительности - 292 мин. и 277 мин. (Р<0,05) соответственно, что значительно выше средних стандартных показателей.

Таким образом, для гармоничного физического развития школьников целесообразно применять физкультурно-оздоровительные прогулки, направленные на развитие физических способностей и функциональных возможностей организма. Содержанием физкультурно-оздоровительных прогулок должны являться: двигательные задания на развитие координации движений; игровые задания на развитие дыхательной системы, мелкомоторной координации; подвижные игры на развитие физических способностей.

Литература

1. Блинков С.Н., Левушкин С.П. Влияние двигательных режимов различной направленности на физическую работоспособность девочек 10-17 лет разных типов телосложения // Теория и практика прикладных и экстремальных видов спорта. - 2010. - № 3 (18). - С. 41-44.
2. Дереклеева Н.И. Двигательные игры и уроки здоровья. - М., 2004. - 150 с.

3. Лях В.И., Румба О.Г., Горелов А.А. Критерии и методы исследования двигательной активности человека // Теория и практика физической культуры. - 2013. - № 10. - С. 99-103.

Научно-методический журнал "Физическое воспитание и спортивная тренировка" № 1(23) - 2018

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (17.05.2018)
Просмотров: 75 | Теги: двигательная активность | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь