Суббота, 23.03.2019, 09:37
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ВОЗМОЖНОСТИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Колбасова И.В.

ВОЗМОЖНОСТИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация. Основная цель профессионального образования - подготовка квалифгщированного специалиста, конкурентного на рынке труда, свободно владеюгцего своей профессией. В статье рассматривается вопрос о предпосылках компетентностного подхода в системе профессионального образования.

Ключевые слова. Физическая культура, образование, компетентность, студент, преподаватель.

 

В связи с введением с 2008 года нового ФГОСа, в основе которого лежит компетентностный подход, возникает вопрос, а что это такое и как внедрить это новшество. Для меня, преподавателя ВУЗа эта проблема является актуальной.

Данная работа посвящена рассмотрению компетентностного подхода к обучению и воспитанию, так как именно вопрос обучения и воспитания является основным вопросом педагогики.

Присоединение Российской Федерации к Болонскому процессу обозначило важную проблему реформирования системы высшего образования - повышения качества образования, формирование готовности выпускников ВУЗов к дальнейшей деятельности и жизни в обществе.

При этом требования к профессии превращаются в своего рода «пакеты компетенций» [1, С. 5], так как на рынке труда оцениваются не сами по себе знания, а способность выполнять определенные функции.

Компетентностный подход в современном представлении обозначает переориентацию с процесса на результат образования, рассмотрение этого результата, с точки зрения востребованности в обществе, обеспечение возможности молодого специалиста соответствовать новым требованиям рынка труда, иметь соответствующий потенциал здоровья, для практического решения жизненных проблем, поиска своего «Я» в профессии.

Известно, что одним из ключевых в ряду современных компетенций является здоровьесберегающая компетенция.

В связи с вышеизложенным поиск наиболее эффективных здоровьесберегающих технологий в образовательной системе высшей школы является актуальной проблемой.

Активизация деятельности студентов в укреплении здоровья, осознание роли здоровьеформирующих технологий позволяет без больших физических и психических напряжений достичь желаемого результата в повышении физической, функциональной подготовленности и умственной работоспособности студентов.

Компетенция означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.

Компетенции - это обобщенные способы действий, обеспечивающие продуктивное выполнение профессиональной деятельности [2, С. 39], по сути это требования, предъявленные к уровню подготовки будущих специалистов.

Большинство исследователей к сущностным характеристикам компетентности относятся [3, С. 16]:
- углубленное знание предмета;
- постоянное обновление знаний для успешного решения профессиональных задач;
- представленность содержательного и процессуального компонента.

В отличие от традиционных характеристик, знаний, умений и навыков, в понятии «компетентность» подчеркиваются такие качества, как:
- интегративный и творческий характер;
- высокая эффективность результата;
- практикоориентированная направленность образования;
- соотнесение критерия с ценностно-смысловыми характеристиками личности;
- формирование мотивации самосовершенствования.

Компетентность не сводится к набору компетенций и не является суммой знаний, умений и навыков, так как включает в себя еще и мотивационную, социальную и поведенческую составляющую.
Наиболее полная классификация содержит в себе три больших класса [3, С. 20]:
Предметные
Базовые
Ключевые

Для того чтобы принять решение об уровне компетентности выпускника ВУЗа необходимо иметь сведения об успеваемости его деятельности в профессиональной сфере, с которой он почти не сталкивался. Реально оценить состоятельность профессионала может только работодатель. Поэтому компетентностный подход к формированию образа выпускника - это шаг в сторону внешних субъектов оценки, поиск новых путей измерения данного качества. Обязательному оцениванию при этом подлежат компетенции, которые определяют профессиональную пригодность учителя. В свою очередь, индивидуальные особенности человека также оказывают влияние на процесс выполнения профессиональных задач, именно они составляют основу стиля работы. Данные качества вариативны, определяются спецификой развития личности и не требуют контроля.

С целью осуществления мониторинга процесса подготовки выпускников ВУЗов и реализация модели специалиста необходимо разработать инструментарий измерения компетенций. Оценивание компетенций целесообразно проводить у студентов старших курсов. Средства оценивания должны выявлять как содержательный, так и деятельностный компоненты подготовленности выпускника, что предполагает демонстрацию компетенций или их применение в конкретной ситуации.

Данный путь предусматривает следующие индикаторы компетентности:
Составление портфолио студента;
Применение в учебном процессе ситуационных заданий;
Обязательная защита курсовых работ;
Увеличение практикумов, позволяющих демонстрировать свои компетенции и т.д.

Критерии - это объективные показатели выраженности оцениваемого параметра, которые выявляются в процессе наблюдения за ходом выполнения задания [4, С. 28].

Оценивание можно осуществлять на основе следующих показателей:
студент демонстрирует умение использовать учебный материал для решения поставленной задачи;
студент умело привлекает личный опыт в качестве иллюстрации тех или иных теоретических положений;
студент аргументировано отстаивает свою позицию;
студент умеет обобщать сказанное, подводить итоги, осуществлять самооценку;
студент демонстрирует готовность к дальнейшему обучению и развитию.

Однако компетентность предполагает более высокий уровень подготовленности, чем требования ФГОСа, так как включает еще и опыт деятельности, достижения и личностные качества студента. Важно оценить познавательную активность, творческий потенциал обучающегося. С этой целью составляются кейсы.

Вместе с тем, в педагогической практике широкое распространение получили различные тесты.

На основе комплексной оценки, осуществленной с помощью рассмотренных средств, можно сделать вывод о сформированности компетентности выпускников Педагогического ВУЗа. Решение данного вопроса поможет подготовить педагога, способного удовлетворить социальный заказ общества, и повысить качество образовательного процесса, как в школе, так и в ВУЗе.

Вывод:

1. Эффективность организации физического воспитания определяет формирование у студентов интереса к занятиям по физической культуре и повышает их мотивацию к сохранению здоровья.

2. Повышение компетентности в здоровьеформирующих технологиях побуждает студентов созидать свое собственное здоровье, активно задействовать физические, психические и духовные возможности самого себя.

Литература

1. Байденко В. «Компетенции в профессиональном образовании//Высшее образование в России». 2004 г.№11 - 13 с.
2. Зеер Э., Заводчиков Д. «Идентификация универсальных компетенций выпускников работодателей//Высшее образование в России» 2007г. №2.
3. Иванов Д. «Компетентности и компетентностный подход в современном образовании» М., 2007 г. - 32 с.
4. Сергеев И.С., Блинов В.И. «Как реализовать компетентностный подход на уроке и во вне урочной деятельности» Практическое пособие. М., 2007г.-96 с

Физическая культура, спорт, наука и образование: материалы I всероссийской научной конференции с международным участием, 29 марта 2017 года / под ред. С.С. Гуляевой, А.Ф. Сыроватской. - Чурапча: ЧГИФКиС, 2017 - 418 с.


Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (01.03.2019)
Просмотров: 18 | Теги: физическая культура | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь