Пятница, 09.12.2016, 16:30
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

ВОЗМОЖНОСТИ E-LEARNING В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Н.Я. Червова
Кемеровский институт (филиал) Российского государственного торгово-экономического университета

ВОЗМОЖНОСТИ E-LEARNING В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Дано определение понятия «E-Learning», рассмотрены возможности применения электронных методов обучения в образовательном процессе вуза.

Ключевые слова: E-Learning, электронное обучение, мультимедийные программы, WebQuest-метод.

 

Специфика предмета иностранного языка обуславливает активное применение компьютера на занятиях. Существует много информационных коммуникационных технологий: E-Learning (электронное обучение), Blended Learning (смешанное обучение), электронная почта (E-Mail), форумы, тематические блоги, дистанционное обучение, метод проектов, учебные платформы, учебная оболочка Moodle (www.moodle.org), технология Wiki (wikispaces) и др.

Прежде всего следует дать определение понятия E-Learning, так как оно оказывает влияние на весь процесс создания и использования электронных учебных материалов. Понятие E-Learning часто используется для обозначения всех процессов обучения, связанных с компьютером. Однако такое широкое определение не соответствует действительности, так как включает, например, такие способы, как поиск материалов в Интернете или обучение с помощью компакт-диска. При определении понятия E-Learning следует, помимо электронной базы, учитывать ещё, по меньшей мере, два критерия содержания обучения: 1) индивидуализацию обучения при сопровождении преподавателем (тьютором); 2) интерактивность в процессе выполнения заданий.

Критерий индивидуализации предполагает собственную активность и самостоятельность обучающегося в процессе приобретения знаний. Учащийся сам принимает решение о времени, темпе и уровне обучения. Тем не менее процесс направляется и контролируется тем, что, во-первых, чётко определяется цель каждого электронного урока и, во-вторых, каждый урок методически выстроен в соответствии с этой целью. Правильно понимаемое электронное обучение - это не бесконтрольные действия в компьютерном классе. Высокая степень индивидуализации обучения отводит преподавателю роль консультанта, особенно при технических проблемах и трудностях с пониманием задания. Преподаватель должен быть постоянно доступен, либо присутствовать в компьютерном классе, либо очень быстро реагировать по электронной почте. В противном случае электронные уроки должны быть максимально простыми и дидактизированными.

Для этапа выполнения упражнений и выработки навыков автоматизма в употреблении иноязычных категорий особенно интересной является возможность создания электронных заданий с немедленной обратной связью. В сравнении с традиционным раздаточным материалом электронные упражнения имеют определённые преимущества: они могут повторяться при желании много раз; учащиеся имеют возможность сразу увидеть свои ошибки. Конечно, простое сообщение richtig/falsch не очень убедительно для учащегося. Здесь необходимы более сложные программы, которые позволили бы преподавателю соответствующим образом оценить работу учащихся.

На основе названных критериев можно сказать, что под электронным обучением на занятиях иностранного языка понимается внедрение мультимедийных компьютерных программ обучения, которые позволяют индивидуализировать обучение с помощью интерактивных форм заданий под руководством преподавателя.

Электронные упражнения должны соответствовать следующим требованиям:
- задания должны быть интерактивными и обеспечивать учащимся обратную связь для определения уровня знаний;
- презентация заданий должна быть мультимедийной и аудиовизуальной;
- должна быть обеспечена доступность преподавателя/тьютора;
- студенты должны иметь доступ к другим базам данных и источникам информации, например, в Интернете;
- упражнения не должны быть привязаны к какой-то среде обучения или к определённому времени, они должны быть всегда доступны.

Электронные формы занятий могут с успехом применяться для тренировки таких видов деятельности, как:
- совершенствование рецептивных умений;
- выработка навыков чтения и понимания текста;
- выработка навыков аудирования;
- введение и тренировка грамматических структур;
- повторение и закрепление лексики.

Интересной является возможность создания электронных форм экзамена, когда в обратной связи сообщается процент правильно выполненных тестовых заданий (cloze-Test либо Multiple-Choice-Test).

Таким образом, преимуществами использования компьютерных программ обучения являются:
- уменьшение количества грамматических упражнений на занятии в пользу коммуникативных заданий;
- возможность самостоятельного и неограниченного повторения упражнений и правил с учётом индивидуальных способностей;
- ошибки учащихся исправляются сразу, тем самым уменьшается риск закрепления неправильных навыков;
- мотивация учащихся повышается благодаря использованию современных методов и средств (компьютер, видеопроектор, Интернет);
- последовательная обратная связь позволяет реально оценивать уровень знаний учащихся и целенаправленно готовиться к экзамену.

Несмотря на все преимущества, электронное обучение не должно стать регулярным на занятии иностранного языка или даже заменить занятия в аудитории, так как ни одна электронная система не может измерить и оценить креативность в создании текста или диалога. Тренировка произношения, совершенствование навыков устной речи, развитие коммуникативной и социальной компетенции должны целенаправленно осуществляться на занятии.

Компьютеризация обучения иностранному языку помогает облегчить доступ к информации и сократить время изучения языка. В настоящее время существует огромный выбор мультимедиа-продуктов, интернет-сайтов, содержащих необходимую для изучения иностранного языка информацию, электронных учебников, баз данных с тематическими текстами и упражнениями.

Можно найти много полезного и интересного на сайтах образовательных учреждений, издательств, специализирующихся на выпуске учебников иностранного языка, журналов по специальности, многие из которых существуют только в электронной версии. На этих же сайтах можно найти отзывы о новинках учебной литературы, списки важных адресов в Интернете, библиографии, советы по дидак- тизации того или иного материала и т.п.

Изучающим иностранные языки Интернет предлагает, помимо аутентичных сайтов, сайты, разработанные специально для иностранцев, содержащие рекомендации по изучению языка, списки нужных адресов, тематические подборки упражнений. Некоторые мультимедийные самоучители и энциклопедии регулярно через Интернет обновляют и пополняют свои данные.

Сайт Deutsche Welle (http://www.dw.de) предлагает аудиоматериалы и упражнения как для начинающих, так и для продолжающих изучение немецкого языка. Дистанционный курс Deutsch Interaktiv может использоваться для самостоятельной работы над языком с помощью интерактивных упражнений по грамматике и лексике немецкого языка. Для преподавателей имеются программы Konjugator, Verbtrai- ner, C-Test, Schutteltext, с помощью которых можно составить упражнения для учащихся.

В изучении немецкого языка помогают бесплатные подкасты на сайте Deutsche Welle. Речь идёт о регулярно обновляемых сериях аудио- и видеофайлов (Mission Europe - Mission Berlin, Deutsch - warum nicht, Jojo sucht das Gluck и др.), на которые можно подписаться непосредственно на сервере DW-WORLD.DE. Абонент подкастинга может в любое удобное для него время самостоятельно выбирать для прослушивания или просмотра аудио- и видеофайлы передач, на которые он подписался. Deutsche Welle была первой общественно-правовой медиакомпанией, которая стала предлагать передачи как подкасты ещё в 2004 году. Сегодня на сайте DW- WORLD.DE можно подписаться более чем на 50 видов подкастов аудио- и видеопередач, а также языковых курсов и тематических досье из архива Deutsche Welle.

Широкие возможности как для учащихся, так и для преподавателей немецкого языка предоставляет Институт им. Гёте, который в качестве Института культуры Федеративной Республики Германия уже на протяжении более 60 лет задаёт уровень качества для изучения немецкого языка во всем мире. Для изучающих немецкий язык предлагаются дистанционные курсы немецкого языка. Курсы имеют модульную структуру: каждый заочный курс обучения может быть связан с другими языковыми курсами и бесплатными дополнительными предложениями. Успех гарантируется сопровождением на протяжении всего курса личным преподавателем (тьютором), который корректирует задания и даёт индивидуальные советы в учёбе. Курсы предлагаются для разного уровня знаний и различных целей, например: BESSER DEUTSCH ANFANGER, BESSER DEUTSCH SCHREIBEN или BESSER DEUTSCH GRAMMATIK. На сайте имеются интерактивные упражнения, которые можно выполнять в любое время и много раз. Медиотека дополняет занятия, предоставляя разнообразные материалы и учебные средства для самостоятельного
изучения.

Преподаватели немецкого языка могут использовать программу в разделе «Deutsch lehren», «Ubungsblatter selbst gemacht», которая позволяет быстро подготовить задания для учащихся (Luckentext/ Uberschriften oder Abschnitte zuordnen/ Abschnitte in die richtige Reihenfolge bringen). Кроме того, Институт им. Гёте постоянно предлагает разнообразные проекты, которые способствуют изучению немецкого языка в увлекательной форме, например: поисковая E-Mail-игра «Odyssee», международный E-Mail-проект «Das Bild der Anderen», игра «Mediterrania», проект «Ticket nach Berlin» и др. Все проекты дидактизированы, они содержат задания для учащихся и указания для преподавателя. Имеются языковые квесты (Sprachen- Quests) - небольшие проекты, которые предусматривают поиски в Интернете, работу в команде и выполнение различных заданий.

SprachenQuest или WebQuest-метод в настоящее время широко используется при обучении иностранным языкам. WebQuest (с англ. - поиск в сети Интернет) - это деятельностноориентированная проектная дидактическая модель, предусматривающая самостоятельную поисковую работу учащихся на веб-сайтах с целью решения учебной проблемы. Результатом деятельности является презентация полученных данных. Знакомство с работами других учащихся должно стимулировать к дальнейшим поискам и более глубокому изучению проблемы. Немецкий WebQuest предполагает использование только интернет-ресурсов, в отличие от классического американского, где возможно использование различных источников информации для решения проблемы.

WebQuest представляет собой презентацию, состоящую из нескольких частей: 1) формулировка темы; 2) определение содержания задания; 3) перечень источников информации; 4) выполнение задания, процесс поиска ответа на вопросы; 5) презентация результатов в Интернете (в идеале) или в любой другой форме (стихотворение, газета, афиша, презентация и др.); 6) контроль и оценка процесса и результатов.

WebQuest-метод имеет ряд преимуществ при обучении иностранному языку. Он обеспечивает автономность и самостоятельность учащихся; даёт возможность осуществить индивидуальный подход; делает целесообразным систематическое использование интернет-ресурсов, мультимедийных и традиционных средств обучения; мотивирует учащихся к применению языковых знаний и изучению нового языкового материала; позволяет использовать большое количество актуальной аутентичной информации; вводит в обучение лингвострановедческий компонент.

Однако чтобы эффективно организовать процесс работы над WebQuest, преподаватель должен проделать большую подготовительную работу: подобрать задания, найти источники информации, продумать форму презентации результатов и процесс контроля и оценки. На протяжении работы над WebQuest преподаватель выполняет функцию помощника-консультанта. Такое дистанционное (модульное) обучение способствует обогащению коммуникативного материала современными и аутентичными сведениями; продуктивному и интерактивному изучению материала; объективному оцениванию освоенных знаний, умений и навыков.

Новые информационные и коммуникационные технологии предоставляют изучающим иностранные языки возможность пользоваться мультимедийными обучающими и справочными программами, многочисленными языковыми материалами. Однако использование современных компьютерных технологий имеет смысл и приносит пользу лишь в том случае, если использовать их осознанно, с учётом основных законов дидактики, преследуемых целей и имеющихся у преподавателя и учащихся навыков работы.

Под навыками работы с мультимедийными программами и Интернетом очень часто подразумевается умение обращаться с компьютером, т.е. сугубо технические аспекты. Однако значительно важнее компетентность преподавателя в вопросах дидактики, осведомлённость в вопросах развития мультимедийной продукции, умение оценить целесообразность использования того или иного продукта, исходя из потребностей и возможностей конкретных учащихся.

Список литературы

1. Айналиева А.Р. Использование мультимедийных средств на занятиях по иностранному языку в вузе / А.Р. Айналиева // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. - 2009. - № 9. - С. 74-75.
2. Девтерова З.Р. Использование инфокоммуникационных технологий в обучении иностранному языку в вузе / З.Р. Девтерова // Гуманизация образования: международный научно-практический журнал. - Сочи, 2007. - № 1. - С. 71-75.
3. Martiny K. Der Einsatz von neuen Medien im Fremdsprachunterricht. - Techni- sche Universitat Darmstadt, 2010. - 216 с.
4. Schulz-Zander R. Veranderung der Lernkultur mit digitalen Medien im Unter- richt // Perspektiven der Medienpadagogik in Wissenschaft und Bildungspraxis. - Mun- chen, 2005.- S. 125-140.
 

Социогуманитарный вестник Кемеровского института (филиала) РГТЭУ № 1(13). 2014

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (05.03.2016)
Просмотров: 244 | Теги: E-learning | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016