Пятница, 20.09.2019, 21:39
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ВОСПРИЯТИЕ БУДУЩЕГО В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Яковлев А.Н., кандидат педагогических наук, доцент Полесский государственный университет, г. Пинск, Республика Беларусь
Яковлева М.А., магистрант Смоленский государственный университет, г. Смоленск, Российская Федерация

ВОСПРИЯТИЕ БУДУЩЕГО В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

В статье рассматриваются психолого-педагогические аспекты рационального и иррационального восприятия будущего в юношеском возрасте в процессе занятий физкультурно-спортивной деятельностью, так как планирование учебно-тренировочной деятельности, в том или ином варианте, предполагает успешность спортсмена в близкой и далекой перспективе. В игровых видах спорта наиболее активно проявляются психолого-педагогические особенности спортсмена, в силу исполнения роли игрового амплуа. Соотношение рационального и иррационального в юношеском возрасте с позиций ученых до сих пор не выявлено, не нашло должного обоснования в спортивной психологии, что очень важно для расширения технико- тактического потенциала спортсмена.

Ключевые слова: иррациональное, будущее, юношеский возраст, физическое воспитание, физические качества, физкультурно-спортивная деятельность.

 

Введение. Изучение рационального и иррационального в юношеском возрасте обусловлено тем, что до сих пор не выяснено, какое реальное содержание имеет исследуемое соотношение, в силу того, что юношеский возраст (15 - 20 лет) характеризуется высоким уровнем интеллектуального развития, когда уже имеется ментальный опыт, и индивидуальность рассматривается через призму его внутреннего мира и сформированного двигательного навыка.

Особую значимость имеют игровые виды спорта, на занятиях которыми формируется модель поведения в зависимости от игрового амплуа (защитник, нападающий, капитан) и роли лидера, «Я-образ» приобретает черты самоопределения в спортивных планах. «Устремление» в будущее указывает на переход личности к следующему этапу - взрослости [2,4,5].

Изменение иерархии потребностей, процесс усложнения, формирования личности при решении задач своей успешности в жизни и спорте, связано с процессом адаптации организма к внешней среде, которая «тестирует» организм по всем параметрам телесного здоровья. Результатом такого «экзамена» являются: уровень телесно-двигательных характеристик, динамика системы ценностей и триединого источника сенсорной, вербальной, структурной информации.

Познание «себя» через ощущения собственного тела происходит в условиях психологического аспекта с позиции умственных способностей, волевых качеств, кругозора, отношения к труду и иным людям, эмоций [1,3,5].

В понимании вышеназванных терминов до сих пор не удалось охарактеризовать личностную организацию (психологического, физического, социокультурного, исторического) времени. К.А. Абульханова, Т.Н. Березина (2001) указывают на рациональное и иррациональное с позиций онтологии [1].

Методы исследования. 1. Тест смысложизненных ориентаций Л.А. Леонтьева (2006), локус контроля - Я, позволяют контролировать события, вносить коррективы на будущее.2. Методика «Индекс жизненной удовлетворенности» (Н. В. Панина), (20 вопросов, 5 шкал характеризуют психологическое состояние человека и его удовлетворенность жизнью). 3. Методика диагностики иррациональных установок А. Элисса. 4. Психолого-педагогическое тестирование и медико-биологическое обеспечение физкультурно-спортивной деятельности в образовательном пространстве социальных институтов.

Доминирование биологизации сводится к отбору и концепции социального научения с позиций первичных и вторичных врожденных побуждений (страх и тревожность, вызванные предшествующим, ранее нейтральным стимулом, без понимания прошлого невозможно изменить будущее), что очень важно в процессе занятий физкультурно-спортивной деятельностью. Построение психологического конструкта отражает основные тенденции и понимание о возможном их влиянии на решения, поведение человека.

Организация исследования. Анализ литературы, контент-анализ, психологическое тестирование, антропология, генетическое тестирование, методы математической статистики.

В исследовании принимали участие юноши и девушки 16 - 21 гг., обучающиеся в Смоленской академии Профессионального образования^-й этап - теоретико- методологическое обоснование исследования и системный анализ; 2-й этап - апробация инновационной методики формирования иллюзорных представлений о будущем в контексте здоровьесберегающих и телесноформирующих технологий в условиях функционирования образовательных учреждений; 3-й этап - обработка данных, характеристика рационального и иррационального в педагогической системе формирования образа будущего в юношеском возрасте.

В Полесском государственном университете принимали участие студенты первого курса факультета организации здорового образа жизни (n=20).Изучались приспособительные реакции организма на измерение временных характеристик силы мышц-сгибателей и разгибателей с учетом их проявления в различных режимах работы на уровне рабочих звеньев двигательного аппарата, с учетом
морфофункциональных и генетических особенностей организма в системном планировании будущего в процессе занятий физкультурно-спортивной деятельностью.

Результаты и их обсуждение. В современных образовательных учреждениях можно перестраивать педагогическую деятельность для сохранения, укрепления и развития телесного здоровья на всех этапах онтогенеза. В таблице приведены полученные нами данные.

Таблица
Результаты смысложизненных ориентаций (по Л. А. Леонтьеву), полученные обучающимися ОГБПОУ СмолАПО

Таблица составлена из 4 столбцов, в 1 и 2 столбцах указаны порядковый номер и код испытуемых. В 3 столбце Шкалы, указаны результаты теста смысложизненных ориентаций Л. А. Леонтьева. 3 столбец разделен на 6 подстолбцов (цели в жизни, процесс жизни, результативность жизни, локус контроля - Я, локус контроля-жизнь, общий показатель осмысленности жизни). В 4 столбце представлен выявленный уровень общего показателя осмысленности жизни: (низкий уровень - 28%); средний уровень - 68%; высокий уровень - 4%).

В ПолесГУ (n=20) изучались приспособительные реакции организма на измерение временных характеристик силы мышц-сгибателей и разгибателей с учетом их проявления в различных режимах работы на уровне рабочих звеньев двигательного
аппарата, особенностей соматотипирования (астеноидный, торакальный, мышечный, дигестивный), генетических показателей организма для системного планирования будущего в процессе занятий физкультурно-спортивной деятельностью.

Иррациональное и рациональное отражает консолидацию усилий, где необходимо акцентировать внимание на междисциплинарные исследования в формировании новых представлений о «теле» и «телесности» человека (пропаганда, наука, здоровый стиль в течение жизнедеятельности человека, сервисные услуги физкультурно-оздоровительной направленности, этические нормы ценностные ориентации в ФСД, качественное образование в сфере ФКиС).

Заключение (Выводы). Деятельностно-аксиологический подход в юношеском возрасте, как понимание иррационального и рационального, является основой для разработки интегративной педагогической модели, где решаются задачи на новом качественном уровне, что выходит далеко за рамки внутренней системы организации управления физкультурно-спортивной деятельностью. Высокий уровень индекса общей жизненной удовлетворенности имеют 28% испытуемых. У 32% тестируемых выявился средний уровень индекса общей жизненной удовлетворенности, 40% имеют низкий уровень индекса общей жизненной удовлетворенности.

Высокий уровень выраженности наличия иррациональной установки (катастрофизация) имеют 81%; 77% выраженности установки - должествование в отношении себя; иррациональной установки (должествование в отношении других) - 43%. По шкале «самооценка и рациональность мышления» - 43%; 24% имеют высокий уровень наличия иррациональной установки (фрустрационная толерантность). Средний уровень имеют: 75% - шкала «фрустрационная толерантность»; 57% по шкале «самооценка и рациональность мышления»; так же средний уровень выявлен у 57% по шкале «должествование в отношении других»; 23% выраженности наличия иррациональной установки (должествование в отношении себя); 19% выраженности наличия иррациональной установки (катастрофизация). Низкий уровень выраженности наличия иррациональной установки (фрустрационная толерантность) имеют 2%. Эффективность физкультурно-спортивной деятельности в вузе предполагает консолидацию усилий, где необходимо акцентировать внимание на междисциплинарные исследования в области физической культуры и спорта. Данные, полученные в ходе психолого-педагогического тестирования, и материалы лаборатории лонгитудинальных исследований ПолесГУ представляют интерес для тренера и спортсмена, имеют строго закрытый статус.

 

Литература

1. Абульханова К. А., Березина, Т.Н. Время личности и время жизни. - СПб.: Алетейя, 2001. - 300 с.
2. Доброхотова Ю. В. Статусы профессиональной идентичности у старшеклассников и студентов // Молодые ученые - нашей новой школе: материалы XI межвуз. науч.-практ. конф. с межд. участием (Москва, 19 апреля 2012) /под ред. В. Рубцова и др. - М.: МГППУ, 2012. - C.27-28.
3. Кроник A. A., Головаха Е.Н. Психологический возраст личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб.: Питер, 2000. - С. 246 - 256.
4. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М.: Наука. - 1972. - 212 с.
5. Яковлев А.Н., Яковлева М.А. Креативность характера и особенности физкультурно-спортивной деятельности в системе интеграционного образовательного процесса Республики Беларусь и Российской Федерации //Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 10 (140). - С.274 - 277.

Источник: Научно-методический журнал "Физическое воспитание и спортивная тренировка" № 4 (26) - 2018


Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (10.09.2019)
Просмотров: 12 | Теги: физическое воспитание | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь