Воскресенье, 24.09.2017, 20:41
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

КОМПЛЕКСНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ СРЕДСТВ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Л.П.Конакова, О.В.Очередько, С.В.Корзилова

КОМПЛЕКСНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ СРЕДСТВ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Проработаны вопросы комплексного использования оздоровительной гимнастики в физическом воспитании дошкольников с учётом их физического развития, физической подготовленности и состояния здоровья. Систематизированы виды оздоровительной гимнастики, рассмотрены средства и методические приёмы, используемые в физическом воспитании детей, описаны цели и предполагаемые результаты.

Ключевые слова: виды оздоровительной гимнастики, физическое воспитание дошкольников, содержание физкультурных занятий, методика физического воспитания.

 
Актуальность. Дошкольный возраст—важный период совершенствования основных функций организма, становления жизненно необходимых двигательных умений, навыков и развития физических качеств. От качества организации работы с детьми по физической культуре зависит, будут ли дети физически готовы к обучению в школе, и, самое главное—их здоровье.

В существующих программах образования дошкольников в области физической культуры (комплексных и специализированных) для дошкольных образовательных учреждений приоритетными являются мероприятия, связанные с охраной здоровья ребёнка, повышением уровня его функциональных возможностей, физического и психического развития и подготовленности.

В настоящее время оздоровительная физическая культура предлагает большое количество оздоровительных методик, технологий, оздоровительных систем, научно обоснованных и проверенных практикой для детей дошкольного возраста.

В содержание физкультурных занятий с детьми дошкольного возраста активно внедряются методики восточных систем оздоровления. Наиболее распространёнными видами оздоровительной гимнастики у дошкольников являются хатха-йога, гимнастика ушу, тай-чи, а также широко применяемые танцевально-ритмическая под музыку, дыхательная, пальчиковая, релаксационная гимнастика, гимнастика для глаз и др.

Целью исследования являлась разработка методики комплексного применения средств оздоровительной гимнастики с детьми 6-7 лет.

Исследование проводились с детьми 6-7 лет на базе детского сада № 61 г. Томска. Занятия проходили 3 раза в неделю по 30 мин и состояли из трёх частей: вводной (5-7 мин), основной (20 мин) и заключительной (3-5 мин).

В начале исследования оценивалось состояние здоровья дошкольников. Данные о состоянии здоровья представлены медиками и дают возможность констатировать, что у более 50 % детей 6-7-летнего возраста выявлены заболевания опорно-двигательного аппарата — 27 %, эндокринной системы—3 %, сердечно-сосудистой системы — 2,3 %, желудочно-кишечного тракта — 13,6 %; 5,7 % детей отнесены к группе ЧБД (часто болеющие дети); 5,9 % детей имеют нарушения в нервно-психической сфере.

Регулярное применение элементов оздоровительных видов гимнастики в процессе физкультурных занятий прогулок будет способствовать развитию организма ребёнка, прививать потребность заботиться о своём здоровье, развивать и укреплять опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы, укреплять органы зрения, повышать физическую, умственную работоспособность, формировать правильную осанку и своды стопы, развивать инициативу, творчество и трудолюбие.

С учётом состояния здоровья, физического развития, физической подготовленности детей определялись средства видов оздоровительной гимнастики.

Для профилактики заболеваний респираторными инфекциями применялся массаж биологически активных зон (А. А. Уманская, 2007); массаж пальцев (К. К. Утробина, 2007); «йога для пальцев»; закаливание водой, воздухом и солнцем.

Для укрепления органов дыхания использовалась дыхательная гимнастика (Б. С. Толкачёва, 2008) и дыхательные упражнения по системе тай-чи.

С целью повышения двигательной активности и формирования культуры движений в программу занятий включалась ритмическая гимнастика.

Профилактика опорно-двигательного аппарата и плоскостопия осуществлялась с помощью упражнений специальной гимнастики, стопотерапии и босохождения, элементов хатха-йоги, тай-чи.

С целью развития речевого аппарата детей применялась логоритмика.

Для укрепления глазодвигательного аппарата использовались специальные упражнения для глаз по системе йоги, а также метод цветотерапии с применением технических средств.

Для повышения работоспособности детей применялись динамические паузы и физкультминутки, пальчиковые игры, приёмы релаксации.

Коррекция психического состояния проводилась с помощью психогимнастических этюдов (М. И. Чистякова, 1995), коммуникативных игр (К. Орфу, Е. В. Рыбак, 2007) и музыкотерапии.

Комплексное применение оздоровительных видов гимнастик осуществлялось в виде сюжетно- игровой совместной деятельности.
Освоение упражнений оздоровительной гимнастики осуществлялось с использованием игрового метода и музыкального сопровождения. Игровой метод облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, творческих способностей ребёнка (табл. 1).

Особенность взаимосвязи методик в структуре занятий представляет собой объединение всех средств на основе дыхательной гимнастики и звуковых упражнений, благодаря которым происходит формирование навыков рационального дыхания.

Таблица 1
Распределение средств видов оздоровительной гимнастики в занятиях со старшими дошкольниками

В вводной части применяется стопотерапия и босохождение, упражнения игростретчинга. В основной части—упражнения на профилактику опорно-двигательного аппарата; массаж биологически активных точек, пальцев; «йога для пальцев». Затем проводится психогимнастика или коммуникативные игры; в заключительной части — релаксация или игра малой подвижности.

Использование элементов хатха-йоги и тай-чи с детьми 5-7 лет решает вопросы комплексного развития органов восприятия, двигательных навыков и психоэмоциональной сферы.

Для достижения более эффективного воздействия на развивающийся организм ребёнка осуществлялось планирование физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня (табл. 2). Элементы оздоровительных гимнастик применялись в первой и второй половине дня с учётом биологической работоспособности организма ребёнка.

Эффективность комплексного применения средств оздоровительной гимнастики подтвердилась тем, что отмечено выраженное снижение заболеваемости — количество заболеваний ОРЗ снизилось до 20 % и длительность заболеваний уменьшилось. Психоэмоциональное состояние у 53 % детей улучшилось. Повысились показатели физической подготовленности, гибкости, координационных способностей (равновесие) и силовой выносливости (р < 0,01).

Таблица 2
Планирование физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении для детей 6-7 лет

 

 

Список литературы

1. Абдульманова, Л. В. Научно-методические подходы к реализации содержания образовательной области «Здоровье» / Л. В. Абдульманова // Инструктор по физкультуре.- 2012.- № 3.- С. 6-15.
2. Борисова, Е. Н. Система организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками / Е. Н. Борисова.- М., 2009.
3. Гаврючина, Л. В. Здоровье сберегающие технологии в ДОУ Обеспечение психологического благополучия / Л. В. Гаврючина.- М., 2007.
4. Манжиева, А. Я. Инновационные технологии в физическом воспитании детей дошкольного возраста / А. Я. Манжиева // Фундаментал. исслед.— 2007.- № 12, ч. 1.- С. 130-132.
5. Попков, А. В. Антистрессовая пластическая гимнастика / А. В. Попков.- М. : Соврем. спорт, 2005.
6. Сорокина, Л. Н. Весёлая йога для дошкольников / Л. Н. Сорокина // Инструктор по физкультуре.- 2011.- № 5.
7. Чернышенко, Ю. К. Инновационные направления развития системы физического воспитания детей дошкольного возраста / Ю. К. Чернышенко. - Краснодар, 1999.
8. Эрденко, Д. В. Методика коррекции нарушений осанки с использованием нетрадиционной гимнастики тайцзицюань и мячей большого диаметра / Д. В. Эрденко, С. Н. Попов, О. В. Козырева // Физ. культура: воспитание, образование, тренировка.-2008.- № 1.- С. 21-23.
9. Ясюкова, Л. А. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе / Л. А. Ясюкова // Методика определения готовности к шк.- Томск, 2003.- С. 46-50.

Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2016. Т.1, № 3

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (19.06.2017)
Просмотров: 59 | Теги: Оздоровительная гимнастика | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь