Четверг, 23.11.2017, 14:07
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

ОБОСНОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАНИЕМ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Ф.Г.Переходко, О.А.Дмитренко, Т.Н.Михонина

ОБОСНОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАНИЕМ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Обосновывается необходимость изучения технологии управления воспитанием и развитием у студентов профессионально важных физических качеств на основе интерактивных методов педагогического воздействия, направленных на развитие личности.

Ключевые слова: технологии управления, интерактивные методы воспитания, педагогическое воздействие.

 
Актуальность данной работы следует из педагогической практики, которая свидетельствует о том, что физическое воспитание и развитие студентов вузов осуществляется тем успешнее, чем совершеннее процесс управления ими.

При этом анализ управленческой деятельности по воспитанию и развитию профессионально значимых физических качеств показывает, что она имеет свою внутреннюю логику и определённые закономерности [1-3].
Исходя из этого целями и задачами нашего исследования явилось обоснование технологии управления воспитанием студентов на основе интерактивных методов педагогического воздействия.

В качестве основных методов исследования в работе нами применялись наблюдение, изучение опыта, опросные методы, метод анализ и обобщение.

Организация и результаты исследований.
Специальное изучение данного вопроса показало, что управление процессом физического воспитания студентов и развития у них профессионально значимых физических качеств представляет собой специально осуществляемую руководством вуза и преподавателями деятельность, направленную на воспитание и профессиональное развитие студентов.

Сама деятельность по управлению процессом развития профессионально значимых физических качеств у студентов вузов на основе интерактивных методов педагогического воздействия имеет сложную структуру и реализуется поэтапно. На каждом этапе решаются свои специфические задачи.

Практика показывает, что для решения проблем, связанных с совершенствованием управленческой деятельности, особое внимание следует обращать на то, как преподаватель по физической культуре и спорту осуществляет:
- осмысление проблемы, которую необходимо решить, и её формулировку;
- сбор информации об управляемом объекте и влияющих на него факторах;
- определение причин отклонений параметров развития социально значимых личностных качеств от нормы;
- изучение характера управленческой деятельности и оценку её соответствия предъявляемым требованиям;
- оценку возможностей руководства вуза и преподавателей по воспитанию и развитию физических качеств и прикладных двигательных навыков у студентов на основе интерактивных методов педагогического воздействия;
- определение целей и общего замысла действий по воспитанию и развитию профессионально значимых физических качеств у студентов в соответствии с имеющимися возможностями;
- выбор конкретных способов решения задач, стоящих перед субъектами управления;
- планирование действий, направленных на оптимизацию воспитания физических качеств и прикладных двигательных навыков у студентов на различных этапах обучения на основе интерактивных методов педагогического воздействия;
- прогнозирование развития физических качеств в ходе реализации намеченного плана действий.

Немаловажным является и то, как осуществляется практическая реализация намеченной программы и плана деятельности в жизнь, в частности, каким образом:
- план доводится до исполнителей и заинтересованных лиц;
- формируется готовность преподавательского состава к воспитательной деятельности;
- реализуются действия, связанные с информационным, материально-техническим, психолого-педагогическим и бытовым обеспечением педагогической деятельности преподавателей;
- организуется контроль за ходом достижения поставленных целей.

На заключительном этапе управленческой деятельности важно проанализировать механизм оценки полученных результатов и внесения корректив в намеченную программу и план действий и выяснить:
- сравниваются ли полученные результаты с планируемыми;
- устанавливаются ли причины недостаточно высокой эффективности управленческой деятельности;
- вносятся ли изменения и дополнения в намеченную программу действий.

В эффективности управления воспитанием и развитием профессионально значимых физических качеств у студентов важная роль принадлежит подбору средств физической культуры.

Основным методом получения исходной информации для оценки состояния воспитательной работы в процессе занятий физической культурой со студентами вузов явился метод анкетного опроса.

Анкетирование проводилось письменно по заранее разработанному опроснику, представлявшему собой стандартизированную, одинаковую для всех анкету, состоящую из вопросов и предложений. Вопросы сформулированы так, чтобы, отвечая на них, испытуемый оценил себя с различных точек зрения, показывал своё отношение к учёбе, товарищам, различным микрогруппам и т. д. С помощью анкеты представлялось целесообразным получить ответы прежде всего на следующие вопросы:
1. Используются ли средства физической культуры и спорта в целях решения воспитательных задач по формированию и развитию профессионально- значимых личностных качеств у студентов в вузе?
2. Какие микрогруппы, основанные на эмоциональных и нравственных позициях, существуют в студенческом коллективе?
3. Имеют ли высокий социальный статус физически сильные, спортивно развитые студенты?
4. Какие формы физической культуры в большей степени формируют личностные качества у студентов?
5. В процессе занятий какими видами спорта или физическими упражнениями в большей степени проявляется развитие профессионально значимых личностных качеств у студентов?
6. Каково мнение большинства студентов о положительном воздействии групповых упражнений на улучшение межличностных отношений?
7. Как физические упражнения, выполняемые в составе спортивной команды, обусловливают взаимосвязь между общественно-организованными и эмоционально-статусными структурами в студенческом коллективе?

Предполагалось, что полученная в ходе анкетного опроса информация, а также оценка её по объективным критериям позволят затем перейти к исследованию динамики эмоциональных и общественно-организационных отношений студентов под направленным воздействием средств и методов физической культуры и спорта.

К исследованию привлекалось 330 студентов, разделённых на три группы по уровню успеваемости по дисциплине «Физическая культура».

Студентам было предложено ответить на вопросы, содержащиеся в анкете. В таблице приведены результаты анкетирования по первому вопросу анкеты: «Используются ли интерактивные методы педагогического воздействия в целях решения воспитательных задач по формированию и развитию профессионально значимых физических качеств у студентов в вузе»?

Результаты опроса студентов об эффективности их физического воспитания на основе интерактивных методов педагогического воздействия

Как видно из таблицы, различные категории студентов по-разному оценивают состояние воспитательной работы, направленной на повышение эффективности их физического воспитания на основе интерактивных методов педагогического воздействия. Для нас важно отметить, что невысокая оценка указывает на необходимость улучшения работы в данном направлении.

В результате анкетирования по второму вопросу было установлено, что во всех учебных группах существуют микрогруппы с объединёнными общими признаками: землячество, национальная принадлежность, общие увлечения, черты характера, деловые, спортивные и нравственные признаки. Существуют дружественные (в них очень хорошо развита взаимопомощь, профессиональный авторитет, морально-волевые качества) и отрицательно направленные микрогруппы. На вопрос «Пользуются ли авторитетом среди студентов физически сильные, спортивно-развитые люди?» большинство ответило положительно.

Социально значимые качества затронуты влиянием норм поведения в обществе.
Меньше ценится умение поиграть мускулами (7 %), проявить физическое превосходство над другими (5 %). При этом в студенческой среде существует негативное отношение к «хилякам», неспособным выдержать определённые физические нагрузки. На поставленный вопрос анкеты ответы распределились следующим образом: 55 % опрошенных ответили положительно, 33 % — отрицательно, 12 % — затруднились ответить.

Очевидно, студенты понимают, что профессионально значимые качества представляют собой сложные образования физических, психологических и социальных свойств личности, которые при определённых обстоятельствах начинают играть ведущую роль. Так, студенты при интервьюировании отмечают, что в период напряжений во время экзаменационной сессии эти качества проявляют волевые и настойчивые сокурсники.

На основе анализа и обобщения результатов анкетирования 42 преподавателей высшего учебного заведения было выявлено значение каждой формы физической культуры в воспитательном воздействии на формирование социально значимых личностных качеств у студентов вуза.

52 % опрошенных преподавателей вуза в качестве ведущей формы физической культуры, влияющей в большей степени на формирование профессионально значимых качеств, развитие межличностного взаимодействия, выделили спортивную работу. 48 % преподавателей основной формой физической культуры, наиболее успешно решающей воспитательные задачи, считают учебные занятия.

В результате анкетирования студентов по пятому вопросу анкеты («Какие виды спорта, на ваш взгляд, наиболее способствуют воспитанию социально значимых качеств студентов?») было выявлено, что спортивные игры (35,1 %) и командные виды спорта (29,3 %) имеют наибольшую значимость по сравнению с лёгкой атлетикой и лыжной подготовкой (17,3 %), а также другими видами спорта (18,3 %). Вариабельность ответов указывает на целесообразность применения спортивных игр и групповых физических упражнений, которые оказывают положительное воздействие на воспитание и развитие социально значимых личностных качеств и улучшение межличностного взаимодействия. Полученные данные подтверждаются исследованиями В. А. Щёголева и Ю. Н. Щедрина, считающих наиболее эффективным средством сплочения студенческих коллективов спортивные игры, различные командные эстафеты, групповые спортивные состязания [4].

Исследования показывают, что большинство опрошенных нами студентов считают необходимым в воспитательном процессе физкультурно- спортивной деятельности использовать упражнения коллективного характера, которые положительно влияют на формирование товарищеских отношений. Эффективность этих отношений зависит от качества организации коллективной деятельности, от того, в какой мере она соответствует формированию межличностных отношений в коллективе, где создаются условия для формирования устойчивых и прочных чувств товарищества.

В социологических исследованиях мы не только изучали индивидуальную оценку значимости групповых физических упражнений, направленных на укрепление студенческого коллектива, но и выяснили коллективное мнение о воздействии данных упражнений на различные стороны жизнедеятельности учебного коллектива.

Определяющее влияние коллективного мнения о значении командных и групповых физических упражнений на отношения с товарищами по учёбе отметили 60 % опрошенных студентов, мотивы дружественных контактов — 62 %, отношения в коллективе — 43 %, общественно-организационные отношения — 45 %, качество учёбы — 71 %, проведение свободного времени — 50 %, улучшение социально-психологической атмосферы — 41 %.

Исследование показывает, что хорошая организация физкультурно-спортивной деятельности в большинстве изученных учебных коллективах способствует формированию здоровой морально-психологической атмосферы, действенного общественного мнения, эффективно влияющего на все значимые стороны жизни студентов. Данное положение подтверждается исследованиями В. А. Щёголева и С. В. Николаева, полагающих, что от организации учёбы в вузе зависят субъективные оценки условий развития индивида в данном коллективе [5; 6].

Параллельно с анкетированием преподавателей проводилось интервьюирование студентов. Был задан один вопрос: «Ваше отношение к проведению воспитательной работы по эффективности физического воспитания на основе интерактивных методов педагогического воздействия»? Большинство исследуемых ответили, что интерактивные методы педагогического воздействия могут оказать существенное влияние не только на совершенствование физических качеств студентов, но и способствовать улучшению их взаимоотношений и психологической совместимости. С помощью специально направленных физических упражнений можно закалять волю, воспитывать умение подчинять личные интересы общественным, готовность действовать сообща, способность оказать помощь и своевременную поддержку товарищу.

Данные анкетирования во многом совпали с результатами интервьюирования о положительном влиянии групповых физических упражнений на различные стороны жизни: на отношения с товарищами по учёбе, мотивы межличностных отношений и дружеских контактов, общественно-организационные отношения, качество учёбы, улучшение социально-психологической атмосферы.

Подавляющее большинство опрошенных студентов (341 чел.) указало на возможность и целесообразность проведения воспитательной работы с использованием интерактивных методов педагогического воздействия.

С точки зрения управления физическим воспитанием студентов на основе интерактивных методов педагогического воздействия авторитетом пользуются преподаватели, имеющие высокий уровень профессиональных знаний, спортивной подготовленности, достаточный педагогический опыт и справедливые в своих требованиях к студентам. Студенты проявляют подражательство и копируют поведение авторитетных личностей. Некоторая несамостоятельность студентов является предсказуемой, если учесть короткий период их профессиональной социализации.

Профессионально значимые качества можно отнести по классификации Л. Н. Бережной к зрелой цивилизации: социальный инфантилизм молодёжи влияет и на учебную среду [1]. Культура досуга и развлечений сформировала стереотип «тусования». Тем не менее студенты полагают, что демократизм, индифферентный к серьёзным взрослым проблемам, является препятствием для воспитания. Студенты апробируют профессионально значимые физические качества для будущей карьеры: 52 % опрошенных считают полезным самовоспитание этих качеств, даже если не существует реальных условий их реализации в малой социальной группе. Большинство осознаёт, что культивирование определённых социально значимых качеств проективно направлено на более взрослую ступень профессиональной деятельности. Часть студентов (3,8 %) не видит смысла в проявлении этих качеств.

Выводы. Результаты изучения мнения преподавателей и студентов подтвердили необходимость использования интерактивных методов педагогического воздействия для развития учебных коллективов, улучшения в них межличностных отношений, взаимодействий, коммуникаций, воспитания профессионально значимых физических качеств.

Вместе с тем, как показывает анализ воспитательной деятельности профессорско-преподавательского состава вузов, основной причиной, сдерживающей эффективность этой деятельности, является отсутствие у субъектов воспитания должных знаний, умений и навыков по управлению воспитательным процессом на основе использования интерактивных методов педагогического воздействия.

В связи с этим обосновывается целесообразность последующего рассмотрения содержания и организационных форм совершенствования профессиональной деятельности по управлению воспитанием студенческой молодёжи на основе использования интерактивных методов педагогического воздействия.

Список литературы

1. Бережнова, Л. Н. Предупреждение депривации в образовательном процессе : монография / Л. Н. Бережнова. — СПб., 2000.
2. Богословский, В. И. Научное сопровождение образовательного процесса в педагогическом университете: методологические характеристики : монография / В. И. Богословский. — СПб., 2000.
3. Тряпицына, А. П. Методологические предпосылки построения педагогической теории образования / А. П. Тряпицына // Педагогика новому веку: идеи на будущее... Герценовские чтения 1994 : межрегион. сб. науч. тр. : в 2 ч. — СПб., 2000.
4. Щёголев, В. А. Физическая культура и спорт как средство профессионально-ориентированного воспитания студенческой молодёжи / В. А. Щёголев, Ю. Н. Щедрин. — СПб. : СПбГУ ИТМО, 2011. — 216 с.
5. Щёголев, В. А. Физическая культура и спорт в воспитании студентов / В. А. Щёголев. — Великие Луки, 1999. — 52 с.
6. Николаев, С. В. Социализация военнослужащих в процессе физкультурно-спортивной деятельности / С. В. Николаев. — СПб. : ВИФК, 2002. — С. 144-158.

Для цитирования: Переходко, Ф. Г. Обоснование технологии управления воспитанием студентов на основе интерактивных методов педагогического воздействия / Ф. Г. Переходко, О. А. Дмитренко, Т. Н. Михонина // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2017. — Т. 2, № 2. — С. 54-59.

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443x (12.09.2017)
Просмотров: 45 | Теги: интерактивные методы | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь