Четверг, 13.12.2018, 22:50
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

Воспитание толерантности у подростков, занимающихся спортивно-оздоровительным туризмом

Савеко Э. И., Гаптарь В. М.

Воспитание толерантности у подростков, занимающихся спортивно-оздоровительным туризмом

Аннотация. В статье говорится о большом значении занятий подростков в спортивно-оздоровительном туризме и воспитании толерантности.

Ключевые слова: воспитание, толерантность, подростки, спортивно-оздоровительный туризм.

 

Толерантность — это жизненная мировоззренческая позиция «за» или «против» принципов, норм, убеждений, вырабатываемая как результат этнического и духовного опыта личности.

Воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения. Воспитание у подростков миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать: на наш взгляд, этому очень хорошо способствуют занятия спортивно-оздоровительным туризмом.

Толерантный путь — это путь человека, хорошо знающего себя комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям. Воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.

Анализ специальной литературы, социально-педагогическая практика в отрасли физической культуры, спорта и туризма, показывают, что эффективной социализации и толерантности подростков способствует физкультурно-спортивная и туристско-краеведческая деятельность, приобщение их к ценностям сферы физической культуры, спорта и туризма [1].

Значительные потенциальные возможности направленного педагогического воздействия на подростков лежат в сфере туристско-краеведческой деятельности. Комплексная систематическая работа, сочетающая элементы духовно-нравственного и физического воспитания, а также оздоровления посредством туристской работы, является самой приемлемой формой, а мероприятия, в которых напрямую контактируют различные социальные группы подростков, — наиболее действенными [4].

Участие в спортивно-оздоровительной туристской деятельности, особенно в подростковом возрасте мотивировано потребностью в общении в коллективе сверстников. Взаимопомощь, взаимоподдержка, терпимость к позиции другого — качества, которые участникам туристских мероприятий приходится проявлять. Такие условия коллективной деятельности дают учащемуся представления о моральных нормах поведения общества, формируют отношения к ним как к ценности. Важным качеством субъекта является способность поддерживать коммуникационные контакты в совместной деятельности в условиях преодоления трудностей, физических и психологических нагрузок [2].

Используя групповые нормы поведения как систему соотношения, индивид оценивает ситуацию и свое поведение в ней. В туристских путешествиях, даже небольших по протяженности и продолжительности, рождаются чувство коллективизма, любовь к природе, расширяется кругозор участников. Каждый пройденный километр пути укрепляет уверенность в своих силах, приносит большое моральное удовлетворение.

Коллективный характер спортивно-оздоровительной туристской деятельности создает предпосылки для организации самоуправления, самоконтроля принятых решений, проявления ответственности участника при реализации возложенных, на него, туристских обязанностей.

Туризм обладает огромными возможностями в сплочении подростков. Преимущество туризма перед другими видами деятельности состоит в том, что участники похода занимаются постоянной и разнообразной по характеру деятельностью. Занимающиеся постоянно находятся вместе, имеют общую цель, которая, овладев сознанием участников похода, становится стимулом их активности, мобилизует энергию, направляет деятельность. Любое отклонение от требований, норм и правил поведения вступает в противоречие с интересами коллектива, тормозит продвижение к намеченной цели. Возникновение подобных ситуаций в походе вызывает естественную реакцию протеста большинства и, как правило, группа быстро и правильно разрешает недоразумения, споры [3].

В наши дни, когда в общении между подростками, молодёжью вторглась нетерпимость, агрессия, туризм и краеведение могут выступить как средство сглаживающие конфликты. Можно смело отнести туристскую работу к средствам реабилитационной педагогики, так как ее использование создает наилучшее условие для эмоционально положительной атмосферы, общения с подростками. Толерантность позволяет трезво смотреть правде в глаза, можно это сказать и о спортивном туризме.

Нам известны следующие функции толерантности:

Креативная — обеспечивает возможность творческого преобразования окружающей действительности; создает условия для безопасного проявления дивер- гентности, творческой активности; создает условия для творческого самоутверждения.

Регулирующая — позволяет сдержать неприязнь в сочетании с отложенной позитивной реакцией, либо заменить ее на позитивную; предоставляет конструктивный выход из конфликтных ситуаций; ориентирует отношения на соблюдение равноправия, уважения, свободы.

Воспитательная — обеспечивает передачу опыта позитивного социального взаимодействия и опыта в целом; является совершенным образцом организации жизнедеятельности в социуме; обеспечивает успешную социализацию; развивает нравственное понимание, сопереживание, умение лояльно оценивать поступки других.

Культуросохраняющая — обеспечивает сохранение и преувеличение культурного опыта группы, этноса, общества.

Мирообеспечивающая — определяет многомерность среды и разнообразных взглядов; обеспечивает гармоничное мирное сосуществование представителей, отличающихся друг от друга по различным признакам; служит общественным гарантом неприкосновенности и ненасилия по отношению к различного рода меньшинствам и легализует их положение с помощью закона

Психологическая — служит основой для нормализации психологической атмосферы в группе, обществе (атмосфера доверия, уважения, признания, поддержки); формирует и развивает этническое самосознание; обеспечивает этническую и социальную самоидентификацию; поддерживает и развивает самооценку личности, группы; снижает порог чувствительности к неблагоприятным факторами неординарным ситуациям.

Коммуникативная — развивает готовность к общению, сотрудничеству и пониманию; позволяет установить конструктивное общение с представителями различных групп, иного мировоззрения.

Эти функции можно наблюдать и при занятии спортивным туризмом.

Перед нами была поставлена задача проследить проявления функций толерантности и межнационального согласия при занятии в туристском клубе.
Нами были использована методика для изучения социализированности личности учащегося М. И. Рожко- ва, предназначенная для выявления уровня социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности подростков.

Исследование было проведено на базе Минского государственного профессионально-технического колледжа железнодорожного транспорта им. Е. П. Юшкевича. В исследовании приняло три группы испытуемых по 15 человек: 1 группа — занимающиеся в туристском клубе, 2 группа — занимающиеся только в рамках обязательных занятий по учебному предмету «Физическая культура и здоровье».

Исследование проводилась 2 раза в начале учебного года (сентябрь 2013 г.) и в апреле 2014 г. по окончании экспериментальной программы.

По мере накопления знаний у подростков в процессе занятий в туристском клубе, проверки их в практических делах мы заметили, что нравственные принципы становятся достоянием их личности и превращаются в глубокие внутренние убеждения, устойчивые моральные качества. Все это позволило определить правильную линию поведения подростков и осуществлять активную учебную, общественную и туристско-крае- ведческую деятельность.

Подростки, приходящие в туристский клуб, уже имеют определенные социальные установки, обладают теми или иными чертами характера, поэтому, формируя устойчивые нравственные качества и применяя разнообразные средства и методы нравственного воспитания. Разработанная программа социализации подростков средствами туризма была единым звеном всего воспитательного процесса в исследуемом учреждении образования.

Педагогические формы организации социализации подростков средствами туризма: походы выходного дня, многодневные походы, туристские слеты, туристские викторины, школы туристской подготовки, школы спортивного ориентирования, туристские лагеря.

Критериями оценки социализированности подростков нами были отобраны следующие:
-  социальная адаптированность;
-  социальная автономность;
-  социальная активность;
-  нравственная воспитанность.

Результаты изучения социализированности личности до начала занятий и на заключительном этапе исследования представлены в таблице 1.

Сравнив полученные результаты с помощью критерия Стьюдента установлено, что:
-  до проведения педагогического эксперимента социализированность личности подростков в исследуемых выборках находится приблизительно на одинаковом уровне (р<0,05).
- после завершения педагогического эксперимента социализированность личности подростков, занимающихся туризмом, достоверно различается по всем четырем исследуемым критериям по сравнению с подростками КГ (р>0,05).

Рассмотрим отдельно каждый критерий.

Таблица 1.
Результаты исследования социализированности личности

Примечание: ЭГ - экспериментальная группа; КГ - контрольная группа.

По критерию «социальная адаптированность» получены следующие результаты: среднее арифметическое значение до начала занятий в первой группе испытуемых равнялось 2,00±0,44 балла, после завершения исследования — 2,57±0,27, во второй группе: 2,11±0,33 и 2,29±0,34. Социальная адаптированность во всех группах испытуемых до начала и после окончания исследования находилась на среднем уровне.

Далее рассмотрим критерий «социальная автономность». В результате проведенного тестирования получены следующие результаты: среднее арифметическое значение до начала занятий в первой группе испытуемых равнялось 2,43±0,42 балла, после завершения исследования — 1,95±0,29, во второй группе: 2,32±0,31: 2,31±0,29 и 2,17±0,31 соответственно. Социальная автономность во всех группах испытуемых до начала исследования находилась на среднем уровне, после окончания исследования в первой группе — на низком уровне, во второй — на среднем уровне.

По критерию «социальная активность» получены следующие результаты: среднее арифметическое значение до начала занятий в первой группе испытуемых равнялось 2,37±0,38 балла, после завершения исследования — 2,81± 0,40, во второй группе: 2,16±0,41и 2,36±0,35 соответственно. Социальная активность во всех группах испытуемых до начала и после окончания исследования находилась на среднем уровне.

По критерию «нравственная воспитанность» получены следующие результаты: среднее арифметическое значение до начала занятий в первой группе испытуемых равнялось 2,28±0,34 балла, после завершения исследования — 2,61± 0,24, во второй группе: 2,24±0,38 и 2,33± 0,29 соответственно. Социальная активность во всех группах испытуемых до начала и после окончания исследования находилась на среднем уровне.

Вывод: в результате проведенного исследования статистически достоверно установлено, что занятия спортивно-оздоровительным туризмом способствуют социализации и толерантности подростков и могут быть рекомендованы для повсеместного внедрения в учреждения образования.

Литература:

  1.  Бушманова, Н. В. Туристско-краеведческая деятельность как средство социализации и воспитания подростков: Автореферат дис. ... к.п.н. / Н. В. Бушманова.— Ставрополь, 1998.— 21 с.
  2.  Ганопольский, В. И. Туризм и спортивное ориентирование: Учебник для институтов и техникумов физической культуры / В. И. Ганопольский, Е. Я. Без- носиков, В. Г. Булатов.— М.: Физкультура и спорт, 1987.— 240 с.
  3.  Гордина, М. А. Туристская деятельность как средство воспитания личности старшеклассников: Автореферат дис. ... к.п. н. / М. А. Гордина. — СПб., 2005.— 23 с.
  4.  Дворянинова, Е. В. Туристско-краеведческая деятельность как фактор социализации старших подростков: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Е. В. Дворянинова. — Пенза, 2007.— 22 с.

Международные спортивные игры «Дети Азии» -- фактор продвижения идей Олимпизма и подготовки спортивного резерва: материалы международной научной конференции, 7-8 июля 2016 г. / под общ. ред. М.Д. Гуляева. - Якутск, 2016.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (04.12.2018)
Просмотров: 21 | Теги: туризм, толерантность | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь